Цуканова Е. В. Стресс как деструктивное психоэмоциональное состояние и фактор риска в управлении транспортными средствами

УДК: 159.942.2


Цуканова Елена Вениаминовна - кандидат психологических наук, профессор кафедры «Методология права и юридическая коммуникация» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), tsukanova_ev@mail.ru


Аннотация. В статье осуществляется анализ стресса как деструктивного психоэмоционального состояния, переживаемого людьми в экстремальных ситуациях жизни и деятельности. Рассматриваются сущностные характеристики, особенности, факторы и механизмы стресса, его поведенческие, деятельностные, психофизиологические, когнитивные и эмоциональные проявления. Особое внимание уделено анализу стресса как фактора риска в профессиональной деятельности операторов, управляющих транспортными средствами. Рассматриваются специфические факторы стрессов, переживаемых операторами в наиболее стрессогенных ситуациях управления автомобильным, речным и морским водным, подводным, воздушным, космическим, железнодорожным транспортом. Информация, представленная в данной статье, может быть использована в процессе диагностики и оценки функциональных состояний персонала, управляющего транспортными средствами, для целей профессионального отбора кадров транспортной сферы, при оперативном решении вопроса о допуске к работе на транспортном средстве в особых и экстремальных ситуациях. С учетом чрезвычайного значения профессионального стресса как фактора, снижающего эффективность и безопасность деятельности по управлению транспортными средствами, провоцирующего возникновение аварийных ситуаций, сформулированы актуальные задачи по разработке психологического обеспечения транспортной безопасности.

Статья целиком →

Постол О. Л., Бабина В. С. Комплексное использование восточных оздоровительных гимнастик в целях повышения стрессоустойчивости будущих специалистов транспортной отрасли

УДК: 615.8


Постол Ольга Львовна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Физическая культура и спорт» Российского университета транспорта (МИИТ), OLP1881@yandex.ru

Бабина Вера Сергеевна - преподаватель Правового колледжа Российского университета транспорта (МИИТ), vera_k83@mail.ru


Аннотация. Сохранение и улучшение здоровья студентов транспортных вузов, формирование здорового образа жизни — наиважнейшие задачи физического воспитания в Российском университете транспорта. С каждым годом увеличиваются требования к специалистам транспортной отрасли, их психофизической подготовленности к профессиональной деятельности. Все это вызвано комплексным влиянием отрицательных воздействий атмосферы на производстве. К таковым относятся — электромагнитное излучение, особенные звуковые режимы, постоянная механическая вибрация, неблагоприятные экологические условия, загрязнение окружающего воздуха химическими выбросами транспортом, которые в конечном итоге приводят к негативному воздействию на организм работника транспортной отрасли, особенно на его нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы. В статье предлагается программа для студентов транспортного вуза с комплексным использованием нетрадиционных оздоровительных гимнастик (цигун, йога, тайцзицюань (восемь кусков парчи), гимнастика для рук и ладоней Йосиро Цуцуми, комплексы упражнений по системе Табата, дыхательная и суставная гимнастики и др.) в сочетании с отечественными упражнениями физического воспитания (элементы гимнастики, подвижные игры, упражнения легкой атлетики и др.). В Российском университете транспорта на базе кафедры «Методология права и юридическая коммуникация» секции «Физическая культура» Юридического института РУТ (МИИТ) с 2015 по 2019 г. был проведен Педагогический эксперимент, в нем приняли участие студенты Юридического института РУТ (МИИТ). Студенты экспериментальной группы, которые занимались по разработанной методике оздоровления, показали очень высокие результаты тестирования (P<0,01) в конце педагогического эксперимента. Таким образом, доказана эффективность данной методики с использованием восточных гимнастик, которая благоприятствует улучшению функционального состояния, психофизических качеств, физического состояния, здоровья. Упражнения с элементами нетрадиционных оздоровительными гимнастик очень благотворно воздействуют на организм обучающихся, способствуя профилактике заболеваний, повышению уровней работоспособности и стрессоустойчивости. Также программа оздоровления способствует реализации функциональной, психологической и физической подготовки студентов РУТ (МИИТ) к будущей профессиональной деятельности.

Статья целиком →

Лобачев С. Л. Некоторые итоги реализации в Российском университете транспорта программ дополнительного профессионального образования по федеральному проекту «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование»

УДК: 378.1


Лобачев Сергей Львович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информационные технологии в юриспруденции», начальник отдела дистанционного обучения Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются итоги реализации ряда программ дополнительного профессионального образования в рамках гранта Минобрнауки России по проекту «Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения» федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» в 2019 г. Анализ итогов ведется с точки зрения эффективного использования преподавателями технологических возможностей портала дистанционного обучения при реализации учебного процесса. Учитывая существенно различную востребованность различных курсов, для анализа отобраны 5 из 12 реализованных курсов, на которые было подано наибольшее число заявок. Представлены фактические данные, отражающие динамику прохождения курса дополнительного образования слушателями и соображения по повышению их активности в вебинарах и иных инструментах интерактивного взаимодействия с преподавателем. На основании полученного опыта сделан вывод о недостаточной реализации педагогических коммуникаций, даны рекомендации о среднем числе практических работ на курс и сформулированы предложения по совершенствованию организации и методики проведения в дальнейшем курсов дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий. Представленные результаты и сделанные выводы могут быть полезны при разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий.

Статья целиком →

Павлова А. В. Современное состояние и перспективы цифровизации грузового железнодорожного транспорта и логистики России

УДК: 338.47


Павлова Алла Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта, alpav71@mail.ru


Аннотация. Уровень цифровизации российского железнодорожного транспорта и логистики на данный момент времени отстает от мирового. Причины во многом экономические — заказчики пока считают избыточными большинство сервисов, которые несут с собой системы управления парком транспортных средств и телеметрии объектов, и не готовы в них инвестировать. Тормозит цифровизацию и несовершенство нормативной базы, а также отсутствие стандартов, позволяющих интегрировать решения разных производителей. Тем не менее к 2025 г. в российских железных дорогах за счет внедрения цифровых технологий планируется снижение доли эксплуатационных расходов на информационные системы до 5% в год. Ожидается, что совершенствование операционной модели информационных технологий позволит провести «оптимизацию» 15% ИТ-персонала и сэкономить на закупках до 1,2 млрд руб. В статье рассмотрены достигнутые результаты цифровизации в отрасли грузового железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также перспективы применения и освоения цифровых технологий с целью оптимизации затрат коммерческих структур и государства, повышения конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках.

Статья целиком →

Кобзева Е. И., Мисак А. Ю. Обеспечение безопасности эксплуатации транспорта в условиях цифровизации

УДК: 656:005.932


Кобзева Екатерина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория права и природоресурсное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Мисак Альбина Юрьевна - аспирант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Быстрое развитие современных технологий, основанных на использовании распределенного реестра и других информационных инноваций, привело к появлению принципиально иной системы экономических отношений, называемой «цифровой». Одним из ключевых направлений деятельности Российской Федерации на среднесрочную перспективу является развитие цифровой экономики. На современном этапе цифровизация служит основным фактором развития транспортной инфраструктуры и сферы транспортных услуг. Вопрос модернизации транспортной сферы занимает серьезные позиции во многих зарубежных стратегиях развития цифровой экономики. Для процветания цифровой экономики необходимы единообразные правовые положения, и в то же время этот единый свод законов не должен препятствовать распространению инноваций и прогресса в цифровой экономике. В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменением транспортных услуг при переходе к цифровой экономике. Транспортная система играет огромную роль в развитии любого государства, при появлении новых технологий транспортные услуги все более смещаются в область цифрового рынка, становясь неотъемлемой частью цифровой экономики. Что касается вопроса обеспечения безопасности железнодорожного транспорта в условиях нового «цифрового» регулирования, то железнодорожная инфраструктура, безусловно, является критически важной инфраструктурой, в связи с чем различные сбои и отказы потенциально могут привести не только к нарушению жизнедеятельности на одном из видов существующего транспорта — железнодорожного, но и к нарушению жизнедеятельности целого государства, а возможно, и нескольких стран одновременно. В результате исследования сделан вывод, что одна из ключевых проблем заключается в том, что технологии развиваются быстрыми темпами, а законодательство находится под угрозой отставания.

Статья целиком →

Смирнова В. В., Правкин С. А. Проблемы нормативно-правового обеспечения автономного (беспилотного) железнодорожного транспорта

УДК: 347.463:656.2


Смирнова Вера Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), veryvera@list.ru

Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), Pravkin@bk.ru


Аннотация. В статье рассматриваются правовые аспекты регулирования автономного железнодорожного транспорта в Российской Федерации. Частично или полностью автономный (беспилотный) железнодорожный транспорт функционирует во многих странах, в том числе и Российской Федерации. Использование беспилотных поездов позволит увеличить провозную емкость, гарантии безопасности перевозок, эффективнее использовать энергию, уменьшить простои составов, улучшить четкость и своевременность процесса транспортировки, так как человеческий фактор отсутствует. Технологии в этой области стремительно развиваются. В беспилотном направлении значительно продвинулись технологии, используемые на линиях метрополитена. Поэтому в настоящее время возникла необходимость в правовом регулировании как автономного (беспилотного) транспорта в целом, так и конкретных видов такого транспорта. Авторами проведен анализ законодательства России и зарубежных стран, регулирующего беспилотный транспорт. Особое внимание уделено железнодорожному транспорту. Отмечается, что в России и за рубежом отсутствует должное правовое регулирование автономного (беспилотного) железнодорожного транспорта. Автоматизация железнодорожного транспорта требует проведения комплексных мер для обеспечения безопасности осуществляемых перевозок. Делается вывод, о необходимости устранения пробелов в отечественном законодательстве путем принятия нового закона и внесения изменений и дополнений в существующее законодательство.

Статья целиком →

Гребенкина И. А., Гребенкина С. А., Благодир А. Л. Текущее состояние и тенденции развития инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры в Российской Федерации

УДК: 656:005.932


Гребенкина Ирина Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического факультета имени М. М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, старший преподаватель кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, grebenkina.i@bk.ru

Гребенкина Светлана Александровна - старший преподаватель кафедры анализа рисков и экономической безопасности Финансового университета при Правительстве РФ, s.greb@list.ru

Благодир Алла Леонтьевна - доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, ablagodir@yandex.ru


Аннотация. Несмотря на осознание значимости цифровой трансформации транспортной инфраструктуры как основы безопасности жизнедеятельности, социального и экономического развития страны, остаются совершенно не изученными вопросы технического, юридического и финансового регулирования отношений цифровизации транспортного комплекса, детальной оценки влияния цифровых технологий на транспорте на социальные и экономические процессы в современном обществе. Новые вызовы глобализации, интеграции и цифровизации мировой экономики обусловливают необходимость перманентного совершенствования транспортной инфраструктуры, возрастающий в последние годы спрос на разработку и использование высокоавтоматизированных транспортных средств. В работе дана оценка современного состояния инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры в России на основе анализа статистических данных, выявлены преимущества и ключевые общесистемные проблемы отечественной транспортной отрасли. Определены векторы развития российской транспортной системы, направления научно-технической политики современной транспортной отрасли РФ для обеспечения конкурентоспособности государства на международной арене, его социально-экономического роста и национальной безопасности с опорой на успешный зарубежный опыт, в частности, США, Сингапура, Японии, Китая, Германии. Выявлены перспективные направления использования беспилотных автотранспортных средств для улучшения качества жизни людей, развития предпринимательской деятельности, новых технологичных отраслей промышленности, освоения труднодоступных территорий с целью доставки полезных ископаемых, повышения инвестиционной привлекательности нашей страны и укрепления ее позиций на международной арене. В работе определены факторы, сдерживающие широкое применение высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования в России, и пути их преодоления. Проанализирован режим «регулятивной песочницы» и попытки его законодательного закрепления в России и за рубежом.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ по договору № 19-29-06069\19.

Статья целиком →

Антонов О. А. Задержание лица, подозреваемого в транспортном преступлении

УДК: 343.9


Антонов Олег Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. На всех видах транспорта и объектах транспортной инфраструктуры случаются катастрофы, аварии, инциденты и иные происшествия. Иногда они носят техногенный характер, но чаще являются результатом так называемого человеческого фактора. Кроме того, в транспортной сфере имеют место и преступления общеуголовного характера. В большинстве случаев виновные выявляются и задерживаются. В статье раскрывается отличие уголовно-процессуального задержания от административного задержания и схожих с ним по форме действий ограничительно-принудительного характера. Подробно рассматриваются условия и мотивы задержания подозреваемого по уголовному делу. Раскрываются правовые последствия составления протокола задержания и значение допроса подозреваемого. Автор настаивает на незамедлительности первого допроса подозреваемого непосредственно сразу после задержания. Также предлагается отказаться от практики задержания подозреваемого в кабинете следователя после предварительного его допроса в качестве свидетеля.

Статья целиком →

Суденко В. Е. Учет особенностей железнодорожного транспорта при доказывании по уголовным делам о транспортных преступлениях

УДК: 343.1


Суденко Владимир Егорович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник сферы образования


Аннотация. В статье рассматриваются специфические особенности железнодорожного транспорта, которые должны учитываться при расследовании уголовных дел о транспортных преступлениях. Дается описание норм и правил, действующих на железнодорожном транспорте, так или иначе связанных с доказыванием по уголовным делам о транспортных преступлениях. Особое внимание уделено понятию «специальные знания» применительно к железнодорожному транспорту. При расследовании транспортных происшествий на указанном виде транспорта необходимо учитывать то, что движение железнодорожного транспорта представляет собой единый производственный процесс, инкорпорирующий относительно самостоятельные этапы: посадка пассажиров и погрузка грузов в пассажирские и грузовые поезда; перевозка пассажиров и грузов от одного пункта до другого; высадка пассажиров и выгрузка груза в пункте назначения. Каждый из указанных элементов обладает своими специфическими операциями, осуществляемыми при подготовке, организации и выполнении железнодорожных перевозок. Объекты железнодорожного транспорта относятся к сложным инженерно-техническим конструкциям, а деятельность по их эксплуатации изначально квалифицируется правом в качестве источника повышенной опасности. С учетом сказанного в статье говорится, что для целей обеспечения прав и законных интересов граждан и охраняемых уголовным законодательством публичных и общественных интересов в сфере железнодорожного транспорта предполагается наличие у следователя помимо юридических знаний, еще и специальных познаний в области взаимодействия человека с железнодорожной техникой в целом, а кроме того знаний специфики организации движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Статья целиком →

Паршаков А. С. Безопасность на транспорте: особенности предупреждения преступлений военнослужащих

УДК: 343


Паршаков Александр Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Военного университета Минобороны России, почетный работник прокуратуры, полковник юстиции запаса, alexandrparshakov@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматриваются особенности предупреждения преступлений военнослужащих, связанных с безопасностью дорожного движения и эксплуатацией транспорта. Автор исследует основные направления и конкретные меры предупреждения этих преступлений военнослужащих, исходя из характера причин и условий, способствующих их совершению, а также последствий их совершения. Им подчеркивается, что эти направления и меры предусмотрены нормативными правовыми актами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждения преступлений. Одной из ключевых ролей при этом принадлежит Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы, которая направлена на устранение и нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, в том числе в армии и на флоте. На основе анализа ведомственных нормативных актов автором рассматриваются конкретные меры предупреждения преступлений, реализация которых могла бы обеспечить безопасность вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин военнослужащими. Помимо традиционных мер противодействия криминальному нарушению правил вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин, автор предлагает повышать эффективность деятельности по выявлению латентных правонарушений военнослужащих и виктимологического аспекта в транспортной сфере.

Статья целиком →