Орлов Ю. Ю. Определение коррупционно уязвимых участков в закупках, проводимых ОАО «Российские железные дороги»

УДК: 347:656.2.06


Орлов Юрий Юрьевич - аспирант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государственных и муниципальных органов и предприятий Российской Федерации, а также для своевременного и полного удовлетворения потребностей государственных корпораций и компаний, субъектов естественных монополий, автономных организаций и хозяйственных обществ в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования превышает 50%, несмотря на свою необходимость в части касающейся развития предпринимательской среды и конкурентного рынка товаров, работ и услуг в Российской Федерации, неоднократно осуществлялись с нарушением действующего законодательства. Институт закупок в Российской Федерации, как и в любой другой стране, является полем для совершения преступлений как против интересов государственной власти, службы и органов местного самоуправления, так и посягающих на сферу экономических отношений и экономической деятельности.

В статье рассматриваются коррупционно уязвимые места в области закупок, проводимых государственной корпорацией «Российские железные дороги». Изучается законодательство в сфере закупок. Рассматриваются точки зрения зарубежных ученых по вопросу борьбы с коррупцией в транспортном секторе и закупках. Анализируются данные о проведении закупок, проводимых ОАО «Российские железные дороги», заключения, изложенные по результатам аудиторских проверок, проводимых в отношении указанного общества и дочерних организаций.

Статья целиком →

Корякин В. М., Сандырева Е. В. Договор аутсорсинга и возможность его применения в правоотношениях по обеспечению транспортной безопасности

УДК: 347.4


Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта

Сандырева Елена Вячеславовна - аспирант Юридического института Российского университета транспорта


Аннотация. В статье раскрывается правовая природа договора аутсорсинга, его особенности и специфика в системе гражданско-правовых договоров. Показано, что этот договор относится к числу непоименованных в ГК РФ договоров и представляет собой соглашение, по которому организация передает некоторые неосновные, обеспечивающие функции на исполнение иным организациям, располагающим для этого соответствующими кадровыми ресурсами и опытом деятельности. Дана оценка возможности применения данной договорной конструкции к сфере обеспечения транспортной безопасности. Транспортная организация имеет возможность и право реализовывать возложенную на нее функцию обеспечения транспортной безопасности путем заключения гражданско-правового договора (договора аутсорсинга) с аккредитованными в установленном порядке юридическими лицами (подразделениями транспортной безопасности), которые осуществляют защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Статья целиком →

Косолапов Ю. В., Сивова А. А. Специальный железнодорожный транспорт для перевозки правонарушителей в России в 1950-1980-е годы

УДК: 348.3


Косолапов Юрий Вячеславович - кандидат химических наук, доцент кафедры таможенного права и организации таможенного дела Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Сивова Анна Александровна - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России


Аннотация. Во второй половине XIX в. железные дороги произвели революцию не только в экономике и военном деле, но и в этапировании заключенных, именно тогда зародился специальный железнодорожный транспорт для перевозки правонарушителей в России. Он прошел эволюцию от вагонов для перевозки арестантов конца XIX в. — начала XX в., именуемых в народе в разные исторические периоды «арвагонами», «краснухами», «теплушками», «столыпинскими», до вагонов нового поколения. Переломные изменения в техническом оснащении специальных вагонов произошли в 1950—1980-е гг.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Развитие транспортных путей и законодательства в правление Екатерины II

УДК: 340.14


Петров Юрий Иванович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), petrov52@ro.ru


Аннотация. В статье рассматриваются меры правительства в правление Екатерины II, направленные на развитие сухопутных и водных путей сообщения в России, как результат понимания императрицей роли транспортной отрасли для развития торговли и промышленности и всей экономики. Практические шаги в дорожном деле были связаны с новыми кадровыми назначениями и предоставлением широких полномочий ведущему в этой отрасли ведомству Канцелярии строения государственных дорог. В статье приводятся положения указа с постановкой задач Канцелярии, а также доклад нового руководителя дорожного ведомства с детальным анализом способов, которыми строили и ремонтировали государственные дороги на протяжении многих лет, и соображениями о дальнейшем строительстве и ремонте дорог и мостов.

В статье показано значение, которое придавала императрица водным путям сообщения. Большое внимание она уделяла строительству и эксплуатации каналов. Особой заботой императрицы служила Вышневолоцкая водная система, которой она уделяла пристальное внимание и на которой лично бывала не один раз. Серьезным препятствием для ведения торговли русскими купцами с использованием водных путей сообщения долгое время являлось отсутствие правовой базы. Анализ Устава купеческого водоходства 1781 г. показывает, как с его введением были разрешены многие спорные вопросы, определены права и обязанности хозяев кораблей, их нанимателей и служащих на судах, что привело в конечном счете к расширению торговых отношений как внутри страны, так и за ее пределами.

Статья целиком →

Шатская И. И. Особенности организации и нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях транспорта

УДК: 657.22:656.13


Шатская Ирина Ивановна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта, irina_shatskaya@mail.ru


Аннотация. Законодательство в области регулирования бухгалтерского учета на предприятиях транспорта включает совокупность федеральных, отраслевых стандартов, рекомендаций и стандартов экономического субъекта. Особенностью организации бухгалтерского учета в транспортных предприятиях является то, что кроме федеральных, отраслевых стандартов, рекомендаций и стандартов экономического субъекта бухгалтерский учет на предприятиях транспорта ведется на основании распоряжений Минтранса России. Транспортные предприятия в силу своей специфики занимаются перевозкой грузов, пассажиров, выполняют погрузочно-разгрузочные работы, подготовку, экспедирование и хранение груза, что в свою очередь обусловливает ряд особенностей в организации и ведении бухгалтерского учета. Спецификой в работе транспортных предприятий является то, что они используют нормативные документы, на которых основывается транспортная система грузоперевозок, которые также использует бухгалтерский отдел транспортного предприятия в своей деятельности. Кроме того бухгалтера транспортного предприятия применяют в своей работе нормативные акты более частного порядка, такие как правила дорожного движения, правила технической эксплуатации автомобилей и их технического обслуживания и др.

Правильная организация ведения бухгалтерского учета на транспортных предприятиях с грамотным, своевременным соблюдением и исполнением законов, нормативных актов, положений по бухгалтерскому учету, положений учетной политики, распоряжений Минтранса России, законодательных и нормативных документов, на которых основывается работа транспортной системы в целом, позволят добиться четкого регулирования и исполнения условий перевозок грузов и пассажиров с учетом их особенностей, результатом станет стабильная, успешная деятельность транспортного предприятия в будущем.

Статья целиком →

Правкин С. А., Смирнова В. В. Механизм правового управления инвестициями в транспортной сфере с учетом применения отдельных моделей государственно-частного партнерства

УДК: 332:347.463


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право», Юридический институт Российского университета транспорта (МИИТ)

Смирнова Вера Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право», Юридический институт Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматривается механизм правового управления инвестициями в транспортной сфере с учетом применения отдельных моделей государственно-частного партнерства. На основе анализа применения действующего транспортного, гражданского и инвестиционного законодательства делается заключение об определенном несовершенстве реализации механизма государственно-частного партнерства в транспортной сфере, в том числе с учетом недостаточного использования мер бюджетной политики. Для эффективной реализации моделей экономического роста предлагается использовать меры оптимального правового регулирования, бюджетного контроля и стимулирования. В связи с данной целью прослеживается необходимость создания системы защиты капитальных вложений, предоставления национального режима и обеспечения стабильности инвестиционного законодательства. На основании проведенного исследования предлагаются новые правовые меры, усиливающие инвестиционную привлекательность в транспортной сфере, в том числе за счет применения различных моделей государственно-частного партнерства.

Статья целиком →

Кобзева Е. И. Проблема финансово-правового регулирования транспортных услуг в условиях цифровизации

УДК: 347.73:656


Кобзева Екатерина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория права и природоресурсное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Быстрое развитие современных технологий, основанных на использовании распределенного реестра и других информационных инноваций, привело к появлению принципиально иной системы экономических отношений, называемой «цифровой». Одним из ключевых направлений деятельности Российской Федерации на среднесрочную перспективу является развитие цифровой экономики. На современном этапе цифровизация является основным фактором развития транспортной инфраструктуры и сферы транспортных услуг. Вопрос модернизации транспортной сферы занимает серьезные позиции во многих зарубежных стратегиях развития цифровой экономики. Для процветания цифровой экономики необходимы единообразные правовые положения, и в то же время этот единый свод законов не должен препятствовать распространению инноваций и прогресса в цифровой экономике.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменением транспортных услуг при переходе к цифровой экономике. Для сохранения и расширения рыночных позиций многие страны включилось в гонку по цифровизации национальных экономик, в связи с чем возникли проблемы в правовом регулировании, а именно отсутствие единообразных правовых положений, единого подхода к финансово-правовому регулированию в сфере цифровых транспортных услуг. В результате исследования сделан вывод о том, что одна из ключевых проблем заключается в том, что технологии развиваются быстрыми темпами, а законодательство находится под угрозой отставания.

Статья целиком →

Джабиев А. П. Китайский мегапроект «Один пояс — один путь»: перспективы развития международной транспортной инфраструктуры и оживления мировой экономики

УДК: 339.9


Джабиев Александр Петрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта


Аннотация. За все время существования Великого Шелкового пути, объединяющего Восток и Запад торгово-экономическими, дипломатическими и культурными связями, происходили существенные трансформации, но неизменным осталось то, что Шелковый путь сохранял за собой роль межцивилизационного диалога и моста между странами и континентами. В условиях динамично меняющейся внешней среды человечество становится свидетелем возрастающей активности Великого Шелкового пути, происходит переосмысление его геополитической значимости, так как сегодня ряд глобальных и региональных держав предлагают новые инициативы по реанимации Шелкового пути.

В статье исследуются перспективы и возможности реализации китайского мегапроекта «Один пояс — один путь», направленного на возрождение Великого Шелкового пути. Анализируются итоги 2-го Форума международного сотрудничества «Один пояс — один путь». По мнению автора, основной причиной формирования и реализации данного проекта является замедление роста мировой экономики, а также участившиеся случаи применения протекционистских мер в системе мирохозяйственных связей. Отмечается, что тенденциям развития глобальной экономики соответствует данный проект, предусматривающий налаживание торгово-экономических отношений между Азией и Европой путем реализации крупномасштабных транспортно-логистических инфраструктурных проектов. Аргументирован вывод, что благодаря активизации строительства международных транспортных магистралей важнейшей стратегической задачей России является использование китайской инициативы в своих интересах для получения существенных экономических дивидендов на основе тесного взаимовыгодного и всестороннего сотрудничества.

Статья целиком →

Заложных Е. С. Основные понятия размещения рекламы на транспортных средствах (и с их использованием) и ее правовое регулирование в России

УДК: 659:34


Заложных Екатерина Сергеевна - аспирант кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), katerina-mol@yandex.ru


Аннотация. В данной статье рассматриваются основные понятия, связанные с размещением рекламных материалов на транспортных средствах (и с их использованием); раскрывается актуальность этого вида наружной рекламы, его привлекательность для рекламодателей. Главным вопросом в статье является правовое регулирование рекламы на транспортных средствах (и с их использованием) в Российской Федерации на сегодняшний день.

Статья целиком →

Груздева Л. М. Транспортная информационная инфраструктура как объект для компьютерных атак

УДК: 656(075.8):681


Груздева Людмила Михайловна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Информационные технологии в юриспруденции» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), профессор Российской Академии Естествознания (РАЕ)


Аннотация. Транспортные информационные системы в соответствии с действующим законодательством являются объектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. В настоящее время обеспечению функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ уделяется повышенное внимание. В статье представлена статистика актуальных компьютерных атак, объектами которых являются различные отраслевые информационные инфраструктуры. Транспортные информационые ситемы России и мира были атакованы злоумышленниками с использованием вредоносного программного обеспечения в сочетании с социальной инженерией и эксплуатацией веб-уязвимостей. Одной из актуальных задач, стоящих перед специалистами служб защиты информации на транспорте, является предотвращение утечек информации по вине внутренних злоумышленников, использующих в том числе открытые каналы передачи данных.

Статья целиком →