Тарасенко Ю. А. Овербукинг на транспорте: проблема определения «лишнего» пассажира

УДК: 347.463:656


Тарасенко Юрий Александрович - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право, международное частное право, гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), tarasenkou69@mail.ru


Аннотация. Отечественные авиакомпании в условиях конкуренции с иностранными авиаперевозчиками активно используют механизмы, зарекомендовавшие себя в мировой практике и позволяющие минимизировать возможные убытки. К таким механизмам относится овербукинг (сверхбронирование). Проблема использования овербукинга заключается в том, что, решая экономические затруднения перевозчика, данный механизм до настоящего времени не получил правового закрепления. Такая ситуация порождает ряд правовых затруднений. Во-первых, это продажа билетов, в количестве превышающих мест в транспортном судне. Авиаперевозчик изначально идет на нарушение условий заключенного договора. Во-вторых, не существует механизма корректного определения, с кем из пассажиров должен быть расторгнут договор. Имеющаяся практика решения данного вопроса иллюстрирует несправедливые подходы, порождающие конфликты. Использование искусственного интеллекта при организации бронирования мест на рейс в значительной мере могло бы снизить правовую неопределенность и способствовать более справедливому решению установления баланса между интересами перевозчика и пассажира. При корректировке действующего законодательства необходимо изменить существующий порядок процедуры бронирования, допускающей продажу билетов на рейс без указания конкретного места.

Статья целиком →

Курашева А. Г. Специфика краж на железнодорожном транспорте

УДК: 343.13


Курашева Айганым Галымбаевна - аспирант кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), iuit90@mail.ru


Аннотация. Транспортный комплекс страны, в том числе железнодорожный транспорт как наиболее важный и самый массовый в экономическом отношении вид транспорта, не могли не затронуть криминальные процессы последнего времени. С каждым годом преступлений в рассматриваемой отрасли транспорта, совершается все больше и больше, и они приобретают ярко выраженный организованный характер. То есть все больше таких преступлений совершается организованными преступными группами и преступными сообществами. Специфические особенности железнодорожного транспорта, широкое географическое расположение, постоянное его функционирование, не зависимое ни от погодных явлений, ни от экономических коллизий, в том числе санкционного характера, весьма затрудняют не только борьбу с совершаемыми преступлениями, но и выявление причин, порождающих преступления на объектах железнодорожного транспорта, и условий, способствующих их совершению. Среди преступных посягательств, совершаемых на железнодорожном транспорте, наиболее распространены кражи перевозимых грузов, отдельных деталей локомотивов, вагонов, повреждение и порча электропоездов пригородного сообщения. Указанные и иные преступления не только причиняют ущерб бизнесу и самому железнодорожному транспорту, но несут серьезную опасность безопасности его движения и эксплуатации, а в конечном итоге жизни и здоровью людей, в том числе пассажирам и работникам транспорта. Нередкими стали групповые хищения грузов из подвижного состава, совершаемые работниками железнодорожного транспорта (машинистами локомотивных бригад, их помощниками) в соучастии с посторонними лицами, когда происходит остановка или замедление скорости поезда с последующим вскрытием перевозимых контейнеров и хищением из них груза. Нередко хищение грузов маскируется подменой сорванных пломб или замков, составлением поддельных коммерческих документов, внесением в них ложных сведений.

Статья целиком →

Федорова Е. Л., Скуйбедина О. Н. Транспорт как пространство речевой безопасности: формирование понятия «речевое преступление»

УДК: 343.346


Федорова Елена Леонидовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Методология права и юридическая коммуникация» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), fedorel2016@yandex.ru

Скуйбедина Ольга Николаевна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Методология права и юридическая коммуникация» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), skujbedina@mail.ru


Аннотация. В последнее время возникла потребность в квалифицированных специалистах-лингвистах, которые могут дать точный ответ о содержании того или иного текста, с точки зрения «речевого преступления». В данной статье затрагивается вопрос об истории развития понятия «речевое преступление». Рассмотрен целый ряд законодательных актов, предусматривающих наказание за несоблюдение норм публичного общения, которое предлагает современное законодательство. В статье рассматривается проблема введения в речевой обиход студентов понятий преступлений, совершаемых посредством слова. Разработаны методические подходы к пониманию у учащихся речевых компетенций в условиях работы на транспорте.

Статья целиком →

Попова Ю. П. Как новая редакция статьи 267 Уголовного кодекса Российской Федерации повлияет на квалификацию правонарушений

УДК: 343.346


Попова Юлия Павловна - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Института государства и права Тюменского государственного университета, popova1976@yandex.ru


Аннотация. Статья посвящена анализу Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 526-ФЗ «О внесении изменения в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации» и правовым последствиям внесенных дополнений. Отмечается неоднозначность толкования формы вины в основном составе приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения. Доказывается смешанная форма вины в ч. 1 ст. 267 УК РФ и двойная форма вины в квалифицированных составах ч. 2—6 ст. 267 УК РФ. Резюмируется вывод о возможных трудностях в вопросах квалификации преступления и разграничения его со смежными преступлениями (терроризм, вандализм, диверсия, хищения и иные преступления против собственности, преступления против жизни и здоровья личности) и административными правонарушениями (повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений; действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене; нарушение правил охраны линий или сооружений связи). В итоге новая конструкция основного состава анализируемого преступления послужит причиной неоднозначной правовой оценки ситуаций при разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, блокировании транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры, воспрепятствовании движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети, а также не будет способствовать единообразному применению на практике уголовно-правовых и административно-правовых норм о транспортных правонарушениях.

Статья целиком →

Жаворонков В. А. Цифровые технологии: новые подходы к информационному обеспечению судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств

УДК: 343.3/.7


Жаворонков Владимир Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), telec121.57@mail.ru


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, характеризующие особенности современного состояния информационного обеспечения судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств (далее — МО ТС), описаны роль и значение дополнительной информации для решения задач этого вида судебной экспертизы, а также ее отличие от дополнительной информации, используемой в других видах судебных экспертиз. В статье также предложено понятие дополнительной информации, рассматриваемой как источник данных, необходимых для производства экспертиз и исследований МО ТС, исследованы и описаны ее характеристики и особенности. В работе определены некоторые тенденции «совершенствования» криминальной деятельности, связанной с реализацией преступных схем, включающих в себя действия, начиная с похищения транспортного средства и заканчивая его перепродажей. Описаны некоторые особенности технологии маркирования новых транспортных средств на предприятиях-производителях и определена положительная роль этих особенностей для установления первичной (заводской) идентификационной маркировки в процессе производства экспертиз МО ТС. Исследуя предусмотренную законодательством процедуру получения дополнительной информации государственными судебно-экспертными учреждениями, автором сделан вывод о необходимости изменения общего подхода к процессам информационного обмена и его осуществления с использованием современных информационных технологий, в том числе и цифровых. При этом высказано мнение о необходимости изменения нормативно-правовой базы информационного обеспечения судебной экспертизы МО ТС и разработки механизма непосредственного доступа сотрудников государственных экспертных учреждений к информационным массивам, содержащим сведения, необходимые для производства экспертиз и исследований этого вида. Автором, кроме того, предложены конкретные меры по совершенствованию информационного обеспечения судебной экспертизы МО ТС.

Статья целиком →

Попов В. Л. Процессуальные и методологические основы судебных экспертиз по транспорту

УДК: 343.148.63


Попов Валерий Леонидович - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В настоящее время невозможно представить раскрытие и расследование уголовного дела, будь то авария на железнодорожном транспорте или наезд на пешехода, без проведения судебной экспертизы. На протяжении многих лет по отношению к другим доказательствам ее положительно выделяет то, что отправной точкой любой судебной экспертизы является ее объективность и достоверность, которые во многом гарантируются институтом норм и правил, закрепленных в кодексах, законах и иных нормативных правовых актах. Формированием данного убеждения мы во многом обязаны государственной судебной экспертизе, которая вплоть до 2000-х гг. практически занимала все судебное пространство. Сегодня к новым родам и видам экспертиз, к категории которых относятся исследования нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена, все чаще возникают вопросы об их объективности и достоверности. Отчасти это вызвано тем, что государственные экспертные структуры инертны к освоению новых родов и видов экспертиз, а поэтому такие экспертизы проводят лица, не вовлеченные в государственные экспертные структуры, и как следствие этого порождают комплекс проблем процессуального и методического характера. Данные вопросы были проанализированы и исходя из этого даны рекомендации, которые в состоянии вывести экспертные исследования, не входящие в перечень экспертных специальностей, на достоверные позиции.

Статья целиком →

Чеботарев В. Е., Ракова И. О. Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией

УДК: 341.9


Чеботарев Владимир Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), v.tchebotarev@mail.ru

Ракова Ирина Олеговна - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), irinarakova21@mail.ru


Аннотация. В статье рассматриваются действующие нормативные правовые акты, регулирующие международные полеты над государственной территорией. К их числу относятся национальные нормативные правовые акты и международные. Международные договоры и национальное законодательство государств делят международные полеты на две категории: регулярные и нерегулярные. Главным источником правового регулирования международных воздушных полетов является Чикагская конвенция 1944 г. В статье предлагается внести в данный международный документ изменения, касающиеся нерегулярных полетов. Актуальным в настоящее время событием является выход России из Договора по открытому небу.

Статья целиком →

Хотько О. А., Чеботарева А. А. Правовые вопросы международного сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности

УДК: 349.6


Хотько Ольга Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экологического и аграрного права Белорусского государственного университета, o.a.khatsko@gmail.com

Чеботарева Анна Александровна - доктор юридических наук доцент, заведующая кафедрой «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта, a.tchebotareva@mail.ru


Аннотация. В статье анализируется регулирование обеспечения экологической безопасности в сфере транспортной деятельности в различных странах, межгосударственных интеграционных образованиях и рассматриваются перспективы совершенствования правовых международных подходов с целью повышения сотрудничества стран. Среди существенных факторов, препятствующих решению данной актуальной проблемы, называется несовершенство институциональной среды обеспечения экологической безопасности. Отмечается, что в Европейском Союзе имеется механизм взаимодействия государств, в странах ― участницах Евразийского экономического союза он недостаточно развит. Предлагается активизировать международное сотрудничество в эколого-правовой сфере, что является необходимым элементом в транспортном секторе в свете решения вопросов снижения воздействия транспорта на окружающую среду и глобальной проблемы, связанной с изменением климата. Сделаны выводы о необходимости формулирования принципов международного сотрудничества в области обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности.

Статья целиком →

Лобачев С. Л. Состояние и перспективы развития функционала личного кабинета студента в электронной информационно-образовательной среде вуза на примере Российского университета транспорта

УДК: 378.1


Лобачев Сергей Львович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Вопросами построения информационно-образовательной среды вуза и системы образования России в целом специалисты занимаются уже около 25 лет. За этот период актуальность данного вопроса сильно менялась, и только с появлением соответствующей нормативной базы электронные информационно-образовательные среды (ЭИОС) вузов стали реальностью. Однако создание ЭИОС до 2020 г. велось, в основном, с целью обеспечения соответствия нормативным документам. Реализация учебного процесса проводилась с помощью систем дистанционного обучения (СДО), многие из которых были созданы и внедрены задолго до появления в вузах ЭИОС. Ситуация резко изменилась в 2020 г., и это привело к переосмыслению многих сложившихся положений, причем в условиях дефицита времени. ЭИОС оказались не в состоянии оказать существенную помощь вузам в условиях эпидемии, поскольку в реальности они являлись не инструментом учебного процесса, а информационными витринами для контролирующих органов. Опыт, полученный в 2020 г., позволил провести анализ того, насколько удачно ЭИОС справляются с задачами поддержки учебного процесса, и наметить пути их совершенствования. В данной работе предпринята попытка обобщения предложений по совершенствованию ЭИОС Российского университета транспорта (РУТ), разработанных студентами Юридического института РУТ. Представленные в работе данные являются результатами обработки курсовых работ, выполненных ими осенью 2020 г. Каждый студент мог вносить любое количество предложений. Проведенный анализ позволил разбить все предложения на три категории: техническая доработка, дополнение ЭИОС функциями, реализуемыми сегодня в СДО, и информационное наполнение. Проведенный анализ позволил наметить два пути дальнейшего развития ЭИОС РУТ и выделить один из них, который может обеспечить развитие ЭИОС без риска нарушения учебного процесса и дальнейшую интеграцию вуза в перспективную отраслевую информационную среду.

Статья целиком →

Духно Н. А., Чеботарева А. А. Транспортно-правовой форум: ежегодное международное и ведущее научное мероприятие Юридического института Российского университета транспорта

УДК: 347.463


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Чеботарева Анна Александровна - доктор юридических наук доцент, заведующая кафедрой «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье дан экскурс, освещающий историю проведения Международного транспортно-правового форума, организатором которого стала кафедра «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ). Инициатором создания форума стала заведующая кафедрой, доктор юридических наук Анна Александровна Чеботарева, осознавшая важность растущих актуальных проблем внедрения в транспортную отрасль новых технологий цифровизации, искусственного интеллекта. В 2019 г. состоялся первый Международный транспортно-правовой форум, на котором было принято решение проводить его ежегодно в целях обсуждения правовых проблем, увеличивающихся в результате внедрения технологий цифровизации в транспортные системы разных стран, связанных между собой процессами перевозок. Представлен краткий обзор научных сообщений, прозвучавших на третьем Международном транспортно-правовом форуме, состоявшемся 10 февраля 2021 г. в Юридическом институте МИИТ, где также обсуждались актуальные правовые проблемы, связанные с внедрением технологий искусственного интеллекта в сферу транспортной деятельности. Полученные на форуме научные результаты привлекли внимание ученых практиков и студентов транспортных вузов.

Статья целиком →