Холиков И. В. Международно-правовые аспекты реализации Транспортной стратегии Российской Федерации в сфере медицинского обеспечения на транспорте

УДК: 341.01


Холиков И. В. - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации


Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы гармонизации законодательства РФ в сфере медицинского обеспечения на транспорте с международно-правовыми нормами. Особое внимание уделяется вопросам соблюдения требований таких международных организаций, как Международная организация гражданской авиации, Международная организация труда, Международная морская организация и Всемирная организация здравоохранения. Дается обзор национальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы медицинского обеспечения безопасности полетов, а также вопросы регулирования медико-санитарного обслуживания моряков в Российской Федерации. Исследуется состояние и обосновывается потребность в приведении национального законодательства в сфере медицинского обеспечения на транспорте в соответствие с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации.

Статья целиком →

Морковкин Д. Е. Создание интегрированной транспортно-логистической системы России как основа экономической безопасности и устойчивого социально-экономического развития

УДК: 338.001.36


Морковкин Д. Е. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), MorkovkinDE@mail.ru


Аннотация. Дальнейшее развитие экономики России, в частности, освоение северных, сибирских и дальневосточных территорий и новых объектов минерально-сырьевой базы, становится невозможным при использовании существующей транспортно-логистической системы страны. Поэтому имеется настоятельная необходимость развития транспорта, логистики, инфраструктуры как базы роста экономического потенциала территорий страны. В статье даны концептуальные направления развития логистической системы Российской Федерации, формирования единой системы товарного движения, создания логистической инфраструктуры и на этой основе — дальнейшее развитие всей экономики страны. Развитие и создание единой транспортно-логистической системы России предлагается на основе использования программно-целевого подхода. Целесообразно разработать государственную программу «Логистизация Российской Федерации до 2030 года», в которой необходимо предусмотреть комплексное развитие всех видов транспорта, логистической инфраструктуры, транспортных артерий и сопутствующих производств, объектов сервиса, социальной инфраструктуры, создание федерального логистического центра, проводящего единую политику товародвижения и осуществляющего управление единой транспортно-логистической системой, центра международных перевозок. Реализация указанных мероприятий создаст основу для дальнейшего устойчивого развития энергетики, промышленности, сельского хозяйства, т.е. станет стимулом интенсивного преобразования экономики всей страны.

Статья целиком →

Правкин С. А., Астремский А. Д. Совершенствование транспортной системы через развитие механизмов государственно-частного партнерства

УДК: 338.47:656.2


Правкин С. А. - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Астремский А. Д. - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье анализируются основные модели снижения рисков экономической деятельности при реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в проектах, основанных на механизмах государственно-частного партнерства, которые могут повысить значение и роль конкурентной среды в экономике и увеличить темпы развития всей транспортной системы. Рассматриваются проблемы финансирования при реализации инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в транспортном комплексе, и исследуется механизм согласования публичных и частных целей и интересов при реализации проектов. Проводится сравнительно-правовой анализ транспортного и инвестиционного законодательства применительно к соглашениям о государственно-частном партнерстве. Эффективное развитие транспортной системы при реализации Транспортной стратегии связывается с необходимостью развития различных форм в рамках заключаемых соглашений о государственно-частном партнерстве. Предлагаются меры и формы взаимодействия органов государственной власти и инвесторов при реализации транспортных проектов. Реализация совместной Транспортной стратегии с применением механизма государственно-частного партнерства может привести к снижению бюджетной нагрузки методом привлечения частных инвестиций в социально значимые сферы экономики. Механизм государственно-частного партнерства при реализации на транспорте даст возможность привлечения реальных инвестиций в развитие транспортной отрасли. Совершенствование механизма государственно-частного партнерств расширяет возможности участия транспортных компаний в инвестиционной деятельности и модернизации инфраструктуры. На основе анализа применения действующего транспортного и инвестиционного законодательства делается заключение об определенном несовершенстве реализации механизма государственно-частного партнерства на транспорте, в том числе с учетом недостаточного использования мер бюджетной политики. Для эффективной реализации транспортной стратегии предлагается использовать меры бюджетного стимулирования.

Статья целиком →

Егоров А. П. Воздушное судно как объект гражданского права: некоторые проблемы правового регулирования

УДК: 347.82


Егоров А. П. - соискатель ученой степени кандидата юридических наук, аспирант факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов правового положения воздушных судов как особых объектов гражданского права. Подробно обосновываются критерии, по которым воздушные суда, предназначенные по своим физическим и экономическим свойствам для перемещения в пространстве, отнесены к объектам недвижимого имущества. Основным таким критерием является обязательность государственной регистрации воздушных судов. Обосновывается, что воздушное судно начинает обладать статусом недвижимости после его индивидуализации, т.е. государственной регистрации. Значительное место в статье отведено анализу различных определений понятия «воздушное судно», имеющихся в научной литературе. По результатам данного анализа сформулировано авторское определение: воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, и предназначенный как для транспортировки пассажиров и (или) грузов, так и для иных целей, предусмотренных при его государственной регистрации.

Статья целиком →

Артамонова С. Н. Об отечественном опыте организационно-правового регулирования системы контроля в сфере обеспечения автотранспортной безопасности и ее оптимизации в условиях современных угроз

УДК: 656.13.08(075.8)


Артамонова С. Н. - кандидат юридических наук, доцент, доцент Военного университета Минобороны России


Аннотация. Исследование сущности и содержания контроля и надзора, их проявлений в такой приоритетной области государственного управления, как безопасность дорожного движения, является крайне востребованным. Действующее законодательство не содержит понятия «федеральный государственный надзор в области дорожного движения», неоднозначна также и трактовка законодателем его соотношения с контролем в этой сфере. При этом нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения его участниками, юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями по-прежнему являются одними из основных причин дорожно-транспортного травматизма. Особенно острой представляется проблема обеспечения безопасности на автомобильном транспорте, поскольку она является одной из важнейших социально-экономических и демографических задач Российской Федерации, а решение ее связывается с реализацией широкого круга мер экономического, организационного и воспитательного характера. В статье представлены результаты анализа опыта организации и нормативной правовой регламентации осуществления системы контроля в сфере обеспечения безопасности автомобильного транспорта, а также перспектив совершенствования контрольной и надзорной деятельности в этой сфере с учетом новейших угроз.

Статья целиком →

Шагиев Б. В. Проблемы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов при перемещении товаров на транспорте

УДК: 343.985:339.543


Шагиев Б. В. - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры таможенное право и организация таможенного дела Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое в соответствии с законодательством государств — членов Евразийского экономического союза преступлением, исполнения запросов международных организаций, таможенных и иных компетентных органов государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной. Проблема заключается в том, что все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где имеют место повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил, либо на том, что подрывает интересы отечественных товаропроизводителей или создает угрозу другим государственным интересам, защищать которые призвана таможенная служба. Поэтому в настоящее время система управления рисками должна быть напрямую связана с оперативно-розыскными подразделениями, которые получают оперативную информацию от оперативно-аналитических подразделений таможенных постов, таможен.

Статья целиком →

Гуцуляк В. Н. Правовые средства борьбы с пиратством и терроризмом на морском транспорте

УДК: 341.255.5


Гуцуляк В. Н. - доктор юридических наук, профессор, Почетный работник Морского флота, gutsul@inbox.ru


Аннотация. Морской транспорт является одной из важнейших «кровеносных артерий» современной мировой экономики. По оценке специализированного учреждения ООН — Международной морской организации (ИМО) более 80% объема мировой торговли обеспечивает судоходство. Кроме того, миллионы туристов сегодня пользуются морскими круизными судами и паромами. Согласно данным Ллойда — авторитетной страховой корпорации — морские суда перевозят порядка 90% торговых грузов. Для России, традиционно являющейся одной из ведущих морских держав, имеющей самую большую в мире протяженность морской границы (38 807 км) и побережье которой омывается водами 12 морей, принадлежащих бассейнам трех океанов, и внутреннего Каспийского моря, морской транспорт имеет жизненно важное значение. В то же время деятельность морского транспорта сопряжена с необходимостью его зашиты от различного рода внешних угроз, среди которых наибольшую потенциальную опасность представляют морское пиратство и терроризм. Поэтому статья посвящена анализу правовых средств, используемых в борьбе с пиратством и терроризмом на морском транспорте. Раскрываются содержание дефиниций морского пиратства и терроризма. Обосновывается вывод о необходимости внесения изменения в ст. 227 УК РФ, касающуюся пиратства. Рассмотрены принципиальные отличия и общие признаки пиратства и терроризма. Анализируются положения Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в части, касающейся морского транспорта.

Статья целиком →

Суденко В. Е. Собирание и аккумулирование разведывательной информации о преступной деятельности организованных преступных формирований на железнодорожном транспорте

УДК: 343.13+343.98


Суденко В. Е. - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Борьба с организованной преступностью требует самого серьезного подхода к поиску и фиксации информации о преступной деятельности организованных преступных групп и преступных сообществ. Рассматриваются вопросы оперативно-розыскного обнаружения и сбора информации о деятельности преступных организованных групп и сообществ. Обращается внимание на необходимость использования всех видов сил и средств, как гласных, так и негласных, для установления видов преступной деятельности, мест совершения преступлений, признаков, характеризующих не только лидеров организованных преступных групп и преступных сообществ, но и руководителей всех звеньев их преступной структуры, а также отдельных участников этих формирований. Раскрывается необходимость разработки тактики проведения оперативно-разведывательных мероприятий при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в отношении организованной преступности, а также наиболее общих принципов частных методик их производства. Подчеркивается необходимость четкого определения момента реализации собранной оперативно-разведывательной информации, при этом не допускается преждевременность этой работы, а также ее затягивание в целях исключения утраты доказательственной силы собранных материалов.

Статья целиком →

Корякин В. М. Некоторые вопросы систематизации транспортного законодательства

УДК: 347.463


Корякин В. М. - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются проблемы систематизации транспортного законодательства РФ. Констатируется множественность правовых актов, регулирующих транспортные отношения, делается вывод о негативном влиянии множественности актов на законность и правопорядок в транспортной сфере, обосновывается необходимость систематизации актов транспортного законодательства. Дан анализ двух основных форм систематизации законодательства — кодификации и инкорпорации. Автор приходит к выводу, что наиболее рациональным путем систематизации транспортного законодательства на современном этапе является инкорпорация путем разработки и внедрения в практику деятельности транспортных организаций электронного свода транспортного законодательства РФ. Рекомендуется использовать в данной работе опыт иных федеральных органов исполнительной власти, в частности, Минобороны России, где в 2017 г. введена в эксплуатацию информационно-справочная система по военному законодательству «Армюрист».

Статья целиком →

Духно Н. А. Безопасность и уровни опасности на транспорте

УДК: 656.2


Духно Н. А. - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего образования Российской Федерации


Аннотация. В статье раскрывается зависимость безопасности от деятельности человека, от его мышления и от уровня его правового просвещения, что является основой деятельности, от характера которой порождаются либо угрозы, или обеспечивается безопасность. Право с его ценностями требуется изучать всем, только правовые знания могут побуждать мышление к принятию правовых законов, где должны прописываться обязанности субъектов, ответственных за безопасность. Для позитивной оценки законов и воплощения их в правовой порядок, который гарантирует безопасность, специалистам транспорта нужно владеть правовыми знаниями. Автором обосновывается необходимость определения уровней опасности, устранение которых позволяет добиться безопасности на транспорте. Ответственные за безопасность лица обязаны охранять безопасность там, где она есть, и усердно устранять опасности в местах, где они существуют. Достигнуть безопасности можно только тогда, когда будет устранена опасность. Предлагается путь подготовки новых образовательных программ при использовании действующей специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», в раках которой появляется реальная возможность для разработки ряда специализаций по подготовке специалистов в области правового обеспечения транспортной безопасности.

Статья целиком →