Дмитриева М. С., Дмитриев А. И., Братчук Е. Д. Транспортные ассоциации: их место и роль в правовом поле

УДК: 347.463


Дмитриева М. С. - преподаватель Правового колледжа Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), юрисконсульт отдела государственных закупок Института проблем химической физики Российской академии наук, maiyasnig@yandex.ru

Дмитриев А. И. - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Информационно-математические технологии и информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), alex-dmitriev2005@yandex.ru

Братчук Е. Д. - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), elena.bratchuk@rambler.ru


Аннотация. Профессиональные ассоциации занимаются защитой частных интересов представителей той или иной профессии, а также общественных интересов определенной профессии. Ассоциации отстаивают интересы профессии, вводят стандарты и нормы поведения в профессиональном сообществе, преследуют их нарушителей. В ассоциациях транспортных юристов занимаются консультированием по юридическим вопросам в транспортной сфере в различных отраслях законодательства, так как возрастает необходимость грамотного юридического сопровождения транспортной составляющей бизнеса. Они оказывают помощь в составлении исковых заявлений, жалоб, представляют интересы клиентов в суде, помогают с подготовкой договоров и соглашений. В целом можно сказать, что они занимаются юридическими вопросами и нюансами в транспортной сфере. В статье дан обзор российских и международных профессиональных ассоциаций транспортной отрасли. Рассмотрены ассоциации транспортных юристов Северной Америки (США, Канада) и Европы (Голландия, Хорватия). Обозначен круг вопросов, которыми они занимаются, в каких частях мира находятся и перспективы их развития.

Статья целиком →

Бочарникова К. В. Споры в вагонном ремонтном хозяйстве как особая категория судебно арбитражных споров

УДК: 347.918:656.2


Бочарникова К. В. - аспирант кафедры гражданского права Национального исследовательского Томского государственного университета, практикующий юрист, aksi__27@mail.ru


Аннотация. История возникновения железных дорог и соответствующего транспорта насчитывает ни одно столетие. В России идея создания и эксплуатации железных дорог начинает зарождаться в конце XVIII в., когда развитие любой научно-технической мысли шло в непосредственной связи с капиталистическими настроениями общества. По мере развития капитализма, укрепления его основы, которую составляло производство товаров, оказание различного рода услуг, коммерция и другие виды законной экономической деятельности, в целях обслуживания промышленных нужд крупных предприятий по производству товаров в 1825 г. в России появляется железнодорожный транспорт. Спустя десять лет во исполнение Указа Николая I от 15 апреля 1836 г. в России начинается строительство первой Царскосельской железной дороги.

Сегодня трудно переоценить особое стратегическое значение железнодорожного комплекса для развивающейся экономики Российской Федерации, доля транспорта и связи в которой, по данным Росстата, составляет 8,7%. Железная дорога является важным связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременную доставку жизненно важных грузов на отдаленные территории страны. Вместе с тем указанного эффекта нельзя было бы достичь, если бы в структуре железнодорожного комплекса России отсутствовали особые образования — вагонные ремонтные компании (ВРК), деятельность которых напрямую связана с поддержанием в надлежащем состоянии железнодорожного транспорта (грузового и пассажирского).

В связи с этим деятельность данных компаний, в частности практика их участия в судебно-арбитражных спорах, представляет особый интерес для автора настоящей статьи. Поэтому одной из задач нашего исследования является рассмотрение особенностей деятельности вагонных ремонтных компаний, а также отношений с их участием, которые определяют специфику судебно-арбитражных споров о некачественно проведенных вагонными компаниями ремонтах грузовых вагонов.

В статье рассматриваются особенности судебно-арбитражных споров с участием вагонных ремонтных компаний, связанные с их особым правовым статусом и структурой. Автор анализирует нормы источников правового регулирования отношений, складывающихся по поводу ремонта грузовых вагонов, а также порядок ведения рекламационно-претензионной работы в области ремонтного хозяйства. Большое внимание в статье уделено роли документов и гарантийным обязательствам вагонных ремонтных компаний. Статья также содержит анализ и обобщение новейшей судебной практики по спорам о возмещении расходов на устранение недостатков, возникших вследствие некачественно выполненного ремонта грузовых вагонов.

Статья целиком →

Дмитриева О. А., Горобец А. Н. Влияние тарифов открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на развитие железных дорог

УДК: 338.47: 656.2


Дмитриева О. А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Горобец А. Н. - студент Юридического института Российского университета транспорта


Аннотация. Российские железные дороги являются одной из крупнейших железнодорожных сетей в мире, и железные дороги в России являются решающим и в некоторых случаях даже единственным видом транспорта для пассажиров и грузов. Российское право, а именно статья 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», определяет естественные монопольные сектора экономики, в которых должны регулироваться тарифы, а железные дороги подпадают под действие этого Закона. В данной статье проанализированы тарифы ОАО «РЖД», представлена классификация тарифов, проведен ретроспективный анализ тарифов, выявлена взаимосвязь тарифов и издержек на транспортировку железнодорожным транспортом, а также проведен анализ доходов ОАО «РЖД» за два года.

Статья целиком →

Баскакова И. В., Самойленко С. С., Дюрикенова Е. Д. Договор об организации перевозки грузов

УДК: 347.463


Баскакова И. В. - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), iv_baskakova@rambler.ru

Самойленко С. С. - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Дюрикенова Е. Д. - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В последнее время договоры об организации перевозок грузов стали получать широкое распространение. Связано это с принятием различных международных транспортных кодексов и соглашений, а также с развитием товарных отношений. Хозяйствующим субъектам, которые систематически обращаются к услугам грузоперевозчиков, необходимо долгосрочное планирование данного процесса. Однако юридическая природа данного договора не ясна и трактуется учеными по-разному. В данной статье рассматриваются особенности договора об организации перевозок грузов. Авторами проанализированы действующее российское законодательство в данной сфере, имеющиеся публикации с целью уточнения правового статуса договора об организации перевозок, определения его самостоятельности.

Статья целиком →

Корякин В. М., Кинашенко И. А. О некоторых проблемах возмещения аэропортам расходов на предоставление услуг по обеспечению полетов государственной авиации

УДК: 347.82


Корякин В. М. - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Кинашенко И. А. - доцент кафедры «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье представлен научно-практический комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2018 г. № 32-П, в соответствии с которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. 3 ст. 69 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими не обеспечивается определенность условий возмещения юридическим лицам за счет средств федерального бюджета расходов на предоставление услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов, принадлежащих государственным органам, выполняющим функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства.

Статья целиком →

Духно Н. А. Истоки проблем безопасности на транспорте

УДК: 519.7


Духно Н. А. - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего образования Российской Федерации


Аннотация. Вопросы безопасности на транспорте волнуют всех, и мы замечаем, как много усилий и средств затрачивается на то, чтобы обеспечить безопасную работу транспортной системы. Основные усилия по обеспечению безопасности на транспорте сосредоточены на применение инженерно-технических мер, что само по себе является правильным направлением. Но ограничиваться только этими способами и предавать забвению другие означает неполное использование возможностей, ведущих к гарантиям безопасности на транспорте. Наиболее непредсказуемым источником опасности является человек, его поведение, слабо подготовленные специалисты-транспортники. Для предотвращения угроз следует повышать образованность и поднимать правовую культуру транспортников. Всю работу по обеспечению безопасности на транспорте следует вести комплексно, сочетая инженерно-технические правовые способы с другими интеллектуальными способами, которые вместе взятые образуют гарантии безопасности на транспорте.

Статья целиком →

Попов В. Л. Безопасность в метро: проблемы и перспективы

УДК: 656.2.08


Попов В. Л. - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы по обеспечению безопасности пассажироперевозок в метрополитенах России. На основе анализа мер безопасности в метро, осуществляемых последние восемь лет в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и постановления Правительства РФ от 5 апреля 2017 г. № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов», рассмотрены как положительные моменты в обеспечении безопасности граждан, в основном направленные на защищенность от терроризма, так и отрицательные, связанные, как и ранее, с высокой смертностью и травматизмом пассажиров на станциях метро. Приведены причины и условия, повлиявшие на отсутствие комплексного подхода по обеспечению транспортной безопасности в метрополитенах России, а также даны рекомендации, которые могут способствовать ее качественному обеспечению, исходя из того, что жизнь и здоровье каждого отдельно взятого пассажира является наивысшей ценностью правового государства.

Статья целиком →

Семенов С. А. О правовом статусе сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности

УДК: 342.951:351.82


Семенов С. А. - начальник ФБУ «Служба морской безопасности»


Аннотация. Законодательством о транспортной безопасности введено понятие «сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности». В отношении него действуют иные, чем для остальных секторов зоны транспортной безопасности, требования. Правовое регулирование статуса сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности в настоящее время недостаточное, что негативно влияет на защиту объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства от актов незаконного вмешательства.

Статья целиком →

Жовтун Д. Т. Стресс-факторы и безопасность на транспорте

УДК: 625.1


Жовтун Д. Т. - доктор философских наук, профессор кафедры «Общественные науки и профессиональная коммуникация» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), dtzhovt@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматривается влияние стресс-факторов на безопасность в сфере транспортной деятельности. Безопасность на транспорте определяется многими факторами. Каждый из них требует тщательного изучения. Но особенно опасно их совпадение в одно и то же время и в одном и том же месте, что приводит к катастрофическим последствиям. Стресс-факторы в системе транспортной безопасности требуют особого внимания. Это так называемый «человеческий фактор», к которому сводится большинство причин транспортных катастроф.

Статья целиком →

Суденко В. Е. Технико-криминалистическое обеспечение осмотра места происшествия на железнодорожном транспорте

УДК: 343.132+343.985


Суденко В. Е. - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Рассматривается самое первоначальное следственное действие по раскрытию транспортных преступлений и их дальнейшему расследованию. Обращается особое внимание на повышение эффективности борьбы с указанными преступлениями посредством надлежащего технико-криминалистического сопровождения производства отдельных следственных действий, прежде всего, осмотра места транспортного происшествия как одного из важнейших следственных действий, нередко определяющих, было ли совершено преступление или имеет место непреступное деяние. Подробно описывается тактика применения в процессе осмотра места транспортного происшествия не только традиционных технико-криминалистических средств, но и новейших технических средств, в том числе зарубежного производства. Раскрываются возможности технических средств общего и специально-криминалистического предназначения для целей раскрытия преступлений и сопровождения их расследования, в том числе лазерных сканеров, видеоэндоскопов и др. Даются рекомендации по включению в следственно-оперативную группу, осуществляющую осмотр места транспортного происшествия, специалистов различных отраслей.

Статья целиком →