Статья

Правкин С. А. Реализация механизма государственно-частного партнерства в транспортной сфере

УДК: 658.115.33


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института, Российский университет транспорта


Аннотация. В статье рассматриваются проблемы финансирования и софинансирования при реализации инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в транспортном комплексе. Считая одним из важных инструментов инфраструктурных преобразований государственно-частное партнерство, автор исследует механизм согласования публичных и частных интересов для реализации социально значимых проектов. Проводится сравнительно-правовой анализ транспортного и инвестиционного законодательства применительно к соглашениям о государственно-частном партнерстве. Соответственно, прослеживается реализация механизма государственно-частного партнерства в транспортной сфере. В статье рассмотрены средства реализации инвестиционной политики, модели распределения рисков между государством и частным бизнесом. Обоснование важности организационно-правовых гарантий для частного партнера является основным методологическим и процессуальным средством и концептуальным подходом исследования для защиты инвестора от неблагоприятных изменений национального законодательства. Структурное развитие транспортной системы при реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года связывается с необходимостью развития различных форм в рамках заключаемых соглашений о государственно-частном партнерстве. Автор предлагает меры и формы взаимодействия органов государственной власти и инвесторов при реализации транспортных проектов с большими сроками окупаемости. Обращается внимание, что реализация государственно-частного партнерства в транспортной сфере и проведение структурных реформ на всех видах транспорта ведет к децентрализации управления и увеличению доли частного капитала. Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с учетом влияния друг на друга программ на отдельных видах транспорта с применением механизма государственно-частного партнерства может привести к снижению бюджетной нагрузки методом привлечения частных инвестиций в социально значимые сферы экономики. Данный подход при реализации в полной мере является фактором демонополизации рынка и обеспечения конкурсных процедур в транспортных проектах. Механизм государственно-частного партнерства при реализации на транспорте дает возможность привлечения реальных инвестиций, защищая внутренний рынок, так как в отличие от концессионных соглашений частным партнером может быть только российское юридическое лицо. Совершенствование механизма государственно-частного партнерства в транспортной отрасли расширяет возможности участия транспортных кампаний в инвестиционной деятельности. На основе анализа действующего транспортного и инвестиционного законодательства, практики его применения и обобщения выводов по данной проблематике в научной литературе в статье делается заключение об определенном несовершенстве реализации механизма государственно-частного партнерства на транспорте, в том числе с учетом недостаточного использования мер бюджетной политики. Бюджетные ассигнования в соответствии с бюджетной классификацией под данные проекты должны быть синхронизированы по срокам с планами реализации инвестиционных соглашений с учетом действия лимитов бюджетных обязательств. Основными проблемами при реализации данного механизма являются не вполне согласованные между собой его материально-правовые и процессуально-правовые аспекты. В связи с этим предлагается активнее использовать методологическую основу финансово-бюджетного регулирования для качественного согласования и исполнения проектов с обеих сторон.


Ключевые слова: инвестиционные проекты; государственно-частное партнерство; бюджетная классификация; публично-правовое и частноправовое регулирование; транспортный комплекс; конкуренция.


Литература:

  1. Омелехина, Н. В. Финансово-правовые аспекты публично-частного партнерства // Финансовое право. — 2017. — № 5.
  2. Цветков, В. А. Перспективы государственно-частного партнерства при строительстве и реконструкции железнодорожной инфраструктуры / В. А. Цветков, А. А. Медков // Журнал экономической теории. — 2008. — № 1.
  3. Рубцова, М. В. Проблемы конкуренции на рынке транспортных услуг // Транспортное право. — 2016. — № 3.
  4. Духно, Н. А. Транспортное право — основа правопорядка и безопасности на транспорте // Транспортное право как средство обеспечения устойчивого развития транспортного комплекса страны. Материалы Всероссийской научной конференции «Транспорт России XXI века». — М., 2018.
  5. Овечкин, А. П. Перевозка как категория транспортного права // Транспортное право как средство обеспечения устойчивого развития транспортного комплекса страны. Материалы Всероссийской научной конференции «Транспорт России XXI века». — М., 2018.
  6. Белицкая, А. В. Использование инструментов государственно-частного партнерства для демонополизации российской экономики: правовой аспект // Юрист. — 2017.— № 1.
  7. Туманян, О. Н. Особенности государственно-частного партнерства в сфере предоставления услуг железнодорожного транспорта // Межвузовский сб. статей. — М., 2015.
  8. Кравченко, Д. В. Совершенствование механизма государственно-частного партнерства как фактора повышения эффективности реализации стратегии ОАО «РЖД» и государственной политики Российской Федерации// ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт-2016. Сборник материалов конференции. — СПб. : Изд-во СПГУ, 2016.
  9. Прудников, А. Д. Применение государственно-частного партнерства при организации транспортно-логистических центров / А. Д. Прудников, А. М. Симушков, Е. К. Коровяковский // ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт-2016. Сборник материалов конференции. — СПб. : Изд-во СПГУ, 2016.
  10. Корякин, В. М. Применение инвестиционных и концессионных механизмов при строительстве высокоскоростной магистрали «Москва-Казань»: правовой аспект // Транспортное право и безопасность. — 2017. — № 8 (20).
  11. Комментарий к Федеральному закону «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / под ред. В. Ф. Поподонпуло, В. В. Килинкарова // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213628/15/10/2018/
  12. Билль, М. В. Зарубежный опыт нормативно-правового регулирования и организации государственно-частного партнерства // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213625/15/10/2018/

Загрузить статью в формате PDF


Другие статьи автора или выпуска: ,