Духно Н. А. Истоки проблем безопасности на транспорте

УДК: 519.7


Духно Н. А. - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего образования Российской Федерации


Аннотация. Вопросы безопасности на транспорте волнуют всех, и мы замечаем, как много усилий и средств затрачивается на то, чтобы обеспечить безопасную работу транспортной системы. Основные усилия по обеспечению безопасности на транспорте сосредоточены на применение инженерно-технических мер, что само по себе является правильным направлением. Но ограничиваться только этими способами и предавать забвению другие означает неполное использование возможностей, ведущих к гарантиям безопасности на транспорте. Наиболее непредсказуемым источником опасности является человек, его поведение, слабо подготовленные специалисты-транспортники. Для предотвращения угроз следует повышать образованность и поднимать правовую культуру транспортников. Всю работу по обеспечению безопасности на транспорте следует вести комплексно, сочетая инженерно-технические правовые способы с другими интеллектуальными способами, которые вместе взятые образуют гарантии безопасности на транспорте.

Статья целиком →

Попов В. Л. Безопасность в метро: проблемы и перспективы

УДК: 656.2.08


Попов В. Л. - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы по обеспечению безопасности пассажироперевозок в метрополитенах России. На основе анализа мер безопасности в метро, осуществляемых последние восемь лет в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и постановления Правительства РФ от 5 апреля 2017 г. № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов», рассмотрены как положительные моменты в обеспечении безопасности граждан, в основном направленные на защищенность от терроризма, так и отрицательные, связанные, как и ранее, с высокой смертностью и травматизмом пассажиров на станциях метро. Приведены причины и условия, повлиявшие на отсутствие комплексного подхода по обеспечению транспортной безопасности в метрополитенах России, а также даны рекомендации, которые могут способствовать ее качественному обеспечению, исходя из того, что жизнь и здоровье каждого отдельно взятого пассажира является наивысшей ценностью правового государства.

Статья целиком →

Семенов С. А. О правовом статусе сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности

УДК: 342.951:351.82


Семенов С. А. - начальник ФБУ «Служба морской безопасности»


Аннотация. Законодательством о транспортной безопасности введено понятие «сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности». В отношении него действуют иные, чем для остальных секторов зоны транспортной безопасности, требования. Правовое регулирование статуса сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности в настоящее время недостаточное, что негативно влияет на защиту объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства от актов незаконного вмешательства.

Статья целиком →

Жовтун Д. Т. Стресс-факторы и безопасность на транспорте

УДК: 625.1


Жовтун Д. Т. - доктор философских наук, профессор кафедры «Общественные науки и профессиональная коммуникация» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), dtzhovt@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматривается влияние стресс-факторов на безопасность в сфере транспортной деятельности. Безопасность на транспорте определяется многими факторами. Каждый из них требует тщательного изучения. Но особенно опасно их совпадение в одно и то же время и в одном и том же месте, что приводит к катастрофическим последствиям. Стресс-факторы в системе транспортной безопасности требуют особого внимания. Это так называемый «человеческий фактор», к которому сводится большинство причин транспортных катастроф.

Статья целиком →

Суденко В. Е. Технико-криминалистическое обеспечение осмотра места происшествия на железнодорожном транспорте

УДК: 343.132+343.985


Суденко В. Е. - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Рассматривается самое первоначальное следственное действие по раскрытию транспортных преступлений и их дальнейшему расследованию. Обращается особое внимание на повышение эффективности борьбы с указанными преступлениями посредством надлежащего технико-криминалистического сопровождения производства отдельных следственных действий, прежде всего, осмотра места транспортного происшествия как одного из важнейших следственных действий, нередко определяющих, было ли совершено преступление или имеет место непреступное деяние. Подробно описывается тактика применения в процессе осмотра места транспортного происшествия не только традиционных технико-криминалистических средств, но и новейших технических средств, в том числе зарубежного производства. Раскрываются возможности технических средств общего и специально-криминалистического предназначения для целей раскрытия преступлений и сопровождения их расследования, в том числе лазерных сканеров, видеоэндоскопов и др. Даются рекомендации по включению в следственно-оперативную группу, осуществляющую осмотр места транспортного происшествия, специалистов различных отраслей.

Статья целиком →

Бобовкин М. В., Дульская В. П. Производство судебно-почерковедческой экспертизы в таможенных органах России на транспорте

УДК: 339.5:343.98


Бобовкин М. В. - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ))

Дульская В. П. - магистрант кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» магистратуры юридического института Российского университета транспорта(РУТ (МИИТ))


Аннотация. В статье описываются возможности и специфика производства судебно-почерковедческой экспертизы в таможенных органах Российской Федерации на транспорте. Авторы раскрывают понятие и предмет судебно-почерковедческой экспертизы при расследовании таможенных преступлений на транспорте. Определяется система задач, непосредственные объекты и сравнительные материалы почерковедческого исследования рукописей. Большое внимание уделяется методике судебно-почерковедческой экспертизы и типичным ошибкам при ее производстве.

Статья целиком →

Духно Н. А. Цифровые технологии и воспитание транспортников

УДК: 004.9:37


Духно Н. А. - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего образования Российской Федерации, naduhno@ui-miit.ru


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблем подготовки специалистов, способных работать в сфере высоких технологий на транспорте. Время информатизации требует поиска новых путей для воспитания специалистов транспорта. Для выбора способов важным условием являются учет исторических традиций и глубокое изучение современных особенностей подготовки специалистов, востребованных транспортными структурами. В складывающейся обстановке бурного развития цифровых технологий требуется поддержка тех новых начинаний, которые идут по пути со-здания и развития цифрового транспорта. Успех становления цифрового транспорта возможен в тесном, заинтересованном с двух сторон сотрудничестве практических подразделений транспортного комплекса с Российским университетом транспорта и другими транспортными вузами.

Статья целиком →

Землин А. И. Актуальные проблемы формирования компетенций правовой направленности у специалистов в сфере транспорта

УДК: 347.463


Землин А. И. - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное право и административное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), заслуженный деятель науки Российской Федерации, zemlin.aldr@yandex.ru


Аннотация. В статье на основе рассмотрения современного состояния формирования правовых знаний, навыков и умений у студентов-транспортников, потребностей практики и перспектив преподавания правовых дисциплин в транспортной образовательной организации выявлены недостатки, способные оказать негативное влияние на качество исполнения выпускниками профессиональных обязанностей по предстоящему должностному предназначению. Сделан вывод о недостаточной системности педагогических воздействий по формированию предусмотренных федеральными государственными стандартами, устанавливающими требования к результатам обучения студентов по направлениям и специальностям, реализуемым в Российском университете транспорта (МИИТ), компетенций правовой направленности. Обоснована целесообразность расширения перечня преподаваемых правовых дисциплин студентам-транспортникам за счет введения на старших курсах обучения дисциплины «Транспортное право», включающей в качестве раздела дидактический блок, посвященный организационно-правовым основам обеспечения транспортной безопасности. По результатам применения социологических методов анализа, с использованием методологии системного анализа сформулированы предложения по совершенствованию подходов к преподаванию правовых дисциплин, методологических основ формирования правовзначимых компетенций у будущих специалистов в сфере транспорта. Реализация сформулированных и обоснованных автором статьи предложений организационного, дидактического и методического характера, логично проистекающих из потребностей практико-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, миссии и задач Российского университета транспорта как отраслевого транспортного вуза, учебно-методического и научного центра, позволит обеспечить необходимую системность и преемственность в работе по формированию у выпускников Университета, иных транспортных образовательных организаций правозначимых компетенций как общекультурного, так и профессионального характера, необходимых будущим специалистам-транспортникам в их последующей деятельности.

Статья целиком →

Агапов П. В., Борисов А. В., Мотин О. А. Публично-правовые признаки объекта и предмета недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническим и неисправностями

УДК: 343.2:629.08


Агапов П. В. - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), kafedraup212@mail.ru

Борисов А. В. - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), av-borisov@mail.ru

Мотин О. А. - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Московского городского педагогического университета, omotin@mail.ru


Аннотация. В силу ежегодного роста количества транспортных средств их безопасная эксплуатация представляет особый интерес не только с точки зрения объекта уголовно-правовой охраны, но и всего социально-экономического развития российского общества. К сожалению, эксплуатация транспорта как источника повышенной опасности неизбежно связана с высоким уровнем травматизма и смертности. В случаях, когда причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку в процессе эксплуатации транспорта связано с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, есть основания для установления в деяниях причастных к нарушению правил лиц наличия признаков составов транспортных преступлений, в том числе и предусмотренных ст. 266 УК РФ. В статье систематизируются и рассматриваются с учетом действующих публично-правовых предписаний признаки объекта и предмета недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями. В результате предлагаются единые подходы к толкованию и применению на практике признаков объекта и предмета составов преступлений, предусмотренных ст. 266 УК РФ.

Статья целиком →

Агапов П. В., Борисов А. В., Мотин О. А. Квалификация и публично-правовые основания разграничения приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения от иных составов преступлений и правонарушений

УДК: 343.346


Агапов П. В. - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), kafedraup212@mail.ru

Борисов А. В. - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), av-borisov@mail.ru

Мотин О. А. - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Московского городского педагогического университета, omotin@mail.ru


Аннотация. В статье систематизируются и рассматриваются с учетом действующих публично-правовых норм правила квалификации и разграничения приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения от иных составов преступлений и правонарушений. В результате предлагаются меры по единообразному применению на практике норм, предусмотренных ст. 267 УК РФ, а также по минимизации ущерба от транспортных преступлений.

Статья целиком →