Варданян А. Д. Пересечения линейных объектов как особый объект планировки территорий населенных пунктов в интересах развития транспортной инфраструктуры: правовые аспекты

УДК: 711.7:656.02(076.5)


Варданян Артур Давидович - Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА); Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы


Аннотация. При планировании развития транспортной инфраструктуры поселений и городских округов практически неизбежным является необходимость предусматривать пересечения линейных объектов различного назначения между собой, обеспечивающие беспрепятственное и безопасное схождение и расхождение путей сообщения и переход транспортных потоков с одного направления на другое. Соответственно, устройство таких пересечений должно найти отражение в документации по планировке территории населенных пунктов. Статья посвящена рассмотрению особенностей планировки территорий населенных пунктов в целях обустройства пересечений линейных объектов транспортной инфраструктуры между собой и с линейными объектами иного назначения. Осуществлена классификация пересечений по различным основаниям: по принадлежности объектов к различным отраслям экономики; по принадлежности к различным видам транспорта; по взаимному расположению; по функциональному предназначению пересечений. Выявлены общие признаки пересечений линейных объектов, сформулировано авторское определение пересечения линейных объектов транспортной инфраструктуры.

Статья целиком →

Бокань В. А. Проблемы изъятия земельных участков и имущества при строительстве автомобильных дорог

УДК: 501.7.654


Бокань Василий Александрович - ФКУ «Дороги России»


Аннотация. В условиях современной действительности с учетом увеличения темпа роста населения требуется глобальная инфраструктуризация территории России — расширяются города, увеличивается количество дорог, автомагистралей и многое другое. Для реализации поставленных задач государству и муниципалитетам все больше требуется пространство для застройки, т.е. участки земли. В законодательной базе, а также в научных материалах идет четкое разграничение между основаниями изъятия земель для государственных и муниципальных нужд. Этим вопросам посвящена настоящая статья.

Статья целиком →

Легуша С. Ф. Киберпроблемы на водном транспорте — усилия основных игроков морской индустрии и классификационных обществ на примере Российского морского регистра судоходства

УДК: 004.75:681.5:656.62(571.1.6)


Легуша Сергей Федорович - Ассоциация международного морского права, s217@bk.ru


Аннотация. Количество данных в современном мире лавинообразно растет, за последние десять лет объем сохраняемой информации увеличился более чем в 50 раз, а ценность информации и возможность управлять ею, и, как следствие, ее держателями, и прежде игравшая ключевую роль в бизнесе, промышленности и иных областях, возросла многократно, особенно учитывая стремительное развитие информационных технологий. Кибербезопасность, являясь одной из отраслей информационной безопасности, охватывает, в том числе, защиту данных компаний и организаций любых отраслей, а значит, и морской индустрии. Утечки информации и ее непредсказуемое изменение, потеря управления бизнес-процессами, происходящие в результате внешних и внутренних кибератак, приносят компаниям как прямые финансовые убытки, так и отложенные, грозящие репутационными потерями, непредсказуемыми сбоями в работе, утратой конфиденциальной информации и других активов, имеющих принципиальное значение. В статье рассмотрены вопросы укрепления кибербезопасности в индустрии судоходства и вклад основных игроков рынка в их развитие.

Статья целиком →

Зайков А. М., Современные проблемы правового регулирования предотвращения загрязнения с судов

УДК: 347.79:629.12.03


Зайков Алексей Михайлович - Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот»


Аннотация. В статье проведен хронологический обзор развития системы международного правового регулирования предотвращения загрязнения моря с судов. Проблемы в данной сфере исторически возникали и обострялись в различные периоды развития судоходства. Выделены ключевые аспекты российского правового регулирования предотвращения загрязнения с судов, выявлены актуальные проблемы предотвращения загрязнений различных природных сред с судов, а также намечены пути их решения в будущем, в том числе в рамках международного нормотворческого сотрудничества.

Статья целиком →

Гандзиошин С. А. Доказательственная сила коносамента: возможные пути совершенствования законодательства

УДК: 347.795


Гандзиошин Сергей Анатольевич - Департамент государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России


Аннотация. Перевозки грузов морским транспортом являются важнейшей составляющей мировой торговли. Правильное оформление документации при морской перевозке грузов во многом позволяет обеспечить оперативное и безопасное осуществление грузооборота, снизить риски наложения штрафных санкций и судебных разбирательств между перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями. Коносамент применяется в морской торговле уже не одно столетие, но в связи с изменением многих форм взаимодействия между субъектами международной торговли, внедрением современных технологий в процесс документооборота появляется необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании правил оформления и использования данного документа. В настоящей статье рассмотрены возможные перспективные направления совершенствования использования коносамента.

Статья целиком →

Малёшина Л. М., Шатская И. И. Транспортно-логистическая отрасль: основные вызовы и тенденции цифрового развития

УДК: 658.7:004


Малёшина Людмила Михайловна - кандидат технических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)

Шатская Ирина Ивановна - кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Надежные цепочки поставок являются основой стабильного развития логистической отрасли, но из-за затянувшейся пандемии, нехватки рабочей силы, возросшего числа компьютерных атак и других проблем они неоднократно нарушались. Цифровая трансформация компаний транспортно-логистической отрасли является бизнес-императивом, позволяет усовершенствовать весь цикл логистических процессов. В статье представлен анализ отчетов Росстата за пять лет по использованию цифровых технологий российскими организациями, в том числе оказывающими услуги по виду экономической деятельности «Транспортировка и хранение». Изучение текущего состояния отрасли позволило выделить положительные и отрицательные аспекты цифровизации логистических процессов. Авторы отмечают, что внедрение новых цифровых технологий для управления цепями поставок дает множество преимуществ, таких как: повышение производительности, оптимизация сроков доставки грузов, увеличение доходности бизнеса, но расширяет при этом ландшафт угроз информационной безопасности.

Статья целиком →

Леонов С. И. Правовые основы применения технических средств и информационных технологий в целях обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте

УДК: 342.924


Леонов Сергей Иванович - ООО «РЖД-Технологии», mailto.leonov@gmail.com


Аннотация. В статье проводится анализ основных источников права, субъектов административного регулирования вопросов применения технических средств и информационных технологий для обеспечения общественной безопасности объектов железнодорожного транспорта. Определяются отрасли и институты права, нормы которых регулируют исследуемые общественные отношения. Предлагается авторская систематизация нормативных правовых актов, регулирующих схожие и смежные области общественных отношений, связанных с обеспечением общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

Статья целиком →

Лаврухин М. В. Использование искусственного интеллекта в противодействии терроризму и оптимизация требований обеспечения транспортной безопасности к объектам дорожного хозяйства

УДК: 323.28


Лаврухин Максим Витальевич - Акционерное общество «Арктикморнефтегазразведка», lawruhin.maxim@yandex.ru


Аннотация. Искусственный интеллект может оказать и уже оказывает влияние на наше общество — от здравоохранения, сельского хозяйства и промышленности до финансовых услуг и образования. Но также эти технологии не лишены риска, а некоторые вызывают беспокойство и даже страх. Они могут быть использованы в злонамеренных целях или иметь непредвиденные негативные последствия. Искусственный интеллект воплощает эту двойственность, возможно, больше, чем любая другая развивающаяся технология сегодня. Хотя он может улучшить многие секторы, он также может препятствовать осуществлению прав человека и основных свобод, в частности прав на неприкосновенность частной жизни, свободу мысли и выражения. Таким образом, любое использование технологий на базе искусственного интеллекта всегда должно сопровождаться мерами по предотвращению потенциального нарушения прав человека. В работе рассмотрены актуальные проблемы по внедрению искусственного интеллекта для противодействия терроризму на транспорте и большой потенциал при их решении.

Статья целиком →

Максуров А. А. Расследование происшествий на водном транспорте: история и современность

УДК: 656.62.052


Максуров Алексей Анатольевич - кандидат юридических наук, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова


Аннотация. В статье рассказывается об особенностях расследования происшествий на водном транспорте. Примененный автором историко-правовой подход позволяет оценить возможность возврата к ранее существовавшим формам расследования водных происшествий. История регламентации расследования показана здесь во взаимосвязи с современным пониманием данной разновидности юридической деятельности. По результатам исследования делается вывод о комплексности категории «расследование происшествий на водном транспорте» и ее несводимости к единым порядку и процедуре, поскольку специфичными остаются виды самих транспортных происшествий на воде, размер вреда и тип нарушенных общественных отношений. Автор описывает деятельность координирующего органа в этой сфере — комиссий по расследованию происшествий (несчастных случаев) на водном транспорте. Также в статье обращено внимание на возможности экспертного исследования обстоятельств происшествия в целях получения объективного знания о его причинах и механизме.

Статья целиком →

Корякин В. М., Нестеров Е. А. Правовые и теоретико-методологические основы применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) на транспорте

УДК: 342.951:656


Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ)

Нестеров Евгений Александрович - кандидат юридических наук, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье раскрывается сущность и содержание риск-ориентированного метода осуществления контрольно-надзорной деятельности на транспорте. Представлены различные точки зрения на данный способ государственного контроля (надзора), его достоинства и недостатки, дан научно-практический комментарий законодательных и подзаконных актов, регулирующих контрольно-надзорную деятельность на транспорте. Обосновано, что повсеместное внедрение риск-ориентированного метода позволит существенно повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта.

Статья целиком →