Статья

Тухватуллин Т. А., Кондратова Е. С. Правовое регулирование эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в Российской Федерации: проблемы и перспективы

УДК: 347.4


Тухватуллин Тимур Анварович - кандидат юридических наук, начальник отдела правового обеспечения Управления комплаенса АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания», timurthn@mail.ru

Кондратова Елена Сергеевна - главный специалист отдела правового обеспечения Управления комплаенса АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания», kondratova.elena.95@mail.ru


Аннотация. Авторами в условиях масштабного распространения современных технологий на транспорте, определяющих актуальность обращения к теме, проведено сравнительно-правовое исследование международных и национальных нормативных правовых актов, а также их проектов, регулирующих отношения в области регулирования эксплуатации высокоавтоматизированных (беспилотных) транспортных средств. Обозначены проблемы правового регулирования вопросов использования и эксплуатации беспилотных транспортных средств в условиях дорожного движения. Законопроекты о регулировании эксплуатации беспилотных транспортных средств, внесенные в российский парламент, не приобрели статуса действующих нормативных правовых актов. Беспилотные транспортные средства в настоящее время применяются на основе подзаконных нормативных правовых актов исключительно в условиях проводимого на территории отдельных субъектов РФ эксперимента без выпуска таких транспортных средств на дороги общего пользования. К моменту завершения эксперимента по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средствах потребуется на законодательном уровне урегулировать все вопросы, связанные с эксплуатацией таких автомобилей с одновременной интеграцией нормативных положений о них с нормами действующего законодательства в области транспорта и безопасности дорожного движения, а также законодательства об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций, урегулированных специальным законом. Учитывая одну из основных проблем российского законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации беспилотных транспортных средств, которое не допускает движение транспортного средства на дорогах общего пользования без водителя, в статье отмечена необходимость внесения изменений в Правила дорожного движения. В связи с этим авторами предлагается синхронизировать Правила дорожного движения с положениями Конвенции о дорожном движении 1968 г.


Ключевые слова: высокоавтоматизированные транспортные средства; инновационные транспортные средства; беспилотные транспортные средства; безопасность дорожного движения.


Литература:

  1. Андрюхин, Н. Г. Проблемные аспекты нормативно-правового регулирования в сфере эксплуатации беспилотных транспортных средств / Н. Г. Андрюхин, К. Р. Ледовская // Административное право и процесс. ― 2022. ― № 12. ― С. 60―64.
  2. Вайпан, В. А. Правовое обеспечение цифровой трансформации транспортного комплекса России // Транспортное право. ― 2022. ― № 3. ― С. 3―7.
  3. Землин, А. И. Проблемные вопросы правового обеспечения использования высокоавтоматизированных транспортных средств // Транспортное право. ― 2022. ― № 4. ― 5С. 13―20.
  4. Землин, А. И. Проблемные вопросы правового регулирования отношений, связанных с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств // Журнал российского права. ― 2022. ― № 12. ― С. 58―69.
  5. Незнамов, А. В. Правила беспилотного вождения: об изменениях Венской конвенции о дорожном движении // Закон. ― 2018. ― № 1. ― С. 175―182.

Загрузить статью в формате PDF


Другие статьи автора или выпуска: , ,