Корякин В. М. Противодействие диверсионной деятельности на объектах транспортной инфраструктуры как составная часть обеспечения транспортной безопасности

УДК: 356.168


Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы правового обеспечения антидиверсионной деятельности на объектах транспортной инфраструктуры. Показано, что борьба с диверсиями на транспорте является относительно самостоятельным направлением деятельности по обеспечению транспортной безопасности. Проанализированы сходство и различия понятий «терроризм» («террористический акт») и «диверсия» («диверсионный акт»). Представлен анализ некоторых положений законодательства о транспортной безопасности, высказаны предложения по его совершенствованию.

Статья целиком →

Бажанов С. В., Малахов А. А. Возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании

УДК: 343.136


Бажанов Станислав Васильевич - доктор юридических наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств, полковник юстиции в отставке

Малахов Андрей Аркадьевич - доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Владимирский филиал), полковник милиции в отставке


Аннотация. В статье исследуются отдельные вопросы, касающиеся правового положения капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, в уголовном процессе Российской Федерации. Внимание читающей аудитории акцентируется на их полномочиях (как органов дознания), связанных с возбуждением уголовных дел и выполнением неотложных следственных действий. Утверждается, что действующая редакция ст. 40 УПК РФ не корректна и вызывает принципиальнее неприятие. Она подлежит скорейшей доработке российскими парламентариями в целях обеспечения эффективной общественной и личной безопасности персонала и пассажиров морского и речного транспорта, находящегося в (дальнем) плавании.

Статья целиком →

Тухватуллин Т. А., Кондратова Е. С. Правовое регулирование эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в Российской Федерации: проблемы и перспективы

УДК: 347.4


Тухватуллин Тимур Анварович - кандидат юридических наук, начальник отдела правового обеспечения Управления комплаенса АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания», timurthn@mail.ru

Кондратова Елена Сергеевна - главный специалист отдела правового обеспечения Управления комплаенса АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания», kondratova.elena.95@mail.ru


Аннотация. Авторами в условиях масштабного распространения современных технологий на транспорте, определяющих актуальность обращения к теме, проведено сравнительно-правовое исследование международных и национальных нормативных правовых актов, а также их проектов, регулирующих отношения в области регулирования эксплуатации высокоавтоматизированных (беспилотных) транспортных средств. Обозначены проблемы правового регулирования вопросов использования и эксплуатации беспилотных транспортных средств в условиях дорожного движения. Законопроекты о регулировании эксплуатации беспилотных транспортных средств, внесенные в российский парламент, не приобрели статуса действующих нормативных правовых актов. Беспилотные транспортные средства в настоящее время применяются на основе подзаконных нормативных правовых актов исключительно в условиях проводимого на территории отдельных субъектов РФ эксперимента без выпуска таких транспортных средств на дороги общего пользования. К моменту завершения эксперимента по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средствах потребуется на законодательном уровне урегулировать все вопросы, связанные с эксплуатацией таких автомобилей с одновременной интеграцией нормативных положений о них с нормами действующего законодательства в области транспорта и безопасности дорожного движения, а также законодательства об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций, урегулированных специальным законом. Учитывая одну из основных проблем российского законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации беспилотных транспортных средств, которое не допускает движение транспортного средства на дорогах общего пользования без водителя, в статье отмечена необходимость внесения изменений в Правила дорожного движения. В связи с этим авторами предлагается синхронизировать Правила дорожного движения с положениями Конвенции о дорожном движении 1968 г.

Статья целиком →

Зайкова С. Н. Антитеррористическая защищенность железнодорожного транспорта: классификация мер административного принуждения

УДК: 343.34


Зайкова Светлана Николаевна - кандидат юридических наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, snzaikova@rambler.ru


Аннотация. Проведен анализ мер административного принуждения, направленных на обеспечение соблюдения и исполнения субъектами железнодорожного транспорта обязательных требований по транспортной безопасности. Рассмотрены целенаправленность, содержание, правовое регулирование, видовые особенности и субъекты применения принудительных мер антитеррористической защищенности железнодорожного транспорта. В целях их систематизации и совершенствования процессуального регулирования предложена авторская классификация мер административного принуждения в зависимости от различных критериев.

Статья целиком →

Цепелев В. Ф. Обеспечение транспортной безопасности в контексте задач уголовной политики Российской Федерации

УДК: 343.271


Цепелев Валерий Филиппович - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, Академия управления МВД России, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина, v_tsepelev@rambler.ru


Аннотация. В статье рассмотрены понятия «национальная безопасность», «угроза национальной безопасности», «задачи уголовной политики» и то, каким образом они взаимосвязаны с обеспечением транспортной безопасности. Акцентировано внимание на Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в контексте уголовной политики Российской Федерации. Обозначено значение преступности как угрозы национальной безопасности России в целом, так и транспортной безопасности в частности. Проанализированы основные угрозы транспортной безопасности и виды объектов уголовно-правовой охраны, складывающихся в рассматриваемых правоотношениях. Выработан подход к решению проблем, касающихся стратегии и тактики борьбы с преступностью в данной сфере, а также к совершенствованию уголовного и смежного с ним законодательства РФ.

Статья целиком →

Мартыненко Н. Э., Титушкина Е. Ю. Уголовная политика России в сфере обеспечения соблюдения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

УДК: 343.271


Мартыненко Наталия Эдуардовна - доктор юридических наук, профессор, Академия управления МВД России

Титушкина Елена Юрьевна - кандидат юридических наук, доцент, Академия управления МВД России


Аннотация. В статье рассматривается уголовная политика государства по отношению к преступлениям в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и делается вывод о том, что по мере роста числа дорожно-транспортных преступлений государство ужесточает ответственность за их совершение. Особенно это касается транспортных преступлений, совершаемых в состоянии опьянения. Охранять транспортную безопасность уголовно-правовыми средствами невозможно без использования других средств — административных, гражданских, дисциплинарных и т.д.

Статья целиком →

Дроздова Е. А., Кочкина О. В. Организационно-правовые аспекты деятельности по обеспечению транспортной безопасности

УДК: 351.81


Дроздова Елена Анатольевна - кандидат юридических наук, Российский университет транспорта (МИИТ), Gorbunovala@ya.ru

Кочкина Оксана Владимировна - старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт ФСИН России, oks2790@list.ru


Аннотация. В настоящей статье рассмотрены организационно-правовые аспекты деятельности по обеспечению транспортной безопасности. Авторы проанализировали основную нормативную правовую базу, регулирующую транспортную безопасность в Российской Федерации. В работе было акцентировано внимание на организационных аспектах деятельности, а именно выделение субъектов и объектов этой деятельности, распределение возможной ответственности и существующих подходах к указанной проблематике. В результате анализа был выработан подход, классификация субъектов транспортной безопасности в зависимости от вида заинтересованности. Предложенный подход помогает увидеть некоторые проблемы, а предложенная классификация отражает эффективность деятельности обозначенных субъектов и дает возможность совершенствования деятельности по обеспечению транспортной безопасности.

Статья целиком →

Корнукова М. С. Правовое регулирование прямых смешанных (мультимодальных) перевозок в Европейском Союзе

УДК: 341:347.463


Корнукова Мария Сергеевна - Российский университет транспорта (МИИТ), mariya.kornukova@minjust.gov.ru


Аннотация. Предметом изучения статьи является система конвенционного регулирования перевозки грузов в прямом смешанном (мультимодальном) сообщении, действующая на территории Европейского Союза, в том числе порядок выбора применимого права к транспортным правоотношениям, а также способы распределения ответственности. Автором анализируются нормативные и теоретические основы и факторы, определяющие выбор соответствующего конвенционного регулирования, а также на основе судебной практики исследуется механизм системного применения к единому договору прямой смешанной (мультимодальной) перевозки международных транспортных конвенций. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что система конвенционного регулирования предоставляет сторонам договора прямой смешанной перевозки как широкий выбор средств защиты своих прав, в том числе наиболее экономически целесообразных, так и создает коллизионные споры о применении конкретной конвенции. Автором также исследуются перспективы развития регулирования прямой смешанной (мультимодальной) перевозки с учетом полномочий органов Европейского Союза. По результатам проведенного анализа автором предлагается использовать систему конвенционного регулирования с учетом ее адаптации и кодификации под актуальные условия перевозки грузов в прямом смешанном (мультимодальном) сообщении в Российской Федерации.

Статья целиком →

Шатская И. И., Малёшина Л. М. Компании транспортного сектора российской экономики: анализ инвестиционной привлекательности

УДК: 338.47


Шатская Ирина Ивановна - кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)

Малёшина Людмила Михайловна - кандидат технических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Актуальность анализа инвестиционной привлекательности компаний транспортного сектора продиктована наличием проектов, направленных на развитие, создание и цифровизацию объектов транспортной инфраструктуры, сопряженных с большими затратами в высококонкурентной среде. В статье приведены результаты оценки инвестиционной привлекательности российских лидеров по рыночной капитализации в секторе «Транспорт», акции которых торгуются на фондовом рынке Московской биржи (MOEX). Авторы предлагают потенциальным инвесторам набор инструментов аналитика, который поможет с выбором перспективных для инвестирования компаний транспортного сектора, являющегося одним из наиболее широко диверсифицированных, и избежать неоправданных рисков с вложением денежных средств. Сделан вывод, что для оценки инвестиционной привлекательности компаний нет единой методологии, что позволило авторам предложить свой подход к решению данной проблемы.

Статья целиком →

Евстифеев И. В., Матвеева М. А. Правовое регулирование и перспективы использования криптовалют на транспорте

УДК: 336.7:347.7


Евстифеев Игорь Владимирович - ООО «ЭнергоГрупп Девелопмент»

Матвеева Мария Андреевна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В настоящей статье рассматриваются возможные перспективы использования криптовалюты как альтернативного средства платежа в международном товарообмене, транспортной отрасли, а также перспективы использования криптовалюты взамен традиционных международных валют (доллар и евро), которые в последние годы утратили свои лидирующие позиции, прежде всего, по политическим мотивам. Затрагиваются проблемные вопросы правового регулирования криптовалют на международном уровне, в российском законодательстве. Показаны подходы разных государств к регулированию криптовалютных отношений. Основной целью данной статьи является исследование пробелов и противоречий в российском и международном законодательстве в области регулирования криптовалютных отношений. Достижение целей осуществляется с помощью решения таких задач, как изучение предпосылок развития криптовалюты как средства платежа, изучение теоретико-правовых аспектов правового регулирования криптовалютных отношений в России и за рубежом.

Статья целиком →