Минбалеев А. В. Развитие российского законодательства об использовании беспилотного транспорта в условиях цифровой экономики

УДК: 629


Минбалеев Алексей Владимирович - доктор юридических наук, главный научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности, Институт государства и права Российской академии наук


Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу развития российского законодательства об использовании беспилотных транспортных средств. Исследуется зарубежный опыт регулирования использования беспилотных транспортных средств. Анализируются основные законодательные инициативы в России. Анализ законодательных инициатив в сфере правового регулирования беспилотных транспортных средств в России свидетельствует о ряде проблем, с которыми приходится сталкиваться разработчикам. Это, прежде всего, проблемы ответственности — кто будет ее нести в случае причинения вреда жизни или здоровью граждан и (или) вреда чужому имуществу. Будут ли это владельцы беспилотных транспортных средств, возможно ли страхование использования таких транспортных средств, могут ли нести ответственность разработчики таких средств? Все эти вопросы требуют обязательного решения.

Статья целиком →

Полякова Т. А. Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли и проблемы обеспечения информационной безопасности: правовой аспект

УДК: 656:005.932


Полякова Татьяна Анатольевна - доктор юридических наук, главный научный сотрудник, исполняющая обязанности заведующего сектором информационного права и международной информационной безопасности, Институт государства и права Российской академии наук, заслуженный юрист Российской Федерации, polyakova_ta@mail.ru


Аннотация. Статья посвящена правовому регулированию применения информационных телекоммуникационных технологий в транспортной отрасли в условиях цифровизации и реализации стратегических задач цифровой экономики. Рассмотрены вопросы информационной безопасности применения цифровых технологий и средств на транспорте, а также актуальные тренды: «большие данные», искусственный интеллект, цифровые платформы для обеспечения пассажирских перевозок. Кроме того, отдельно выделена проблематика формирования единого научно-технологического пространства в транспортной сфере и связанные с этим вопросы электронного взаимодействия и обеспечения информационной безопасности.

Статья целиком →

Иванов Р. В., Трубицына В. А. Некоторые вопросы профилактики коррупции в сфере закупочной деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

УДК: 342.951:328.185


Иванов Роман Валерьевич - соискатель ученой степени кандидата юридических наук, Военный университет

Трубицына Велесса Александровна - аспирант Юридического института, Российский университет транспорта


Аннотация. Общепризнано, что одной из наиболее коррупционноемких сфер деятельности государства и его институтов, а также организаций независимо от форм собственности являются сфера закупок товаров, работ и услуг как для государственных и муниципальных нужд, так и для удовлетворения нужд организаций. Потому совершенствование процедур закупочной деятельности в целях противодействия коррупции неизменно называется в числе приоритетных направлений антикоррупционной политики во всех программных документах, в том числе в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460, и Национальном плане противодействия коррупции на 2018—2020 годы, утвержденном Указом Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378. В ОАО «РЖД» эта важнейшая область деятельности регулируется вступившим в силу с 1 июля 2018 г. Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным Советом директоров ОАО «РЖД» 28 июня 2018 г.

Статья целиком →

Ермак А. Д. Правовая природа договора о подаче транспортных средств и предъявлении груза к перевозке железнодорожным транспортом

УДК: 347.463


Ермак Алексей Дмитриевич - юрисконсульт Правового управления Московской Патриархии Русской Православной Церкви, a.d.ermak@gmail.com


Аннотация. В статье рассматриваются различные точки зрения на правовую природу договора о подаче транспортных средств и предъявлении груза к перевозке железнодорожным транспортом. Автор указывает, что данный договор является двусторонним, консенсуальным, безвозмездным, организационным, публичным, срочным.

Статья целиком →

Вериго С. А., Семина Т. Н. Проблемы осуществления таможенного контроля на железнодорожном транспорте

УДК: 339.543:656.2


Вериго Сергей Александрович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры таможенного права и организации таможенного дела Юридического института Российского университета транспорта, sergej_verigo@mail.ru /p>

Семина Татьяна Николаевна - таможенный декларант ООО «DHL Express»


Аннотация. По размерам территории Россия является одной из крупнейших стран мира, и для полноценного экономического развития государства наличие и развитие транспортной инфраструктуры является актуальной и насущной необходимостью. Наша страна в силу своего географического положения обладает практически всеми видами современного транспорта. Транспортная система государства играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии, и обеспечение надежного обслуживание потребителей транспортных услуг с минимальными транспортными издержками является едва ли не главным условием поступательного экономического развития [1, с. 34]. В статье рассматриваются вопросы таможенного контроля на железнодорожном транспорте; освещаются проблемы его совершенствования в связи с сокращением издержек на проведение таможенных формальностей. Авторами сделан вывод о необходимости дальнейшего реформирования системы таможенного контроля.

Статья целиком →

Опёнышев О. С. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей на транспорте

УДК: 347.963:656


Опёнышев Олег Сергеевич - кандидат юридических наук, заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора, государственный советник юстиции 3-го класса


Аннотация. В статье на основе применения методик системно-правового и формально-догматического анализа законодательства о прокурорском надзоре и транспортного законодательства представлены результаты исследования принципиальных подходов к организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей на транспорте. В ходе проведенного анализа вскрыты некоторые противоречия и пробелы законодательства, имеющие существенное теоретическое и практическое значение для обеспечения законности на транспорте. Анализируются основные нарушения, выявляемые в ходе прокурорских проверок в указанной сфере. Особое внимание уделяется анализу деятельности контролирующих органов как средства обеспечения законности и дисциплины участников транспортных правоотношений. Сформулированы и обоснованы отдельные выводы о необходимости совершенствования нормативной правовой основы, а также организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей на транспорте, которое должно быть основано на выработке единых методологических подходов к разработке понятийно-категориального аппарата в интересах гармонизации и приведения правовых терминов в соответствие с потребностями повышения эффективности и законности транспортной деятельности, устранения коллизий и пробелов правового регулирования.

Статья целиком →

Лещов Г. Ю. Концепция расследования происшествий на железнодорожном транспорте

УДК: 628.5:656.2(075.8)


Лещов Геннадий Юрьевич - кандидат экономических наук, эксперт общественного совета Ространснадзора


Аннотация. Вопрос создания эффективной, государственной системы управления безопасностью на транспорте имеет глубокие корни и широкий спектр институтов общества, вовлеченных в решение данной проблемы. В основе системы должны быть заложены нормативно правовые инструменты, позволяющие всесторонне и полно, в кратчайшие сроки проводить расследование аварий и катастроф, выявлять причинно-следственные связи действий либо бездействия должностных лиц. В процессе исследования, результаты которого представлены в настоящей публикации, автор исходит из той посылки, что детерминантами правового и организационного обеспечения транспортной безопасности выступают, во-первых, особое значение транспорта для экономики страны, национальной безопасности и суверенитета государства, во-вторых, уязвимость транспортной системы, подверженность ее многочисленным и разнообразным угрозам.

В статье представлены результаты, системно-правового и практического анализа законодательства о безопасности на транспорте. В ходе проведенного анализа определены противоречия и пробелы норм законодательства, регулирующего порядок расследования транспортных происшествий на всех видах транспорта, имеющие существенное теоретическое и практическое значение для обеспечения безопасности на транспорте. Сформулированы и обоснованы выводы о необходимости совершенствования нормативной правовой основы расследования транспортных происшествий, которое должно быть основано на выработке единых методологических подходов к разработке понятийного аппарата в интересах гармонизации и приведения правовых инструментов в соответствие современным потребностям обеспечения безопасности на транспорте. Предложена новая модель проведения первичного осмотра места происшествия и оценки ущерба, возникшего при совершении транспортного происшествия на железнодорожном транспорте.

Статья целиком →

Бобовкин М. В., Ручкин В. А. Судебно-почерковедческая диагностика в расследовании преступлений на транспорте

УДК: 343.98


Бобовкин Михаил Викторович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры исследования документов учебно-научного комплекса судебной экспертизы, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя

Ручкин Виталий Анатольевич - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры основ экспертно-криминалистической деятельности учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности, Волгоградская академия МВД России, заслуженный деятель науки Российской Федерации


Аннотация. На современном этапе правоохранительные органы все чаще используют потенциал судебно-почерковедческой диагностики при расследовании преступлений на транспорте. Эта тенденция наблюдается в экономической и имущественной сфере, а также при борьбе с коррупцией, нецелевым использованием бюджетных средств, злоупотреблением должностными полномочиями, халатностью. Кроме того, решение задач судебно-почерковедческой диагностической экспертизы широко используется в процессуальной и непроцессуальной форме с целью розыска лиц — субъектов преступлений на транспорте. При этом составляются розыскные таблицы, содержащие данные о личности исполнителя рукописи (пол, возраст, профессия, образование, психофизиологическое состояние и др.), имеющие ориентирующее значение. Основная цель их использования — постепенное сужение круга подозреваемых с целью последующей идентификации личности по признакам почерка. В статье освещаются актуальные вопросы использования потенциала судебно-почерковедческой диагностики в расследовании преступлений на транспорте. Авторы определяют современное состояние и тенденции дальнейшего развития судебно-почерковедческой диагностики, систему криминалистических свойств почерка, имеющих большое значение для решения диагностических задач судебно-почерковедческой экспертизы в процессуальной и непроцессуальной форме.

Статья целиком →

Паршаков А. С. О некоторых аспектах противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений военнослужащих

УДК: 343.346


Паршаков Александр Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института, Российский университет транспорта; Военный университет Минобороны России, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра, почетный работник прокуратуры, полковник юстиции запаса, alexandrparshakov@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматриваются особенности противодействия расследованию преступлений военнослужащих, связанных с безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспорта. Автор исследует специфические формы воздействия на участников как дорожно-транспортного происшествия, так и уголовного судопроизводства, при этом обращается к практике органов военной юстиции. Им рассматривается механизм противодействия установлению обстоятельств преступления, включающий систему тесно связанных элементов: субъектов, целей и мотивов, времени, места и обстановки, способа, результата и последствий. Дается характеристика указанным элементам, в том числе субъектам, которые классифицируются в зависимости от характера их поведения: активного (производящего активные действия), пассивного (преимущественно умышленного бездействия) и смешанного типа (использующего активные и пассивные формы поведения). Подчеркивается, что противодействие расследованию обычно инициируют и осуществляют военнослужащие, совершившие дорожно-транспортные преступления, и командование воинских частей, в которых они проходят военную службу, а также родственники правонарушителя, его защитники, близкие друзья, сослуживцы, работники правоохранительных органов, представители органов власти и управления, политические и общественные деятели, бизнесмены, и даже криминалитет, а иногда и потерпевшие, свидетели, понятые, эксперты, специалисты и другие лица. Такая заинтересованность названных субъектов обусловлена родственными связями, исполнением профессиональных обязанностей, круговой порукой, укреплением репутации, продвижением карьеры, угрозами, подкупом, уничтожением имущества или иным воздействием. Субъекты противодействия стремятся изменить либо не допустить установления объективной стороны преступлений, а также создают помехи установлению отягчающих вину обстоятельств, предусмотренных, как ст. 63 УК РФ, так и другими обстоятельствами. В статье предлагаются формы ответных действий в виде тактико-психологических приемов при выполнении следственных и иных процессуальных действий.

Статья целиком →

Колотушкин С. М. Оценка корректности фиксации обстановки дорожно-транспортного происшествия в материалах видеозаписи автомобильного видеорегистратора

УДК: 343.9


Колотушкин Сергей Михайлович - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт ФСИН России», kolotushkinsm@mail.ru


Аннотация. В статье рассматриваются методические подходы в оценке правильной фиксации автомобильным видеорегистратором дорожной обстановки. Необходимость в решении подобных вопросов возникает в ходе расследования дорожно-транспортных происшествий, когда требуется по материалам видеозаписи установить линейные и угловые величины различных объектов, а также скорости движения транспортных средств и пешеходов. На реальном примере приводится методика сопоставительного анализа линейных и угловых величин между стационарными объектами на местности и зафиксированных в материалах видеозаписи автомобильного видеорегистратора. В оценке корректности линейных величин, зафиксированных видеозаписью, применяются методы фотограмметрии, а для анализа угловых величин — геодезические методы фиксации углов, где в качестве базы используются стационарные объекты, находящиеся в створе. Скорость динамических процессов оценивается по частоте видеокадров видеозаписи с использованием электронного синхронизатора.

Статья целиком →