Дроздова Е. А., Кочкина О. В. Британская транспортная полиция

УДК: 351.81


Дроздова Елена Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), Gorbunovala@ya.ru

Кочкина Оксана Владимировна - научный сотрудник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, ФКУ НИИ ФСИН России, oksana-budjaeava@rambler.ru


Аннотация. В статье рассматриваются исторические этапы становления британской транспортной полиции. Акцентируется внимание на особенностях формирования органов управления полиции, а также некоторых вопросах правовой регламентации деятельности британской полиции. Анализируются причины и условия, побудившие к созданию данного органа, и некоторая нормативная правовая база, регламентирующая деятельность британской транспортной полиции. Для Российской Федерации представленный опыт будет весьма полезным, так как область обеспечения безопасности транспортных сообщений является сложным направлением и многоаспектным, требующим дополнительных исследований с применением эффективного, многолетнего опыта в исследуемой сфере, который получен в зарубежных странах.

Статья целиком →

Горовой Виктор В., Горовой Владислав В. Некоторые направления по обеспечению безопасности транспортного комплекса Российской Федерации

УДК: 347.822:351.814


Горовой Виктор Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Горовой Владислав Викторович - старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России


Аннотация. В статье на основании статистических данных и научных источников раскрыты возможные внутренние угрозы транспортному комплексу Российской Федерации и его инфраструктуре. С учетом практической необходимости в условиях отдельных ограничений в профильном законодательстве необходимо сосредоточить усилия на вопросе оптимизации подходов к реализации требований транспортной безопасности. В частности, обосновывается необходимость применения новейших средств и методов обеспечения досмотровых мероприятий. Полученная информация позволит выделить приоритетные направления деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Статья целиком →

Бобовкин М. В., Ручкин В. А., Диденко О. А. Транспортные документы — объекты судебно-почерковедческой экспертизы

УДК: 343


Бобовкин Михаил Викторович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Ручкин Виталий Анатольевич - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры основ экспертно-криминалистической деятельности учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России, заслуженный деятель науки Российской Федерации

Диденко Ольга Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы судебно-почерковедческой экспертизы транспортных документов. На основе анализа общенаучных и криминалистических данных авторы формулируют собственный взгляд на систему транспортных документов, возможности их идентификационного и диагностического исследования при решении задач судебно-почерковедческой экспертизы. Высказывается мнение о доказательственном и ориентирующем значении судебно-почерковедческой экспертизы транспортных документов, рассматриваются вопросы использования ее результатов в правоохранительной деятельности.

Статья целиком →

Беляев М. В. К вопросу о диагностических транспортно-трасологических исследованиях по страховым делам

УДК: 343.98.065


Беляев Михаил Вячеславович - кандидат юридических наук, доцент кафедры оружиеведения и трасологии Московского университета МВД России имения В. Я. Кикотя, belyaev1975@mail.ru


Аннотация. В статье рассматриваются возможности диагностических транспортно-трасологических экспертиз при установлении вопросов, связанных с контактным взаимодействием транспортных средств. Изложены вопросы, решаемые данным исследованием, методические аспекты их решения, одним из которых является метод моделирования механизма столкновения. В качестве примера подробно представлены возможности масштабно-схематического моделирования столкновения и сопоставления повреждений. Данный способ положительно себя зарекомендовал по страховым делам.

Статья целиком →

Белавин А. В., Савина Л. А. Некоторые особенности применения методов фиксации доказательственной информации в ходе ремонтно-восстановительных и аварийно-спасательных мероприятий при осмотре места чрезвычайного происшествия на железнодорожном транспорте

УДК: 343.346+343.132.1


Белавин Андрей Вениаминович - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института

Савина Любовь Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института


Аннотация. В статье рассматривается вопрос о современных возможностях использования алгоритма применения графического метода и метода фотофиксации обстановки места чрезвычайного происшествия на железнодорожном транспорте с первых минут проведения ремонтно-восстановительных и аварийно-спасательных мероприятий.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Частное или казенное управление на железных дорогах: выбор России во второй половине XIX века

УДК: 625.1(09)


Петров Юрий Иванович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), petrov52@ro.ru


Аннотация. Активное развитие железнодорожного транспорта в середине XIX в. в России сформировало у общественности и правительства твердую убежденность в необходимости пересмотра подходов к управлению в отрасли. В статье показано, как на протяжении многих лет строительство железных дорог фактически осуществлялось на государственные средства, но при этом управление всем железнодорожным делом находилось у частных предпринимателей практически в бесконтрольном ведении. В статье анализируются шаги, направленные на поиск рационального соотношения в управлении железными дорогами между частными лицами и государством во второй половине XIX в. Приведена позиция как наиболее видных зарубежных представителей науки финансового права: К. Рау, А. Вагнера, П. Леруа-Болье, категорически высказывавшихся за принадлежность железных дорог казне, так и ученых и специалистов железнодорожного дела России. Сравнительный анализ подходов к строительству и управлению железными дорогами в таких странах, как Англия, Бельгия и Франция, а также накопленный, хотя и небольшой, опыт в России позволили сделать вывод, что мудрой политикой в железнодорожном деле необходимо признать ту, в которой соединяется казенное управление с частным, но в меру необходимости и полезности в данное время.

Статья целиком →

Ордина О. Н. Регулирование сферы транспорта органами публичной администрации в зарубежных странах: современный опыт для России

УДК: 342.92


Ордина Ольга Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент» Российского университета транспорта (МИИТ), доцент кафедры «Теория и история государства и права» Московского университета имени С. Ю. Витте, ordinolga@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы государственного администрирования сферы транспорта в зарубежных странах, которое осуществляют органы публичной администрации. Статья содержит анализ системы органов публичной администрации США, Великобритании, Германии и Франции, осуществляющих государственное регулирование транспортной деятельности. Анализ зарубежного опыта государственного администрирования транспортной системы актуален для России в связи с формированием в нашей стране разветвленной системы органов публичной администрации. Публичная администрация рассматривается автором не только как организация, но и деятельность органов и учреждений, созданных для исполнения законов и наделенных административно-публичными полномочиями. Публичная администрация в современных государствах является сложным механизмом, состоящим из централизованной публичной администрации, функциональной децентрализованной администрации и органов местного самоуправления. Основными принципами организации и деятельности публичной администрации в зарубежных странах являются принципы: централизации (система административных органов строится по иерархическому принципу) и децентрализации (часть функций публичной администрации передается на места); концентрации (властные полномочия сосредоточены у одного органа, и другие управленческие структуры не могут принимать решения вопреки его воле) и деконцентрации (властные полномочия рассредоточены между органами таким образом, что властный орган передает часть полномочий, сохраняя за собой всю полноту ответственности); единства и неделимости публичной администрации; законности; эффективности. Автор считает, что опыт западных стран в сфере создания органов публичного управления транспортной деятельности актуален для современной России.

Статья целиком →

Максина М. С. Правовые аспекты информационно-психологической безопасности личности на транспорте в условиях пандемии

УДК: 347.463:637.032


Максина Марина Сергеевна - аспирант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Статья посвящена проблемам информационно-психологической защиты личности в условиях предупреждения завоза и распространения массовых инфекционных заболеваний на транспорте. В статье проводится анализ современных подходов к изучению правовых аспектов информационно-психологической безопасности личности на транспорте. Подчеркнуто, что значительное воздействие на сознание людей и их психику оказывают современные информационные технологии. Внедрение цифровых, имунных, так называемых дигитальных паспортов на транспорте рассматривается в качестве новых вызовов и угроз в условиях пандемии, что обусловливает актуальность поиска новых способов противодействия информационно-психологическому, деструктивному воздействию на личность. Таким образом, в процессе широкого внедрения цифровых технологий на транспорте должен учитываться фактор информационно-психологической защиты личности в качестве одного из приоритетных. Решение организационно-правовых проблем предупреждения завоза и распространения массовых инфекционных заболеваний на транспорте должно сопровождаться созданием эффективного механизма обеспечения безопасности пассажиров и работников транспортного комплекса, в том числе и информационной, в условиях сложной эпидемиологической обстановки. Внедрение на различных видах транспорта паспортов здоровья, иммунных, дигитальных паспортов, биометрической системы распознавания лиц, применение технологий, обеспечивающих соблюдение режима карантина инфицированными коронавирусом гражданами (контроля геолокации мобильных устройств, отслеживание перемещений граждан при помощи камер видеонаблюдения на объектах транспортной инфраструктуры и прочее), предопределяют еще большую актуальность вопросов правового обеспечения информационно-психологической безопасности личности.

Статья целиком →

Максимова Т. А. Навигационно-информационные системы как один из способов контроля за осуществлением пассажирских перевозок

УДК: 681.518.54


Максимова Татьяна Алексеевна - аспирант Российского университета транспорта (МИИТ), заведующая отделом судебно-договорной работы Управления правового и кадрового обеспечения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, aksi-nika@bk.ru


Аннотация. В статье приведена краткая информация о развитии системы навигации, нормативных правовых актах, регулирующих навигационную деятельность. Описана Региональная навигационно-информационная система Московской области, цели создания, задачи, возможности с ее помощью осуществлять контроль за выполнением пассажирских перевозок. Даны предложения по доработке системы и внесению изменений в нормативные акты РФ.

Статья целиком →

Грибанов Д. В., Коваленко К. Е., Коваленко Н. Е., Стаценко Д. А. Вопросы правового регулирования отношений в области цифровизации (новеллы, состояние, риски)

УДК: 340.11


Грибанов Дмитрий Владимирович - доктор юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург)

Коваленко Ксения Евгеньевна - кандидат юридических наук, доцент юридического института Алтайского государственного университета (Барнаул), kovalenko1288@mail.ru

Коваленко Наталья Евгеньевна - магистрант юридического института Алтайского государственного университета (Барнаул), kovalenkorub5@gmail.com

Стаценко Дарья Алексеевна - магистрант юридического института Алтайского государственного университета (Барнаул), dariastatsenko01@gmail.com


Аннотация. COVID-19 породил резкий рост числа правительственных и межправительственных законодательных актов, стратегий, программ с различным содержанием и объемом регулирования общественных отношений. Большинство стран закрыли или ограничили свои границы, в том числе ограничили передвижение внутри своих стран. Одна треть населения мира была подвергнута некоторым социальным ограничениям (от закрытия учебных заведений до самоизоляции). Эти политические решения существуют на всех уровнях государственного управления. В период пандемии коронавируса, когда бóльшая часть отношений переходит в сферу цифровизации, в период самоизоляции остро встает вопрос о внедрении информационных технологий. В статье подчеркивается важность сферы цифровизации для человека и общества, рассмотрены некоторые изменения, происходящие в общественной жизни, связанные с цифровизацией. Дано понятие сферы цифровизации, обозначены дискуссии по поводу внедрения роботов в сферу юриспруденции, варианты правового регулирования статуса машин с искусственным интеллектом, а также распространения беспилотного транспорта. Проанализированы перспективы и проблемы внедрения информационных технологий в сферу частноправовых отношений. Стоит отметить, что в условиях цифровизации гражданско-правовых отношений необходимо будет особое внимание уделить защите персональных данных граждан. Сделаны выводы, что цифровизация будет иметь постоянную тенденцию к увеличению, в связи с чем остается актуальным вопрос о правотворческой политике государства в области информационных технологий. Несмотря на обозначенные проблемы, вопрос о правовом статусе искусственного интеллекта остается открытым. Доказательством этого служат изменения, которые вносятся в российское законодательство сегодня.

Статья целиком →