Статья

Чертков А. Г. Ограничение ответственности международного морского перевозчика за несохранность груза

УДК: 341.225.8:347.91/95


Чертков Антон Геннадьевич - ООО «Роквелл Капитал»


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению правового регулирования ограничения ответственности морского перевозчика за груз в соответствии с международными нормами. Изложены исторические аспекты появления идеи ограниченной ответственности в морском праве для защиты судовладельцов от бремени ответственности за несохранность груза. Проводится сравнительный анализ международно-правового регулирования обстоятельств, освобождающих морского перевозчика грузов от ответственности или ограничивающих его ответственность по Гаагским правилам (1924 г.), Гаагско-Висбийским правилам (1968 г.) и Конвенции ООН о договорах полностью или частично морской перевозки грузов 2008 г. (Роттердамские правила). До принятия Роттердамских правил основным действующим правовым актом являлись Гаагско-Висбийские правила — доработанный вариант Гаагских правил. Несмотря на неполноту и несовременность Гаагские и Гаагско-Висбийские правила продолжают сохранять свои позиции для многих перевозчиков крупных мультимодальных линий. Основываясь на этой действительности, автор проводит сравнение правовых норм ограничения ответственности морского перевозчика за несохранность груза между Гаагскими, Гаагско-Висбийскими и Роттердамскими правилами. Рассматриваются правовые средства ограничения ответственности морского перевозчика как неотъемлемые части свода правил, определяющих основу ответственности перевозчика. Представлен обзор основных нововведений по ограничениям ответственности морского перевозчика за груз в Роттердамских правилах. С помощью сравнительного метода исследования автор проводит сопоставление норм, регулирующих бремя доказывания (обязанность доказывания), предусмотренных в Гаагских, Гаагско-Висбийских и Роттердамских правилах, действующих при определении стороны судебного процесса, ответственной за юридическое доказывание факта ответственности за груз. Приводятся мнения авторитетных экспертов в области международного морского права о перспективах применения Роттердамских правил в практической деятельности.


Ключевые слова: морской перевозчик; правовой режим; ответственность перевозчика; ограничение ответственности; бремя доказывания.


Литература:

  1. Гуцуляк, В. Н. Российское и международное морское право (публичное и частное) / В. Н. Гуцуляк. — Москва : Граница, 2017.
  2. Кокин, А. С. Международная морская перевозка грузов: право и практика / А. С. Кокин. — 2-е изд. — Москва : Инфотропик Медиа, 2012.
  3. Лебедев, С. Н. Новая конвенция ООН о морской перевозке грузов / С. Н. Лебедев // Ежегодник морского права. — 2009.
  4. Калпин, А. Г. Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской перевозки грузов / А. Г. Калпин // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 4.
  5. Edgar Gold (at all). Maritime Law, Collection Essentials of Canadian Law. — Toronto : Irwin Law, 2003.
  6. The Liability of the Contracting Carrier // Texas International Law Journal. — 2009. — April 1.
  7. Tetley, W. Marine Cargo Claims / W. Tetley. — 4th éd. Cowansville, Éditions Yvon Biais. — 2008.
  8. Бутакова, Н. А. Правовое регулирование морского судоходства / Н. А. Бутакова // Российская юстиция. — 2012. — № 3.

Загрузить статью в формате PDF


Другие статьи автора или выпуска: ,