Губин А. В. Проблемы включения расходов на перевозку в таможенную стоимость товаров при поставке железнодорожным транспортом

УДК: 339.562.4


Губин Алексей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В представленной статье рассматривается актуальная проблема учета расходов на перевозку в таможенной стоимости ввозимых товаров при обстоятельствах, когда товар перевозится железнодорожным транспортом до места прибытия, которое находится на определенном расстоянии от Государственной границы РФ — места перемещения товаров. Это обусловлено особенностями железнодорожного транспорта и железнодорожных перевозок. На практике встречаются случаи, когда станция прибытия не располагается непосредственно в пункте пропуска через государственную и таможенную границу. Таможенные органы в данной ситуации могут потребовать добавить расходы на перевозку товаров в таможенную стоимость. Данное требование само по себе спорно, так как обычно провозная плата при железнодорожных перевозках обычно уже включает в себя расходы от границы до места прибытия. Еще одним актуальным прикладным вопросом является то, что даже при условии, что декларант согласен включить данные расходы на перевозку в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, отсутствует достоверный способ их расчета. На практике это может быть истребование подтверждающего документа от перевозчика либо произведение расчетов через установление соотношения расстояния перевозки и общей суммы провозной платы. Однако в любом случае данные расходы нельзя признать верными. Несмотря на относительно незначительную часть данных расходов в общей величине транспортных расходов для декларанта присутствует опасность быть подвергнутым наказанию за несоблюдение структуры таможенной стоимости ввозимых товаров. В статье рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Это, например, может быть указание места прибытия в качестве пункта поставки во внешнеторговом контракте станции. Однако самым лучшим выходом была бы подготовка нормативного правового акта, который бы методологически разъяснил, как поступать в данной ситуации.

Статья целиком →

Правкин С. А., Смирнова В. В. Организационно-правовые средства обеспечения международных морских перевозок в морском порту

УДК: 341.9:347.79


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право», Юридического института Российского университета транспорта, Pravkin@bk.ru

Смирнова Вера Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право», Юридического института Российского университета транспорта, veryvera@list.ru


Аннотация. В статье рассматриваются организационно-правовые средства обеспечения международных морских перевозок в морском порту. Морские порты являются важными звеньями транспортной системы, использование которой должно учитывать правовой режим их деятельности. Важность государственного регулирования в морском порту связана с тем, что государства должны обеспечивать соблюдение международных стандартов и договоров в сфере торгового мореплавания, транспортной морской безопасности, экологических нормативов и пр. Государственное регулирование в морском порту осуществляется через: издание правовых норм, регулирующих деятельность морского порта, лицензирование видов деятельности и технического регулирования, установление ставок сбора в порту и тарифов, порядка сдачи в аренду имущества порта. Реестр услуг морского порта должен всегда отображаться в цифровой форме. Современная морская инфраструктура морского порта значительно увеличивает его надежность. А информационная инфраструктура порта предоставляет возможность развития по инновационному варианту. Авторы считают, что современная система морской безопасности нуждается в совершенствовании. В морских портах требуется ее развивать с использованием цифрового формата. Кроме того, до сих пор остаются проблемы в нормативном регулировании контрольно-надзорного механизма. Так же необходимо качественное разграничение зон ответственности капитана морского порта и надзорного органа. Сохраняются проблемы распределения прав и обязанностей ведомств, имеющих отношение к деятельности порта.

Статья целиком →

Гуцуляк В. Н. Морское право как конвенционная учебная дисциплина

УДК: 341.24


Гуцуляк Василий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Морское право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник Морского флота, президент Ассоциации международного морского права, gutsul@inbox.ru


Аннотация. Одна из особенностей обучения будущих командиров транспортного флота по программам высшего образования заключается в том, что наряду с образовательными дипломами они должны получать еще и профессиональные дипломы для занятия той или иной должности на судне. Содержание указанных программ, требования к квалификации, порядок выдачи таких дипломов (дипломирование), минимальные стандарты компетентности и другие сопутствующие вопросы регулируются не только и не столько российским законодательством, сколько нормами международного права, которые содержатся в специальных международных договорах — транспортных конвенциях. Главная роль в их числе принадлежит Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., существенно измененной и дополненной в 1995 и 2010 гг. Эта Конвенция известна среди специалистов под аббревиатурой ПДМНВ (иногда — ПДНВ). Ее участницей является и Российская Федерация. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Судовождение» 2018 г. устанавливает, что программа специалитета в данной области реализуется с учетом требований Конвенции ПДМНВ и Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г. Согласно требованиям Конвенции ПДМНВ одна из важнейших дисциплин, которая должна изучаться будущими профессиональными моряками, — это морское право. Без глубокого знания положений морского права будущему офицеру транспортного флота не может быть выдан профессиональный диплом. В первую очередь, именно в этом смысле морское право является конвенционной учебной дисциплиной. В статье исследуется генезис конвенционных требований к уровню подготовки моряков, в том числе и в части, касающейся морского права. Основное внимание здесь уделяется Конвенции ПДМНВ, которая прошла серьезную эволюцию с момента ее заключения в 1978 г. до последующей модернизации в 1995 и 2010 гг. Автором анализируются положения Кодекса ПДМНВ, которые касаются требований, предъявляемых к квалификации командиров флота в области морского права, рассматриваются в связи с этим основные минимальные стандарты компетентности. В результате резюмируется, что требования к знанию положений морского права в том или ином объеме проходят красной нитью при оценке квалификации кандидатов на получение профессиональных морских дипломов как на уровне управления (капитаны и старший командный состав судов), так и на уровне эксплуатации (вахтенные помощники капитана и вахтенные механики). В заключительной части статьи представлены основные выводы по исследуемой тематике.

Статья целиком →

Духно Н. А. Технологии искусственного интеллекта в транспортном образовании

УДК: 004.8:378:656


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации


Аннотация. В статье рассматриваются новые потребности развития транспортного образования на основе внедрения искусственного интеллекта в процесс подготовки специалистов транспорта. Современные возможности технологий искусственного интеллекта призывают нас к существенному изменению методик подготовки специалистов, подчиняя их формированию транспортных компетенций нового поколения. Принятая в конце 2019 г. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года создает руководящий базис для развития и внедрения искусственного интеллекта в сферу транспортного образования. Стратегия предопределяет развитие права искусственного интеллекта и создание нормативной правовой основы, достаточной для регулирования отношений в сфере использования искусственного интеллекта в образовательном процессе. Правовое обеспечение будет способствовать созданию плодотворных условий для полноценного внедрения искусственного интеллекта в обучение. Транспортное образование, преобразованное с помощью технологий искусственного интеллекта, будет сопровождать транспортную отрасль, обеспечивая ее лучшими специалистами, способными в полной мере решать задачи, поставленные Транспортной стратегией Российской Федерации.

Статья целиком →

Кленов М. В. Подготовка квалифицированных специалистов в сфере транспортной безопасности в контексте молодежной политики

УДК: 378.018.43:656


Кленов Михаил Владимирович - кандидат медицинских наук, проректор Российского университета транспорта


Аннотация. Статья отражает основные положения, содержащиеся в докладе на Международном конгрессе «Транспортное право и транспортная безопасность: XXI век», состоявшемся 25 марта 2020 г. в Юридическом институте Российского университета транспорта в рамках Недели науки — 2020 в целях обсуждения на дискуссионной площадке Российского университета транспорта как базового транспортного вуза России актуальных проблем правового обеспечения транспортной безопасности в условиях современных вызовов, анализа опыта обеспечения транспортной безопасности правовыми средствами, уточнения подходов к определению наиболее перспективных направлений исследовательской работы в сфере транспортного права применительно к проблеме обеспечения безопасности. В статье анализируется значение формирования у студентов в Российском университете транспорта профессиональных компетенций в сфере транспортной безопасности в качестве фактора, обеспечивающего самоопределение и карьерный рост молодых специалистов на транспорте, рассматривается роль обучения как карьерного лифта для молодых специалистов на транспорте. По результатам анализа сложившейся ситуации и направлений развития Российского университета транспорта как базового отраслевого образовательного учреждения, общетранспортного научно-образовательного и методологического центра, формулируются некоторые предложения по вопросу совершенствования направлений молодежной политики, обеспечения взаимосвязи организационных и правовых стимулов саморазвития личности студента и молодого специалиста с механизмами формирования профессиональных компетенций работника транспортной отрасли в интересах обеспечения безопасности транспортной системы России в соответствии с приоритетами, целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в условиях современного этапа развития цифровой экономики и транспорта России.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Вклад Московского института инженеров путей сообщения в развитие транспортного образования в России

УДК: 656.2


Петров Юрий Иванович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), petrov52@ro.ru


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления и развития Московского института инженеров путей сообщения, созданного в России в начале XX столетия. Проводится анализ правового регулирования системы обучения студентов, требований к уровню подготовки инженерного состава, организации преподавания в учебном заведении. Анализ законодательных актов и материалов Министерства путей сообщения позволяет получить четкое представление по всему спектру выше названных вопросов. Показаны преобразования в системе обучения в высших учебных заведениях России, отношение к ним в транспортных вузах и их влияние на развитие транспортного образования. Результаты исследования дают представление как об этапах становления Московского института инженеров путей сообщения, так и о его роли в развитии системы транспортного образования страны. Они могут служить отправной точкой для дальнейшей дискуссии о перспективах, тенденциях и направлениях развития современного российского транспортного образования.

Статья целиком →

Жарова А. К. Правовая система Великобритании в области обработки генетической информации

УДК: 340(410)(075.8)


Жарова Анна Константиновна - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук


Аннотация. Проблема обеспечения информационной безопасности генетической информации является актуальной, поскольку с каждым годом в мире увеличивается объем исследований, проводимых в области генетики, соответственно растет объем данных, используя которые можно идентифицировать человека. В большинстве развитых стран правовая система направлена на обеспечение безопасности процессов собирания, исследования и дальнейшего использования полученной генетической информации. В статье проведен анализ законодательства Великобритании, которое очень скрупулезно подходит к гражданско-правовому регулированию отношений в области генной инженерии, в отличие от Российской Федерации.

Статья целиком →

Мальцев В. А. Особенности правового регулирования страхования транспортных средств и гражданской ответственности их владельцев в Бразилии

УДК: 368.1


Мальцев Виталий Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного, финансового и международного права Академии труда и социальных отношений


Аннотация. В статье исследуются особенности системы правового регулирования страхования транспортных средств и страхования гражданской ответственности их владельцев в Бразилии. Показан процесс формирования страхового законодательства в этой сфере. Анализируются положения законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих объекты, условия и правила страхования на транспорте. Выделены специфические черты страхового законодательства, которые ярко проявляются в сфере страхования на транспорте. Рассмотрены вопросы государственного регулирования и контроля в сфере страхования транспортных средств, а также изменения, произошедшие в этой сфере за последнее время. Определены особенности страхового рынка Бразилии, в котором транспортное страхование занимает одно из ведущих мест. Дается характеристика национальной системы частного страхования, которая стала одним из приоритетных направлений в страховой сфере. Раскрыты функции и полномочия специальных органов надзора и регулирования страхового рынка. Делается вывод о том, что система правового регулирования и контроля в сфере страхования в Бразилии включает в себя сочетание государственного и частного управления. В связи с тем, что страхование транспортных средств и гражданской ответственности их владельцев не является специальным видом, а отнесено к общему страхованию, в статье освещены их особенности и специфика правоотношений. Исследуются основные правовые аспекты обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. При этом указываются особенности в порядке заключения договора страхования, его условиях, а также в действующих правилах данного вида страхования. Отмечены существенные отличия в вопросах распределения страховых премий и возмещения ущерба при наступлении страховых случаев. Рассмотрен порядок страховых выплат и указаны документы, необходимые для их получения. Указаны особенности применения мер ответственности как для страховых компаний, так и в отношении их руководителей, применяемых за нарушения правил страховой деятельности. По отдельным аспектам исследования дается сравнение положений страхового законодательства Бразилии с нормами российского законодательства, регулирующего страхование на транспорте.

Статья целиком →

Щадилова И. С., Смирнова Г. А. Самостоятельные занятия сотрудников транспортной отрасли физическими упражнениями с применением миофасциального релиза

УДК: 796


Щадилова Ирина Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Физическая культура и спорт» Российского университета транспорта (МИИТ)

Смирнова Галина Анатольевна - старший преподаватель кафедры «Физическая культура и спорт» Российского университета транспорта (МИИТ), ishchad@mail.ru


Аннотация. В современной России человеческий ресурс является основным производительным фактором экономического развития и роста в стране, а обеспечение длительной дееспособности, долголетия остается одной из главнейших государственных задач. Создание новых программ и комплексов физических упражнений, направленных не только на развитие физических качеств человека, но и на возможность после тяжелого трудового дня, зачастую проведенного не в самых благоприятных условиях повышенных шумов, вибраций различного типа, работы в ночные смены, минимизировать для организма ударные нагрузки, становится актуальной необходимостью. В статье рассматривается современная система оздоровительной практики — «миофасциальный релиз» (МФР) и обосновывается возможность самостоятельного применения в быту всеми специалистами, задействованными в транспортной отрасли. Дается краткое описание методики, особенностей, целей и влияния, которое эта методика оказывает на физическое состояние занимающихся. Представленный комплекс релаксационных и рекреативных упражнений позволит стать универсальным средством для профилактики травм на производстве и в бытовых условиях. Методика миофасциального расслабления заключается в перекатывании определенным способом, отдельными частями тела с упором на роллер выделенных мышечных групп. Только после некоторой адаптации болевых зон и при ослаблении мышечных болей следует постепенно увеличивать давление, повышая эффект расслабления.

Статья целиком →

Цуканова Е. В. Стресс как деструктивное психоэмоциональное состояние и фактор риска в управлении транспортными средствами

УДК: 159.942.2


Цуканова Елена Вениаминовна - кандидат психологических наук, профессор кафедры «Методология права и юридическая коммуникация» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), tsukanova_ev@mail.ru


Аннотация. В статье осуществляется анализ стресса как деструктивного психоэмоционального состояния, переживаемого людьми в экстремальных ситуациях жизни и деятельности. Рассматриваются сущностные характеристики, особенности, факторы и механизмы стресса, его поведенческие, деятельностные, психофизиологические, когнитивные и эмоциональные проявления. Особое внимание уделено анализу стресса как фактора риска в профессиональной деятельности операторов, управляющих транспортными средствами. Рассматриваются специфические факторы стрессов, переживаемых операторами в наиболее стрессогенных ситуациях управления автомобильным, речным и морским водным, подводным, воздушным, космическим, железнодорожным транспортом. Информация, представленная в данной статье, может быть использована в процессе диагностики и оценки функциональных состояний персонала, управляющего транспортными средствами, для целей профессионального отбора кадров транспортной сферы, при оперативном решении вопроса о допуске к работе на транспортном средстве в особых и экстремальных ситуациях. С учетом чрезвычайного значения профессионального стресса как фактора, снижающего эффективность и безопасность деятельности по управлению транспортными средствами, провоцирующего возникновение аварийных ситуаций, сформулированы актуальные задачи по разработке психологического обеспечения транспортной безопасности.

Статья целиком →