Бокань В. А. Проблемы определения оснований изъятия земельных участков для нужд строительства автомобильных дорог

УДК: 625.7/.8


Бокань Василий Александрович - Федеральное казенное учреждение «Дороги России»


Аннотация. Развитие сети автомобильных дорог относится к числу ключевых задач развития транспортной инфраструктуры страны. Ее реализация неизбежно требует изъятия у правообладателей земельных участков для нужд дорожного строительства, причем в силу линейного характера размещаемых объектов такое изъятие одномоментно затрагивает интересы большого числа частных лиц. Несовершенство законодательного регулирования в данной сфере приводит к большому числу судебных споров и затягиванию процедуры предоставления земельных участков для размещения на них автодорог и дорожной инфраструктуры, в результате чего эта стадия процесса их строительства (реконструкции) является наиболее длительной и сложной в правовом отношении. В статье рассматриваются актуальные проблемы определения оснований изъятия земельных участков для нужд дорожного строительства и предлагаются направления совершенствования законодательного регулирования данной сферы общественных отношений.

Статья целиком →

Семенов С. А. Части зоны транспортной безопасности: проблемы понятийного аппарата

УДК: 342.951:351.82


Семенов Сергей Александрович - Федеральное бюджетное учреждение «Служба морской безопасности»


Аннотация. Любой юридический институт характеризуется созданием своего особенного, присущего только ему понятийного аппарата, проистекающего из специфики регулируемых общественных отношений. Точность и однозначность юридических понятий способствует единому пониманию норм законодательства, обеспечивает цельное регулирование конкретных общественных отношений и предупреждает возможные злоупотребления правом. Транспортная безопасность, как юридический институт, не является исключением. В ходе его создания, становления и развития в юридический оборот было введено много новых понятий. Однако не все из них до настоящего времени получили легальные дефиниции. В частности, до настоящего времени законодательство о транспортной безопасности не дало определений понятиям «наземная часть объекта транспортной инфраструктуры», «подземная часть объекта транспортной инфраструктуры», «воздушная часть объекта транспортной инфраструктуры» и «надводная часть объекта транспортной инфраструктуры». Определение указанных понятий имеет значение для планирования и реализации мер обеспечения транспортной безопасности. Также не разъяснены цели деления объекта транспортной инфраструктуры именно и только на вышеупомянутые части. В статье предлагается критический взгляд на понятия «наземная часть объекта транспортной инфраструктуры», «подземная часть объекта транспортной инфраструктуры», «воздушная часть объекта транспортной инфраструктуры» и «надводная часть объекта транспортной инфраструктуры», обосновывается мнение о целесообразности их исключения из законодательства о транспортной безопасности.

Статья целиком →

Гирько С. И., Воронов А. М. Организация деятельности региональной администрации в сфере обеспечения общественной безопасности

УДК: 342.519


Гирько Сергей Иванович - доктор юридических наук, профессор, Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации

Воронов Алексей Михайлович - доктор юридических наук, профессор, Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук


Аннотация. На основе анализа основополагающих документов в сфере национальной безопасности Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов РФ в исследуемой сфере авторы констатируют, что более чем в 30% субъектов РФ сформированы институциональные основы публичного администрирования в сфере обеспечения общественной безопасности, которые предопределили создание специального регионального органа, в компетенцию которого включены разнородные вопросы в сфере обеспечения общественной безопасности.

Статья целиком →

Корякин В. М. Научно-методологические подходы к разработке профессионального стандарта специалиста в области транспортной безопасности на железнодорожном транспорте (часть 1)

УДК: 656.265


Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье приводится обоснование необходимости разработки и внедрения в практику кадровой деятельности на транспорте профессионального стандарта специалиста в области транспортной безопасности на железнодорожном транспорте. На основе изучения и сравнительно-правового анализа действующих профессиональных стандартов в других сферах транспортной деятельности изложены основные подходы к формированию структуры и содержания профессионального стандарта «Специалист в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте». Сформулированы основные трудовые функции и трудовые действия, выполняемые данным специалистом, а также требования к навыкам и умениям, которыми он должен обладать. Показано, что официальное утверждение и внедрение в практику данного профессионального стандарта позволит обеспечить единые подходы к формированию профессиональных компетенций у специалистов транспортной безопасности, составит методологическую основу для разработки и реализации соответствующих образовательных стандартов в системе высшего и среднего профессионального образования, а также в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов данного профиля.

Статья целиком →

Филиппова М. Ю. Международное морское трудовое право: правовая природа и классификация в правовой системе

УДК: 341.225


Филиппова Марианна Юрьевна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)


Аннотация. В статье формулируется определение международного морского трудового права, рассматривается его предмет и метод правового регулирования. Исследуется соотношение международного публичного и международного частного права в регулировании трудовых отношений моряков, роль и место международного морского обычая в регламентации труда на морском транспорте.

Статья целиком →

Силачёва Е. А. Правовые предпосылки для признания морской буксировки спасанием

УДК: 656.61


Силачёва Екатерина Алексеевна - ООО «Наутилус-страховые консультанты»


Аннотация. Переход буксировки из простой морской в спасательную является дискуссионным вопросом: будет ли буксировка признана судом / страховщиком / иной организацией спасанием или простой буксировкой. В статье рассмотрены международные конвенции, регулирующие вопросы спасания, и проведены параллели с российским законодательством. Выделен главный критерий признания буксировки спасанием — наличие опасности. В страховом процессе решение о признании факта наличия опасности остается на усмотрение страховой организации. При этом позиция судовладельца и спасателя зачастую не совпадает с мнением страховщика, что приводит к необходимости решения данного вопроса в суде.

Статья целиком →

Клюев В. В. Правовой статус автономного надводного судна в зависимости от степени автономности

УДК: 347.79


Клюев Виталий Владимирович - директор Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России


Аннотация. Статья исследует правовой статус автономных надводных судов в зависимости от степени их автономности, а также рассматривает проблему их определения в российском праве с учетом международных стандартов. Автор анализирует различные аспекты нормативного регулирования, такие как гражданская ответственность, безопасность на море, и разработку соответствующего законодательства, обеспечивающего безопасную эксплуатацию автономных судов в морских портах и в открытом море.

Статья целиком →

Величко А. В. Правовые проблемы снижения негативного воздействия зерновой пыли на человека на судах морского транспорта

УДК: 656.61


Величко Андрей Владимирович - Дальневосточное морское агентство «Фесконтракт Интернешнл»


Аннотация. Согласно представленным данным за 2022 г. доля морских перевозок зерновых грузов составляет порядка 11% от общего числа перевозимых грузов морским транспортом (данные статистического отдела ООН, United Nations Statistics Division). В соответствии с Международным кодексом по управлению безопасностью судовладельцы обязаны обеспечивать безопасность жизни и здоровья экипажей судов. Международная морская организация разработала международные руководящие принципы и требования в отношении перевозки навалочных грузов по всему миру. Исходя из данных о характере хронических заболеваний у моряков, связанных с негативным влиянием зерновой пыли на здоровье моряков, следует, что со стороны судовладельцев и портовых служб зачастую проявляется пренебрежение представляемой угрозой от зернового груза для жизни и здоровья моряков, что в свою очередь усугубляет текущее состояние исследуемого вопроса.

Статья целиком →

Андрианова В. В., Кобзева Е. И., Ушакова Е. В. Гражданско-правовая и административная регламентация применения транспортной среды для инвалидов

УДК: 347.44


Андрианова Валерия Валерьевна - кандидат юридических наук, доцент, Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Кобзева Екатерина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)

Ушакова Екатерина Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, Российская таможенная академия, вице-президент Московской коллегии адвокатов «Виктория»


Аннотация. В статье обоснована важность обеспечения доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Представлены результаты анализа соответствия параметров объектов транспортной инфраструктуры рекомендуемым значениям по критерию доступности. Рассмотрен порядок, процедура и условия обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи. Дается обоснование того, как федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, такие условия, как беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры и предоставляемым услугам, безограниченное пользование железнодорожным, автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры, вход в такие объекты и выход из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, сопровождение инвалидов со стойкими расстройствами функции зрения и самостоятельного передвижения и оказание им помощи на объектах транспортной инфраструктуры. Дается анализ норм об административной ответственности (ст. 9.13 КоАП РФ) за неисполнение требований по обеспечению доступности для инвалидов зданий, строений и прилегающей к ней территории.

Статья целиком →

Паршаков А. С., Паршаков А. А. К вопросу о квалификации преступлений в современных условиях: военно-транспортный аспект

УДК: 342.9


Паршаков Александр Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ); Военный университет Минобороны России, полковник юстиции запаса

Паршаков Алексей Александрович - военная прокуратура Западного военного округа, подполковник юстиции


Аннотация. В статье рассматривается вопрос изменения подхода государства к уголовной политике, положивший начало созданию уголовного законодательства военного времени. При этом автор подчеркивает, что законодатель избирательно подошел к изменению указанного уголовного законодательства, сосредоточившись на квалификации лишь части преступлений, необоснованно оставив в прежней редакции ряд статей, в том числе и военно-транспортные преступления, такие как оставление погибающего военного корабля, нарушение правил вождения или эксплуатации машин, нарушение правил полетов или подготовки к ним и нарушение правил кораблевождения. При этом большинство указанных преступлений являются бланкетными, поскольку связаны с нарушением правил, которые устанавливаются нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, причем, как в мирное время, так и в боевой обстановке. Кроме того, автором в обоснование необходимости квалифицировать указанные военно-транспортные преступления в периоды мобилизации или военного положения, военного времени либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий приведены примеры и другие аргументированные доводы. Помимо предложений о внесении рассматриваемой квалификации в указанные преступления главы о преступлениях против военной службы автором предлагается внести дополнение в главу о преступлениях против порядка управления Уголовного кодекса Российской Федерации, при этом предлагается криминализировать деяния, направленные против порядка мобилизации и обеспечения режима военного положения или военного времени, в связи с неисполнением военно-транспортной обязанности. Предлагаемые изменения в уголовное законодательство, связанные с необходимостью квалификации военно-транспортных преступлений и криминализации деяний о неисполнении военно-транспортной обязанности, в периоды мобилизации или военного положения, военного времени либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, автор опирается на практику деятельности органов военной прокуратуры и военных следственных органов.

Статья целиком →