Крылов И. С. О подходах к квалификации нарушений общественного порядка, совершенных на транспорте

УДК: 343.343.3


Крылов Илья Сергеевич - Главное управление на транспорте МВД России, ikrylov7@yandex.ru


Аннотация. В статье предпринята попытка раскрыть специфику и подходы к установлению квалифицирующего признака преступлений, посягающих на общественный порядок, совершенных на транспорте. С учетом обобщения положений нормативных правовых актов в области транспорта и судебно-следственной практики предложена авторская позиция по практическому использованию понятий «транспортное средство», «общественный транспорт», «транспорт общего пользования» для квалификации хулиганства и вандализма, совершенных на транспорте.

Статья целиком →

Семенов С. А. О состоянии научного обеспечения административно-правового регулирования транспортной безопасности

УДК: 342.951:351.82


Семенов Сергей Александрович - Служба морской безопасности


Аннотация. Пятнадцатилетний период развития законодательства о транспортной безопасности ярко продемонстрировал, что транспортная безопасность и как комплекс взаимосвязанных общественных отношений, и как юридический институт является очень сложным явлением. Эта сложность во многом обусловлена охватом единым регулированием внешне схожих, но внутренне сильно различающихся общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения транспортной безопасности на разных видах транспорта. Стремление нормотворцев урегулировать данные общественные отношения единым писаным позитивным правом, законом понятно и привлекательно. Однако те имеющиеся объективные различия между видами транспорта, их особенности, возникшие независимо друг от друга в процессе независимого развития на базе объективных технических и технологических различий, не всегда получается урегулировать универсальными нормами закона. Как правило, разрешение частных случаев в области транспортной безопасности отдельных видов транспорта осуществляется путем издания специальных нормативных правовых актов. С одной стороны, такой подход позволяет оперативно отвечать на вновь возникшие вызовы, но с другой — он размывает универсальность общих норм в области транспортной безопасности. В качестве одной из причин сложившейся ситуации можно обозначить отсутствие прогностических научных исследований в области транспортной безопасности. Решением проблемы может стать создание научно-исследовательского центра транспортной безопасности, который бы анализировал эффективность законодательных норм и правил, а также динамику возможных вызовов, формировал предложения для законодателей и Правительства РФ.

Статья целиком →

Ивакин В. И. Эколого-правовая ответственность за нарушение эксплуатации автотранспортных средств

УДК: 349.6


Ивакин Виктор Иванович - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), list.interneta@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматриваются юридические аспекты, связанные с эксплуатацией такого вида транспорта, как автомобили, и их влиянием на окружающую среду. Важнейшей составляющей частью поставленной проблемы является выявление так называемых «узких» сторон и решение вопросов непосредственно эколого-правовой ответственности. Стоит отметить, что речь идет в данном случае не только о категории, объединяющей в том числе различные виды принуждения, включая административную ответственность, но и о правовом механизме, способствующем в определенной степени снижению негативного воздействия обозначенных транспортных средств, как на атмосферный воздух, так и в целом на экологию. В связи с этим проанализированы, в частности, административно-правовые нормы, где установлены наказания за указанные экологические правонарушения. Исследованы применяемые за обозначенные деяния содержащиеся в КоАП РФ и иных актах санкции, среди которых самым распространенным как в России, так и других государствах, является административный штраф. Однако его размеры за такие правонарушения в разных странах, среди которых Республика Беларусь и Казахстан, существенно различаются. Так, в России предел данного наказания не менялся в течение длительного времени. Указанное обстоятельство свидетельствует не только о неэффективности норм, а о невнимании к данному вопросу со стороны как экологических, так и правоохранительных органов. В связи с этим сформулированы определенные предложения, направленные на совершенствование законодательства в дискуссионной области общественных отношений. В частности, предлагается ввести в проект экологического кодекса Российской Федерации экологический штраф, применение которого возможно за вышеуказанные правонарушения наряду с аналогичным наказанием, установленным КоАП РФ и УК РФ, но независимо от них. В работе также дается анализ деятельности соответствующих субъектов, а именно органов и должностных лиц, имеющих право привлекать к обозначенному виду правовой ответственности.

Статья целиком →

Жаворонков В. А. Экспертная оценка опасных дорожных ситуаций, возникающих в результате нарушения правил перестроения при управлении транспортным средством

УДК: 343.3/.7


Жаворонков Владимир Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), telec121.57@mail.ru


Аннотация. В статье рассматриваются особенности одного из часто выполняемых маневров, совершаемых водителями транспортных средств в процессе движения по дорогам, — перестроения (смена ряда или полосы движения). Обосновывая актуальность темы, автор приводит статистические данные, характеризующие состояние безопасности дорожного движения на территории нашей страны. Исследуются причины возникновения опасных дорожных ситуаций при перестроении, а также факторы, влияющие на их возникновение, со ссылкой на мнения ученых, высказываемых на страницах как отечественных, так и зарубежных научных источников. Определенное внимание уделено механизму дорожно-транспортного происшествия, связанного с нарушением правил перестроения. В работе также уделено внимание психологическим аспектам личности водителя и его поведения как факторам, существенно влияющим на безопасность при смене полосы движения. В статье определяется перечень дорожных ситуаций, при которых может производиться перестроение, и подробно исследуются обстоятельства совершения этого маневра в каждой из них. Отдельное внимание уделено перестроению, совершаемому водителями для занятия удобной полосы для движения при осуществлении ими обгона, в том числе и по встречной полосе движения, а также перестроению как элементу многоэтапного нарушения, недавно введенного в правила дорожного движения, — опасному вождению. Раскрывая теоретические и практические вопросы, связанные с правилами перестроения в определенных дорожных ситуациях, автор приводит некоторые данные, полученные в ходе наблюдения за перестроением транспортных средств в реальных дорожных условиях. В заключение предлагается ряд конкретных мер нормативно-правового, технического и организационного характера, направленных на сокращение дорожно-транспортных происшествий, связанных с нарушением правил перестроения транспортного средства в процессе движения по дорогам.

Статья целиком →

Варданян А. Д. Пересечения линейных объектов как особый объект планировки территорий населенных пунктов в интересах развития транспортной инфраструктуры: правовые аспекты

УДК: 711.7:656.02(076.5)


Варданян Артур Давидович - Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА); Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы


Аннотация. При планировании развития транспортной инфраструктуры поселений и городских округов практически неизбежным является необходимость предусматривать пересечения линейных объектов различного назначения между собой, обеспечивающие беспрепятственное и безопасное схождение и расхождение путей сообщения и переход транспортных потоков с одного направления на другое. Соответственно, устройство таких пересечений должно найти отражение в документации по планировке территории населенных пунктов. Статья посвящена рассмотрению особенностей планировки территорий населенных пунктов в целях обустройства пересечений линейных объектов транспортной инфраструктуры между собой и с линейными объектами иного назначения. Осуществлена классификация пересечений по различным основаниям: по принадлежности объектов к различным отраслям экономики; по принадлежности к различным видам транспорта; по взаимному расположению; по функциональному предназначению пересечений. Выявлены общие признаки пересечений линейных объектов, сформулировано авторское определение пересечения линейных объектов транспортной инфраструктуры.

Статья целиком →

Бокань В. А. Проблемы изъятия земельных участков и имущества при строительстве автомобильных дорог

УДК: 501.7.654


Бокань Василий Александрович - ФКУ «Дороги России»


Аннотация. В условиях современной действительности с учетом увеличения темпа роста населения требуется глобальная инфраструктуризация территории России — расширяются города, увеличивается количество дорог, автомагистралей и многое другое. Для реализации поставленных задач государству и муниципалитетам все больше требуется пространство для застройки, т.е. участки земли. В законодательной базе, а также в научных материалах идет четкое разграничение между основаниями изъятия земель для государственных и муниципальных нужд. Этим вопросам посвящена настоящая статья.

Статья целиком →

Легуша С. Ф. Киберпроблемы на водном транспорте — усилия основных игроков морской индустрии и классификационных обществ на примере Российского морского регистра судоходства

УДК: 004.75:681.5:656.62(571.1.6)


Легуша Сергей Федорович - Ассоциация международного морского права, s217@bk.ru


Аннотация. Количество данных в современном мире лавинообразно растет, за последние десять лет объем сохраняемой информации увеличился более чем в 50 раз, а ценность информации и возможность управлять ею, и, как следствие, ее держателями, и прежде игравшая ключевую роль в бизнесе, промышленности и иных областях, возросла многократно, особенно учитывая стремительное развитие информационных технологий. Кибербезопасность, являясь одной из отраслей информационной безопасности, охватывает, в том числе, защиту данных компаний и организаций любых отраслей, а значит, и морской индустрии. Утечки информации и ее непредсказуемое изменение, потеря управления бизнес-процессами, происходящие в результате внешних и внутренних кибератак, приносят компаниям как прямые финансовые убытки, так и отложенные, грозящие репутационными потерями, непредсказуемыми сбоями в работе, утратой конфиденциальной информации и других активов, имеющих принципиальное значение. В статье рассмотрены вопросы укрепления кибербезопасности в индустрии судоходства и вклад основных игроков рынка в их развитие.

Статья целиком →

Зайков А. М., Современные проблемы правового регулирования предотвращения загрязнения с судов

УДК: 347.79:629.12.03


Зайков Алексей Михайлович - Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот»


Аннотация. В статье проведен хронологический обзор развития системы международного правового регулирования предотвращения загрязнения моря с судов. Проблемы в данной сфере исторически возникали и обострялись в различные периоды развития судоходства. Выделены ключевые аспекты российского правового регулирования предотвращения загрязнения с судов, выявлены актуальные проблемы предотвращения загрязнений различных природных сред с судов, а также намечены пути их решения в будущем, в том числе в рамках международного нормотворческого сотрудничества.

Статья целиком →

Гандзиошин С. А. Доказательственная сила коносамента: возможные пути совершенствования законодательства

УДК: 347.795


Гандзиошин Сергей Анатольевич - Департамент государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России


Аннотация. Перевозки грузов морским транспортом являются важнейшей составляющей мировой торговли. Правильное оформление документации при морской перевозке грузов во многом позволяет обеспечить оперативное и безопасное осуществление грузооборота, снизить риски наложения штрафных санкций и судебных разбирательств между перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями. Коносамент применяется в морской торговле уже не одно столетие, но в связи с изменением многих форм взаимодействия между субъектами международной торговли, внедрением современных технологий в процесс документооборота появляется необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании правил оформления и использования данного документа. В настоящей статье рассмотрены возможные перспективные направления совершенствования использования коносамента.

Статья целиком →

Малёшина Л. М., Шатская И. И. Транспортно-логистическая отрасль: основные вызовы и тенденции цифрового развития

УДК: 658.7:004


Малёшина Людмила Михайловна - кандидат технических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)

Шатская Ирина Ивановна - кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Надежные цепочки поставок являются основой стабильного развития логистической отрасли, но из-за затянувшейся пандемии, нехватки рабочей силы, возросшего числа компьютерных атак и других проблем они неоднократно нарушались. Цифровая трансформация компаний транспортно-логистической отрасли является бизнес-императивом, позволяет усовершенствовать весь цикл логистических процессов. В статье представлен анализ отчетов Росстата за пять лет по использованию цифровых технологий российскими организациями, в том числе оказывающими услуги по виду экономической деятельности «Транспортировка и хранение». Изучение текущего состояния отрасли позволило выделить положительные и отрицательные аспекты цифровизации логистических процессов. Авторы отмечают, что внедрение новых цифровых технологий для управления цепями поставок дает множество преимуществ, таких как: повышение производительности, оптимизация сроков доставки грузов, увеличение доходности бизнеса, но расширяет при этом ландшафт угроз информационной безопасности.

Статья целиком →