Суденко В. Е. Дорожно-транспортные происшествия и преступления: причины, проблемы борьбы с ними

УДК: 343.346


Суденко Владимир Егорович - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского Университета транспорта (МИИТ); почетный работник сферы образования Российской Федерации


Аннотация. В статье рассматриваются положения уголовного и уголовно-процессуального права, определяющие преступность и наказуемость дорожно-транспортных происшествий, а также отдельные затруднения, возникающие при их раскрытии и расследовании; определяются некоторые причины, их вызывающие, и условия, способствующие совершению подобных деяний. Раскрываются некоторые недостатки и упущения законодательного, организационного и технического характера, не способствующие своевременному предупреждению и раскрытию подобных общественно опасных деяний. Делается вывод, что полное, всестороннее и объективное исследование рассматриваемых происшествий и преступлений возможно только на основе четкого взаимодействия разнообразных гуманитарных, в том числе правовых, и естественных — технических, строительных, экспертных наук, каждая из которых изучает эти деяния под своим углом зрения, посредством использования специфических для них способов, методов и средств.

Статья целиком →

Попов В. Л. Транспортная экспертиза как доказательство в суде

УДК: 347.463


Попов Валерий Леонидович - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы методологии и практики производства судебных экспертиз, как одного из основных видов доказательств, связанных с раскрытием и расследованием преступлений, предусмотренных ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена». Описаны причины и условия, повлиявшие на отсутствие в России экспертных специальностей и единообразных научно-разработанных экспертных методик по исследованию железнодорожного и водного транспорта. Даны рекомендации, которые могут способствовать разработке на базе Российского университета транспорта (МИИТ) экспертных методик и профессиональных экспертных стандартов по отдельным видам транспорта, которые в настоящее время отсутствуют.

Статья целиком →

Колотушкин С. М. Безопасность воздушного транспорта в современных условиях развития беспилотных летательных аппаратов: проблемы и пути решения

УДК: 656.7


Колотушкин Сергей Михайлович - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт ФСИН России», kolotushkinsm@mail.ru


Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы обеспечения безопасности полетов авиации в условиях несанкционированного использования вблизи аэропортов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Ситуации в лондонских аэропортах Гатвик и Хитроу, когда из-за полетов БПЛА в декабре 2018 г. на двое суток были приостановлены полеты авиации, показали серьезность проблемы. Предлагаемые в разных странах правовые, организационные и технические решения не снимают существующих и предполагаемых в будущем проблем. Автор предлагает техническое решение по противодействию несанкционированным полетам БПЛА вблизи и над территориями аэропортов.

Комплекс «Тревога-Щит» обнаруживает радиолинию управления полетом БПЛА и реализует два режима постановки помех — «отталкивающий» и «захват». В отталкивающем режиме на подступах к периметру охраны аэропорта включается система радиоподавления системы управления БПЛА, летательный аппарат возвращается к оператору по каналу спутниковой навигации. При попытках прорваться на территорию аэропорта дополнительно включается канал радио подавления спутниковой навигации — БПЛА совершает вынужденную посадку. Для ежесуточной проверки работоспособности комплекс в своем составе имеет имитатор БПЛА, генерирующий сигналы его управления. Настройка комплекса по дальности обнаружения и постановке радиопомех зависит от размеров и конфигурации аэропорта.

Статья целиком →

Бобовкин М. В., Ручкин В. А. К вопросу о судебно-почерковедческом исследовании электрофотографических копий документов при расследовании преступлений на транспорте

УДК: 343.98


Бобовкин Михаил Викторович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Ручкин Виталий Анатольевич - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры основ экспертно-криминалистической деятельности учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности, Волгоградская академия МВД России, заслуженный деятель науки Российской Федерации


Аннотация. На современном этапе правоохранительные органы все чаще используют потенциал судебно-почерковедческой диагностики при расследовании преступлений на транспорте. Эта тенденция наблюдается в экономической и имущественной сфере, а также при борьбе с коррупцией, нецелевым использованием бюджетных средств, злоупотреблением должностными полномочиями, халатностью. Кроме того, решение задач судебно-почерковедческой диагностической экспертизы широко используется в процессуальной и непроцессуальной формах с целью розыска лиц — субъектов преступлений на транспорте. При этом составляются розыскные таблицы, содержащие данные о личности исполнителя рукописи (пол, возраст, профессия, образование, психофизиологическое состояние и др.), имеющие ориентирующее значение. Основная цель их использования — постепенное сужение круга подозреваемых с целью последующей идентификации личности по признакам почерка.

В статье освещаются актуальные вопросы использования потенциала судебно-почерковедческой диагностики в расследовании преступлений на транспорте. Авторы определяют современное состояние и тенденции дальнейшего развития судебно-почерковедческой диагностики, систему криминалистических свойств почерка, имеющих большое значение для решения диагностических задач судебно-почерковедческой экспертизы в процессуальной и непроцессуальной формах.

Статья целиком →

Антонов О. А. Формирование вещественного доказательства при расследовании транспортных преступлений

УДК: 343.9


Антонов Олег Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты формирования вещественного доказательства по уголовным делам о транспортных преступлениях. Указано, что весьма серьезные происшествия могут происходить по независящим от человека причинам, вследствие действия непреодолимой природной силы. В то же время к многочисленным жертвам могут привести и деяния человека, нарушающего или не соблюдающего те или иные правила движения и эксплуатации транспортного средства, на что указывают приведенные примеры. Обращается внимание на то, что успешное раскрытие и эффективное расследование преступлений, совершаемых на объектах транспортной инфраструктуры, возможно только при наличии соответствующих доказательств, которые могут быть получены лишь вследствие их обнаружения, фиксации и изъятия. Наиболее важными при этом объявляются доказательства, полученные из материальных источников, хотя должны учитываться и доказательства субъективного характера. Обращено внимание на правильную оценку, прежде всего, вещественных доказательств по делам о преступлениях в сфере транспорта в целом и железнодорожного транспорта в особенности, как наиболее объективных, не подверженных субъективному воздействию. Описывается процедура признания тех или иных следов преступления в качестве доказательств по уголовному делу. Для доказывания по уголовному делу имеет значение не определенный предмет, а его относимость к расследуемому преступлению, т.е. когда он выступает в качестве носителя доказательственной информации. Признаки предмета, их вид, место нахождения и обнаружения, связь с доказываемыми по делу обстоятельствами делают этот предмет вещественным доказательством.

Статья целиком →

Тарасенко Ю. А. Правовая конструкция перевозки по Уставу купеческого водоходства 1781 года

УДК: 656(09)


Тарасенко Юрий Александрович - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры «Гражданское право, международное частное право, гражданский процесс» Юридического института, Российский университета транспорта


Аннотация. Договор морской (речной) перевозки грузов тесно связан с развитием торговли. Россия (Русь) изначально формировалась как сухопутная держава, имевшая весьма ограниченные выходы к морю. Как результат, такой важный инструмент торговли, как морская перевозка, законодательно оформился довольно поздно — только в конце XVIII в. и был связан с принятием Устава купеческого водоходства в 1781 г. Морская перевозка осуществлялась на основании заключаемого договора. Однако правовое регулирование данного договора в Уставе было крайне непоследовательным и нечетким. В России этого периода отсутствовали многие правовые институты, необходимые для практического осуществления деятельности по коммерческому перемещению грузов морским путем. Морская перевозка представляет собой сложный комплекс юридических и фактических действий, требующих нормативной регламентации. В статье предпринята попытка проанализировать возникающие при заключении договора морской перевозки правовые отношения и выяснить его особенности.

Статья целиком →

Захарова В. В. Железная дорога как инструмент геополитики

УДК: 656.2


Захарова Виктория Васильевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Теория права, история права и международное право» Юридического института, Российский университет транспорт, vic149@yandex.ru


Аннотация. Строительство железных дорог на ключевых направлениях всегда имело особое значение и легко могло превратиться в системообразующий фактор дальнейшего развития региона. Роль важнейших транспортных магистралей сложно переоценить — их влияние распространялось на преобразование природной среды, технический прогресс, развитие инженерной мысли, социальные преобразования, международную торговлю, градообразование, социокультурные процессы, изменения на рынке труда, политические процессы, в том числе на региональном и глобальном уровнях. Именно поэтому проблема изучения комплексного, системообразующего воздействия железнодорожного строительства на прочие сферы жизни общества остается актуальной и на сегодняшний день [1, с. 66—72]. В статье рассматривается комплексное воздействие железнодорожного строительства на все сферы общественного развития, анализируется влияние геополитических интересов на развитие железных дорог в условиях формирования мировой экономики на рубеже XIX—XX вв., рассматриваются условия создания Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) и сложнейший характер задач, которые пришлось решать ее проектировщикам и строителям.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Историография истории железнодорожного законодательства России конца XIX — начала XX столетия

УДК: 94(47):656.2


Петров Юрий Иванович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института, Российский университет транспорта, petrov52@ro.ru


Аннотация. В статье дается разбор трудов ученых и государственных деятелей конца XIX — начала XX столетия, исследовавших различные аспекты железнодорожного дела. Авторами рассматриваются актуальные проблемы, остро стоявшие в транспортной отрасли в период их непосредственной практической деятельности и приходившийся на время активного строительства и эксплуатации железных дорог. Работы эти не утратили актуальности и сегодня и, безусловно, представляют большой научный интерес. Рассматриваемая в статье работа А. А. Головачова не содержит анализа железнодорожного законодательства, но его критический подход к оценке правительственных шагов в этой сфере оказывал воздействие на ход формирования правовой базы железнодорожного дела. Труд С. Ю. Витте внес значительный вклад в развитие теории тарифов, а затем и ее практической реализации. В работе ему удалось не только показать важное значение тарифного дела для государства, но и убедительно это обосновать. В сочинении И. М. Рабиновича дан критический анализ Общему уставу железных дорог. В нем приводится систематизация, критика и юридическое разъяснение условий перевозки и тарифных правил, действовавших на российских железных дорогах. Н. А. Кислинскому в трехтомном юбилейном, ведомственном сочинении на основе исследования многочисленных архивных документов удалось показать роль Комитета министров как проводника железнодорожной политики государства.

Статья целиком →

Мальцев В. А. Особенности правового регулирования страхования на транспорте в Японии

УДК: 349.3:368


Мальцев Виталий Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного, финансового и международного права, Академия труда и социальных отношений


Аннотация. В статье исследуется система правового регулирования и специфика страхования в сфере автомобильного и морского транспорта в Японии. Раскрываются становление и развитие общего и специального страхового законодательства и его принципы. Освещены основные направления реформирования законодательства и показано его влияние на страховой рынок. Исследуются основные положения законов о страховании, касающиеся регламентации отношений, возникающих при страховании на транспорте. Проводится анализ системы государственного регулирования и контроля за страховой деятельностью в Японии. Наиболее подробно раскрываются особенности обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, которые, в первую очередь, заключаются в том, что объектом указанного страхования является исключительно возмещение вреда здоровью и жизни, а материальный ущерб не возмещается. Отмечается специфика условий договора страхования, включающая в себя срок его действия, порядок расчета страховых тарифов, размер страховой премии и др. Указаны современные подходы к порядку заключения договоров страхования, применяемые в Японии, к числу которых относится Интернет-страхование. Раскрывается специфика системы страхования на морском транспорте. Дается характеристика состояния современного рынка транспортного страхования, который объединяет как японские, так и крупные европейские и американские компании. Отдельные аспекты страхования в Японии показаны в сравнении с российским страховым законодательством.

Статья целиком →

Постол О. Л., Шепелева Н. А. Аква-йога и плавание для улучшения физического состояния машинистов высокоскоростных поездов

УДК: 615.8


Постол Ольга Львовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Методология права и юридическая коммуникация» Юридического института, Российский университет транспорта

Шепелева Нина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Методология права и юридическая коммуникация» Юридического института, Российский университет транспорта


Аннотация. Одними из наиболее актуальных задач в России сегодня являются повышения уровня здоровья населения, формирование здорового образа жизни. Здоровье россиян — слагаемое, являющееся очень значимой ценностью общества. В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016—2020 годы» от 21 января 2015 г. (утверждена постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30) отмечается, что одними из главных целей социальной и экономической политики государства являются распространение стандартов здорового образа жизни, создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом. Предполагается повысить долю россиян, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 38% в 2019 г., и до 45% к 2025 г. в приоритетном проекте «Формирование здорового образа жизни», одобренном Правительством РФ 26 июля 2017 г. В данной статье предлагается разработанная авторами методика оздоровления с использованием гимнастик хатха-йоги и аква-йоги в сочетании с традиционным средством физической культуры (плаванием). Применение экспериментальной методики оздоровления будет способствовать улучшению самочувствия и физического состояния машинистов высокоскоростных поездов, профилактике профессиональных заболеваний, сохранению высокой работоспособности и стрессоустойчивости.

Статья целиком →