Семенов С. А. К вопросу о защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

УДК: 342.951:351.82


Семенов Сергей Александрович - начальник федерального бюджетного учреждения «Служба морской безопасности»


Аннотация. По мнению ряда исследователей, понятие «акт незаконного вмешательства» является не вполне удачным и требует языковой конкретизации, преодоления лексической неполноты. В этих целях предлагается ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» изложить в следующей редакции: «акт незаконного вмешательства в деятельность транспорта — противоправное действие в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий». Важным вопросом, оказывающим непосредственное влияние на защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, является отсутствие исчерпывающего перечня актов (действий), которые определяются Федеральным законом «О транспортной безопасности» как акты незаконного вмешательства. Анализ показывает, что государство через юридический институт транспортной безопасности регулирует общественные отношения только в части, касающейся актов незаконного вмешательства, имеющих в основном признаки объективной стороны террористического акта. Административно-правовое регулирование общественных отношений, связанных с защитой объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, потенциальная угроза совершения которых прямо не определена в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности», ограничивается предписанием субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам, содержащимся в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности», о возложении на них обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В целях добросовестного исполнения предписания закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики имеют право своими локальными актами определить перечень актов незаконного вмешательства, угрожающих безопасности конкретного объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и самостоятельно принять необходимые меры для организации защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от них.

Статья целиком →

Корякин В. М. Действующая система кадрового обеспечения ведомственной охраны железнодорожного транспорта и вопросы ее оптимизации

УДК: 347.822:351.814:656.2


Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Статья посвящена проблемным вопросам кадрового обеспечения деятельности федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации». Представлен анализ действующей системы подготовки кадров для осуществления охранной деятельности на железнодорожном транспорте, выявлены проблемные вопросы в данной сфере, выработаны некоторые предложения по совершенствованию системы правового регулирования вопросов кадрового обеспечения деятельности ведомственной охраны железнодорожного транспорта. В частности, обоснована необходимость разработки и принятия федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» со специализацией «Транспортно-правовая».

Статья целиком →

Антонов О. А. Явка с повинной при транспортных преступлениях

УДК: 343.9


Антонов Олег Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминология» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с уголовно-процессуальным регулированием такого повода для возбуждения уголовного дела, как явка с повинной. Анализируются формы личного обращения в правоохранительные органы и порядок процессуального оформления явки. Высказано мнение о целесообразности предупреждения явившегося с повинной об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Автор предлагает составлять протокол приема заявления во всех случаях явки с повинной, в том числе представленной в письменном виде. В статье также отмечено, что внесение в законодательство положения об обязательности присутствия адвоката при оформлении явки с повинной преждевременно. Сформулировано предложение по совершенствованию норм закона, регламентирующих институт явки с повинной: при приеме и оформлении явки с повинной во всех случаях в обязательном порядке должна осуществляться аудио- или видеозапись.

Статья целиком →

Афанасьев П. Б., Шиян В. И. Состояние и тенденции киберпреступности на объектах транспортной инфраструктуры

УДК: 343.9:656


Афанасьев Павел Борисович - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминология» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), afanasevpb@mail.ru

Шиян Валентина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминология» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), maria-g2009@yandex.ru


Аннотация. Ключевым фактором развития цифровой экономики Российской Федерации признается внедрение новых IT-технологий во всех сферах деятельности. В связи с этим IT-технологии справедливо признаются атрибутом современной реальности, и сфера транспортной инфраструктуры не является исключением. К сожалению, внедрение и использование новых IT-технологий в транспортной сфере сопровождается не только положительными эффектами, но и негативными, в том числе криминальными, процессами, о чем свидетельствуют результаты многочисленных российских и зарубежных научных исследований. Наличие современных киберугроз в сфере транспортной безопасности России, требующих современного и комплексного научного осмысления, предопределили интерес авторов к определению количественных и качественных характеристик киберпреступности на объектах транспортной инфраструктуры и установлению основных тенденций ее развития. В статье авторы на основе анализа положений отдельных криминологических исследований, посвященных вопросам противодействия как в целом киберпреступности, так и совершаемой на объектах транспортной инфраструктуры, проблемам обеспечения транспортной безопасности, а также результатах изучения ведомственной статистической отчетности МВД России за 2018―2020 годы обосновывают актуальность угрозы киберпреступлений для транспортной безопасности, приводят основные криминологические показатели, характеризующие состояние, динамику и структуру киберпреступности на объектах транспорта, число лиц, выявленных за их совершение, выделяют основные сферы транспорта, претерпевающие негативное криминальное воздействие, а также определяют тенденции развития киберпреступности на объектах транспортной инфраструктуры. Сформулирован вывод как об основных причинах роста киберпреступности на транспорте, так и необходимости незамедлительной комплексной защите всей транспортной инфраструктуры от современных киберугроз.

Статья целиком →

Черненко Н. В. Краткий статистический анализ правоохранительной деятельности в системе транспортной безопасности

УДК: 34.096


Черненко Нина Викторовна - кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель кафедры подготовки руководящего состава органов внутренних дел филиала Академии управления МВД России «Болшево»


Аннотация. Статья посвящена исследованию роли правоохранительной деятельности транспортной полиции как правоохранительного органа в системе транспортной безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. Представлен краткий статистический анализ правоохранительной деятельности в системе транспортной безопасности. По статистическим данным можно контролировать, насколько защищенными от преступных посягательств чувствуют себя люди на объектах транспорта. Показана схожесть задач современной транспортной полиции с задачами, которые ставились перед первыми службами охраны безопасности на транспорте, организованными еще при Николае I. Освещены вопросы необходимости повышения доверия граждан к транспортной полиции. Рассмотрено влияние пандемии COVID-19 на работу транспортной сферы.

Статья целиком →

Попова Ю. П. Рассуждения о форме вины в транспортных преступлениях

УДК: 343


Попова Юлия Павловна - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Института государства и права Тюменского государственного университета, popova1976@yandex.ru


Аннотация. Статья посвящена анализу субъективной стороны уголовно-наказуемых правонарушений на транспорте. Отмечается, что в основном законодатель связывает неосторожную форму вины с «транспортными» преступлениями, поскольку прямо указывает ее в диспозициях запретительных норм. Другие могут быть совершены только с прямым умыслом, так как законодатель их описал в форме так называемых формальных составов. И есть несколько преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, и буквальное толкование статей, в которых они закреплены, не позволяет однозначно сказать, какую форму вины они предполагают. Сказанное относится к ч. 3 и 4 ст. 263.1, ч. 2, 4, 6 ст. 264 и ст. 267 УК РФ. Обозначается опрометчивость законодателя, включившего в квалифицированные составы такого неосторожного преступления, как нарушение требований в области транспортной безопасности, такие формы соучастия, как группа лиц по предварительному сговору и организованная группа. Эта законотворческая новелла не была вызвана существующей правоприменительной практикой. Кроме того, она противоречит доктрине уголовного права. Ведь соучастие согласно ст. 32 УК РФ возможно только в умышленных преступлениях. Предлагается исключить из ст. 263.1 УК РФ эти квалифицирующие признаки. Конструкция такого неосторожного преступления, как нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, не соответствует традиционной концепции вины. Поскольку включает в составы с отягчающими ответственность обстоятельствами такие признаки, как нахождение в состоянии опьянения, оставление места дорожно-транспортного происшествия, которые предусматривают умышленное поведение виновного лица. Предлагается исключить из ст. 264 УК РФ эти квалифицированные составы, а также дополнить УК РФ самостоятельной ст. 264.2. А в ст. 23 УК РФ отметить состояние любого вида опьянения как отягчающее обстоятельство. Кроме того, предлагается в УК РФ включить ст. 68.1, в которой бы были предусмотрены конкретные пределы наказания за любое преступление, совершенное в состоянии любого вида опьянения. После внесенных дополнений Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 526-ФЗ «О внесении изменения в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации» неоднозначно определяется субъективная сторона в таком преступлении, как приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. В статье доказывается смешанная форма вины в ч. 1 ст. 267 УК РФ и двойная форма вины в квалифицированных составах ч. 2—6 ст. 267 УК РФ. Предлагается выделить в отдельную ст. 266.1 УК РФ умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети, если эти деяния создали описанные в норме угрозы.

Статья целиком →

Жаворонков В. А. Некоторые проблемы обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждения дорожно-транспортных происшествий, связанных с несоблюдением дистанции

УДК: 343.3/.7


Жаворонков Владимир Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), telec121.57@mail.ru


Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности механизма дорожно-транспортных происшествий, связанных с нарушением дистанции до впередиидущего транспортного средства при их движении в транспортном потоке. Обосновывается актуальность темы исследования c приведением необходимых статистических данных, характеризующих состояние безопасности дорожного движения как в нашей стране, так и за ее пределами. Производится обзор отечественных и зарубежных научных источников, в которых освещается исследуемая проблема и проблемы, непосредственно связанные с ней (установление времени реакции водителя, соблюдение скоростного режима при движении транспортного средства, остановочный и тормозной путь и пр.). В работе также уделено внимание некоторым психологическим особенностям личности водителя и их влиянию на возможность возникновения аварийной ситуации. Исследуя вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, автор предлагает кроме использования внутренних резервов в целях снижения аварийности на дорогах, опираться на положительный зарубежный опыт, накопленный в других странах при решении различных вопросов в этом направлении. Рассматривая теоретические вопросы, связанные с определением безопасной дистанции, автор подтверждает существенное влияние этого показателя на обеспечение безопасности дорожного движения собранными экспериментальными данными. В статье также проводится анализ некоторых методов определения безопасной и оптимальной дистанции между транспортными средствами в транспортном потоке, обосновывается необходимость проведения дополнительных исследований в этом направлении на базе профильных научных учреждений, располагающих соответствующей экспериментальной базой. В заключение автором предлагается внести некоторые дополнения в нормативно-правовую и нормативно-техническую базу, регламентирующую правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Статья целиком →

Протас Е. В., Горбунова Е. А. Особенности ответственности перевозчика за нарушение договора железнодорожной перевозки груза

УДК: 347.463


Протас Елена Васильевна - доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры «Гражданское право, международное частное право, гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Горбунова Екатерина Андреевна - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Эффективность перевозочного процесса в основном зависит от правового регулирования в этой сфере. В статье рассматриваются особенности ответственности перевозчика за нарушение обязательств железнодорожной перевозки груза. На сегодняшний день остаются неразрешенными проблемы применения действующего законодательства, это касается как общих положений о перевозке грузов, так и специального законодательства, особенно в сфере прав и обязанностей перевозчика и его ответственности. Законодательство, регулирующее сферу грузоперевозок железнодорожным транспортом, к сегодняшнему дню сформировалось, но несмотря на это, нормы транспортного законодательства часто противоречат нормам общегражданского законодательства, что создает проблемы при решении споров, поэтому тема ответственности перевозчика особенно важна, так как по договору железнодорожной перевозки груза основная ответственность лежит на перевозчике — железной дороге.

Статья целиком →

Борисова С. В. Гражданско-правовой статус субъектов профессионального обучения водителей транспортных средств в контексте соотношения публичного и частного интереса на транспорте

УДК: 347.4:651


Борисова Светлана Валентиновна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В работе рассмотрена специфика организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, осуществляющих подготовку преподавателей и водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий. Отмечается, что образовательные услуги вправе осуществлять хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм и форм собственности, включая предпринимателей, основной целью которых является извлечение прибыли. Автором высказано умозаключение о связи качества оказываемых услуг по подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения вождению с организационно-правовой формой хозяйствующего субъекта. В целях повышения качества профессиональной подготовки водителей транспортных средств и обеспечения безопасности на транспорте предлагается закрепить в действующем законодательстве специальный статус организаций, осуществляющих подготовку преподавателей и мастеров производственного обучения вождению в форме некоммерческих организаций — учреждений и автономных некоммерческих организаций.

Статья целиком →

Зайков Д. Е. Особенности правового регулирования и проблемы судебной практики применения обязательного досудебного порядка урегулирования споров по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности

УДК: 347.45/.47


Зайков Денис Евгеньевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Споры между страховыми организациями и потребителями (третьими лицами, приобретшими права требования у потребителей к страховой организации), вытекающие из договоров по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеют широкое распространение. В связи с чем введение обязательного претензионного порядка их рассмотрения с участием уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг создало необходимые условия как для оперативного, качественного и законного их разрешения, так и для реализации права на обращение в суд. Вместе с тем существующее правовое регулирование института претензионного порядка рассмотрения споров, вытекающих из договоров по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, допускает неоднозначное толкование, а судебная практика его применения имеет разнонаправленное развитие, что негативно сказывается на возможности защиты права и законных интересов потребителей и обусловливает правовую неопределенность в указанных отношениях. В статье автор проводит анализ существующих проблем соответствующей правовой регламентации и судебной практики, предлагает способы их разрешения.

Статья целиком →