Галицкая А. А. Неустойка как один из видов ответственности по договору строительного подряда: происхождение, развитие теории и практики

УДК: 347.4


Галицкая Анастасия Александровна - аспирант кафедры «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Статья посвящена истории, назначению и развитию законодательства о неустойке как древнейшего способа обеспечения обязательств, ее основным видам, анализу развития правоприменительной практики, рассмотрению вопросов о праве лиц, участвующих в делах по такой категории дел, заявлять ходатайства о снижении неустойки. Рассмотрение вопроса о неустойке происходит на основе характеристики договора строительного подряда. Одна из особенностей договора строительного подряда — состав его участников, к которым относятся не только непосредственно сами стороны договора (заказчик и подрядчик), но и привлеченные генеральным подрядчиком субподрядчики, инвесторы, третьи лица. Отсюда следует, что при осуществлении строительства отношения сторон далеко выходят за рамки договора строительного подряда, например, его стороны становятся участниками отношений транспортных услуг, поставки, страхования и многих иных. Учитывая, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации срок выполнения работ является существенным условием, и как правило, заказчик стремится включить в договор как можно больше способов обеспечения исполнения обязательств, именно анализ неустойки как наиболее распространенного из них представляет научный интерес.

Статья целиком →

Шевчук А. Н., Мотина П. Н. Особенности доказывания по гражданским делам по спорам, возникающим в сфере транспорта

УДК: 347.463:347.9


Шевчук Анатолий Николаевич - кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры «Гражданское право, международное частное право, гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), anatolij.schevchuk@yandex.ru

Мотина Полина Николаевна - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), polina_motina@mail.ru


Аннотация. Рассмотрение судами общей юрисдикции гражданских дел по спорам, возникающим в сфере транспортных правоотношений, производится по общим правилам, предусмотренным нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ). В то же время судопроизводство по указанной категории дел отличается рядом отличительных черт. Одной из них является регулирование судебного доказывания не только нормами ГПК РФ, но и отраслевым законодательством в области транспортных правоотношений. Нормы отраслей права в сфере транспорта дополняют и конкретизируют правовое регулирование отдельных аспектов доказывания по спорам в этой области. Однако остаются вопросы, которые требуют критического анализа, оценки того, насколько обоснованы положения отраслевого транспортного законодательства применительно к регулированию процесса доказывания, соответствуют ли они принципам гражданского процесса. В связи с этим в статье проводится анализ гражданских процессуальных норм и презумпций, предусмотренных транспортным законодательством, применительно к доказыванию сторонами заявленных требований или возражений. Уделено внимание проблемным вопросам, связанным с определением круга средств доказывания, используемым при рассмотрении судами споров в сфере транспорта. Дана критическая оценка коммерческому акту как письменному доказательству и его исключительной роли в установлении фактов нарушений при выполнении перевозок железнодорожным транспортом. Анализ теоретических положений гражданского процессуального права, транспортного права, а также соответствующего законодательства и практики его применения позволил определить возможности совершенствования законодательства в целях обеспечения состязательности судопроизводства и процессуального равенства сторон в процессе рассмотрения гражданских делах по спорам, возникающим в сфере транспорта.

Статья целиком →

Ирошников Д. В. Безопасность как элемент объекта правоотношений, возникающих на основании транспортных обязательств в гражданском праве

УДК: 340.13


Ирошников Денис Владимирович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Теория права, история права и международное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), dv-iroshnikov@mail.ru


Аннотация. В статье с теоретико-правовых позиций рассматривается безопасность как элемент объекта правоотношений, возникающих на основании транспортных обязательств в гражданском праве России. Особую актуальность данному исследованию придает набирающая популярность краткосрочная аренда автомобилей (каршеринг), правовая природа которой до сих пор не определена в действующем российском законодательстве. Автор рассуждает о безопасности как об обязательном элементе объекта транспортных обязательств, которые на сегодняшний день не содержат законодательного требования о включения в них положений о безопасности и качестве перевозки. Анализируя совокупное применение охранительных норм административного и уголовного законодательства и гражданско-правовых норм, автор отмечает необходимость системного и комплексного регулирования в вопросах безопасности. По его мнению, обязательства перевозчика (арендодателя) перед потребителем являются первичными в данных правоотношениях по сравнению с охранительными нормами, и именно они, прежде всего, должны включать в себя положения о безопасности поездки. На основе проведенного исследования автором предлагаются фундаментальные изменения в действующее гражданское законодательство, направленные на дополнительные гарантии безопасности транспортных правоотношений.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-011-00658 «Транспортная безопасность: теоретико-правовые основы, административно-правовые и уголовно-правовые средства обеспечения в Российской Федерации».

Статья целиком →

Гуцуляк В. Н. Оговорки в коносаменте и их юридическое значение

УДК: 341.9


Гуцуляк Василий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), gutsul@inbox.ru


Аннотация. Основным документом в процессе «документарной» продажи товара традиционно выступает коносамент — универсальный многоцелевой документ, используемый исключительно при перевозках грузов морским либо внутренним водным транспортом. Как показывает практика, например, при аккредитивных сделках банки, являющиеся важным звеном в договоре купли-продажи товара, негативно относятся к так называемым «нечистым» коносаментам, содержащим определенные оговорки, предпочитая получить комплект документов, которые включают только «чистые» коносаменты. В статье в первую очередь анализируются оговорки, которые могут быть внесены в коносамент, представляют собой односторонние заявления перевозчика по тем или иным вопросам исполнения договора морской перевозки и не требующие согласования с грузоотправителем. Юридическое значение оговорок, вносимых в коносамент, заключается в том, что они направлены на защиту перевозчика от ответственности за могущими быть неточными или ложными сведения, представленные отправителем груза. Однако негативные правовые последствия включения в коносамент оговорок заключаются в том, что они в существенной степени снижают доказательственную силу коносамента. В статье показано, что не любая оговорка, внесенная в коносамент, делает его «нечистым». В связи с этим исследуются положения ряда международных конвенций, регулирующих правовой режим морской перевозки груза, а также банковская практика, воплощенная в унифицированных правилах, которые получили отражение в публикациях Международной торговой палаты. Рассматривается также важный практический вопрос о целесообразности использования перевозчиком практики выдачи «чистых» коносаментов при наличии сомнений в надлежащем состоянии груза в обмен на предоставление отправителем гарантийных писем, предусматривающих возмещение потенциальных убытков перевозчику при сдаче груза получателю.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Развитие сухопутных путей сообщения и транспортного законодательства в России во второй четверти XIX столетия

УДК: 656(091)


Петров Юрий Иванович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), petrov52@ro.ru


Аннотация. В статье на основе анализа правовых актов, принятых в правление императора Николая I, рассматривается ход мероприятий по обустройству и содержанию дорог в государстве, в соответствии со степенью их значимости и источников финансирования. Предметом исследования выступают нормы российского транспортного права, решается задача выявить основные параметры преобразований, способствовавших совершенствованию транспортного законодательства. В статье показано, что мероприятиям правления Николая I предшествовала реформа в сфере транспорта правительства его отца Александра I, в ходе которой был учрежден новый орган управления транспортной отраслью, созданы специализированная организация и учебное заведение. Но эти меры в силу ограниченности финансовых средств в государстве позволили реализовать намеченные проекты только в сфере водных коммуникаций. Серьезного внимания сухопутным дорогам уделить не удалось. Активное дорожное строительство было развернуто правительством Николая I. В статье отмечается роль правовой основы правительственных мероприятий, качество которой, безусловно, повысилось с привлечением М. М. Сперанского для кодификации правовых актов.

Статья целиком →

Куликов А. В., Тюленев Н. И. Особенности правового регулирования железнодорожного транспорта в России и Европейском Союзе и необходимость их гармонизации

УДК: 347.463


Куликов Александр Викторович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой Юридического института Балтийского федерального университета имени И. Канта, заслуженный юрист Российской Федерации, bmw0052@rambler.ru

Тюленев Никита Иванович - соискатель Балтийского федерального университета имени И. Канта, ведущий юрисконсульт Калининградской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», n.tiulenev@gmail.com


Аннотация. Транспортное право любого государства и союза государств должно по своей природе являться открытой безграничной гармонизированной системой и быть совместимой с международными нормами транспортного права. По мнению Международного союза железных дорог перспективы железнодорожных грузовых перевозок во многом зависят от желания разных стран объединить свои усилия и ресурсы. Устранение всех несоответствий и формальных разногласий создаст условия для свободной международной торговли и воплотит в жизнь идеи свободного перемещения товаров и услуг по территории всего евразийского континента.

Представленная статья является анализом соответствия норм отечественного законодательства и Европейского Союза, определяющих особенности организации системы железнодорожного транспорта, функционирования железнодорожных перевозчиков, владельцев инфраструктуры иных предприятий. В статье представлено сравнительно-правовое исследование законодательных основ деятельности железнодорожных компаний, принципов регулирования рынка перевозок. Ввиду объективной необходимости интеграции данная сфера нуждается в совершенствовании правового регулирования и гармонизации.

Статья целиком →

Духно Н. А. Сетевое обучение в транспортных вузах

УДК: 378.018.43


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего образования Российской Федерации


Аннотация. В статье раскрываются особенности сетевого взаимодействия транспортных вузов с практическими подразделениями транспортного комплекса на основе действующего законодательства и руководящих указаний Минтранса России. Сетевое обучение больше всего способствует развитию транспортного образования, направляя его на новую высококачественную ступень подготовки специалистов, владеющих современными транспортными компетенциями. Вовлечение подразделений транспортного комплекса в разработку и реализацию сетевых образовательных программ образует уникальную образовательную среду, формирующейся путем объединения ресурсов транспортных вузов с богатой материально-технической базой транспортной системы и ее опытными производственными кадрами. Формируя модели сетевого бучения, транспортные вузы умножают образовательные ресурсы, увеличивают возможности значительно повысить качество подготовки специалистов, предоставляя обучающимся возможность получить одновременно несколько дипломов и других документов, подтверждающих их квалификации и способности достойно работать в структурах транспортного комплекса. В статье представлен типовой образец договора сетевого взаимодействия вузов с иными организациями.

Статья целиком →

Черемина Е. И. Влияние цифровых технологий на модернизацию транспортной отрасли

УДК: 656:005.932


Черемина Елена Игоревна - магистрант Волжского государственного университета водного транспорта


Аннотация. Исследования искусственного интеллекта пережили всплеск в последние несколько десятилетий. Это произошло в основном на новаторских результатах 1960—1970-х гг., включая использование передовых нейронных сетей (NNs). Основная область, где взлетел искусственный интеллект, — это транспорт. Нет никаких сомнений в том, что транспортная система претерпевает кардинальные изменения, и традиционная транспортная отрасль заинтересована в осознании нового вектора развития с применением цифровых технологий. Важно понимание направлений формирования вопросов национальной безопасности в сфере транспорта, основывающейся на трансформации в цифровую оболочку и различных процессов технического взаимодействия посредством сетей и нейросетей, которые без должного правового регулирования несут угрозу национальной безопасности.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с влиянием информационно-коммуникационных технологий в транспортной отрасли, которые приводят к быстрым и множественным преобразованиям. Транспортно-логистический сектор претерпевает важные преобразования по мере того, как в повседневное пользование приходят новые технологические решения, обусловленные рыночными тенденциями. По мере роста сложности современного транспорта и логистики становится все сложнее понять, на что следует ориентироваться в краткосрочной и долгосрочной перспективе и во что инвестировать.

Статья целиком →

Власов А. В., Штепа Т. В. К вопросу о применении ERP-систем во внешнеэкономической деятельности и логистике

УДК: 339.9


Власов Александр Викторович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), alessandro.vlasov@mail.ru

Штепа Татьяна Владимировна - аспирант Российского университета транспорта (МИИТ), t.v.shtepa@mail.ru


Аннотация. Современные цифровые технологии перевернули систему транспортировки и открыли новые горизонты в развитии. Формирование «цифрового транспорта и логистики» должно опираться на имеющийся каркас транспортной системы, но при этом следует учитывать меняющиеся условия рынка и экономическую конъюнктуру. Данная статья посвящена процессу внедрения информационных технологий в логистическую деятельность, при этом рассматриваются безусловные положительные результаты, которые отражаются на деятельности предприятия. В статье делается анализ некоторых аспектов применения цифровых технологий ERP-систем в целях развития транспорта и логистики. ERP-системы помогают компаниям в управлении процессами с различных сторон. Если грамотно определить задачи и правильно разграничить зоны ответственности, интеграция ERP-системы в логистике поможет получить значительные преимущества перед конкурентами.

Статья целиком →

Тараскаев С. А. Проблемы и перспективы криминалистического исследования запорно-пломбировочных устройств, используемых на грузовых поездах

УДК: 343.9


Тараскаев Сергей Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), taraskaevs@gmail.com


Аннотация. В настоящей статье рассматриваются вопросы современного состояния и перспектив экспертно-криминалистического исследования запорно-пломбировочных устройств, используемых при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Приводятся статистические сведения МВД России по хищениям грузов на железнодорожном транспорте, совершенным в период с 2017 г. по настоящее время. Отмечается, что расследование данных преступлений представляет сложность, поскольку в среднем за год нераскрытыми остаются 35% от всех зарегистрированных преступлений. Проводится общая характеристика запорно-пломбировочных устройств, разрешенных на территории РФ и использующихся при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Автор приходит к выводу, что заключение эксперта является надежным источником доказательств, используемым в уголовном процессе. Анализируются цели проведения криминалистического исследования запорно-пломбировочных устройств, объект и этапы данного исследования. Автор рассматривает основные способы несанкционированного воздействия на запорно-пломбировочные устройства. Сформулирован примерный перечень вопросов, которые возможно разрешить в ходе проведения трасологической экспертизы. Также автор приходит к выводу, что для совершенствования экспертной деятельности по установлению способов и механизмов несанкционированного воздействия на запорно-пломбировочные устройства, используемых на объектах железнодорожного транспорта, необходимо разработать современную единую комплексную методику, которая, по мнению автора, может состоять в разработке единых рекомендаций для экспертов, содержащих справочные материалы об алгоритме разборки конструкций запорно-пломбировочных устройств с фотографическими материалами; систематизации возможных способов несанкционированного воздействия запорно-пломбировочных устройств на основе накопленного опыта в области соответствующих экспертиз.

Статья целиком →