Борисова С. В., Лаврентьева А. И. Охрана авторских прав на железнодорожном транспорте

УДК: 347.463


Борисова Светлана Валентиновна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), borisovamiit@mail.ru

Лаврентьева Александра Игоревна - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В работе исследуется правовой механизм возникновения и использования авторских прав в государственном холдинге на железнодорожном транспорте. Отмечается, что использование объектов авторских прав осуществляется с учетом специфики их правовой природы как объектов гражданских прав и регламентируется на федеральном и локальном уровнях. В государственном холдинге на железнодорожном транспорте успешно функционирует собственная организационно-правовая модель их использования. Для этих целей в ОАО «РЖД» создано специальное структурное подразделение, осуществляющее внутренний учет объектов авторского права путем включения указанных объектов в специальный реестр объектов авторских прав ОАО «РЖД». Также авторами указывается, что объекты авторского права могут создаваться как работниками ОАО «РЖД», так и третьими лицами по договору авторского заказа, договору на создание произведения, в том числе научного произведения, кинофильма и др. В случае создания произведений третьими лицами исключительное право принадлежит ОАО «РЖД» как заказчику. Если произведения, именуемые служебными, создаются работниками ОАО «РЖД» и иными участниками холдинга при исполнении трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, исключительное право на них, как указывается в локальных актах ОАО «РЖД», принадлежит работодателю. Поэтому кадровым работникам рекомендуется при заключении трудовых договоров с работниками ОАО «РЖД» включать условие о согласии работника признавать исключительное право за работодателем на все служебные объекты авторского права. Как отмечают авторы, отказ ОАО «РЖД» в заключении трудового договора с работником по мотивам его несогласия на включение в текст соглашения указанной оговорки следует рассматривать как незаконный. Также в работе отмечается, что программы для ЭВМ как объекты авторского права могут входить в состав сложного объекта инновационного проекта, интеллектуальные права на который могут принадлежать совместно участникам холдинга и третьим лицам.

Статья целиком →

Попова М. А. Кражи, совершаемые на объектах транспорта, как вид корыстной преступности: состояние и тенденции развития

УДК: 343.7


Попова Марина Анатольевна - аспирант кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), m.popova@itgrp.ru


Аннотация. В уголовном праве корыстный мотив относится к числу преобладающих побуждений, имеющих уголовно-правое значение ввиду его довольно частого закрепления в диспозициях уголовно-правовых норм как в качестве обязательного признака субъективной стороны преступления, так и дополнительного или же факультативного. Между тем в уголовном законодательстве отсутствует легальное определение корыстного мотива, также не выделяется раздел или глава, закрепляющая перечень корыстных преступлений, составляющих преобладающую часть современной преступности. Образовавшийся пробел восполняется предлагаемыми учеными различными трактовками как корыстного мотива, так и корыстных преступлений, сопровождаемыми множественными их классификациями по различным критериям. Бесспорно, к числу корыстных преступлений относится кража, составляющая значимую часть как всей зарегистрированной преступности в Российской Федерации, так и преступности, совершаемой на объектах транспорта. В связи с этим в статье представляется краткая криминологическая характеристика краж, совершаемых на железнодорожном, воздушном, речном и морском видах транспорта. В этих целях автор анализирует динамику краж за период с 2015―2019 гг., определяя и оценивая их долю в структуре транспортной преступности. Автор отмечает, что наибольшее количество краж ежегодно совершается на железнодорожном транспорте, следовательно, они могут выступать в качестве статистического образа краж, совершаемых на объектах транспорта. Именно это и предопределило выбор автора при характеристике состояния и динамики отдельных видов краж, в том числе совершаемых в поездах, на вокзалах и станциях, краж грузов на железнодорожном транспорте, краж нефтепродуктов, металлов.

Статья целиком →

Диканова Т. А. О состоянии преступности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте в 2015-2019 годах

УДК: 343.9:656


Диканова Татьяна Александровна - доктор юридических наук, заведующая отделом научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации, почетный работник прокуратуры


Аннотация. Статья посвящена анализу состояния преступности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и борьбы с ней за пятилетний период, факторам, способствующим преступности, мерам профилактики преступности. Показаны основные причины преступности на транспорте, раскрываются особенности деятельности правоохранительных органов на транспорте по обеспечению законности и правопорядка в транспортной сфере. Раскрываются некоторые недостатки действующей статистической отчетности о преступности на транспорте. Высказаны предложения по совершенствованию правоохранительной деятельности на транспорте.

Статья целиком →

Ананенко А. О. Основные направления совершенствования правового регулирования использования беспилотных транспортных средств

УДК: 347.823.4


Ананенко Андрей Олегович - аспирант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), andrey.ananencko2017@yandex.ru


Аннотация. Правительства многих стран мира содействуют развитию беспилотных транспортных средств в своих странах. По мере развития технологий, необходимых для автоматизированных, автономных и подключенных транспортных средств, производители транспортных средств и их поставщики сталкиваются с целым рядом новых правовых проблем. В статье проводится обзор, в котором будут рассмотрены некоторые ключевые правовые вопросы, связанные с разработкой и эксплуатацией таких транспортных средств. В статье также рассматриваются основные направления развития нормативных документов в области регулирования использования и применения беспилотных транспортных средств. Учитывая многообразие транспортных средств беспилотного типа, правовое регулирование в данной сфере охватывает широкий спектр правоотношений, включая гражданскую авиацию, наземный и водный транспорт. Правовой основой регулирования данных общественных отношений служат нормы внутреннего законодательства и имплементированные в него нормы международных правовых актов.

Статья целиком →

Губин А. В. Проблемы включения расходов на перевозку в таможенную стоимость товаров при поставке железнодорожным транспортом

УДК: 339.562.4


Губин Алексей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В представленной статье рассматривается актуальная проблема учета расходов на перевозку в таможенной стоимости ввозимых товаров при обстоятельствах, когда товар перевозится железнодорожным транспортом до места прибытия, которое находится на определенном расстоянии от Государственной границы РФ — места перемещения товаров. Это обусловлено особенностями железнодорожного транспорта и железнодорожных перевозок. На практике встречаются случаи, когда станция прибытия не располагается непосредственно в пункте пропуска через государственную и таможенную границу. Таможенные органы в данной ситуации могут потребовать добавить расходы на перевозку товаров в таможенную стоимость. Данное требование само по себе спорно, так как обычно провозная плата при железнодорожных перевозках обычно уже включает в себя расходы от границы до места прибытия. Еще одним актуальным прикладным вопросом является то, что даже при условии, что декларант согласен включить данные расходы на перевозку в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, отсутствует достоверный способ их расчета. На практике это может быть истребование подтверждающего документа от перевозчика либо произведение расчетов через установление соотношения расстояния перевозки и общей суммы провозной платы. Однако в любом случае данные расходы нельзя признать верными. Несмотря на относительно незначительную часть данных расходов в общей величине транспортных расходов для декларанта присутствует опасность быть подвергнутым наказанию за несоблюдение структуры таможенной стоимости ввозимых товаров. В статье рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Это, например, может быть указание места прибытия в качестве пункта поставки во внешнеторговом контракте станции. Однако самым лучшим выходом была бы подготовка нормативного правового акта, который бы методологически разъяснил, как поступать в данной ситуации.

Статья целиком →

Правкин С. А., Смирнова В. В. Организационно-правовые средства обеспечения международных морских перевозок в морском порту

УДК: 341.9:347.79


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право», Юридического института Российского университета транспорта, Pravkin@bk.ru

Смирнова Вера Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право», Юридического института Российского университета транспорта, veryvera@list.ru


Аннотация. В статье рассматриваются организационно-правовые средства обеспечения международных морских перевозок в морском порту. Морские порты являются важными звеньями транспортной системы, использование которой должно учитывать правовой режим их деятельности. Важность государственного регулирования в морском порту связана с тем, что государства должны обеспечивать соблюдение международных стандартов и договоров в сфере торгового мореплавания, транспортной морской безопасности, экологических нормативов и пр. Государственное регулирование в морском порту осуществляется через: издание правовых норм, регулирующих деятельность морского порта, лицензирование видов деятельности и технического регулирования, установление ставок сбора в порту и тарифов, порядка сдачи в аренду имущества порта. Реестр услуг морского порта должен всегда отображаться в цифровой форме. Современная морская инфраструктура морского порта значительно увеличивает его надежность. А информационная инфраструктура порта предоставляет возможность развития по инновационному варианту. Авторы считают, что современная система морской безопасности нуждается в совершенствовании. В морских портах требуется ее развивать с использованием цифрового формата. Кроме того, до сих пор остаются проблемы в нормативном регулировании контрольно-надзорного механизма. Так же необходимо качественное разграничение зон ответственности капитана морского порта и надзорного органа. Сохраняются проблемы распределения прав и обязанностей ведомств, имеющих отношение к деятельности порта.

Статья целиком →

Гуцуляк В. Н. Морское право как конвенционная учебная дисциплина

УДК: 341.24


Гуцуляк Василий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Морское право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник Морского флота, президент Ассоциации международного морского права, gutsul@inbox.ru


Аннотация. Одна из особенностей обучения будущих командиров транспортного флота по программам высшего образования заключается в том, что наряду с образовательными дипломами они должны получать еще и профессиональные дипломы для занятия той или иной должности на судне. Содержание указанных программ, требования к квалификации, порядок выдачи таких дипломов (дипломирование), минимальные стандарты компетентности и другие сопутствующие вопросы регулируются не только и не столько российским законодательством, сколько нормами международного права, которые содержатся в специальных международных договорах — транспортных конвенциях. Главная роль в их числе принадлежит Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., существенно измененной и дополненной в 1995 и 2010 гг. Эта Конвенция известна среди специалистов под аббревиатурой ПДМНВ (иногда — ПДНВ). Ее участницей является и Российская Федерация. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Судовождение» 2018 г. устанавливает, что программа специалитета в данной области реализуется с учетом требований Конвенции ПДМНВ и Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г. Согласно требованиям Конвенции ПДМНВ одна из важнейших дисциплин, которая должна изучаться будущими профессиональными моряками, — это морское право. Без глубокого знания положений морского права будущему офицеру транспортного флота не может быть выдан профессиональный диплом. В первую очередь, именно в этом смысле морское право является конвенционной учебной дисциплиной. В статье исследуется генезис конвенционных требований к уровню подготовки моряков, в том числе и в части, касающейся морского права. Основное внимание здесь уделяется Конвенции ПДМНВ, которая прошла серьезную эволюцию с момента ее заключения в 1978 г. до последующей модернизации в 1995 и 2010 гг. Автором анализируются положения Кодекса ПДМНВ, которые касаются требований, предъявляемых к квалификации командиров флота в области морского права, рассматриваются в связи с этим основные минимальные стандарты компетентности. В результате резюмируется, что требования к знанию положений морского права в том или ином объеме проходят красной нитью при оценке квалификации кандидатов на получение профессиональных морских дипломов как на уровне управления (капитаны и старший командный состав судов), так и на уровне эксплуатации (вахтенные помощники капитана и вахтенные механики). В заключительной части статьи представлены основные выводы по исследуемой тематике.

Статья целиком →

Духно Н. А. Технологии искусственного интеллекта в транспортном образовании

УДК: 004.8:378:656


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации


Аннотация. В статье рассматриваются новые потребности развития транспортного образования на основе внедрения искусственного интеллекта в процесс подготовки специалистов транспорта. Современные возможности технологий искусственного интеллекта призывают нас к существенному изменению методик подготовки специалистов, подчиняя их формированию транспортных компетенций нового поколения. Принятая в конце 2019 г. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года создает руководящий базис для развития и внедрения искусственного интеллекта в сферу транспортного образования. Стратегия предопределяет развитие права искусственного интеллекта и создание нормативной правовой основы, достаточной для регулирования отношений в сфере использования искусственного интеллекта в образовательном процессе. Правовое обеспечение будет способствовать созданию плодотворных условий для полноценного внедрения искусственного интеллекта в обучение. Транспортное образование, преобразованное с помощью технологий искусственного интеллекта, будет сопровождать транспортную отрасль, обеспечивая ее лучшими специалистами, способными в полной мере решать задачи, поставленные Транспортной стратегией Российской Федерации.

Статья целиком →

Кленов М. В. Подготовка квалифицированных специалистов в сфере транспортной безопасности в контексте молодежной политики

УДК: 378.018.43:656


Кленов Михаил Владимирович - кандидат медицинских наук, проректор Российского университета транспорта


Аннотация. Статья отражает основные положения, содержащиеся в докладе на Международном конгрессе «Транспортное право и транспортная безопасность: XXI век», состоявшемся 25 марта 2020 г. в Юридическом институте Российского университета транспорта в рамках Недели науки — 2020 в целях обсуждения на дискуссионной площадке Российского университета транспорта как базового транспортного вуза России актуальных проблем правового обеспечения транспортной безопасности в условиях современных вызовов, анализа опыта обеспечения транспортной безопасности правовыми средствами, уточнения подходов к определению наиболее перспективных направлений исследовательской работы в сфере транспортного права применительно к проблеме обеспечения безопасности. В статье анализируется значение формирования у студентов в Российском университете транспорта профессиональных компетенций в сфере транспортной безопасности в качестве фактора, обеспечивающего самоопределение и карьерный рост молодых специалистов на транспорте, рассматривается роль обучения как карьерного лифта для молодых специалистов на транспорте. По результатам анализа сложившейся ситуации и направлений развития Российского университета транспорта как базового отраслевого образовательного учреждения, общетранспортного научно-образовательного и методологического центра, формулируются некоторые предложения по вопросу совершенствования направлений молодежной политики, обеспечения взаимосвязи организационных и правовых стимулов саморазвития личности студента и молодого специалиста с механизмами формирования профессиональных компетенций работника транспортной отрасли в интересах обеспечения безопасности транспортной системы России в соответствии с приоритетами, целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в условиях современного этапа развития цифровой экономики и транспорта России.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Вклад Московского института инженеров путей сообщения в развитие транспортного образования в России

УДК: 656.2


Петров Юрий Иванович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), petrov52@ro.ru


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления и развития Московского института инженеров путей сообщения, созданного в России в начале XX столетия. Проводится анализ правового регулирования системы обучения студентов, требований к уровню подготовки инженерного состава, организации преподавания в учебном заведении. Анализ законодательных актов и материалов Министерства путей сообщения позволяет получить четкое представление по всему спектру выше названных вопросов. Показаны преобразования в системе обучения в высших учебных заведениях России, отношение к ним в транспортных вузах и их влияние на развитие транспортного образования. Результаты исследования дают представление как об этапах становления Московского института инженеров путей сообщения, так и о его роли в развитии системы транспортного образования страны. Они могут служить отправной точкой для дальнейшей дискуссии о перспективах, тенденциях и направлениях развития современного российского транспортного образования.

Статья целиком →