Махарадзе Д. Р. Результаты применения Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ в деятельности Управления государственного автомобильного и дорожного надзора

УДК: 351.811.12


Махарадзе Дато Ревазович - старший государственный инспектор Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ространснадзора, dmdato@gmail.com


Аннотация. В результате анализа внесения ряда существенных изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в статье исследованы результаты ослабления контрольного воздействия на юридических и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, изменений сложившегося способа взаимодействия контрольно-надзорного органа с хозяйствующими субъектами путем введения каникул для субъектов малого и среднего предпринимательства и перехода к риск-ориентированному подходу в государственном контроле. В статье анализируется практика формирования реестра проверок с учетом уровня риска хозяйствующего субъекта, внедрения информационных систем транспортного контроля, основанных на методе риск-ориентированного подхода и позволяющих проводить дистанционный мониторинг субъектов, осуществлять бесконтактное взаимодействие с субъектами и принимать решения о мерах надзорного реагирования. На основе применения методик системно-правового анализа осмыслены результаты проведенных Ространснадзором плановых проверок и оценены статистические данные о привлечении к административной ответственности лиц в период с 2015 г. Также рассмотрена эффективность такой формы контрольно-надзорной деятельности, как плановые (рейдовые) осмотры транспортных средств, которые проводятся без взаимодействия с хозяйствующими субъектами. По результатам исследования определены направления дальнейшей научной проработки проблемы.

Статья целиком →

Ильин В. А. Сравнительный анализ изменений, внесенных в Федеральный закон «О транспортной безопасности» в части, касающейся морского транспорта

УДК: 347.463:656.61


Ильин Владимир Алексеевич - главный специалист Отдела обеспечения транспортной безопасности Управления обеспечения безопасности ФГУП «Росморпорт», kokso@mail.com


Аннотация. Статья посвящена анализу изменений нормативной правовой основы обеспечения транспортной безопасности применительно к морскому транспорту. На основе применения методологии правового анализа с использованием достижений транспортно-правовой науки представлены некоторые результаты критического осмысления новаций законодательства о транспортной безопасности и возможных их последствий для морского транспорта. Побудительным мотивом написания статьи стало то обстоятельство, что в августе 2019 г. был принят Федеральный закон № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О транспортной безопасности” и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», что обусловило необходимость корректировки организации работы субъектов транспортной инфраструктуры по обеспечению безопасности эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств всех видов транспорта. Указанным Федеральным законом внесены значительные изменения, например, в части основных понятий, отмены категорирования, оценки уязвимости, требований по транспортной безопасности, планирования и реализация мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, прав и обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры, подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и т.д. Вместе с тем после вступления с 30 января 2020 г. в силу отдельных положений Федерального закона «О транспортной безопасности» неопределенным для субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков) на морском транспорте остается вопрос выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности ввиду отсутствия подзаконных нормативных правовых актов, учитывающих внесенные в законодательство изменения. В связи с этим, учитывая существующее отставание подзаконного регулирования, в данной статье даны разъяснения по основным положениям внесенных изменений, касающихся морского транспорта. Проводится анализ их влияния на выполнение требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, по результатам которого формируются соответствующие выводы. На основе формально-юридического анализа положений Федерального закона «О транспортной безопасности» с учетом внесенных изменений в статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с распространением требований, установленных новой редакцией норм указанного акта, практически на все суда, используемые в целях торгового мореплавания.

Статья целиком →

Землина О. М., Гадицкий М. М. Правовая характеристика антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта

УДК: 343.34


Землина Ольга Михайловна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего профессионального образования, член направления «Транспортная безопасность» — эксперт Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности РАН (НЭС ЦИПБ РАН), Zemlinа.О@yandex.ru

Гадицкий Максим Максимович - магистрант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), maks.gaditskiy@bk.ru


Аннотация. В статье рассмотрены некоторые факторы наблюдающегося в настоящее время роста террористической преступности на железнодорожном транспорте, характерного не только для России, но и приобретающего, как показывает практика, всеобщий характер. На основе применения инструментария формально-юридического анализа и системно-правового подхода раскрыты сущностные признаки правовых категорий, находящихся в родовидовой взаимосвязи и зависимости с легализованным в российском праве понятием «транспортная безопасность», в результате чего сформулировано авторское определение «антитеррористической защищенности объекта», являющегося составной частью понятия «транспортная безопасность», ввиду того, что «транспортная безопасность», рассматриваемая в узком смысле слова, характерном для легальной трактовки анализируемого термина, включает в себя, в конечном счете, лишь защищенность объектов транспортной инфраструктуры от преступлений террористического характера и не затрагивает иных противоправных действий, способных оказать негативное воздействие на степень безопасности и, соответственно, эффективности транспортного комплекса и транспортной системы России. Рассмотрение вопросов правовой регламентации различного рода аспектов обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры приводит авторов к обоснованному выводу об их очевидной пробельности и, отчасти, коллизионности, что детерминирует потребность урегулирования указанных проблем позитивного права России. В статье содержатся определения составных элементов террористической преступности на железнодорожном транспорте; обоснована необходимость совершенствования антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта посредством установления приоритета межведомственного комплексного подхода; предложен ряд мер по устранению террористической угрозы. В частности, предлагается рассматривать антитеррористическую безопасность объектов железнодорожного транспорта в качестве самостоятельного направления уголовной политики государства.

Статья целиком →

Полякова Т. А., Химченко А. И. Формирование системы беспилотного транспорта: проблемы реализации государственной политики, обеспечения информационной безопасности и правового регулирования

УДК: 347.823.4


Полякова Татьяна Анатольевна - доктор юридических наук, профессор, исполняющая обязанности заведующего сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, заслуженный юрист Российской Федерации, Polyakova_ta@mail.ru

Химченко Алексей Игоревич - кандидат юридических наук, соискатель сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, Alekseykhimchenko@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматриваются правовые вопросы, связанные с возрастающим значением применения технологий беспилотных транспортных средств. Анализируются особенности, тенденции и подходы к расширению применения указанных технологий. Проводится анализ международной практики отдельных стран, предпринимающих инициативы по законодательному регулированию отношений, возникающих с участием высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств и их эксплуатации. Исследуется действующее российской законодательство, программные документы и документы стратегического планирования в сфере правового регулирования технологий беспилотного транспорта. Акцентируется внимание на актуальности проблем обеспечения конфиденциальности персональных данных водителей и пользователей транспортных средств, обеспечения информационной безопасности информационной инфраструктуры беспилотного движения и создаваемых информационных систем, в том числе безопасности сведений об участниках дорожного движения и динамической обстановки, обеспечения защиты от кибератак. По результатам рассмотрения тенденций и проблем регулирования, а также для решения предстоящих задач в сфере развития технологий беспилотного транспорта формируются рекомендации по вопросам правового регулирования новых технологий беспилотного транспорта.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РРФИ, научный проект 18029-16013.

Статья целиком →

Борисова С. В., Лаврентьева А. И. Охрана авторских прав на железнодорожном транспорте

УДК: 347.463


Борисова Светлана Валентиновна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), borisovamiit@mail.ru

Лаврентьева Александра Игоревна - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В работе исследуется правовой механизм возникновения и использования авторских прав в государственном холдинге на железнодорожном транспорте. Отмечается, что использование объектов авторских прав осуществляется с учетом специфики их правовой природы как объектов гражданских прав и регламентируется на федеральном и локальном уровнях. В государственном холдинге на железнодорожном транспорте успешно функционирует собственная организационно-правовая модель их использования. Для этих целей в ОАО «РЖД» создано специальное структурное подразделение, осуществляющее внутренний учет объектов авторского права путем включения указанных объектов в специальный реестр объектов авторских прав ОАО «РЖД». Также авторами указывается, что объекты авторского права могут создаваться как работниками ОАО «РЖД», так и третьими лицами по договору авторского заказа, договору на создание произведения, в том числе научного произведения, кинофильма и др. В случае создания произведений третьими лицами исключительное право принадлежит ОАО «РЖД» как заказчику. Если произведения, именуемые служебными, создаются работниками ОАО «РЖД» и иными участниками холдинга при исполнении трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, исключительное право на них, как указывается в локальных актах ОАО «РЖД», принадлежит работодателю. Поэтому кадровым работникам рекомендуется при заключении трудовых договоров с работниками ОАО «РЖД» включать условие о согласии работника признавать исключительное право за работодателем на все служебные объекты авторского права. Как отмечают авторы, отказ ОАО «РЖД» в заключении трудового договора с работником по мотивам его несогласия на включение в текст соглашения указанной оговорки следует рассматривать как незаконный. Также в работе отмечается, что программы для ЭВМ как объекты авторского права могут входить в состав сложного объекта инновационного проекта, интеллектуальные права на который могут принадлежать совместно участникам холдинга и третьим лицам.

Статья целиком →

Попова М. А. Кражи, совершаемые на объектах транспорта, как вид корыстной преступности: состояние и тенденции развития

УДК: 343.7


Попова Марина Анатольевна - аспирант кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), m.popova@itgrp.ru


Аннотация. В уголовном праве корыстный мотив относится к числу преобладающих побуждений, имеющих уголовно-правое значение ввиду его довольно частого закрепления в диспозициях уголовно-правовых норм как в качестве обязательного признака субъективной стороны преступления, так и дополнительного или же факультативного. Между тем в уголовном законодательстве отсутствует легальное определение корыстного мотива, также не выделяется раздел или глава, закрепляющая перечень корыстных преступлений, составляющих преобладающую часть современной преступности. Образовавшийся пробел восполняется предлагаемыми учеными различными трактовками как корыстного мотива, так и корыстных преступлений, сопровождаемыми множественными их классификациями по различным критериям. Бесспорно, к числу корыстных преступлений относится кража, составляющая значимую часть как всей зарегистрированной преступности в Российской Федерации, так и преступности, совершаемой на объектах транспорта. В связи с этим в статье представляется краткая криминологическая характеристика краж, совершаемых на железнодорожном, воздушном, речном и морском видах транспорта. В этих целях автор анализирует динамику краж за период с 2015―2019 гг., определяя и оценивая их долю в структуре транспортной преступности. Автор отмечает, что наибольшее количество краж ежегодно совершается на железнодорожном транспорте, следовательно, они могут выступать в качестве статистического образа краж, совершаемых на объектах транспорта. Именно это и предопределило выбор автора при характеристике состояния и динамики отдельных видов краж, в том числе совершаемых в поездах, на вокзалах и станциях, краж грузов на железнодорожном транспорте, краж нефтепродуктов, металлов.

Статья целиком →

Диканова Т. А. О состоянии преступности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте в 2015-2019 годах

УДК: 343.9:656


Диканова Татьяна Александровна - доктор юридических наук, заведующая отделом научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации, почетный работник прокуратуры


Аннотация. Статья посвящена анализу состояния преступности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и борьбы с ней за пятилетний период, факторам, способствующим преступности, мерам профилактики преступности. Показаны основные причины преступности на транспорте, раскрываются особенности деятельности правоохранительных органов на транспорте по обеспечению законности и правопорядка в транспортной сфере. Раскрываются некоторые недостатки действующей статистической отчетности о преступности на транспорте. Высказаны предложения по совершенствованию правоохранительной деятельности на транспорте.

Статья целиком →

Ананенко А. О. Основные направления совершенствования правового регулирования использования беспилотных транспортных средств

УДК: 347.823.4


Ананенко Андрей Олегович - аспирант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), andrey.ananencko2017@yandex.ru


Аннотация. Правительства многих стран мира содействуют развитию беспилотных транспортных средств в своих странах. По мере развития технологий, необходимых для автоматизированных, автономных и подключенных транспортных средств, производители транспортных средств и их поставщики сталкиваются с целым рядом новых правовых проблем. В статье проводится обзор, в котором будут рассмотрены некоторые ключевые правовые вопросы, связанные с разработкой и эксплуатацией таких транспортных средств. В статье также рассматриваются основные направления развития нормативных документов в области регулирования использования и применения беспилотных транспортных средств. Учитывая многообразие транспортных средств беспилотного типа, правовое регулирование в данной сфере охватывает широкий спектр правоотношений, включая гражданскую авиацию, наземный и водный транспорт. Правовой основой регулирования данных общественных отношений служат нормы внутреннего законодательства и имплементированные в него нормы международных правовых актов.

Статья целиком →

Губин А. В. Проблемы включения расходов на перевозку в таможенную стоимость товаров при поставке железнодорожным транспортом

УДК: 339.562.4


Губин Алексей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В представленной статье рассматривается актуальная проблема учета расходов на перевозку в таможенной стоимости ввозимых товаров при обстоятельствах, когда товар перевозится железнодорожным транспортом до места прибытия, которое находится на определенном расстоянии от Государственной границы РФ — места перемещения товаров. Это обусловлено особенностями железнодорожного транспорта и железнодорожных перевозок. На практике встречаются случаи, когда станция прибытия не располагается непосредственно в пункте пропуска через государственную и таможенную границу. Таможенные органы в данной ситуации могут потребовать добавить расходы на перевозку товаров в таможенную стоимость. Данное требование само по себе спорно, так как обычно провозная плата при железнодорожных перевозках обычно уже включает в себя расходы от границы до места прибытия. Еще одним актуальным прикладным вопросом является то, что даже при условии, что декларант согласен включить данные расходы на перевозку в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, отсутствует достоверный способ их расчета. На практике это может быть истребование подтверждающего документа от перевозчика либо произведение расчетов через установление соотношения расстояния перевозки и общей суммы провозной платы. Однако в любом случае данные расходы нельзя признать верными. Несмотря на относительно незначительную часть данных расходов в общей величине транспортных расходов для декларанта присутствует опасность быть подвергнутым наказанию за несоблюдение структуры таможенной стоимости ввозимых товаров. В статье рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Это, например, может быть указание места прибытия в качестве пункта поставки во внешнеторговом контракте станции. Однако самым лучшим выходом была бы подготовка нормативного правового акта, который бы методологически разъяснил, как поступать в данной ситуации.

Статья целиком →

Правкин С. А., Смирнова В. В. Организационно-правовые средства обеспечения международных морских перевозок в морском порту

УДК: 341.9:347.79


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право», Юридического института Российского университета транспорта, Pravkin@bk.ru

Смирнова Вера Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право», Юридического института Российского университета транспорта, veryvera@list.ru


Аннотация. В статье рассматриваются организационно-правовые средства обеспечения международных морских перевозок в морском порту. Морские порты являются важными звеньями транспортной системы, использование которой должно учитывать правовой режим их деятельности. Важность государственного регулирования в морском порту связана с тем, что государства должны обеспечивать соблюдение международных стандартов и договоров в сфере торгового мореплавания, транспортной морской безопасности, экологических нормативов и пр. Государственное регулирование в морском порту осуществляется через: издание правовых норм, регулирующих деятельность морского порта, лицензирование видов деятельности и технического регулирования, установление ставок сбора в порту и тарифов, порядка сдачи в аренду имущества порта. Реестр услуг морского порта должен всегда отображаться в цифровой форме. Современная морская инфраструктура морского порта значительно увеличивает его надежность. А информационная инфраструктура порта предоставляет возможность развития по инновационному варианту. Авторы считают, что современная система морской безопасности нуждается в совершенствовании. В морских портах требуется ее развивать с использованием цифрового формата. Кроме того, до сих пор остаются проблемы в нормативном регулировании контрольно-надзорного механизма. Так же необходимо качественное разграничение зон ответственности капитана морского порта и надзорного органа. Сохраняются проблемы распределения прав и обязанностей ведомств, имеющих отношение к деятельности порта.

Статья целиком →