Ирошников Д. В. Правовая культура и безопасность: некоторые аспекты соотношения

УДК: 340.113:656


Ирошников Денис Владимирович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Теория права, история права и международное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), dv-iroshnikov@mail.ru


Аннотация. В статье проводится научный анализ вопросов соотношения правовой культуры и безопасности, в контексте которого автором поставлена задача ― определить зависимость уровня правовой культуры в обществе от соответствующего уровня обеспечения безопасности личности, общества и государства. В рассматриваемом аспекте нельзя не обойти понятие «культура безопасности», различным сторонам которой сегодня посвящен ряд научных исследований. Учитывая количественный рост и качественную трансформацию угроз безопасности человека в современном мире, вопросы формирования культуры безопасности — одна из важнейших задач, стоящих на повестке дня. Применительно к транспортным отношениям культура безопасности играет важнейшую роль — от ее уровня непосредственно зависит защищенность всех участников этих отношений (причем как пользователей транспорта, так и посторонних лиц, например, пешеходов). В контексте анализа правовой культуры и ее соотношения с безопасностью рассматриваются также вопросы правосознания и правовой идеологии как важнейшего элемента его структуры. Кроме того, в статье поднимается проблема правового нигилизма как угрозы безопасности личности, общества и государства. В частности, правовой нигилизм, выражающийся в отрицании правил дорожного движения, нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям и угрожает жизни и здоровью человека, его имуществу и безопасности других участников дорожного движения. Проведенный комплексный анализ позволил автору доказать тезис, что повышение уровня правовой культуры оказывает непосредственное влияние на уровень безопасности. В связи с этим повышение правовой культуры через влияние на правосознание посредством правовой идеологии есть деятельность, направленная на обеспечение безопасности.

Статья целиком →

Бажина М. А. К вопросу о систематизации транспортного законодательства Российской Федерации

УДК: 347.763


Бажина Мария Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральского государственного юридического университета


Аннотация. Статья посвящена одному из острых вопросов транспортного права — систематизации транспортного законодательства. В настоящее время дискуссии о выборе способа совершенствования транспортного законодательства имеют особое значение, так как происходит пересмотр правового регулирования отдельных сфер жизнедеятельности, в том числе транспортной деятельности. Автор статьи рассматривает различные точки зрения в отношении систематизации транспортного законодательства, существовавшие на протяжении всего периода времени его развития. Использование исторического метода в настоящем исследовании позволило выявить тенденцию дальнейшего совершенствования транспортного законодательства. С учетом необходимости международной интеграции, увеличения грузооборота и, как следствие, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков, первостепенной задачей является унификация транспортного законодательства. Наиболее продуктивным способом сближения национального законодательства, регулирующего деятельность отдельных видов транспорта, видится кодификация транспортного законодательства в виде единого нормативного правового акта — транспортного кодекса. Такой вывод обоснован анализом действующего законодательства, которое отличается повторами, противоречиями, отсутствием единого понятийного аппарата. Именно с помощью разработки транспортного кодекса представляется возможным выстроить взаимосвязи всех элементов системы транспортного законодательства, выработать логику изложения. Тем самым, транспортный кодекс видится некоторым инструментом по гармонизации разрозненного транспортного законодательства.

Статья целиком →

Холиков И. В. Проектная деятельность студентов как средство научного сопровождения проблем правового обеспечения транспортной безопасности в современных условиях

УДК: 378.33:656


Холиков Иван Владимирович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры международного и европейского права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, заместитель руководителя направления «Транспортная безопасность» Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук


Аннотация. В статье представлен обзор результатов научной деятельности посредством исполнения исследовательских проектов аспирантов и студентов и их обсуждения в процессе конкурсного отбора как средства обеспечения приращения знания по проблемам правового регулирования транспортной безопасности в условиях возрастающих рисков и угроз глобального характера, формирования компетенций обучающихся, необходимых для последующей проектной деятельности. Автором в качестве эксперта осуществлен критический анализ научных работ студентов, занявших призовые места по результатам подведения итогов конкурса студенческих научных проектов «Проблемы правового обеспечения реализации отраслевой транспортной политики и обеспечения транспортной безопасности в условиях современных вызовов и угроз», состоявшемся в рамках II международного конгресса «Транспортная безопасность и право: XXI век» (21 апреля 2021 г.). Поскольку целями конкурса являлись выявление и поддержка талантливых и творчески активных студентов и аспирантов, стимулирование к научно-исследовательской работе и освоение ими образовательных программ высшего образования, постольку системно-правовой анализ результатов исполненных студентами работ может способствовать решению задачи по выявлению противоречий и пробелов законодательства, имеющих существенное теоретическое и практическое значение для обеспечения транспортной безопасности, обоснования предложений о необходимости совершенствования нормативной правовой основы транспортной безопасности, а также оптимизации научной деятельности по указанным вопросам. Сформулированные участниками конкурса предложения также могут способствовать совершенствованию системы научного сопровождения проблем правового регулирования транспортной безопасности, основанной на единых методологических подходах к разработке понятийно-категориального аппарата. В связи с тем, что предложенные в работах студентов решения имеют значительную степень актуальности для дальнейшего развития транспортно-правовой науки в указанной сфере, их реализация имеет значение для совершенствования системы научной и образовательной работы студентов.

Статья целиком →

Землина О. М., Назарова Р. К. Волонтерская помощь инвалидам и маломобильным гражданам на транспорте: опыт организации с привлечением студентов Российского университета транспорта

УДК: 355.097.2:656


Землина Ольга Михайловна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего профессионального образования, Zemlin.Aldr@yandex.ru

Назарова Регина Константиновна - специалист Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, директор Центра по социальной и молодежной политике Российского университета транспорта (МИИТ), regina-nazarova@rambler.ru


Аннотация. В статье с применением методов системно-правового подхода рассматриваются актуальные вопросы вовлечения в волонтерскую деятельность студентов Российского университета транспорта, организации работы по их привлечению к оказанию помощи инвалидам и маломобильным гражданам на транспорте. В статье уделено существенное внимание анализу механизма и способов реализации потенциала волонтерского движения с точки зрения возможностей формирования у студентов социально-значимых качеств, ценностных ориентаций, соответствующих потребностям общества и задачам развития транспортного комплекса, а также навыков правокультурного поведения специалистов на транспорте. В статье обосновывается вывод о необходимости использования возможностей волонтерства в качестве средства саморазвития личности обучающегося. Изучение опыта работы созданного и действующего на базе Российского университета транспорта Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья изучены направления повышения эффективности деятельности по созданию условий доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, содействия их дальнейшему трудоустройству. Социологический анализ позволил выявить и оценить уровень мотивации и заинтересованности участников волонтерского движения в обучении по реализуемым в Российском университете транспорта программам, на основании чего сделаны соответствующие выводы относительно побудительных мотивов обучающихся, в числе которых, как это обосновано по результатам социологического исследования, наиболее значимыми и распространенными являются желание помогать людям, чувствовать себя нужными, а также стремление к освоению новых навыков и приобретению умений, что в полной мере соответствует требованиям к результатам образовательного процесса в Российском университете транспорта. В полной мере это относится и к такому направлению, как помощь волонтеров в обеспечении мобильности инвалидов на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта. По результатам исследования сделан вывод о значимости привлечения студентов Российского университета транспорта к участию в волонтерском движении для реализации задач, поставленных в Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 255-р.

Статья целиком →

Духно Н. А. Причины, побуждающие развитие транспортного образования

УДК: 378:656


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации


Аннотация. Особые свойства транспортной отрасли являются основным фактором, требующим становления транспортного образования, содержание и форма которого может обеспечить подготовку специалистов по востребованным транспортным профессиям. Транспортное образование представляет собой особый вид образовательной деятельности, обладающей свойствами воспитания транспортников, и может полноценно развиваться, если укрепление связи между транспортными вузами и практическими подразделениями транспортного комплекса станет осуществляться под управлением единого органа исполнительной власти в сфере транспорта. Недостатки отечественного образования препятствуют воспитанию транспортников и ведут к причинению убытков, путь избавления от которых ― это развитие транспортного образования по новому пути, предложенному автором. Транспортное образование, с новым его содержанием, может стать основным средством воспитания истинных специалистов, способных достигать цели, поставленные в государственных программных документах.

Статья целиком →

Заложных Е. С. История развития рекламной деятельности и ее правового регулирования в России

УДК: 659.1


Заложных Екатерина Сергеевна - аспирант кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Российского университета транспорта (МИИТ), Katerina-mol@yandex.ru


Аннотация. Статья посвящена истории развития рекламной деятельности (в том числе использования ее на транспорте), начиная с момента ее возникновения на Руси в X―XI вв. и до наших дней. Рассматривается не только видоизменение рекламной деятельности, но и историческая трансформация ее правового регулирования. Также рассматриваются основные нормативные правовые акты, принимаемые и упраздняемые во время стремительного развития рекламной деятельности в 1980―1990 годы, в основу которых были положены международные правовые стандарты регулирования и западный опыт, который имел важнейшее значение в сложившихся условиях на тот момент. Помимо прочего в статье уделяется внимание основным уполномоченным органам, регулирующим данную деятельность на текущий момент, и их основным функциям.

Статья целиком →

Тишаков М. П. Отдельные аспекты правового регулирования и организации обеспечения безопасности дорожного движения в 1950-х годах

УДК: 351.811:656.13(477)


Тишаков Максим Петрович - кандидат юридических наук, преподаватель Ростовского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), TMaxim7@yandex.ru


Аннотация. На основе детального научного анализа малоизвестных архивных документов и материалов, специализированной литературы, публикаций периодических изданий содержательно раскрываются особенности и процессы правового регулирования и организации обеспечения безопасности дорожного движения в середине прошлого века. В ретроспективном аспекте, на примере Советской Украины, анализируются отдельные направления деятельности органов власти по противодействию случаям дорожно-транспортного травматизма, повышению эффективности использования автомобильного транспорта, организации дорожного движения, подготовке водительских кадров. Отсутствие единой, комплексной общегосударственной стратегии в сфере обеспечения безопасности дорожного движения обусловливало республиканские органы исполнительно-распорядительной власти в 1950-х гг., в условиях интенсивной автомобилизации, активно осуществлять поиск наиболее оптимальных средств правового воздействия на руководителей автомобильных хозяйств и участников дорожного движения с целью борьбы с аварийностью на автомобильном транспорте. Исследуемый с историко-правовых позиций организационно-правовой опыт деятельности исполнительных органов власти по обеспечению безопасности дорожного движения и в современных условиях не утрачивает своей актуальности, может быть применен в настоящее время для достижения нулевой смертности на дорогах, сохранения жизни и здоровья всех участников дорожного движения.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Совершенствование железнодорожных концессий в России во второй половине XIX столетия

УДК: 625.1(09)


Петров Юрий Иванович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), petrov52@ro.ru


Аннотация. В статье рассматриваются шаги правительства по совершенствованию правил предоставления акционерным обществам концессий на строительство железных дорог в России во второй половине XIX столетия. Допущенные просчеты при предоставлении первых концессий в начале 1860-х гг., подвигли правительство разработать новые условия их предоставления, включив элементы конкуренции. В статье отмечается, что даже при ограниченности новых мер были достигнуты определенные положительные результаты, большая заслуга которых первого министра путей сообщения П. П. Мельникова. Назначение в 1870 г. министром путей сообщения графа В. А. Бобринского привело к введению новых концессионных правил, анализ которых показал, что отмена конкуренции при предоставлении концессий и расширение прав министра путей сообщения привели к новой волне злоупотреблений концессионеров, в результате в 1873 г. были введены новые правила.

Статья целиком →

Скуйбедина О. Н., Кобзева О. В., Собалевская А. Э. Основные этапы развития правового регулирования транспорта в России, Британии и Франции и их взаимодействи

УДК: 341.9:347.463


Скуйбедина Ольга Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры «Методология права и юридическая коммуникация» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), skujbedina@mail.ru

Кобзева Ольга Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Методология права и юридическая коммуникация» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), fleurka2008@yandex.ru

Собалевская Анастасия Эдуардовна - помощник президента Ассоциации производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования (АПЭОСТО), an.sobalevskaya@ya.ru


Аннотация. В статье анализируется становление правового регулирования и постепенное развитие общественных отношений, сложившихся в сфере деятельности транспорта, начиная с периода Древней Руси до наших дней. Рассмотрены причины формирования российского транспортного права как комплекса норм разных отраслей права, регламентирующих обширную сферу деятельности различных видов транспорта. На примере Английского и Французского права и при его сравнении с практикой отечественного правового регулирования транспортных отношений проведена параллель между данными процессами и выявлен ряд общих черт.

Статья целиком →

Мальцев В. А. Особенности страхования транспортных средств и гражданской ответственности их владельцев в африканских странах

УДК: 349.3:368


Мальцев Виталий Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного, финансового и международного права Академии труда и социальных отношений


Аннотация. В статье исследуются правовые аспекты страхования транспортных средств и гражданской ответственности их владельцев в странах африканского континента. Отмечается существенное развитие транспортного страхования во многих странах Африки, вызванное не только экономическим ростом, расширением внешнеторговых связей, строительством новых автомобильных дорог, увеличением железнодорожных сообщений, но и проблемами, существующими при эксплуатации транспортных средств. Указываются особенности системы правового регулирования страхования в африканских странах, включающие как общие межгосударственные, так и региональные соглашения. Дается характеристика основным международным договорам в сфере страхования, действующим на африканском континенте. В статье также исследуются, закрепленные в них основные принципы страхования, в том числе, касающиеся таких его видов как страхование транспортного средства и обязательное страхование гражданской ответственности их владельцев. Анализируются отдельные положения действующего в качестве приложения к международному договору Кодекса страховой деятельности, в котором нашли свое закрепление общие требования к организации страхового дела, основные направления развития страхования и меры ответственности за нарушения его установлений. Подробно исследуются нормы национальных актов ряда африканских государств, регламентирующих виды транспортного страхования и особенности правоотношений, возникающих при осуществлении добровольного и обязательного страхования транспортных средств, а также обязательного страхования гражданской ответственности их владельцев. Определены как общие черты законодательства в отношении указанных видов страхования, так и характерные для отдельных африканских стран особенности. Кратко анализируются правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушения страхового законодательства. Дается характеристика структуры и состояния национальных рынков по указанным видам страхования. Отмечаются отдельные общие проблемы, существующие в правовом регулировании транспортного страхования в африканских странах.

Статья целиком →