Попов В. Л. Проблемы и перспективы использования нейросетевых технологий при производстве судебных экспертиз в транспортной сфере

УДК: 343.148.63


Попов Валерий Леонидович - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Современное обеспечение транспортной безопасности сегодня не может обойтись без использования разработок искусственного интеллекта на основе нейросетевых технологий. В 2019 г. Указом Президента РФ была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, по которой на ближайшие 20 лет это становится приоритеным направлением государственной политики России. Для этих целей в апреле 2020 г. в г. Москве устанавливается специальный правовой режим на пять лет, разрешающий использование персональных биометрических данных человека без его согласия, что позволило запустить в Московском метрополитене систему «умного» видеонаблюдения по распознаванию лиц, реализуемую компанией VisionLabs, которая идентифицирует по внешности каждого входящего и выходящего из метро человека, а с применением сервиса FacePay можно производить и оплатить проезд лишь по изображению лица. При этом биометрическая идентификация и аутентификация человека, реализуемые искусственным интеллектом, напрямую перекликаются с задачами судебной экспертизы. Исходя из этого, методы достижения целей в нейросетях и экспертизах были сопоставлены и проанализированы с точки зрения научной обоснованности и достоверности получаемых результатов. В статье дан анализ возможностей использования нейросетей при производстве судебных экспертиз.

Статья целиком →

Киселевич И. В. Выявление факта мошенничества при установлении контактного взаимодействия транспортных средств

УДК: 343.98 (347.948.2)


Киселевич Игорь Валентинович - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), riss2862@mail.ru


Аннотация. В статье раскрывается алгоритм осмотра транспортных средств при дорожно-транспортных происшествиях, а также на практическом примере показано, как транспортно-трасологическое исследование контактного взаимодействия транспортных средств помогает выявлять факты «мнимых» или подставных дорожно-транспортных происшествий. Цель статьи — показать, как механизм контактного взаимодействия способствует выявлению факта мошеннического ДТП.

Статья целиком →

Груздева Л. М. Цифровая характеристика состояния и структуры преступности на транспорте в период режима самоизоляции

УДК: 343.9


Груздева Людмила Михайловна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), профессор Российской Академии Естествознания (РАЕ)


Аннотация. Для оценки влияния условий режима самоизоляции на криминогенную обстановку в статье представлен статистический анализ характеристик транспортной преступности в Российской Федерации во втором квартале 2020 г. Проведенные исследования позволили заключить, что режим ограничений на передвижение граждан по стране и миру способствовал снижению преступной активности и тем самым привел к уменьшению числа зарегистрированных преступлений на транспорте. Но при этом качественная структура карты преступлений осталась прежней. В условиях пандемии возросла активность киберпреступников, в том числе из-за перехода организаций на удаленный формат работы. В статье автор рассмотрел примеры успешных атак на информационные ресурсы транспортных компаний.

Статья целиком →

Афанасьева О. Р., Афанасьев П. Б. Состояние и динамика насильственных преступлений, совершаемых на объектах транспорта

УДК: 343.97


Афанасьева Ольга Романовна - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), afanasevaor@yandex.ru

Афанасьев Павел Борисович - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), afanasevpb@mail.ru


Аннотация. Преступность на объектах транспорта рассматривается как самостоятельная часть преступности Российской Федерации, поскольку ей присущи особые характеристики и тенденции развития ввиду не только особенностей объектов посягательства, лиц, их совершающих, но и места совершения преступления, проблем их выявления, специфики осуществления профилактической деятельности, особенностей структуры и деятельности территориальных подразделений правоохранительных органов на транспорте и т.д. Статья посвящена характеристике состояния, динамики и тенденций развития современной насильственной преступности на объектах транспорта. В этих целях в качестве объекта исследования определены индексные насильственные преступления (ст. 105—107, 111, 112, 115, 116, 119, 126, 127, 131 УК РФ), бесспорно относящиеся учеными-криминологами к числу насильственных и предопределяющие динамику всей насильственной преступности, совершаемой на объектах транспорта. Временной период исследования (с 2016 по 2019 г.) предопределен не только необходимой глубиной ретроспективного анализа, но и качеством информационного обеспечения и изменениями структуры отчетов о состоянии преступности на объектах транспорта, предопределяющими сопоставимость статистических данных. Авторы в статье раскрывают состояние преступности посредством анализа абсолютных показателей регистрируемой части насильственной преступности, определения удельного веса насильственной преступности на объектах транспорта в структуре транспортной преступности в целом, а также насильственной преступности, зарегистрированной в Российской Федерации за период с 2016 по 2019 г. В статье представлены динамика числа лиц, выявленных за совершение анализируемого вида преступности, а также результаты изучения структуры насильственной преступности на транспорте и географии транспортной насильственной преступности. В заключении отмечены основные современные тенденции изменения насильственной преступности на транспорте и представлены прогнозные оценки ее дальнейшего развития.

Статья целиком →

Павлова А. В. Анализ состояния развития транспорта стран Евразийского экономического союза

УДК: 656.02


Павлова Алла Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта, alpav71@mail.ru


Аннотация. Создание общего транспортного пространства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в настоящее время является одним из стратегических ориентиров. В этих условиях немаловажное значением имеет развитие транспортной сферы стран — членов ЕАЭС. В статье рассмотрено состояние развития транспорта стран — участников ЕАЭС за период функционирования Союза, проведен анализ объемов перевозок, грузооборота, пассажироперевозок, пассажирооборота. В ходе проведения анализа выявлены тенденции и закономерности развития транспортной сферы ЕАЭС в целом и стран-членов в отдельности. По результатам проведенного анализа сформулированы выводы.

Статья целиком →

Лобачев С. Л., Малыгин О. А. Обзор платформ дистанционного обучения транспортных вузов России

УДК: 378.1


Лобачев Сергей Львович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Малыгин Олег Анатольевич - старший преподаватель кафедры «Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье отмечается особая актуальность внедрения и использования в учебном процессе транспортных вузов России систем дистанционного обучения (далее — СДО), поскольку данная отрасль отличается территориальной распределеностью и удаленностью ее специалистов от образовательных центров. В этих условиях система транспортного образования должна обеспечить возможность повышения квалификации сотрудникам отрасли не только на всей территории РФ, но и в любой точке мира. Поэтому встает вопрос об анализе решений, принимаемых транспортными вузами, в части внедрения различных СДО. Подобный обзор и последующий анализ принятых решений позволит выработать рекомендации по их взаимной интеграции и формированию межвузовских программ транспортного образования в условиях цифровизации отрасли. В результате анализа 20 вузов транспортной отрасли доминирующей выявлена платформа Moodle как в чистом виде, так и в виде СДО, где в базовую конфигурацию добавляют программные надстройки, что позволяет скрыть ее технологические особенности и обеспечить пользователей интуитивно понятным интерфейсом, формируемым для каждой категории пользователей. Отмечено, что ряд платформ СДО, часто фигурирующих в списках наиболее популярных при организации корпоративного обучения, не попали в перечень СДО, используемых вузами. Выявленное разделение секторов корпоративного и высшего дистанционного обучения на уровне используемых платформ может служить препятствием на пути формирования отраслевой образовательной среды, поскольку интеграция высшего образования с корпоративным обучением является одним из перспективных направлений в подготовке специалистов XXI в., однако оно может быть компенсировано доступом к открытому коду доминирующей платформы Moodle.

Статья целиком →

Духно Н. А. Философия транспортного образования

УДК: 656(082)


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению сложившихся проблем становления транспортного образования в новых экономических отношениях, когда очевидными становятся обстоятельства, побуждающие к развитию новых подходов в повышении качества подготовки специалистов транспорта. В статье выражаются выводы автора, сложившиеся на основе личного восприятия образовательного процесса в системе отечественного образования. Общая культура меняется под воздействием образования, но если в его процесс не включить процесс воспитания, то уровень просвещенности не будет подниматься и подготовленные специалисты окажутся не способными решать задачи, поставленные Транспортной стратегией Российской Федерации. Транспортное образование не сможет плодотворно развиваться, если не будет улучшаться общее образование, от состояния которого во многом зависит уровень культуры и подготовленность выпускников школ к продолжению обучения в вузах. Предлагаются пути и способы создания специализированных транспортных школ по опыту тех, которые есть в нашей стране. Для развития транспортного образования предлагается совершенствовать механизмы его финансирования.

Статья целиком →

Косолапов Ю. В., Сивова А. А. Перемещение правонарушителей специальным транспортом в зарубежных странах

УДК: 348.3


Косолапов Юрий Вячеславович - кандидат химических наук, доцент кафедры таможенного права и организации таможенного дела Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Сивова Анна Александровна - кандидат филологических наук, начальник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории уголовно-исполнительной системы, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России


Аннотация. В статье авторы рассматривают проблему перемещения осужденных и лиц, заключенных под стражу, в зарубежных странах, опираясь на требования международных нормативных актов, национального законодательства в сфере конвоирования данной категории лиц, а также на пенитенциарную практику США, Великобритании и Швейцарии. Последовательно доказывается, что модификация и технические характеристики любого вида специального транспорта для сопровождения правонарушителей должны отвечать его предназначению с точки зрения принципов гуманности по отношению к сопровождаемым и безопасности движения.

Статья целиком →

Тюленев Н. И. Правовые основы предоставления доступа к железнодорожной инфраструктуре в Российской Федерации и Республике Польша

УДК: 338


Тюленев Никита Иванович - ведущий юрисконсульт Калининградской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», магистр права, n.tiulenev@gmail.com


Аннотация. В условиях современного мобильного и быстроразвивающегося рынка промышленные, перерабатывающие, торговые предприятия нуждаются в оперативном логистическом обеспечении их деятельности. Железнодорожный транспорт сегодня играет важную роль в формировании рынка грузоперевозок, что обеспечивает его стабильное участие в транспортной системе любой страны. В Российской Федерации железнодорожный транспорт функционирует на частично конкурентных основах, т.е. частичной приватизации отрасли при наличии большой доли участия государственного капитала, как со стороны финансирования отрасли, так и в части выполнения административных функций. В свою очередь в Европейском Союзе сфера железнодорожного транспорта в большинстве своем представлена частными перевозчиками, логистическими операторами, а владельцем инфраструктуры является государственная компания. Разрабатываемые в России стратегии и программы развития железнодорожного транспорта предполагают формирование конкурентного рынка перевозок на принципах отделения услуг по перевозкам от услуг железнодорожной инфраструктуры. Учитывая, что подобная система уже показала свою эффективность в европейских странах, в рамках данной статьи мы проведем анализ действующего правового регулирования взаимодействия перевозчика и владельца инфраструктуры в России и Польше, как страны ― члена Европейского Союза, где функционирует рынок железнодорожных перевозок с высокими показателями конкуренции среди его участников.

Статья целиком →

Холиков И. В., Землин А. И. Основные тенденции уголовно-правового регулирования транспортной деятельности в Китайской Народной Республике

УДК: 341.9:347.965


Холиков Иван Владимирович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры международного и европейского права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, заместитель руководителя направления «Транспортная безопасность» Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук, iv_kholik@mail.ru

Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта, заслуженный деятель науки Российской Федерации, руководитель направления «Транспортная безопасность» Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук, Zemlin.Aldr@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматривается текущее состояние и основные тенденции развития уголовного законодательства КНР после принятия Уголовного кодекса в 1979 г., обусловленные произошедшими политическими и экономическими изменениями, имеющими значимый характер, что, с учетом также выявленных в процессе правоприменительной практики значительных недостатков формально-догматического характера, потребовало внесения значительных изменений посредством принятия многочисленных нормативных правовых актов в сфере уголовного законодательства. Указанное обстоятельство, несомненно, внесло определенный диссонанс во всю систему этой правовой отрасли. В целях формирования у заинтересованного читателя единого и целостного представления о действующем Уголовном кодексе осуществлен анализ отдельных, наиболее значимых для регулирования транспортных отношений поправок, принятых в последние годы. В статье также дается обзор современной уголовно-правовой практики Китая, приводится некоторая статистика преступности, рассматриваются тенденции, характерные для уголовно-правового регулирования транспортной деятельности. При этом авторами особо отмечается то внимание, которое уделяется в уголовном праве Китая вопросам обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры, как с точки зрения развития экономики, так и с позиций обеспечения геополитической стабильности и безопасности государства. Ведь для Китая транспорт ― важнейшая составная часть экономики страны, а также инфраструктурная составляющая и основа развития всех остальных видов экономики. В связи с этим подчеркивается, что спецификой позитивного уголовного права Китая в сфере ответственности за преступления против транспортной безопасности является то, что правовые нормы, предусматривающие соответствующую уголовно-правовую санкцию за правонарушения, заключающиеся, в частности, в несоблюдении установленного порядка функционирования элементов транспортного комплекса, сформулированы простыми диспозициями и при этом имеют минимальное количество квалифицирующих признаков. Отмечается, что спецификой норм позитивного права Китая в сфере уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения, напротив, является легализация впечатляющего массива квалифицирующих признаков. Изложенное позволяет автором сделать вывод о необходимости конструктивного сотрудничества ученых-правоведов двух государств. По мнению авторов статьи, важным направлением научного сотрудничества представляется исследование проблем противодействия отдельным видам современной преступности. Не менее значимым представляется взаимодействие ведущих транспортных вузов России и Китая, осуществляющих подготовку юристов на транспорте, в рамках совместных проектов по изучению опыта преподавания юридических дисциплин, обмена студентами по различным программам, в том числе по программам постдипломной подготовки, а также организации сетевого взаимодействия.

Статья целиком →