Статья

Лобачев С. Л. Состояние и перспективы развития функционала личного кабинета студента в электронной информационно-образовательной среде вуза на примере Российского университета транспорта

УДК: 378.1


Лобачев Сергей Львович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Вопросами построения информационно-образовательной среды вуза и системы образования России в целом специалисты занимаются уже около 25 лет. За этот период актуальность данного вопроса сильно менялась, и только с появлением соответствующей нормативной базы электронные информационно-образовательные среды (ЭИОС) вузов стали реальностью. Однако создание ЭИОС до 2020 г. велось, в основном, с целью обеспечения соответствия нормативным документам. Реализация учебного процесса проводилась с помощью систем дистанционного обучения (СДО), многие из которых были созданы и внедрены задолго до появления в вузах ЭИОС. Ситуация резко изменилась в 2020 г., и это привело к переосмыслению многих сложившихся положений, причем в условиях дефицита времени. ЭИОС оказались не в состоянии оказать существенную помощь вузам в условиях эпидемии, поскольку в реальности они являлись не инструментом учебного процесса, а информационными витринами для контролирующих органов. Опыт, полученный в 2020 г., позволил провести анализ того, насколько удачно ЭИОС справляются с задачами поддержки учебного процесса, и наметить пути их совершенствования. В данной работе предпринята попытка обобщения предложений по совершенствованию ЭИОС Российского университета транспорта (РУТ), разработанных студентами Юридического института РУТ. Представленные в работе данные являются результатами обработки курсовых работ, выполненных ими осенью 2020 г. Каждый студент мог вносить любое количество предложений. Проведенный анализ позволил разбить все предложения на три категории: техническая доработка, дополнение ЭИОС функциями, реализуемыми сегодня в СДО, и информационное наполнение. Проведенный анализ позволил наметить два пути дальнейшего развития ЭИОС РУТ и выделить один из них, который может обеспечить развитие ЭИОС без риска нарушения учебного процесса и дальнейшую интеграцию вуза в перспективную отраслевую информационную среду.


Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии; информационно-образовательная среда; личный кабинет студента; система дистанционного обучения.


Литература:

  1. Лобачев, С. Л. Корпоративная информация среда сетевого дистанционного образования ― основа образовательной среды вуза в условиях рынка // Открытое образование. ― 1998. ― № 1. ― С. 21―24.
  2. Лобачев, С. Л. Информационно-образовательная среда системы образования // Материалы второй международной конференции «Интернет, Общество, Личность. ИОЛ-2000». ― Санкт-Петербург, 2000.
  3. Булгаков, М. В. Система федеральных образовательных Интернет-порталов: направления развития интеграции / М. В. Булгаков [и др.] // в сборнике: Научный сервис в сети Интернет. Труды Всероссийской научной конференции. ― Москва, 2004.
  4. Лобачев, С. Л. Интернет-обучение: тенденции и проблемы / С. Л. Лобачев, В. И. Солдаткин // Телекоммуникации и информатизация образования. ― 2004. ― № 2. ― С. 18―39.
  5. Лобачев, С. Л. Взаимосвязь систем дистанционного обучения и ин-формационно-образовательной среды вуза и перспективы эволюции данных сред // Вестник Юридического института МИИТ. ― 2018. ― № 4 (24). ― С. 11―17.
  6. Толстобров, А. П. Электронное обучение в университете: состояние и проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. ― 2019. ― № 4. ― С. 71―75.
  7. Лобачев, С. Л. Некоторые итоги реализации в Российском университете транспорта программ дополнительного профессионального образования по федеральному проекту «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» // Транспортное право и безопасность. ― 2020. ― № 1(33). ― С. 171―181.
  8. Лобачев, С. Л. Современная электронная информационно-образовательная среда вуза : учебное пособие. ― Москва : Юридический институт МИИТ, 2020.
  9. Кревский, И. Г. Электронная информационная образовательная среда крупного вуза // в сборнике: Информационно-телекоммуникационные системы и технологии материалы Всероссийской научно-практической конференции. ― Москва, 2017.
  10. Лобачев, С. Л. Сетевой отраслевой транспортный университет как естественный этап развития транспортного образования // Транспортное право и безопасность. ― 2016. ― № 4(4). ― С. 69―75.
  11. Лобачев, С. Л. Проект сетевого транспортного университета в контексте процессов в образовании в 2020 году // Транспортное право и безопасность. ― 2020. ― № 4(36). ― С. 24―34.

Загрузить статью в формате PDF


Другие статьи автора или выпуска: ,