Жаворонков В. А. Государственная регистрация транспортных средств в России: история и современность

УДК: 347.3/7


Жаворонков Владимир Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), telec121.57@mail.ru


Аннотация. Статья посвящена истории и развитию системы государственной регистрации транспортных средств в России, начиная с момента появления на дорогах страны автотранспортных средств до наших дней. Автором поэтапно и последовательно описываются те изменения, которые происходили в этой сфере государственной деятельности по мере увеличения автопарка страны и социально-экономических преобразований в государстве и обществе. Определенное место в статье отведено и атрибутике государственной регистрации транспортных средств — государственным регистрационным знакам, их эволюции от средства обеспечения налоговых поступлений в государственную казну до существенно важного и обязательного элемента общегосударственной системы регистрации транспортных средств, обеспечивающего их строгий учет и являющегося действенным средством профилактики и предотвращения нарушений законодательства со стороны владельцев и водителей транспортных средств, а также борьбы с противоправными действиями в сфере безопасности дорожного движения и определенными видами уголовных преступлений. Существенное место в статье уделено преобразованиям в системе государственной регистрации транспортных средств в период с конца прошлого столетия, когда в России начался стремительный рост автопарка и увеличились темпы автомобилизации населения страны, до настоящего времени. Автором наглядно показаны те кардинальные изменения в системе государственной регистрации транспортных средств, которые позволили упорядочить и во многом упростить процесс регистрации транспортных средств в соответствующих государственных органах; отмечена возможность использования в настоящее время преимуществ цифровых и информационных технологий для этих целей. В статье, между тем, указывается и на определенные проблемы, существующие в данной области общественных отношений. В частности, автор обращает внимание на проблему так называемых «красивых номеров», активно обсуждаемую как на страницах научных изданий, так и в средствах массовой информации, попытки решения которой, к сожалению, пока оказались безрезультатными.

Статья целиком →

Корякин В. М. Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования процедуры открытия и закрытия железнодорожных переездов

УДК: 347.763:656.055.926


Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье осуществлен анализ действующего правового регулирования вопросов открытия и закрытия железнодорожных переездов. Выявлены проблемы, связанные с длительной и излишне забюрократизированной процедурой, отсутствием правовых норм, связанных с возмещением владельцам железнодорожных путей затрат, вызванных открытием и эксплуатацией железнодорожных переездов. Обоснована необходимость наделения уполномоченных органов субъектов РФ правом открытия переездов. Сформулированы конкретные предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в законодательство.

Статья целиком →

Троицкий А. О. Пробелы информирования субъектов предупреждения незаконного оборота оружия как криминогенный фактор обеспечения транспортной безопасности

УДК: 343.16:343.344:656.2


Троицкий Александр Олегович - Российский университет транспорта (МИИТ), alexandertroitski@mail.ru


Аннотация. Противодействие незаконному обороту оружия на транспорте является одним из основополагающих условий борьбы с преступностью. В числе прочих задач оно направлено на устранение причинного комплекса, порождающего данные виды преступлений, и нацелено на проведение профилактической работы в целях минимизации возможных рисков в случае их неизбежного совершения. Проблема носит столь значимый характер еще и по причине того, что множество преступлений (убийства, разбои, вымогательства, террористические акты и др.) совершаются именно с применением оружия. Статья посвящена проблеме предупреждения преступлений, связанных с нелегальным оборотом оружия, в связи с пробелами информирования субъектов предупреждения незаконного оборота оружия.

Статья целиком →

Кузаков Д. В. Обзор научных исследований, посвященных раскрытию и расследованию преступлений, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров водным и воздушным транспортом, не отвечающих требованиям безопасности их жизни и здоровья (статья 238 Уголовного кодекса Российской Федерации)

УДК: 343.9


Кузаков Дмитрий Вадимович - Российский государственный университет правосудия, d_kuzakov@inbox.ru


Аннотация. Автором анализируются научные публикации, посвященные раскрытию и расследованию преступлений, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров водным и воздушным транспортом, не отвечающих требованиям безопасности их жизни и здоровья. В результате исследования автор приходит к выводу, что в настоящее время наблюдается рост числа публикаций, посвященных рассматриваемой теме, что позволяет предположить, что в обозримом будущем повышенный интерес к отдельным вопросам, возникающим на этапе расследования, приведет к появлению унифицированного подхода к раскрытию и расследованию данного вида преступлений.

Статья целиком →

Крупышева К. С. Правило о навигационной ошибке

УДК: 656.086.16


Крупышева Ксения Сергеевна - Департамент государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России


Аннотация. Ответственность перевозчика — одна из наиболее важных и актуальных проблем морского права. Для правильного понимания любого вида правоотношений необходимо обратить внимание на особенности гражданско-правовой ответственности сторон, которая раскрывает суть частноправового регулирования. При рассмотрении ответственности перевозчика существенное значение имеет правило о навигационной ошибке, которое является наиболее характерной особенностью регулирования ответственности сторон в морском праве. В настоящее время довольно мало исследований относительно проблематики применения правила о навигационной ошибке, при этом данная тема является дискуссионной среди ученых. В научных работах этому правилу не уделяется должного всестороннего внимания, оно рассматривается исключительно как один из возможных случаев ограничения ответственности перевозчика. Можно сказать, что навигационная ошибка — это некий правовой феномен в морском праве, характеризующий специфику правого регулирования в законодательстве.

Статья целиком →

Хотько О. А. Теоретико-правовые основы обеспечения экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности на международном уровне и в свете взаимодействия государств ― членов Евразийского экономического союза

УДК: 346:656.08


Хотько Ольга Александровна - кандидат юридических наук, доцент, Белорусский государственный университет, o.a.khatsko@gmail.com


Аннотация. Статья представляет собой изложение содержания одноименного доклада, прочитанного автором на II Международной научно-практической конференции «Экологическая безопасность и транспорт: проблемы права», состоявшейся 3 июня 2022 г. на дискуссионной площадке Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ). Автором осуществлен анализ национального и международного законодательства, права ЕАЭС в целях определения важнейших направлений совершенствования способов взаимодействия государств в свете достижения экологических и экономических интересов. Такое положение дел обусловлено закреплением целей устойчивого развития, сформированных в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.». По результатам исследования сформулированы теоретические выводы, способствующие развитию прикладных аспектов реализации мер обеспечения экологической безопасности в связи с эксплуатацией транспорта.

Статья целиком →

Холиков И. В., Куприянович М. С. Национальные интересы Российской Федерации по поддержанию безопасности в Арктическом регионе

УДК: 332.021:356/359


Холиков Иван Владимирович - главный научный сотрудник, профессор, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, iv_kholik@mail.ru

Куприянович Мария Сергеевна - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, fran-masha@yandex.ru


Аннотация. Статья посвящена проблемным вопросам, связанным с углублением противоречий между членами мирового сообщества в Арктическом регионе, обусловленных обострением международной обстановки в результате происходящих мировых процессов. Формирующиеся в Арктике угрозы национальной безопасности Российской Федерации обусловливают необходимость поддержания оборонного потенциала и стратегической стабильности Российской Федерации в Арктике, а также важность обеспечения благоприятных условий для справедливого разграничения морских пространств в интересах социально-экономического развития страны. На этом фоне актуализируется значимость Северного морского пути как одного из наиболее эффективных инструментов обеспечения интересов России в Арктике, использование которого сопряжено с целым рядом факторов, неизменно содержащих международно-политическую составляющую. Авторы подробно рассматривают вопросы становления, развития и функционирования Северного морского пути и обосновывают выводы о его стратегической значимости в обеспечении государственных интересов России в Арктике, которые сфокусированы на экономическом и социальном развитии Арктической зоны Российской Федерации.

Статья целиком →

Семенов С. А. Нюансы транспортной безопасности. Зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений: правовые коллизии

УДК: 342.951:351.82


Семенов Сергей Александрович - ФБУ «Служба морской безопасности», Semenov@msecurity.ru


Аннотация. Установление зон безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений, эксплуатируемых и используемых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, представляет собой один из элементов их безопасности. Оно предусмотрено как морским правом, так и законодательством о транспортной безопасности. Однако между их нормами имеются коллизии, которые пока решаются не в пользу специальных норм. Как следствие, Правительством РФ до настоящего времени не определены искусственные острова, установки и сооружения, расположенные на континентальном шельфе РФ, являющиеся объектами транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности. В результате у субъектов транспортной инфраструктуры отсутствуют правовые основания для реализации в зонах безопасности мер, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности. Имеется неопределенность в компетенции ФСБ России, МВД России и Минобороны России, которая негативно влияет на планирование и реализацию мер по обеспечению безопасности установок и сооружений. На основании проведенного анализа делается вывод, что любые нарушения посторонними судами, плавучими средствами или лицами границ зон безопасности и предусмотренных для них мер безопасности не влекут за собой уголовной или административной ответственности, предусмотренной УК РФ или КоАП РФ за нарушение требований транспортной безопасности. В статье предлагаются решения выявленных коллизий.

Статья целиком →

Духно Н. А. Вклад Владимира Николаевича Образцова в развитие технического образования в России

УДК: 378:656


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), naduhno@ui-miit.ru


Аннотация. В данной статье рассмотрено научное наследие, оставленное В. Н. Образцовым, ставшим результатом оценки научных трудов видного ученого-транспортника, постоянно проявлявшего заботу о развитии Московского института инженеров путей сообщения, известного в наше время как Российский университет транспорта. Ученый понимал сущность обучения в транспортном вузе, видел значимость науки в подготовке инженеров путей сообщения, стремился к тому, чтобы учебный процесс всегда наполнялся новыми знаниями, тесно связанными с теорией и транспортной практикой. Удаление науки от учебного процесса разрушало обучение, превращая его в пустую формальность, где нет нового знания, нет новых навыков, остро необходимых для развития транспорта. В статье раскрывается опыт обучения студентов, построенный на идеях развития транспортного образования, направленного на подготовку инженеров путей сообщения. Обращено внимание на принимаемые ученым меры по становлению аспирантуры в транспортном вузе. Целью настоящего исследования является познание методологии В. Н. Образцова в изучении транспортного образования, выработка предложений по совершенствованию подготовки специалистов транспорта.

Статья целиком →

Выпханова Г. В. Актуальные направления и проблемы реализации документов стратегического планирования в области экологического развития

УДК: 574(075.8)


Выпханова Галина Викторовна - доктор юридических наук, профессор, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)


Статья подготовлена в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс.


Аннотация. В условиях современного цивилизационного кризиса возрастает роль стратегического планирования для обеспечения экологической, климатической, биологической и других видов национальной безопасности, охраны окружающей среды, рационального природопользования. В статье дана оценка документов стратегического планирования в экологической сфере, рассмотрены приоритетные направления стратегирования как составной части научного направления экоправа, важнейшей основы государственной экологической политики и управления. В качестве методологической основы разработки и реализации документов стратегического планирования экологической направленности необходимо выделять принцип экосистемности (экосистемный подход), а также концепцию устойчивого развития. Их применение будет способствовать решению проблем стратегического планирования, в том числе согласованности, корреляции целевых ориентиров, задач и показателей стратегий и программ в экологической сфере с документами стратегирования в других областях и направлениях. Даны предложения по адаптации стратегического планирования в экологической сфере и смежных областях к внешним и внутренним вызовам и угрозам, повышению его эффективности.

Статья целиком →