Вериго С. А., Семина Т. Н. Проблемы осуществления таможенного контроля на железнодорожном транспорте

УДК: 339.543:656.2


Вериго Сергей Александрович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры таможенного права и организации таможенного дела Юридического института Российского университета транспорта, sergej_verigo@mail.ru /p>

Семина Татьяна Николаевна - таможенный декларант ООО «DHL Express»


Аннотация. По размерам территории Россия является одной из крупнейших стран мира, и для полноценного экономического развития государства наличие и развитие транспортной инфраструктуры является актуальной и насущной необходимостью. Наша страна в силу своего географического положения обладает практически всеми видами современного транспорта. Транспортная система государства играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии, и обеспечение надежного обслуживание потребителей транспортных услуг с минимальными транспортными издержками является едва ли не главным условием поступательного экономического развития [1, с. 34]. В статье рассматриваются вопросы таможенного контроля на железнодорожном транспорте; освещаются проблемы его совершенствования в связи с сокращением издержек на проведение таможенных формальностей. Авторами сделан вывод о необходимости дальнейшего реформирования системы таможенного контроля.

Статья целиком →

Опёнышев О. С. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей на транспорте

УДК: 347.963:656


Опёнышев Олег Сергеевич - кандидат юридических наук, заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора, государственный советник юстиции 3-го класса


Аннотация. В статье на основе применения методик системно-правового и формально-догматического анализа законодательства о прокурорском надзоре и транспортного законодательства представлены результаты исследования принципиальных подходов к организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей на транспорте. В ходе проведенного анализа вскрыты некоторые противоречия и пробелы законодательства, имеющие существенное теоретическое и практическое значение для обеспечения законности на транспорте. Анализируются основные нарушения, выявляемые в ходе прокурорских проверок в указанной сфере. Особое внимание уделяется анализу деятельности контролирующих органов как средства обеспечения законности и дисциплины участников транспортных правоотношений. Сформулированы и обоснованы отдельные выводы о необходимости совершенствования нормативной правовой основы, а также организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей на транспорте, которое должно быть основано на выработке единых методологических подходов к разработке понятийно-категориального аппарата в интересах гармонизации и приведения правовых терминов в соответствие с потребностями повышения эффективности и законности транспортной деятельности, устранения коллизий и пробелов правового регулирования.

Статья целиком →

Лещов Г. Ю. Концепция расследования происшествий на железнодорожном транспорте

УДК: 628.5:656.2(075.8)


Лещов Геннадий Юрьевич - кандидат экономических наук, эксперт общественного совета Ространснадзора


Аннотация. Вопрос создания эффективной, государственной системы управления безопасностью на транспорте имеет глубокие корни и широкий спектр институтов общества, вовлеченных в решение данной проблемы. В основе системы должны быть заложены нормативно правовые инструменты, позволяющие всесторонне и полно, в кратчайшие сроки проводить расследование аварий и катастроф, выявлять причинно-следственные связи действий либо бездействия должностных лиц. В процессе исследования, результаты которого представлены в настоящей публикации, автор исходит из той посылки, что детерминантами правового и организационного обеспечения транспортной безопасности выступают, во-первых, особое значение транспорта для экономики страны, национальной безопасности и суверенитета государства, во-вторых, уязвимость транспортной системы, подверженность ее многочисленным и разнообразным угрозам.

В статье представлены результаты, системно-правового и практического анализа законодательства о безопасности на транспорте. В ходе проведенного анализа определены противоречия и пробелы норм законодательства, регулирующего порядок расследования транспортных происшествий на всех видах транспорта, имеющие существенное теоретическое и практическое значение для обеспечения безопасности на транспорте. Сформулированы и обоснованы выводы о необходимости совершенствования нормативной правовой основы расследования транспортных происшествий, которое должно быть основано на выработке единых методологических подходов к разработке понятийного аппарата в интересах гармонизации и приведения правовых инструментов в соответствие современным потребностям обеспечения безопасности на транспорте. Предложена новая модель проведения первичного осмотра места происшествия и оценки ущерба, возникшего при совершении транспортного происшествия на железнодорожном транспорте.

Статья целиком →

Бобовкин М. В., Ручкин В. А. Судебно-почерковедческая диагностика в расследовании преступлений на транспорте

УДК: 343.98


Бобовкин Михаил Викторович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры исследования документов учебно-научного комплекса судебной экспертизы, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя

Ручкин Виталий Анатольевич - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры основ экспертно-криминалистической деятельности учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности, Волгоградская академия МВД России, заслуженный деятель науки Российской Федерации


Аннотация. На современном этапе правоохранительные органы все чаще используют потенциал судебно-почерковедческой диагностики при расследовании преступлений на транспорте. Эта тенденция наблюдается в экономической и имущественной сфере, а также при борьбе с коррупцией, нецелевым использованием бюджетных средств, злоупотреблением должностными полномочиями, халатностью. Кроме того, решение задач судебно-почерковедческой диагностической экспертизы широко используется в процессуальной и непроцессуальной форме с целью розыска лиц — субъектов преступлений на транспорте. При этом составляются розыскные таблицы, содержащие данные о личности исполнителя рукописи (пол, возраст, профессия, образование, психофизиологическое состояние и др.), имеющие ориентирующее значение. Основная цель их использования — постепенное сужение круга подозреваемых с целью последующей идентификации личности по признакам почерка. В статье освещаются актуальные вопросы использования потенциала судебно-почерковедческой диагностики в расследовании преступлений на транспорте. Авторы определяют современное состояние и тенденции дальнейшего развития судебно-почерковедческой диагностики, систему криминалистических свойств почерка, имеющих большое значение для решения диагностических задач судебно-почерковедческой экспертизы в процессуальной и непроцессуальной форме.

Статья целиком →

Паршаков А. С. О некоторых аспектах противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений военнослужащих

УДК: 343.346


Паршаков Александр Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института, Российский университет транспорта; Военный университет Минобороны России, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра, почетный работник прокуратуры, полковник юстиции запаса, alexandrparshakov@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматриваются особенности противодействия расследованию преступлений военнослужащих, связанных с безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспорта. Автор исследует специфические формы воздействия на участников как дорожно-транспортного происшествия, так и уголовного судопроизводства, при этом обращается к практике органов военной юстиции. Им рассматривается механизм противодействия установлению обстоятельств преступления, включающий систему тесно связанных элементов: субъектов, целей и мотивов, времени, места и обстановки, способа, результата и последствий. Дается характеристика указанным элементам, в том числе субъектам, которые классифицируются в зависимости от характера их поведения: активного (производящего активные действия), пассивного (преимущественно умышленного бездействия) и смешанного типа (использующего активные и пассивные формы поведения). Подчеркивается, что противодействие расследованию обычно инициируют и осуществляют военнослужащие, совершившие дорожно-транспортные преступления, и командование воинских частей, в которых они проходят военную службу, а также родственники правонарушителя, его защитники, близкие друзья, сослуживцы, работники правоохранительных органов, представители органов власти и управления, политические и общественные деятели, бизнесмены, и даже криминалитет, а иногда и потерпевшие, свидетели, понятые, эксперты, специалисты и другие лица. Такая заинтересованность названных субъектов обусловлена родственными связями, исполнением профессиональных обязанностей, круговой порукой, укреплением репутации, продвижением карьеры, угрозами, подкупом, уничтожением имущества или иным воздействием. Субъекты противодействия стремятся изменить либо не допустить установления объективной стороны преступлений, а также создают помехи установлению отягчающих вину обстоятельств, предусмотренных, как ст. 63 УК РФ, так и другими обстоятельствами. В статье предлагаются формы ответных действий в виде тактико-психологических приемов при выполнении следственных и иных процессуальных действий.

Статья целиком →

Колотушкин С. М. Оценка корректности фиксации обстановки дорожно-транспортного происшествия в материалах видеозаписи автомобильного видеорегистратора

УДК: 343.9


Колотушкин Сергей Михайлович - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт ФСИН России», kolotushkinsm@mail.ru


Аннотация. В статье рассматриваются методические подходы в оценке правильной фиксации автомобильным видеорегистратором дорожной обстановки. Необходимость в решении подобных вопросов возникает в ходе расследования дорожно-транспортных происшествий, когда требуется по материалам видеозаписи установить линейные и угловые величины различных объектов, а также скорости движения транспортных средств и пешеходов. На реальном примере приводится методика сопоставительного анализа линейных и угловых величин между стационарными объектами на местности и зафиксированных в материалах видеозаписи автомобильного видеорегистратора. В оценке корректности линейных величин, зафиксированных видеозаписью, применяются методы фотограмметрии, а для анализа угловых величин — геодезические методы фиксации углов, где в качестве базы используются стационарные объекты, находящиеся в створе. Скорость динамических процессов оценивается по частоте видеокадров видеозаписи с использованием электронного синхронизатора.

Статья целиком →

Тарасенко Ю. А. Особенности договора перевозки грузов по Уставу об эверсах 1720 года

УДК: 347.463:94(47)


Тарасенко Ю. А. - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры «Гражданское право, международное частное право, гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. До начала XVIII в. проблемы, связанные с перевозкой грузов разрешались на уровне норм обычного права, либо фрагментарно упоминались в отдельных договорах Северо-Западной Руси с Ганзейским союзом. Принятие в России в 1720 г. Устава об эверсах положило начало общенациональному правовому регулированию на уровне закона деятельности морских перевозчиков и торговцев — собственников грузов. Впервые определялись права и обязанности сторон, регламентировались вопросы распределения ответственности при гибели или повреждении груза в процессе перевозки. В работе предпринята попытка дать правовую квалификацию договора между перевозчиком и собственником товара, определить существенные его условия. Проведенный анализ положений Устава позволяет сделать вывод о том, что предметом соглашения выступала не чистая перевозка груза. Договор имел смешанный характер; перевозчик был обязан не только осуществить перевозку, но и предоставив судно осуществить своим иждивением загрузку товара. Но самое главное то, что с момента введения в действие Устава об эверсах в России состоялся переход к началам профессиональной ответственности перевозчика в процессе осуществления деятельности по перевозке груза.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Правовое регулирование дорожного дела в России в правление Анны Иоанновны

УДК: 656(091):94(47)


Петров Ю. И. - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), petrov52@ro.ru


Аннотация. В статье рассматриваются правовые акты, принятые в правление Анны Иоанновны, направленные на развитие сухопутных путей сообщения в России. Анализ немногочисленных указов раскрывает шаги правительства в дорожном строительстве, в совершенствовании управления отраслью в центре и на местах, в заботе о купечестве и населении, привлекаемом к дорожному делу.

Статья целиком →

Егоров В. П., Балахонцев Н. И. «Цифровая железная дорога» и проектное образование в Российском университете транспорта

УДК: 656:372.8


Егоров В. П. - доктор военных наук, профессор, заведующий кафедрой «Документоведение и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Балахонцев Н. И. - доктор военных наук, профессор кафедры «Документоведение и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), balakhontsev_ni@mail.ru


Аннотация. В рамках реализации Стратегии развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2030 года, утвержденной советом директоров ОАО «РЖД» от 23 декабря 2013 г. № 19, в конце 2018 г. утверждается программа «Цифровая железная дорога», которая является одним из направлений реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. В статье рассматриваются перспективы реализации программы ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога». Для реализации программ развития цифровой экономики России предлагается внедрение образовательного проекта «Специалисты для цифровой экономики», а также проектного образования в Российском университете транспорта (МИИТ). Раскрываются вопросы разработки бакалаврской и магистерской образовательной программы «Управление документацией в условиях цифровой экономики».

Статья целиком →

Павлов А. В. Особенности функционирования транспортных организаций в условиях действия международных санкций и ответных мер Российской Федерации

УДК: 339.98:656


Павлов А. В. - советник руководителя транспортно-логистической группы «Трансойл»


Аннотация. В статье рассматриваются особенности осуществления предпринимательской деятельности транспортных организаций в условиях применения экономических санкций и ответных мер экономического характера, предпринимаемых Россией в отношении ряда иностранных государств. Обосновывается необходимость рассмотрения санкционного режима как особого режима предпринимательской деятельности. Выявлена специфика применения гражданско-правовых средств защиты прав и законных интересов субъектов транспортной деятельности в условиях применения экономических санкций зарубежных государств и ответных мер Российской Федерации. Эта специфика проявляется в преобладании юрисдикционных форм защиты, основной из которых является обращение заинтересованных лиц в судебные органы, как в национальные, так и в международные, а также в возрастании роли государственного регулирования в сфере предпринимательства, государственной поддержки и государственной защиты отечественных субъектов предпринимательской деятельности, которые несут убытки и иные издержки экономического характера в связи с применением экономических санкций и ответных мер.

Статья целиком →