Статья

Попова Ю. П. Как новая редакция статьи 267 Уголовного кодекса Российской Федерации повлияет на квалификацию правонарушений

УДК: 343.346


Попова Юлия Павловна - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Института государства и права Тюменского государственного университета, popova1976@yandex.ru


Аннотация. Статья посвящена анализу Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 526-ФЗ «О внесении изменения в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации» и правовым последствиям внесенных дополнений. Отмечается неоднозначность толкования формы вины в основном составе приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения. Доказывается смешанная форма вины в ч. 1 ст. 267 УК РФ и двойная форма вины в квалифицированных составах ч. 2—6 ст. 267 УК РФ. Резюмируется вывод о возможных трудностях в вопросах квалификации преступления и разграничения его со смежными преступлениями (терроризм, вандализм, диверсия, хищения и иные преступления против собственности, преступления против жизни и здоровья личности) и административными правонарушениями (повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений; действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене; нарушение правил охраны линий или сооружений связи). В итоге новая конструкция основного состава анализируемого преступления послужит причиной неоднозначной правовой оценки ситуаций при разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, блокировании транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры, воспрепятствовании движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети, а также не будет способствовать единообразному применению на практике уголовно-правовых и административно-правовых норм о транспортных правонарушениях.


Ключевые слова: приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; форма вины в транспортном преступлении; конструкция состава преступления; разграничение транспортного преступления со смежными административными проступками и преступлениями.


Литература:

  1. Агапов, П. В. Квалификация и публично-правовые основания разграничения приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения от иных составов преступлений и правонарушений / П. В. Агапов, О. А. Мотин // Транспортное право и безопасность. — 2018. — № 2. — С. 105—115.
  2. Миллерова, Е. А. О проблемах квалификации приведения в негодность путей сообщения (ст. 267 УК РФ) // в сборнике: Экономико-правовые аспекты развития суверенитета РФ на современном этапе // Материалы международной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 2016.
  3. Степанова, М. А. Технико-юридическая конструкция нормы об ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения // Юридическая техника. — 2012. — № 6. — С. 503—506.
  4. Черемнова, Н. А. Отграничение вандализма от смежных составов преступления / Н. А. Черемнова, А. В. Козун // Законодательство и практика. — 2011. — № 2. — С. 24—26.

Загрузить статью в формате PDF


Другие статьи автора или выпуска: ,