Шатская И. И. Особенности организации и нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях транспорта

УДК: 657.22:656.13


Шатская Ирина Ивановна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта, irina_shatskaya@mail.ru


Аннотация. Законодательство в области регулирования бухгалтерского учета на предприятиях транспорта включает совокупность федеральных, отраслевых стандартов, рекомендаций и стандартов экономического субъекта. Особенностью организации бухгалтерского учета в транспортных предприятиях является то, что кроме федеральных, отраслевых стандартов, рекомендаций и стандартов экономического субъекта бухгалтерский учет на предприятиях транспорта ведется на основании распоряжений Минтранса России. Транспортные предприятия в силу своей специфики занимаются перевозкой грузов, пассажиров, выполняют погрузочно-разгрузочные работы, подготовку, экспедирование и хранение груза, что в свою очередь обусловливает ряд особенностей в организации и ведении бухгалтерского учета. Спецификой в работе транспортных предприятий является то, что они используют нормативные документы, на которых основывается транспортная система грузоперевозок, которые также использует бухгалтерский отдел транспортного предприятия в своей деятельности. Кроме того бухгалтера транспортного предприятия применяют в своей работе нормативные акты более частного порядка, такие как правила дорожного движения, правила технической эксплуатации автомобилей и их технического обслуживания и др.

Правильная организация ведения бухгалтерского учета на транспортных предприятиях с грамотным, своевременным соблюдением и исполнением законов, нормативных актов, положений по бухгалтерскому учету, положений учетной политики, распоряжений Минтранса России, законодательных и нормативных документов, на которых основывается работа транспортной системы в целом, позволят добиться четкого регулирования и исполнения условий перевозок грузов и пассажиров с учетом их особенностей, результатом станет стабильная, успешная деятельность транспортного предприятия в будущем.

Статья целиком →

Правкин С. А., Смирнова В. В. Механизм правового управления инвестициями в транспортной сфере с учетом применения отдельных моделей государственно-частного партнерства

УДК: 332:347.463


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право», Юридический институт Российского университета транспорта (МИИТ)

Смирнова Вера Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право», Юридический институт Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматривается механизм правового управления инвестициями в транспортной сфере с учетом применения отдельных моделей государственно-частного партнерства. На основе анализа применения действующего транспортного, гражданского и инвестиционного законодательства делается заключение об определенном несовершенстве реализации механизма государственно-частного партнерства в транспортной сфере, в том числе с учетом недостаточного использования мер бюджетной политики. Для эффективной реализации моделей экономического роста предлагается использовать меры оптимального правового регулирования, бюджетного контроля и стимулирования. В связи с данной целью прослеживается необходимость создания системы защиты капитальных вложений, предоставления национального режима и обеспечения стабильности инвестиционного законодательства. На основании проведенного исследования предлагаются новые правовые меры, усиливающие инвестиционную привлекательность в транспортной сфере, в том числе за счет применения различных моделей государственно-частного партнерства.

Статья целиком →

Кобзева Е. И. Проблема финансово-правового регулирования транспортных услуг в условиях цифровизации

УДК: 347.73:656


Кобзева Екатерина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория права и природоресурсное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Быстрое развитие современных технологий, основанных на использовании распределенного реестра и других информационных инноваций, привело к появлению принципиально иной системы экономических отношений, называемой «цифровой». Одним из ключевых направлений деятельности Российской Федерации на среднесрочную перспективу является развитие цифровой экономики. На современном этапе цифровизация является основным фактором развития транспортной инфраструктуры и сферы транспортных услуг. Вопрос модернизации транспортной сферы занимает серьезные позиции во многих зарубежных стратегиях развития цифровой экономики. Для процветания цифровой экономики необходимы единообразные правовые положения, и в то же время этот единый свод законов не должен препятствовать распространению инноваций и прогресса в цифровой экономике.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменением транспортных услуг при переходе к цифровой экономике. Для сохранения и расширения рыночных позиций многие страны включилось в гонку по цифровизации национальных экономик, в связи с чем возникли проблемы в правовом регулировании, а именно отсутствие единообразных правовых положений, единого подхода к финансово-правовому регулированию в сфере цифровых транспортных услуг. В результате исследования сделан вывод о том, что одна из ключевых проблем заключается в том, что технологии развиваются быстрыми темпами, а законодательство находится под угрозой отставания.

Статья целиком →

Джабиев А. П. Китайский мегапроект «Один пояс — один путь»: перспективы развития международной транспортной инфраструктуры и оживления мировой экономики

УДК: 339.9


Джабиев Александр Петрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта


Аннотация. За все время существования Великого Шелкового пути, объединяющего Восток и Запад торгово-экономическими, дипломатическими и культурными связями, происходили существенные трансформации, но неизменным осталось то, что Шелковый путь сохранял за собой роль межцивилизационного диалога и моста между странами и континентами. В условиях динамично меняющейся внешней среды человечество становится свидетелем возрастающей активности Великого Шелкового пути, происходит переосмысление его геополитической значимости, так как сегодня ряд глобальных и региональных держав предлагают новые инициативы по реанимации Шелкового пути.

В статье исследуются перспективы и возможности реализации китайского мегапроекта «Один пояс — один путь», направленного на возрождение Великого Шелкового пути. Анализируются итоги 2-го Форума международного сотрудничества «Один пояс — один путь». По мнению автора, основной причиной формирования и реализации данного проекта является замедление роста мировой экономики, а также участившиеся случаи применения протекционистских мер в системе мирохозяйственных связей. Отмечается, что тенденциям развития глобальной экономики соответствует данный проект, предусматривающий налаживание торгово-экономических отношений между Азией и Европой путем реализации крупномасштабных транспортно-логистических инфраструктурных проектов. Аргументирован вывод, что благодаря активизации строительства международных транспортных магистралей важнейшей стратегической задачей России является использование китайской инициативы в своих интересах для получения существенных экономических дивидендов на основе тесного взаимовыгодного и всестороннего сотрудничества.

Статья целиком →

Заложных Е. С. Основные понятия размещения рекламы на транспортных средствах (и с их использованием) и ее правовое регулирование в России

УДК: 659:34


Заложных Екатерина Сергеевна - аспирант кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), katerina-mol@yandex.ru


Аннотация. В данной статье рассматриваются основные понятия, связанные с размещением рекламных материалов на транспортных средствах (и с их использованием); раскрывается актуальность этого вида наружной рекламы, его привлекательность для рекламодателей. Главным вопросом в статье является правовое регулирование рекламы на транспортных средствах (и с их использованием) в Российской Федерации на сегодняшний день.

Статья целиком →

Груздева Л. М. Транспортная информационная инфраструктура как объект для компьютерных атак

УДК: 656(075.8):681


Груздева Людмила Михайловна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Информационные технологии в юриспруденции» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), профессор Российской Академии Естествознания (РАЕ)


Аннотация. Транспортные информационные системы в соответствии с действующим законодательством являются объектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. В настоящее время обеспечению функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ уделяется повышенное внимание. В статье представлена статистика актуальных компьютерных атак, объектами которых являются различные отраслевые информационные инфраструктуры. Транспортные информационые ситемы России и мира были атакованы злоумышленниками с использованием вредоносного программного обеспечения в сочетании с социальной инженерией и эксплуатацией веб-уязвимостей. Одной из актуальных задач, стоящих перед специалистами служб защиты информации на транспорте, является предотвращение утечек информации по вине внутренних злоумышленников, использующих в том числе открытые каналы передачи данных.

Статья целиком →

Мажинский Р. А. О новеллах лицензирования предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом

УДК: 346:629.331


Мажинский Роман Александрович - аспирант Института права и управления Московского городского педагогического университета


Аннотация. В рамках настоящей статьи автор анализирует новеллы правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, которые вступили в силу с 1 марта 2019 г. Автором рассмотрены актуальные вопросы предпринимательских рисков и невозможности исполнения обязательств по договорам фрахтования, связанных с новой редакцией нормативных правовых актов, определяющих правила получения лицензии на право осуществления соответствующей предпринимательской деятельности.

Статья целиком →

Духно Н. А. Экологическая безопасность и транспорт

УДК: 502.1(075.8):656


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего образования Российской Федерации


Аннотация. На основе оценки экологической безопасности и транспорта, в статье раскрываются стремления человека к удовлетворению противоположных интересов. С одной стороны, люди постоянно стремятся к удовлетворению непрерывно растущих транспортных потребностей, разрушая и загрязняя окружающую среду, создавая экологические опасности. С другой, человеку необходима экологическая безопасность, которая возможна только при благоприятной окружающей среде. Состояние окружающей среды в сфере транспорта остается тревожным, несмотря на принимаемые меры по снижению загрязнений объектов природы продуктами транспорта. Принимаемые усилия и вкладываемые средства в охрану окружающей среды не обеспечивают экологическую безопасность на транспорте. Для достижения экологической безопасности следует совершенствовать транспорт, внедрять новые технологии, устранять вредное воздействие на окружающую среду, возмещать экологический вред и воспитывать у транспортников высокую эколого-правовую культуру.

Статья целиком →

Леонов С. И. Об использовании опционных договоров в деятельности подразделений транспортной безопасности

УДК: 347.44


Леонов Сергей Иванович - заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росжелдора, s.leonov@roszeldor.ru


Аннотация. Вопросы обеспечения транспортной безопасности за последние годы уверенно закрепились в перечне наиболее актуальных и широко обсуждаемых тем в профессиональном транспортном сообществе. Системная работа органов власти, проводимая на протяжении последних 10 лет по развитию законодательства в области транспортной безопасности, с одной стороны, и хозяйственная деятельность владельцев объектов транспортной инфраструктуры по реализации комплекса мер по защите таких объектов от актов незаконного вмешательства во исполнение требований Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», с другой стороны, создали масштабный и специфичный рынок товаров, работ и услуг в этой области. Статья посвящена изучению возможности использования института опционного договора в хозяйственной деятельности подразделений транспортной безопасности и аттестующих организаций при планировании хозяйственной деятельности и подготовке условий для аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Статья целиком →

Власов А. В., Борисова Т. В. Особенности правового регулирования перевозки опасных грузов морским транспортом

УДК: 347.463


Власов Александр Викторович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта, alessandro.vlasov@mail.ru

Борисова Татьяна Валерьевна - старший преподаватель Правового колледжа Юридического института Российского университета транспорта, tprydnukova@mail.ru


Аннотация. Опасные грузы составляют неотъемлемую часть современного торгового оборота любого государства. Это объективная необходимость развития производственных отношений в силу различного рода их потребностей. Современная экономика в разрезе различных ее отраслей не имела бы возможности в полном объеме функционировать без наличия необходимого количества товаров и транспортных средств. Ни одно государство не способно сегодня обойтись без потребления природных ископаемых, а значительную часть промышленных отходов, к сожалению, составляют вещества токсичные, загрязняющие окружающую среду и, следовательно, несущие в себе определенную степень потенциальной опасности. Более половины грузов, перевозимых всеми видами транспорта в мире, являются опасными грузами — взрывоопасными, едкими, воспламеняющимися, токсичными и даже радиоактивными по своему характеру, или они могут представлять опасность иным образом. Именно обеспечение безопасности перевозки грузов морским транспортом — задача первостепенной важности для владельцев судов, стивидоров, владельцев грузов. В статье рассматриваются особенности перевозки морским транспортом опасных грузов. Делается анализ действующих правил и общий анализ законодательства. Морская перевозка груза — один из самых распространенных видов перевозок, так как морским транспортом перевозится большая часть грузов мирового товарооборота.

Статья целиком →