Лисеенко В. И., Романенков В. Д. Право управления транспортными средствами, осуществляющими перевозку пассажиров: проблемы выявления и контроля российских и иностранных водителей, лишенных такого права

УДК: 347.463:656.072.5


Лисеенко Виктор Иванович - исполняющий обязанности заместителя начальника — заместителя главного государственного инспектора госавтодорнадзора Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора; советник государственной гражданской службы 2 класса; старший преподаватель кафедры эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского индустриального университета; соискатель ученой степени кандидата юридических наук

Романенков Владислав Дмитриевич - генеральный директор ООО «Транспортный контроль»; студент Института государства и права Тюменского государственного университета


Аннотация. В соответствии с поручением Евразийского межправительственного совета «О взаимном признании национальных и международных водительских удостоверений, выданных в одном государстве ― члене Евразийского экономического союза, для осуществления предпринимательской деятельности на территории другой страны Евразийского экономического союза» управление транспортными средствами, осуществляющими пассажирские перевозки на территории РФ, разрешено гражданам государств ― членов ЕАЭС. В настоящее время практика показывает, что сотрудники ГИБДД (Госавтодорнадзора) при проведении контроля на линии, а также должностные лица автотранспортных предприятий, осуществляющих выпуск транспорта на линию, сталкиваются с проблемой выявления водителей-иностранцев на предмет действительности их национального водительского удостоверения (факт лишения права управления транспортным средством). По мнению авторов, проблема заключается в отсутствии возможности получения данных о действительности национальных водительских удостоверений водителей-иностранцев, например путем информационного обмена с зарубежными (российскими) базами данных национальных водительских удостоверений. Отсутствие технической и правовой основы проведения таких сверок не позволяет своевременно выявлять потенциальных «лишенцев». В связи с чем недобросовестные граждане ближнего зарубежья зачастую пользуются этим, оставаясь незамеченными, и благополучно работают водителями автобусов в различных регионах России. Кроме того авторы затронули проблему нормативно-правового регулирования взаимодействия хозяйствующих субъектов и органов ГИБДД УМВД России на предмет получения перевозчиком оперативной информации о лишении водителей ― граждан России права управления транспортным средством.

Статья целиком →

Агапов П. В., Борисов С. В. Антитеррористическая защищенность российского транспортного комплекса в сфере надзорной деятельности прокуроров

УДК: 343.341.1/342.3:656


Агапов Павел Валерьевич - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений, противодействия экстремизму НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции

Борисов Сергей Вячеславович - кандидат юридических наук, доцент, научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции


Аннотация. В статье на основе действующего законодательства и правоприменительной практики рассмотрены проблемы антитеррористической защищенности российского транспортного комплекса в сфере надзорной деятельности прокуратуры. Делается вывод о том, что прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии терроризму на транспорте, антитеррористической защищенности объектов транспортного комплекса по-прежнему остается актуальным в связи с такими современными вызовами и угрозами, как деятельность международных террористических организаций, кибертерроризм, дальнейшее старение и износ российского транспорта, проблемы с персоналом и его обучением, нарушение порядка использования воздушного пространства авиацией общего назначения и беспилотниками, массовые случаи заведомо ложных сообщений об актах терроризма, отсутствие должного контроля за использованием иностранной рабочей силы на объектах транспорта и др.

Статья целиком →

Губернаторова Э. В., Коваленко Н. Е., Вальков В. А., Тимофеев Е. И. Трансграничное страхование ответственности владельцев транспортных средств

УДК: 341.96


Губернаторова Элина Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков экономического и юридического профилей Алтайского государственного университета

Коваленко Наталья Евгеньевна - магистрант юридического института Алтайского государственного университета

Вальков Владимир Алексеевич - магистрант Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Тимофеев Евгений Игоревич - преподаватель Колледжа Алтайского государственного университета


Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы нормативного регулирования института трансграничного страхования ответственности владельцев транспортных средств. В большинстве экономически развитых государств предусмотрено обязательное страхование ответственности владельцев автотранспортных средств. В правоприменительной практике часто возникали вопросы, связанные с проблемой возмещения вреда, причиненного потерпевшим иностранным владельцем автотранспортных средств. Проанализированы особенности правового механизма страхования ответственности в зарубежных странах. Выявлена и обоснована необходимость использования универсальных инструментов страхования ответственности владельцев транспортных средств из Российской Федерации и соседних государств. В связи с пробелами в правовом регулировании видится целесообразным разработка института универсального страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств коммерческих организаций, используемых для пересечения границы СНГ, в рамка стран, входящих в Содружество Независимых Государств. Это предполагает возможность заключения коммерческими организациями любой из стран пребывания (СНГ) универсального договора страхования транспортных средств, используемых для перемещения через границы стран Содружества в любом из указанных государств. Для реализации данных положений необходимо создание единого нормативного акта, регулирующего вопросы взаимодействия в данной сфере, на уровне совместного соглашения стран СНГ. На основе проведенного исследования авторами предлагается использовать механизм, аналогичный «Зеленой карте», с доработанными усовершенствованиями. В рамках предлагаемого соглашения должны быть также урегулированы вопросы информационного обмена путем электронного взаимодействия. Предполагается, что при информационном взаимодействии в данной сфере должны учитываться принципы открытости ведения баз данных и свободного доступа к составляющей их информации. Обозначенное позволит проводить эффективный контроль над соблюдением законодательства в данной сфере.

Статья целиком →

Бажина М. А., Щекочихина Е. П. Правовое регулирование прямых смешанных перевозок в Российской Федерации

УДК: 347.463


Бажина Мария Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральского государственного юридического университета, mashsol@mail.ru

Щекочихина Елена Петровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральского государственного юридического университета, helena271@yandex.ru


Аннотация. Авторы статьи исследуют проблемные вопросы правового регулирования прямых смешанных перевозок в Российской Федерации. Прежде всего, авторы анализируют понятийный аппарат, используемый на национальном и международном уровнях, пытаются установить соотношение данных понятий. В рамках этого вопроса делается вывод о необходимости внесения изменений в действующее российское законодательство с целью преодоления противоречий в национально правовом регулировании и его унификации с международным законодательством. Кроме того, в работе подробно проанализировано содержание законопроектов, разработанных в течение последних лет в отношении правового регулирования смешанных перевозок в России. На основе системного анализа выделяются основные признаки таких перевозок, а именно: 1) участие в перевозках двух и более видов транспорта; 2) осуществление перевозки по единому документу, составленному на весь путь следования; 3) наличие оператора смешанной перевозки; 4) наличие передачи груза с использованием перевалки или с перемещением «единой перевозочной единицы». Каждый из данных признаков рассматривается детально. Особое внимание уделено вопросу о применении единого перевозочного документа в рамках осуществления смешанных перевозок. В качестве выводов предлагается четко регламентировать содержание единого транспортного документа на легальном уровне, установить его соотношение с транспортной накладной, а также закрепить за ним роль ценной бумаги, что будет способствовать упрощению перевозочного процесса. Подробно рассматривается такой признак, как наличие фигуры оператора. Его статус не определен в национальном законодательстве. Кроме того, введение данной фигуры потребует установить на легальном уровне соотношение с иными участниками транспортного процесса.

Статья целиком →

Тарасенко В. В. К вопросу о депенализации состояния опьянения как квалифицирующего признака состава преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации

УДК: 343.1


Тарасенко Виталий Викторович - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права юридического факультета Воронежского государственного университета


Аннотация. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, провозглашая Россию демократическим правовым государством, в котором высшей ценностью являются человек, его права и свободы и обязанность которого составляют признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, обеспечение их правосудием на основе равенства перед законом и судом, а потому к качеству законов, опосредующих взаимоотношения граждан с публичной властью, в частности устанавливающих меры юридической ответственности за правонарушения, предъявляются особые требования. В случаях, когда предусматриваемые законом меры публично-правовой ответственности перестают отвечать социальным реалиям, приводя к избыточному применению государственного принуждения, федеральный законодатель должен обеспечить их приведение в соответствие с новыми социальными реалиями, соблюдая при этом конституционные принципы равенства, справедливости и гуманизма. В данном аспекте, по мнению автора, в настоящее время назрела проблема депенализации состояния опьянения, выступающего квалифицирующим признаком нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ). В статье рассматривается правотворческий аспект депенализации с позиции юридико-криминологической, социально-экономической и социально-психологической обусловленности. На основе критического анализа систематического ужесточения уголовной ответственности за криминальные нарушения требований безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, совершенные лицом в состоянии опьянения, изучения статистических данных и судебной практики по данной категории преступлений автор формулирует выводы и предложения по совершенствованию соответствующих положений уголовного закона в части депенализации состояния опьянения как квалифицирующего признака состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

Статья целиком →

Суденко В. Е., Далгатова А. М., Курашева А. Г. Специалисты — консультанты по уголовным делам о транспортных преступлениях

УДК: 343.346


Суденко Владимир Егорович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник сферы образования

Далгатова Аминат Магомедгаджиевна - аспирант кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Курашева Айганым Галымбаевна - аспирант кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье раскрываются особенности применения специальных знаний в области транспортной безопасности, необходимых при раскрытии и расследовании транспортных преступлений. Отдельно обращается внимание на отграничение эксперта от специалиста, которое можно провести по характеру деятельности, осуществляемой ими. Привлечение специалиста к расследованию происходит в связи с тем, что его знания и практический опыт могут помочь следователю обнаружить, зафиксировать и изъять некоторые источники доказательств по уголовному делу. Относительно эксперта отмечается, что он в процессе производства назначенной экспертизы дает ответы на поставленные следователем вопросы, по которым готовит свое заключение. Помимо этого основаниями деятельности специалиста по обнаружению и изъятию источников доказательств являются указания следователя, и она реализуется под его контролем, результатом чего становятся выводы, вытекающие из установленных им фактов. В то же время выводы, сделанные на основе использованных знаний специалиста, несут характер консультации, чем они и отличаются от выводов, подготовленных экспертом. Указанное качество позволяет не только предусматривать участие специалистов в уголовном судопроизводстве в рамках уголовно-процессуального закона, но и эффективно его использовать. На стадии предварительного следствия потребность в использовании специальных знаний может проявиться либо в форме консультирования, либо в форме непосредственного участия в следственных действиях, что подтверждает исключение консультирования из перечня следственных действий. Практически консультирование проявляется в использовании специальных знаний специалиста, обладающего узконаправленным характером тех специфических знаний, в которых следователь не обладает должным уровнем компетенции, для прояснения определенных вопросов, встающих перед следствием.

Статья целиком →

Попов В. Л. Проблемы и перспективы использования нейросетевых технологий при производстве судебных экспертиз в транспортной сфере

УДК: 343.148.63


Попов Валерий Леонидович - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Современное обеспечение транспортной безопасности сегодня не может обойтись без использования разработок искусственного интеллекта на основе нейросетевых технологий. В 2019 г. Указом Президента РФ была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, по которой на ближайшие 20 лет это становится приоритеным направлением государственной политики России. Для этих целей в апреле 2020 г. в г. Москве устанавливается специальный правовой режим на пять лет, разрешающий использование персональных биометрических данных человека без его согласия, что позволило запустить в Московском метрополитене систему «умного» видеонаблюдения по распознаванию лиц, реализуемую компанией VisionLabs, которая идентифицирует по внешности каждого входящего и выходящего из метро человека, а с применением сервиса FacePay можно производить и оплатить проезд лишь по изображению лица. При этом биометрическая идентификация и аутентификация человека, реализуемые искусственным интеллектом, напрямую перекликаются с задачами судебной экспертизы. Исходя из этого, методы достижения целей в нейросетях и экспертизах были сопоставлены и проанализированы с точки зрения научной обоснованности и достоверности получаемых результатов. В статье дан анализ возможностей использования нейросетей при производстве судебных экспертиз.

Статья целиком →

Киселевич И. В. Выявление факта мошенничества при установлении контактного взаимодействия транспортных средств

УДК: 343.98 (347.948.2)


Киселевич Игорь Валентинович - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), riss2862@mail.ru


Аннотация. В статье раскрывается алгоритм осмотра транспортных средств при дорожно-транспортных происшествиях, а также на практическом примере показано, как транспортно-трасологическое исследование контактного взаимодействия транспортных средств помогает выявлять факты «мнимых» или подставных дорожно-транспортных происшествий. Цель статьи — показать, как механизм контактного взаимодействия способствует выявлению факта мошеннического ДТП.

Статья целиком →

Груздева Л. М. Цифровая характеристика состояния и структуры преступности на транспорте в период режима самоизоляции

УДК: 343.9


Груздева Людмила Михайловна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), профессор Российской Академии Естествознания (РАЕ)


Аннотация. Для оценки влияния условий режима самоизоляции на криминогенную обстановку в статье представлен статистический анализ характеристик транспортной преступности в Российской Федерации во втором квартале 2020 г. Проведенные исследования позволили заключить, что режим ограничений на передвижение граждан по стране и миру способствовал снижению преступной активности и тем самым привел к уменьшению числа зарегистрированных преступлений на транспорте. Но при этом качественная структура карты преступлений осталась прежней. В условиях пандемии возросла активность киберпреступников, в том числе из-за перехода организаций на удаленный формат работы. В статье автор рассмотрел примеры успешных атак на информационные ресурсы транспортных компаний.

Статья целиком →

Афанасьева О. Р., Афанасьев П. Б. Состояние и динамика насильственных преступлений, совершаемых на объектах транспорта

УДК: 343.97


Афанасьева Ольга Романовна - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), afanasevaor@yandex.ru

Афанасьев Павел Борисович - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), afanasevpb@mail.ru


Аннотация. Преступность на объектах транспорта рассматривается как самостоятельная часть преступности Российской Федерации, поскольку ей присущи особые характеристики и тенденции развития ввиду не только особенностей объектов посягательства, лиц, их совершающих, но и места совершения преступления, проблем их выявления, специфики осуществления профилактической деятельности, особенностей структуры и деятельности территориальных подразделений правоохранительных органов на транспорте и т.д. Статья посвящена характеристике состояния, динамики и тенденций развития современной насильственной преступности на объектах транспорта. В этих целях в качестве объекта исследования определены индексные насильственные преступления (ст. 105—107, 111, 112, 115, 116, 119, 126, 127, 131 УК РФ), бесспорно относящиеся учеными-криминологами к числу насильственных и предопределяющие динамику всей насильственной преступности, совершаемой на объектах транспорта. Временной период исследования (с 2016 по 2019 г.) предопределен не только необходимой глубиной ретроспективного анализа, но и качеством информационного обеспечения и изменениями структуры отчетов о состоянии преступности на объектах транспорта, предопределяющими сопоставимость статистических данных. Авторы в статье раскрывают состояние преступности посредством анализа абсолютных показателей регистрируемой части насильственной преступности, определения удельного веса насильственной преступности на объектах транспорта в структуре транспортной преступности в целом, а также насильственной преступности, зарегистрированной в Российской Федерации за период с 2016 по 2019 г. В статье представлены динамика числа лиц, выявленных за совершение анализируемого вида преступности, а также результаты изучения структуры насильственной преступности на транспорте и географии транспортной насильственной преступности. В заключении отмечены основные современные тенденции изменения насильственной преступности на транспорте и представлены прогнозные оценки ее дальнейшего развития.

Статья целиком →