Гуцуляк В. Н. Правовые средства борьбы с пиратством и терроризмом на морском транспорте

УДК: 341.255.5


Гуцуляк В. Н. - доктор юридических наук, профессор, Почетный работник Морского флота, gutsul@inbox.ru


Аннотация. Морской транспорт является одной из важнейших «кровеносных артерий» современной мировой экономики. По оценке специализированного учреждения ООН — Международной морской организации (ИМО) более 80% объема мировой торговли обеспечивает судоходство. Кроме того, миллионы туристов сегодня пользуются морскими круизными судами и паромами. Согласно данным Ллойда — авторитетной страховой корпорации — морские суда перевозят порядка 90% торговых грузов. Для России, традиционно являющейся одной из ведущих морских держав, имеющей самую большую в мире протяженность морской границы (38 807 км) и побережье которой омывается водами 12 морей, принадлежащих бассейнам трех океанов, и внутреннего Каспийского моря, морской транспорт имеет жизненно важное значение. В то же время деятельность морского транспорта сопряжена с необходимостью его зашиты от различного рода внешних угроз, среди которых наибольшую потенциальную опасность представляют морское пиратство и терроризм. Поэтому статья посвящена анализу правовых средств, используемых в борьбе с пиратством и терроризмом на морском транспорте. Раскрываются содержание дефиниций морского пиратства и терроризма. Обосновывается вывод о необходимости внесения изменения в ст. 227 УК РФ, касающуюся пиратства. Рассмотрены принципиальные отличия и общие признаки пиратства и терроризма. Анализируются положения Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в части, касающейся морского транспорта.

Статья целиком →

Суденко В. Е. Собирание и аккумулирование разведывательной информации о преступной деятельности организованных преступных формирований на железнодорожном транспорте

УДК: 343.13+343.98


Суденко В. Е. - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Борьба с организованной преступностью требует самого серьезного подхода к поиску и фиксации информации о преступной деятельности организованных преступных групп и преступных сообществ. Рассматриваются вопросы оперативно-розыскного обнаружения и сбора информации о деятельности преступных организованных групп и сообществ. Обращается внимание на необходимость использования всех видов сил и средств, как гласных, так и негласных, для установления видов преступной деятельности, мест совершения преступлений, признаков, характеризующих не только лидеров организованных преступных групп и преступных сообществ, но и руководителей всех звеньев их преступной структуры, а также отдельных участников этих формирований. Раскрывается необходимость разработки тактики проведения оперативно-разведывательных мероприятий при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в отношении организованной преступности, а также наиболее общих принципов частных методик их производства. Подчеркивается необходимость четкого определения момента реализации собранной оперативно-разведывательной информации, при этом не допускается преждевременность этой работы, а также ее затягивание в целях исключения утраты доказательственной силы собранных материалов.

Статья целиком →

Корякин В. М. Некоторые вопросы систематизации транспортного законодательства

УДК: 347.463


Корякин В. М. - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются проблемы систематизации транспортного законодательства РФ. Констатируется множественность правовых актов, регулирующих транспортные отношения, делается вывод о негативном влиянии множественности актов на законность и правопорядок в транспортной сфере, обосновывается необходимость систематизации актов транспортного законодательства. Дан анализ двух основных форм систематизации законодательства — кодификации и инкорпорации. Автор приходит к выводу, что наиболее рациональным путем систематизации транспортного законодательства на современном этапе является инкорпорация путем разработки и внедрения в практику деятельности транспортных организаций электронного свода транспортного законодательства РФ. Рекомендуется использовать в данной работе опыт иных федеральных органов исполнительной власти, в частности, Минобороны России, где в 2017 г. введена в эксплуатацию информационно-справочная система по военному законодательству «Армюрист».

Статья целиком →

Духно Н. А. Безопасность и уровни опасности на транспорте

УДК: 656.2


Духно Н. А. - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего образования Российской Федерации


Аннотация. В статье раскрывается зависимость безопасности от деятельности человека, от его мышления и от уровня его правового просвещения, что является основой деятельности, от характера которой порождаются либо угрозы, или обеспечивается безопасность. Право с его ценностями требуется изучать всем, только правовые знания могут побуждать мышление к принятию правовых законов, где должны прописываться обязанности субъектов, ответственных за безопасность. Для позитивной оценки законов и воплощения их в правовой порядок, который гарантирует безопасность, специалистам транспорта нужно владеть правовыми знаниями. Автором обосновывается необходимость определения уровней опасности, устранение которых позволяет добиться безопасности на транспорте. Ответственные за безопасность лица обязаны охранять безопасность там, где она есть, и усердно устранять опасности в местах, где они существуют. Достигнуть безопасности можно только тогда, когда будет устранена опасность. Предлагается путь подготовки новых образовательных программ при использовании действующей специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», в раках которой появляется реальная возможность для разработки ряда специализаций по подготовке специалистов в области правового обеспечения транспортной безопасности.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Развитие водных путей сообщения и судоходных средств в России в эпоху «дворцовых переворотов»

УДК: 000


Петров Ю. И. - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), petrov52@ro.ru


Аннотация. В статье рассматриваются меры правительства в послепетровскую эпоху, направленные на развитие водных путей сообщения и судоходных средств. Показаны усилия, прилагаемые правительством к обновлению судоходного парка и поддержанию в рабочем состоянии системы каналов и речных путей сообщения.

Статья целиком →

Ахмяров Р. Ш. Вопросы преступного нарушения правил дорожного движения

УДК: 343.346


Ахмяров Р. Ш. - магистрант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Актуальность данной статьи вызвана тем, что положение дел с аварийностью на дорогах Российской Федерации, связанной с движением и эксплуатацией автомобильного транспорта, представляет острейшую социально-экономическую проблему, имеющей место не только в России, но и в других странах. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в мире гибнут и получают ранения больше 10 млн человек, а от происшествий, связанных с автомобильным транспортом, ежегодно причиняется огромнейший социально-экономический ущерб, около 500 млрд долл. в год [1].

В статье рассматриваются проблемные вопросы состояния безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Определяются преступность и наказуемость нарушений Правил дорожного движения. Раскрываются специфические особенности квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, а также других транспортных преступлений. Указывается на содержание составов рассматриваемых преступлений, являющихся двуобъектными, имеющими два последствия, из которых одно является определяющим для квалификации, характеризующихся двумя формами вины и в большинстве случаев двумя деяниями.

Статья целиком →

Суденко В. Е. Методологический потенциал категорий «количество» и «качество» в уголовном праве

УДК: 343.353


Суденко В. Е. - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Рассматривается методологический потенциал категорий диалектики «количество» и «качество» в отечественном уголовном праве, определяется уголовно-правовое значение исследования указанных категорий. Указано, как совокупность свойств, связей и отношений, раскрывает, что собой представляет данное явление (событие, предмет), чем оно является, почему подобная совокупность составляет качество явления, предмета, события. Показано, как совокупность свойств, связей и отношений, характеризующих величину явления (события, предмета) и его размеры, составляет количество явления, события, предмета, и как количественные изменения влекут за собой качественные изменения и наоборот. Анализируются отношения категорий диалектики с их свойствами, связями, раскрывается устойчивость качественных характеристик и абсолютная изменчивость количественных. Характер общественной опасности как качество конкретного явления дает исследователю возможность выделить внешнюю форму преступного деяния по свойственным ему объективным и субъективным признакам, отражающим важность, в данном случае, охраняемых уголовным правом законных интересов граждан и объектов транспортной инфраструктуры, на которые оно было направлено, и которым причинен вред либо была создана реальная угроза причинения вреда. Количественный показатель, по мнению автора, есть степень общественной опасности преступления, способствующая сравнительному анализу преступлений одного вида и выражающая его внешнюю определенность, а именно степень развития совокупности его свойств, связей, отношений, характеризующих величину преступного явления, ценность объекта посягательства, размер ущерба, форму и вид вины, мотив и т.д. Приводятся примеры качественных и количественных характеристик транспортных преступлений, и делается вывод о применимости данных категорий диалектики для их исследования.

Статья целиком →

Кобзева Е. И., Мамина О. И., Химич Т. М. Генезис правового института лишения права управления транспортным средством как вида административного наказания

УДК: 342.9


Кобзева Е. И. - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория права и природоресурсное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Мамина О. И. - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория права и природоресурсное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Химич Т. М. - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория права и природоресурсное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Обеспечение безопасности на транспорте является одной наиболее важных и актуальных задач государства. Аварийность на таком виде транспорта, как автомобильный, нанося огромный физический, имущественный и моральный вред как обществу в целом, так и отдельным гражданам, вытекает, как правило, из отдельных правонарушений участников дорожного движения. Одним из наиболее действенных инструментов государственного управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения является возможность применения такого вида административного наказания, как лишение права управления транспортным средством. Представленная статья посвящена исследованию механизмов государственного регулирования дорожного движения на разных этапах его развития и, в частности, правового института лишения права управления транспортным средством с точки зрения его зарождения и развития в отечественном законодательстве. В работе также анализируются нормы, определяющие составы правонарушений, за которые назначается данное наказание, порядок его назначения, исчисления, и исполнения; приводятся статистические данные, связанные с предметом исследования.

Статья целиком →

Суденко В. Е. Проблемы применения криминалистической техники при раскрытии и расследовании преступлений, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры

УДК: 343.13


Суденко В. Е. - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие среди теоретиков и практических работников относительно применения полиграфа и использования полученной в результате этого информации в раскрытии и расследовании преступлений, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры. Кратко анализируются различные точки зрения по данной проблеме, выражающие мнение об использовании в качестве доказательств данных, полученных в результате применения полиграфа в качестве доказательств, а также тех, кто исключает такие данные из доказательств.

Выявление преступлений, обнаружение следов преступной деятельности, их фиксация, изъятие и исследование немыслимы без применения положений, содержащихся в разделе криминалистики — криминалистической тактики. Показано развитие в последнее время многих направлений криминалистической техники, создаваемой путем использования новейших технических и электронно-технических научных достижений, а также компьютерных технологий, предназначенных для целей раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Раскрываются имеющиеся препятствия на пути более широкого применения технико-криминалистических средств в связи с нерешенностью процессуальных вопросов относительно подтверждения допустимости и обоснованности применения тех или иных технико-криминалистических средств. В качестве таковых назван полиграф — программно-аппаратный комплекс, позволяющий опрашивать конкретное лицо в реальном времени с одновременной регистрацией изменений физиологических показателей испытуемого для раскрытия и расследования конкретного преступления, а также применение собаки для опознания по запаху.

Статья целиком →

Паршаков А. С. К вопросу об особенностях уголовно-правового регулирования безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств военнослужащих

УДК: 343.2/.7.


Паршаков А. С. - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (военно-научной информации, военно-правовых проблем) Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, почетный работник прокуратуры, полковник юстиции запаса, alexandrparshakov@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации военного автотранспорта, особенности уголовно-правового регулирования безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта военнослужащими. Автор обращается к прокурорско-следственной и судебной практике, им исследуются наиболее сложные вопросы разграничения и квалификации преступлений данного вида.

Статья целиком →