Мелконян Д. А. Разрешительная деятельность в сфере обеспечения транспортной безопасности: терминологический аспект

УДК: 347.9


Мелконян Давид Араикович - Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Рассмотрены теоретико-правовые и практические аспекты разрешительной деятельности в целом и в сфере обеспечения транспортной безопасности, в частности. Осуществлен этимологический анализ термина «разрешительная деятельность». Выявлены основные формы разрешительной деятельности, осуществляемой в целях обеспечения транспортной безопасности: лицензирование, аттестация, аккредитация, сертификация, дана их правовая характеристика. Показаны некоторые проблемные вопросы в данной сфере, сформулированы дополнительные аргументы в пользу необходимости принятия федерального закона о разрешительной деятельности в Российской Федерации.

Статья целиком →

Лаврухин М. В., Воробьева С. В. Проблемы и пути оптимизации нормативно-правовой регламентации обеспечения транспортной безопасности

УДК: 347.9


Лаврухин Максим Витальевич - Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, lawruhin.maxim@yandex.ru

Воробьева Светлана Викторовна - Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, vorob-sveta@yandex.ru


Аннотация. В настоящее время диверсионно-разведывательными группами недружественных стран планируются и совершаются акты незаконного вмешательства в отношении объектов критической инфраструктуры и объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Необходимо признать факт того, что в настоящее время в общем доступе хранятся сведения, отраженные в документах ограниченного доступа, в которых содержится информация об антитеррористической защищенности объектов критической инфраструктуры. Органами государственной безопасности принимается множество успешных решений и усилий по контрразведывательному обеспечению и противодействию вышеупомянутым угрозам. В то же время при анализе нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области обеспечения транспортной безопасности, прослеживаются проблемы, которые в настоящее время необходимо оперативно решать. В данной статье рассматриваются отдельные нормативные правовые акты, в которых, по мнению авторов, следует вносить изменения и (или) дополнения. Авторы рассмотрели в качестве наиболее актуальных современных угроз объектам транспортной инфраструктуры использование беспилотных аппаратов с целью совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов. Также исследование содержит ряд предложений, направленных на повышение эффективности нормативно-правовой регламентации объектов транспортной инфраструктуры и конкретные меры по оптимизации компетенции ответственных субъектов в данной сфере.

Статья целиком →

Гирько С. И., Воронов А. М., Мазеин А. В. Система субъектов публичного администрирования в сфере транспортной безопасности в условиях цифровой трансформации (федеральный уровень)

УДК: 342.518


Гирько Сергей Иванович - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, заслуженный деятель науки Российской Федерации, 9380752@mail.ru

Воронов Алексей Михайлович - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, Alex_voronoff@mail.ru

Мазеин Артем Владимирович - кандидат юридических наук, доцент Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, старший научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук, artemmazein@mail.ru


Аннотация. Изменяющаяся внешняя конъюнктура детерминирует рост угроз для транспортной инфраструктуры, в связи с чем сегодня необходима актуализация представления о системе субъектов публичного администрирования в сфере транспортной безопасности. Значение подобного исследования увеличивается с учетом конституированного принципа единства системы публичной власти, а также в условиях необходимости цифровой трансформации государства. При таком подходе в данной сфере выстраивается расширенная сетевая система субъектов публичного администрирования, которая в условиях цифровизации действительно отвечает принципу построения единой системы публичной власти. Это обеспечивается возможностью цифрового межведомственного взаимодействия в рамках единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности. Имеющиеся тенденции цифровизации позволяют авторам предположить направления развития рассматриваемой сферы (например, внедрение принципа проактивности для аттестации сил обеспечения транспортной безопасности).

Статья целиком →

Клюев В. В. Развитие законодательства в области автономного судоходства в Российской Федерации

УДК: 347.79


Клюев Виталий Владимирович - директор Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России, KlyuevVV@mintrans.ru


Аннотация. В Российской Федерации принят комплексный федеральный закон в области автономного судоходства. Многие положения этого закона носят инновационный характер, появились новые понятия в области торгового мореплавания и судоходства на внутренних водных путях, новые правовые конструкции, новые субъекты правоотношений, связанных с торговым мореплаванием и с судоходством. Эти положения требуют всестороннего анализа, дискуссии, научной оценки. Принятые поправки в законодательство в области торгового мореплавания устраняют правовые ограничения на пути развития и внедрения в широкое использование автономных судов, но при этом порождают необходимость более детальной проработки различных аспектов сложившейся системы права в рассматриваемой сфере. В настоящем исследовании, базируясь на методах современной герменевтики и общенаучной системности, проводится анализ процесса подготовки закона об автономном судоходстве, возникших в этом процессе правовых дискуссий, а также оценка данного закона. Закон об автономном судоходстве является первым нормативным правовым актом в области автономного (беспилотного) транспорта, его конструкции могут быть использованы при формулировании положений соответствующих правовых норм в автомобильном транспорте и в авиации.

Статья целиком →

Шехаб X. X., Аль Али Насер, Чеботарев В. Е. Принцип особых обстоятельств и его применимость при демаркации морских границ между Ираком и Кувейтом

УДК: 341.61


Шехаб Хосам Хамид - профессор, доктор наук, Министерство высшего образования, Юридический колледж Университета Тикрита (Ирак)

Аль Али Насер Абдель Рахим - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)

Чеботарев Владимир Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Процесс определения морских территорий всегда занимал видное место в спорах, возникающих из-за конфликтов интересов в этих важных регионах мира, и важность определения морских границ особенно проявляется в узких морских районах, где страны имеют различные интересы. Чтобы обеспечить стабильность и мир в этих морских районах, необходимо найти наилучшие пути и средства определения этих границ для достижения справедливости при их определении. В статье анализируется Конвенция 1982 года, которая создала некоторые принципы и методы определения морских границ, среди которых были указаны особые обстоятельства. Принцип средней линии может быть принят в обычных случаях, с помощью которых можно достичь справедливых результатов, но этот принцип может быть недействителен в других случаях, и, если бы этот принцип был применен в этих случаях, он показал бы нам неприемлемые результаты. Морские расширения прибрежных государств связаны с высшими жизненными интересами государства с точки зрения экономики, безопасности и военного аспекта, что делает споры, возникающие в результате определения морских границ между противоположными или соседними странами, характерными не только своим обилием и разнообразием, но также и их переплетением и сложностью, обусловленной их актуальностью для экономических, географических и политических вопросов в районе определения морских границ, а также юридическими вопросами, возникающими в процессе делимитации.

Статья целиком →

Альбиков И. Р., Бойко Н. С. План действий по обеспечению кибербезопасности: создание надежного глобального механизма авиационной безопасности

УДК: 629.7


Альбиков Илдар Ростямович - кандидат юридических наук, доцент, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева

Бойко Наталия Семеновна - кандидат юридических наук, доктор исторических наук, доцент, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева


Аннотация. Статья подробно обрисовывает план, направленный на реализацию стратегии кибербезопасности, предложенной ИКАО для авиационной отрасли. Этот план включает в себя четко определенные стратегии, разработанные с целью обеспечить безопасность в киберпространстве авиационной сферы. Это включает в себя оценку существующих мероприятий, проведенных в различных частях мира, и прогресса в области кибербезопасности. Основное внимание уделяется анализу текущей ситуации в сфере кибербезопасности в авиации, включая выявление уязвимостей, успешно реализованных мер по предотвращению киберугроз, а также внедрению современных технологий для защиты информации.

Статья целиком →

Кулагина А. С. Анализ судебной практики для выявления проблемных моментов определения субъекта при доказывании вины перевозчика груза при железнодорожных перевозках

УДК: 656.862


Кулагина Анна Сергеевна - Российский университет транспорта (МИИТ), kulagina.anna.serg@gmail.com


Аннотация. В статье представлен анализ судебной практики и актуальных вопросов, связанных с определением субъекта, ответственного за доказывание вины перевозчика в ситуациях, когда возникает проблема несохранности груза при железнодорожных перевозках. Рассматриваются ключевые нормативные положения, такие как ст. 118 УЖТ РФ и ч. 1 ст. 796 ГК РФ. Выявлены противоречия и разночтения в толковании этих норм судами, а также предложены рекомендации по совершенствованию транспортного законодательства в этой сфере.

Статья целиком →

Новиков В. А., Шиян В. И. Повторное управление механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения: современные тенденции и актуальные вопросы квалификации преступлений

УДК: 343.346


Новиков Валерий Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), nva-2007@mail.ru

Шиян Валентина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), valentina-shiyan@yandex.ru


Аннотация. Одним из приоритетных направлений государственной политики и важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития Российской Федерации является повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан. В статье представлены результаты изучения нормативных правовых актов, материалов судебной практики, научных работ, данных официальной статистики за период с 2015 по 2022 гг. о преступлениях, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, масштабных социологических исследованиях об уровне безопасности личности. Внимание уделено современным тенденциям (в числе основных — заметный рост зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, и лиц, их совершивших, темпов их роста, а также количества осужденных и др.) и региональному аспекту. Определены лидеры криминальной статистики по количеству зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ. Рассмотрены наиболее актуальные и дискуссионные вопросы уголовной ответственности за повторное управление автомобилем, трамваем либо иным механическим транспортным средством в состоянии опьянения после привлечения лица к административной ответственности за аналогичное деяние или лица, имеющего судимость за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2, 4, 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК РФ. Проанализированы такие правовые понятия, как «управление механическим транспортным средством», «состояние опьянения», «уполномоченное должностное лицо», «лицо, имеющее судимость», которые законодатель использует в качестве криминообразующих признаков в составах данных преступлений. Акцент сделан и на состоянии опьянения, вызванного «иными веществами», проблемах алгоритма прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Даны рекомендации по квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ.

Статья целиком →

Шахназарян Э. Ф. Актуальные вопросы, связанные с розыском автотранспортных средств должников в исполнительном производстве

УДК: 347.2/.3


Шахназарян Эдуард Флоберович - Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)


Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам исполнительного производства, возникающим в ходе мер принудительного воздействия на имущество должника, в частности, на его автотранспортное средство. Проанализировав существующее законодательство, становится понятным, что действующий механизм розыска автотранспорта не позволяет судебному приставу-исполнителю в полной степени реализовать меры принудительного исполнения. Автором обосновывается вывод о том, что эффективность реализации норм законодательства об исполнительном производстве напрямую зависит от правовой регламентации подзаконных нормативных актов, регулирующих затрагиваемую сферу.

Статья целиком →

Варданян А. Д. Особенности правового регулирования планировки территории в целях развития транспортной инфраструктуры при комплексном развитии территорий населенных пунктов

УДК: 332.1


Варданян Артур Давидович - Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина, советник Транспортно-инженерного центра Государственного автономного учреждения г. Москвы «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы», 4104887@mail.ru


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей планировки территорий в целях развития транспортной инфраструктуры на территориях населенных пунктов, в отношении которых принято решение об их комплексном развитии. Дана характеристика правового режима комплексного развития территорий, показано место транспортной составляющей в достижении целей комплексного развития, предложены некоторые меры по совершенствованию правового регулирования данных отношений.

Статья целиком →