Ивакин В. И. Экотерроризм, транспорт и правовая охрана природной среды

УДК: 656.13:628.5(076.5)


Ивакин Виктор Иванович - кандидат юридических наук, доцент кафедры административное право, экологическое право, информационное право Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В уголовном законодательстве многих стран мира есть нормы, предусматривающие санкции за терроризм. Однако нет норм, устанавливающих ответственность как экологический терроризм. Данное явление представляет собой действия радикалов, которые ведут борьбу за идею предоставления животным соответствующих прав, а также выступают против эксплуатации представителей фауны. Причем указанные лица в таких случаях могут применять насилие по отношению к гражданам. Представляется, обозначенная норма весьма необходима. В данной статье проанализировано такое явление, как экологический терроризм с использованием различных видов транспорта. На примерах рассмотрены его разновидности, в числе которых экоцид и экотаж. Также сделаны соответствующие предложения, направленные на эффективность функционирования правовых норм в указанной сфере регулирования общественных отношений.

Статья целиком →

Сандырева Е. В. Некоторые вопросы применения аутсорсинга в сфере транспортной логистики в условиях пандемии коронавирусной инфекции

УДК: 338.46:35(476)


Сандырева Елена Вячеславовна - аспирант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), sandyreva-ev@yandex.ru


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов применения механизма аутсорсинга в сфере транспортной логистики в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции. Показаны основные тренды в развитии транспортной логистики, новые явления, появившиеся в данной сфере вследствие пандемии. Дана прогнозная оценка дальнейшего развития аутсорсинговых отношений в транспортной сфере. Доказано, что эта форма экономической деятельности сохранит свое значение на перспективу и будет способствовать повышению эффективности транспортной логистики.

Статья целиком →

Правкин С. А., Смирнова В. В. Организационно-правовая среда управления недвижимым имуществом и совершенствование инвестиционной деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

УДК: 338.47:656.2


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), Pravkin@bk.ru

Смирнова Вера Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта, veryvera@list.ru


Аннотация. В статье анализируются организационно-правовые основы управления имуществом и совершения сделок с недвижимостью холдинга. В ОАО «РЖД» завершился переход на вертикально-ориентированную модель управления в соответствии с видами деятельности и переход от горизонтального управления по территориальному принципу на управление бизнес-блоками: логистика, инфраструктура, пассажирские перевозки, грузовые перевозки и пр. Для этого были созданы дирекции в соответствии с видами деятельности. В эти виды деятельности (отрасли управления) вошли определенные направления бизнеса, чему способствовали мероприятия по осуществлению корпоративного построения и организационного развития. Управление недвижимостью также осуществляется в соответствующих подразделениях по вертикали с распределением компетенции. На всех уровнях применяются единые принципы учета имущества и контроля головной компании за дочерними обществами. Направления в сфере использования недвижимого имущества ОАО «РЖД» обозначены в Функциональной стратегии управления недвижимым имуществом холдинга «Российские железные дороги» от 29 июня 2012 г. № 1357Р, в соответствии с которой должна быть создана эффективная модель управления недвижимостью. Многое уже реализовано. Однако остаются нерешенными проблемы в сфере управления недвижимостью в ОАО «РЖД». Прежде всего, они связаны с текущим износом отдельных объектов инфраструктуры, это касается и недвижимого имущества, находящегося на балансе холдинга. Для обеспечения баланса интересов государства, частных акционеров не нашел должного применения в сравнении с зарубежными странами механизм государственно-частного партнерства, как и иные модели зарубежного инвестирования в недвижимость. В исследовании проанализированы программные документы, деятельность холдинга, корпоративные правовые основы в принятии решений, сделаны отдельные предложения по совершенствованию организационно-правовой среды по управлению имуществом компании, в том числе связанные с развитием государственно-частного партнерства.

Статья целиком →

Кобзева Е. И., Моргунов М. В., Романов А. В. Доступная среда для маломобильных групп населения на примере транспорта Москвы и ее окрестностей (теоретико-правовой аспект)

УДК: 656.1


Кобзева Екатерина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория права, история права и международное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Моргунов Михаил Валерьевич - помощник судьи, судебный участок мирового судьи № 290 района Перово

Романов Александр Владимирович - юрист, Транспортная компания «Байт Транзит Континент»


Аннотация. Цель представленной статьи — рассмотрение актуальных проблем, касающихся создания доступной среды для инвалидов и маломобильных граждан. В статье рассмотрены и проанализированы статистика, нормативные акты и изменения в них, плюсы и недостатки государственных мер. Авторами было раскрыто соотношение понятий «инвалид» и «маломобильный гражданин», а рассмотрение проблемных вопросов не ограничивается в работе лишь теорией или законодательством; здесь также приведены конкретные примеры создания доступной среды во всем их многообразии. Особый упор сделан на анализе результатов осуществления программы «Доступная среда», которая реализуются на всех уровнях власти и управления. Наиболее отчетливо прослежен железнодорожный транспорт пригородного направления. Рассмотрен также и иностранный опыт, в котором, однако, в большей степени делается упор именно на технологическую составляющую. Учитывая все эти аспекты, авторами поставлена задача по выработке эффективных мер по устранению пробелов и недостатков законодательства, а заимствование опыта других государств следует осуществлять с учетом местной специфики, ибо как раз ей часто не уделено достаточного внимания.

Статья целиком →

Лобанова А. М. Системные проблемы трансграничного обмена электронными транспортными документами в условиях цифровизации

УДК: 004:334.021:341.24:656


Лобанова Александра Михайловна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления» Юридического института Российский университет транспорта (МИИТ), al.edu@yandex.ru


Аннотация. Цифровая трансформация отраслей экономики формирует как совершенно новые вызовы, так и новые требования к существующим практикам и соглашениям, и это напрямую касается транспортно-сопроводительных документов в деятельности российских транспортно-логистических операторов, таких как накладные, разрешения на осуществление международных автоперевозок и других. В статье с учетом острой актуальности организации трансграничного электронного обмена юридически значимыми транспортными документами проанализирован механизм обеспечения юридической значимости и силы документа при трансграничном обмене документами в бумажном виде, поскольку он уже сформировался и работает при трансграничном международном взаимодействии. Формируемые организационно-технологические механизмы, основанные на информационно-коммуникационных технологиях, должны поддерживать тот же уровень юридической силы и значимости электронного документа, который уже присущ документу на бумажном носителе. Систематизированные в настоящей работе организационно-технологические механизмы обмена электронными транспортными и товаросопроводительными документами, такие как унификация требований к формату — международная транспортная накладная, коммуникационные системы поддержки обмена электронными документами, электронной подписи документов, трансграничное пространство доверия, включение в механизм доверенной третьей стороны и формирование инфраструктуры доверенных третьих сторон, механизмы обеспечения интероперабельности систем, применение возможностей сервисов цифровых платформ, имеют различную степень приближения к уровню обеспечения юридической значимости и силы документа на бумажном носителе, а также ограничения — действуют либо на региональном, либо на узкоотраслевом уровне. Изложенные результаты анализа позволили сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить для обеспечения трансграничного обмена электронными документами, имеющими юридическую значимость.

Статья целиком →

Груздева Л. М. Транспорт как субъект критической информационной инфраструктуры

УДК: 656.078.12


Груздева Людмила Михайловна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Статья посвящена практическим аспектам реализации нормативных правовых актов РФ в области обеспечения безопасности субъектов и объектов критической информационной инфраструктуры. Автор акцентирует внимание на необходимости выполнения требований по категорированию элементов транспортной инфраструктуры, т.е. выделению компаниями значимых объектов в соответствии со значениями показателя социального критерия значимости. В статье обозначены перспективы привлечения к административной ответственности за невыполнение требований законодательства, в том числе за нарушение сроков категорирования, представлены предполагаемые размеры штрафов для должностных и юридических лиц. Для иллюстрации применения введенной в 2017 г. ст. 274.1 УК РФ приведена статистика зарегистрированных преступлений и направленных в суд с обвинительным заключением дел.

Статья целиком →

Губин А. В. Разработка перспективных моделей автомобильного и морского пунктов пропуска через государственную границу

УДК: 339.9:347.463


Губин Алексей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В данной статье рассматривается концепция интеллектуального пункта пропуска и ее реализация в виде разработки перспективных моделей пунктов пропуска через Государственную границу РФ. Рассматриваются стратегические направления и концепции в данной сфере. Целью данной статьи является анализ достигнутых результатов по разработке перспективных моделей и обозначение дальнейших направлений их реализации как через призму практики деятельности ФТС России и других органов государственных контрольных органов, осуществляющих контроль (надзор) в местах пересечения таможенной границы, так и для проведения научных исследований. Очевидно, что состояние пунктов пропуска является сдерживающим фактором роста внешней торговли товарами. При этом также надо учитывать развитие транзитного потенциала территории РФ. Несомненно то, что перспективные модели пунктов пропуска должны вобрать в себя все передовые таможенные и другие технологии: применение инспекционно-досмотровых комплексов и других современных технических средств таможенного контроля; устройств автоматической видео- и фотофиксации, в том числе номеров транспортных средств; автоматизированной или автоматической диспетчеризации движения транспортных средств через территорию пункте пропуска; использование электронных пломб ГЛОНАСС. Столь большое количество сложной аппаратуры, которая будет формировать большие массивы данных, требует наличия эффективной системы управления, ядром которой должна стать единая информационная система. Принципиальным моментом является переход к качественно новому уровню автоматизации, за которым должен стоять «искусственный интеллект». В будущем беспилотные транспортные средства должны безостановочно миновать пункты пропуска (при отсутствии таможенных и иных рисков) с минимальным вмешательством человека. Пока что обозначаются лишь будущие контуры данных моделей, но первые шаги — самые важные. Очевидно, что мы переходим на новую ступень развития международной логистики в нашей стране.

Статья целиком →

Максимова Т. А. Прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок как мера ответственности перевозчиков (на примере Московской области)

УДК: 656


Максимова Татьяна Алексеевна - аспирант кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), aksi-nika@bk.ru


Аннотация. В статье показана разница между перевозками, осуществляемым по государственным (муниципальным) контрактам, по регулируемым тарифам и перевозками, осуществляемыми на основании свидетельств по нерегулируемому тарифу. Подробно изложены основания прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа и последствия такого прекращения для перевозчиков. Даны предложения по усовершенствованию законодательства в целях контроля за деятельностью перевозчиков.

Статья целиком →

Масленников М. А., Землин А. И. Особенности предоставления информации при заключении договора коммерческой концессии в сфере оказания транспортных услуг

УДК: 347.4:347.463


Масленников Максим Аркадьевич - помощник юриста некоммерческого партнерства «Консультационный центр “Поколение 8?» Группы компаний VINSER, dr.makson2011@yandex.ru

Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), заслуженный деятель науки Российской Федерации, Zemlin.Aldr@yandex.ru


Аннотация. Данная статья посвящена исследованию наиболее проблемных аспектов, возникающих в контексте предоставления информации по договору коммерческой концессии в сфере осуществления деятельности по оказанию транспортных услуг. В рамках настоящего исследования удалось сформулировать ряд выводов, которые имеют существенное значение как для теоретического понимания рассматриваемой сферы, так и для практики правоприменения. В частности, на основании формально-догматического анализа действующего законодательства удалось прийти к выводу о том, что информация о логистических схемах доставки и порядке организации перевозок по смыслу ст. 1465 ГК РФ является объектом исключительных прав в форме ноу-хау, поскольку организация-перевозчик всегда стремится обеспечить режим ее конфиденциальности в контексте ограничения доступа третьих лиц. Исходя из указанного умозаключения, в дальнейшем в работе было проанализировано имеющееся в позитивном праве противоречие относительно необходимости обязательного предоставления ноу-хау в рамках исполнения правообладателем обязанности по предоставлению пользователю необходимой информации. Результатом осуществленного системно-правового анализа стало обоснованное оригинальное умозаключение, согласно которому ноу-хау является, прежде всего, объектом исключительных прав и не может подразумеваться в качестве сведений, которые организация-перевозчик, являющаяся ее правообладателем, обязана предоставить пользователю согласно ст. 1031 ГК РФ. Однако обязательной передаче в контексте упомянутой статьи будут подлежать идентификаторы, с помощью которых реализуется доступ к сведениям, составляющим ноу-хау. Наряду с изложенным, в работе делается вывод относительно отсутствия необходимости определения в договоре коммерческой концессии условий использования предоставляемых организацией-перевозчиком сведений в сфере логистики и порядка организации деятельности, поскольку ноу-хау имеет особый режим обеспечения конфиденциальности. Сделанные в статье выводы, по мнению авторов, могут послужить основой для совершенствования системы правового обеспечения хозяйственной деятельности на транспорте с использованием договора коммерческой концессии.

Статья целиком →

Землин А. И., Торшин А. А. Характеристика беспилотных автомобилей в контексте обязательств вследствие причинения вреда

УДК: 347.4:623.746.4


Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), заслуженный деятель науки Российской Федерации, zemlin.aldr@yandex.ru

Торшин Антон Алексеевич - аспирант кафедры «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), a.a.torshin@yandex.ru


Аннотация. В настоящей статье авторы анализируют особенности беспилотных автомобилей как средства причинения вреда в контексте деликтных обязательств. Быстрое совершенствование технологий беспилотного вождения ставит целый ряд правовых проблем перед российским деликтным правом. Между тем в отечественной доктрине данной теме не уделяется значительного внимания. Отсутствие разработанных теоретических подходов к учету особенностей беспилотных автомобилей не способствует созданию правовой определенности, которая является необходимой для полноценного развития индустрии в России. В статье авторы вводят критерии для разграничения беспилотных автомобилей от автомобилей, обладающих меньшим уровнем автоматизации, а также исследуют отличия беспилотных автомобилей, имеющие значение в контексте гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. В качестве критерия, позволяющего выделить беспилотные автомобили в самостоятельную категорию, в статье выделяется качественная характеристика системы автоматического вождения, которой оснащен такой автомобиль. С тем, чтобы автомобиль мог быть отнесен к беспилотным, его система автоматического вождения должна быть способна самостоятельно выполнять все задачи по управлению автомобилем (в определенных или любых условиях штатной эксплуатации). Вместе с тем авторы приходят к выводу, что беспилотный автомобиль является особым средством причинения вреда. В качестве ключевых отличий беспилотного автомобиля от «низкоавтоматизированного» для этих целей можно выделить способность принимать решения вместо водителя в сложной дорожной обстановке и отсутствие полной объяснимости и предсказуемости таких решений с точки зрения разработчика системы автоматизированного вождения.

Статья целиком →