Динец Д. А., Меркулов А. С. Применение принципа управления транспортным коридором к организации деятельности Транссибирской магистрали

УДК: 338.28


Динец Дарья Александровна - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономика и управление на железнодорожном транспорте» Иркутского государственного университета путей сообщения, dinets@irgups.ru

Меркулов Анатолий Сергеевич - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и управление на железнодорожном транспорте» Иркутского государственного университета путей сообщения, merckukow.anatol@yandex.ru


Аннотация. Статья посвящена оценке возможности адаптации мирового опыта управления транспортным коридором, в том числе международным, к процессу организации и управления Восточным полигоном железных дорог. Особое внимание в статье уделяется анализу возможностей реализации принципа управления коридором на базе Транссибирской магистрали с точки зрения возможности конкурентного взаимодействия с железными дорогами Европы, Восточной и Центральной Азии в рамках международных проектов транспортного строительства. Проведен сравнительный анализ практик управления интермодальными транспортными коридорами с позиции универсализации доступа и стимулирования интермодальности. Выявлены условия и предпосылки достижения коммерческой окупаемости проектов транспортного строительства и интеграции с точки зрения приоритетных направлений, видов грузов, типов подвижного состава и роли международной транспортной интеграции в достижении целей социально-экономического развития регионов. Определено, что ориентация на дальние перевозки массовых грузов препятствует имплементации принципа управления коридором на Транссибирской магистрали. Также доказано, что вертикально интегрированная структура с сетью неравных функциональных и территориальных филиалов с принципиально различными целями препятствует возможности обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, в том числе для операторов интермодальных перевозок. Отсутствие конкурентных преимуществ в сопряженных видах транспорта также является предпосылкой неокупаемости проектов транспортного строительства и интеграции, вовлечения массовых игроков в биржевую торговлю провозными и пропускными способностями интегрированных перевозчиков. В качестве резюме представлены ключевые направления совершенствования системы организации и управления Транссибирской магистралью для обеспечения конкурентоспособности, получения положительных эффектов от реализации проектов организации полигонов железных дорог, а также эффективной интеграции в проекты развития международных транспортных коридоров.

Статья целиком →

Гуцуляк В. Н. Прозелитные нормы в российском и международном морском праве

УДК: 341.24


Гуцуляк Василий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Морское право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник Морского флота, президент Ассоциации международного морского права, ведущий эксперт Центра по продвижению технологий автономного судовождения МАРИНЕТ РУТ, gutsul@inbox.ru


Аннотация. Морской транспорт — это один из наиболее высокотехнологичных видов транспорта, «впитывающий» в себя все новые достижения науки и техники. Невозможно представить себе современное судно без целого комплекса технических средств, обеспечивающих его безопасность и предотвращение загрязнения морской среды. Новым этапом в развитии международного судоходства стало появление морских автономных надводных судов с различными уровнями автоматизации, позволяющими в той или иной степени снизить численность экипажа на борту или даже полностью отказаться от его услуг, воспользовавшись безэкипажными технологиями судовождения. Научно-технический прогресс порождает необходимость четкого правового регулирования условий взаимодействия человека и техники, которое призваны обеспечить прозелитные нормы, имеющие свои характерные особенности. В статье дан этимологический анализ термина «прозелитный» с учетом отечественных и зарубежных источников, сформулирована авторская дефиниция прозелитной нормы, которая, по мнению автора, должна содержать техническое требование в конкретном цифровом выражении и/или «сопрягаться» с техникой (техническим устройством). Важная особенность прозелитных норм заключатся в том, что они не действуют изолированно от других правовых норм. Более того, иногда реализация тех или иных правовых норм невозможна без применения прозелитных норм. По своей юридической природе прозелитные нормы являются социальными нормами, поскольку направлены на достижение определенного социального эффекта. Все выводы автора иллюстрируются конкретными примерами. В статье также представлена разработанная автором классификация прозелитных норм в рамках морского права в зависимости от содержания диспозиции, используемого метода правового регулирования, системы права, в которой она функционирует, юридической силы, субъекта правотворчества. Большое внимание уделено такому виду прозелитных норм, как международные и национальные технические стандарты. В заключительной части статьи автор указывает на необходимость дальнейших исследований юридической природы прозелитных норм, их особенностей, функций, порядка их реализации и повышения эффективности.

Статья целиком →

Землин А. И. Актуальные направления и проблемы формирования и совершенствования правовой культуры специалиста на транспорте в современных условиях

УДК: 34:656


Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), руководитель направления «Транспортная безопасность» Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук


Аннотация. В статье на основе опыта работы преподавателей кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта рассматриваются актуальные вопросы формирования и совершенствования правовой культуры специалиста на транспорте в условиях реализация национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474. На основе применения методик формально-догматического и системно-правового анализа сделан вывод о необходимости повышения эффективности правового обучения и воспитания специалистов на транспорте. В данном контексте в качестве имеющих особую актуальность направлений деятельности по формированию правозначимых компетенций, необходимых специалистам-транспортникам для исполнения обязанностей по профессиональному должностному предназначению, определены такие, как формирование антикоррупционной правовой культуры; освоение обучающимися комплекса правовых знаний, соответствующих потребностям исполнения ими обязанностей в условиях состоявшегося кардинального реформирования контрольно-надзорной деятельности, а также формирование системы непрерывного правового образования в рамках профессионального развития применительно к государственным гражданским служащим, а также профессионального образования (обучения) работников транспортных организаций. По результатам применения методики формально-юридического и формально-логического исследовательских подходов представлены выводы относительно необходимости принятия неотложных мер по унификации терминологии и механизмов правового образования специалистов на транспорте. Реализация сформулированных автором предложений позволит обеспечить надлежащую степень системности работе по формированию у специалистов на транспорте правозначимых компетенций как общекультурного, так и профессионального характера, необходимых будущим специалистам-транспортникам в их последующей деятельности в современных условиях.

Статья целиком →

Нестеров Е. А. Перспективы развития Юридического института Российского университета транспорта

УДК: 378:656(082)


Нестеров Евгений Александрович - кандидат юридических наук, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Юридическая составляющая входит в число базовых компонентов каждого вида социально значимой деятельности, каждой отрасли экономики, каждого комплекса инфраструктуры. Правовые нормы являются ключевым ресурсом обеспечения государственного развития во всех стратегически значимых сферах, в том числе в транспортной. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р) в качестве одной из приоритетных проблем обозначено «совершенствование нормативно-правового обеспечения развития транспортной системы и рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы повышения качества транспортных услуг, обеспечения мобилизационной подготовки транспортных организаций и выполнения ими военно-транспортной обязанности, развития механизмов государственно-частного партнерства, предусматривающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором, а также определения приоритетных сфер применения этих механизмов в области транспорта». В Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 255-р) в число ключевых задач развития транспортного образования вошла подготовка кадров для правовой транспортной деятельности, а в перечень вопросов, которые займут важное место в образовательной и научной повестке транспортных образовательных организаций, включено транспортное право. Значительная роль отводится транспортно-правовой проблематике в Программе развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет транспорта» (МИИТ) до 2030 года (согласована Министром транспорта Российской Федерации и утверждена ректором Российского университета транспорта в 2017 г.). Помимо подготовки специалистов по праву и правоприменительной практике различных видов транспорта данной Программой предусмотрены создание системной научной школы в сфере транспортного права, включение в образовательную и научную деятельность вопросов правового обеспечения международных перевозок, мультимодального взаимодействия, права международных транспортных организаций, технических регламентов, обеспечения транспортной безопасности населения и объектов транспорта.

Статья целиком →

Багреева Е. Г. Рецензия на монографию Н. В. Грувер, А. И. Землина и И. В. Холикова «Правовые проблемы и организационно-педагогические условия реализации интеграционного потенциала волонтерской деятельности в процессе подготовки специалистов в области юриспруденции»

УДК: 378.183


Багреева Елена Геннадиевна - доктор юридических наук, профессор, профессор Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, bagreg@yandex.ru


Аннотация. В статье дается рецензия на монографию «Правовые проблемы и организационно-педагогические условия реализации интеграционного потенциала волонтерской деятельности в процессе подготовки специалистов в области юриспруденции», подготовленная коллективом авторов из Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и Российского университета транспорта.

Статья целиком →

Волкова Е. А. Особенности исторического развития стратегических акционерных обществ (на материалах железнодорожной отрасли)

УДК: 656.2


Волкова Екатерина Андреевна - главный специалист отдела правовой защиты и сопровождения проектов Правового управления АО «Федеральная пассажирская компания», аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, e.a_volkova@mail.ru


Аннотация. В статье на примере развития железнодорожной отрасли раскрывается такая особенность стратегических акционерных обществ — субъектов административного права, как особое историческое развитие. Стратегические акционерные общества представляют собой лидеров в наиболее важных отраслях экономики страны, активно участвующих в государственной и общественной жизни. Устойчивая правовая связь с государством в текущий период, по общему правилу, является следствием функционирования в качестве части государственного механизма в прошлом. На примере железнодорожного транспорта наглядно иллюстрируется процесс зарождения новой отрасли хозяйствования и постоянного контроля за ней со стороны государственного аппарата, переход на длительный период от первоначального использования частных капиталов к государственной собственности и прямому государственному администрированию, последующая трансформация крупного механизма государственного управления в стратегическое акционерное общество. Создание из федерального органа исполнительной власти, а также высокое значение для обеспечения благополучия и безопасности страны предопределяют стремление государства сохранить контроль за принятием решений стратегическим акционерным обществом. Подобное преобразование крупной государственной структуры в организационно-правовую форму коммерческой организации обусловлено развитием рыночной экономики и необходимостью освобождения органов исполнительной власти от несвойственного им функционала. Вместе с тем стратегические акционерные общества остаются фактически встроенными в систему государственного управления и принимают участие в реализации полномочий органами публичной власти.

Статья целиком →

Семенов С. А. Перечень охраняемых ведомственной охраной объектов транспортной инфраструктуры через призму обязательных требований

УДК: 342.951:351.82


Семенов Сергей Александрович - начальник федерального бюджетного учреждения «Служба морской безопасности»


Аннотация. Несмотря на регулярно вносимые изменения, в законодательстве о транспортной безопасности остаются вопросы, которые регулярно возникают в качестве повода для судебных разбирательств. Одним из таких вопросов является значение перечня охраняемых объектов для правового статуса ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» при осуществлении защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры. В статье предлагается использовать Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» для разрешения спорных ситуаций, связанных с использованием сторонами указанного перечня.

Статья целиком →

Лисеенко В. И., Ищенко В. Н. Конструкция выхлопных систем автомобилей как причина дорожно-транспортных происшествий в зимних условиях: нужны поправки в Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»

УДК: 629.111-235(075.8):656.052.5


Лисеенко Виктор Иванович - заместитель начальника управления — заместитель главного государственного инспектора госавтодорнадзора Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора, советник государственной гражданской службы 2 класса, соискатель кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, viktorlis75@mail.ru

Ищенко Вадим Николаевич - старший государственный инспектор территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ямало-Ненецкому автономному округу Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора, референт государственной гражданской службы 1 класса, togadn89gu@sumugadn.ru


Аннотация. В статье авторы затрагивают одну из технических проблем, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения на территории Ханты-Мансийского автономного округа―Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа при эксплуатации автомобилей в условиях низких температур. Ее специфика заключается в особенностях конструкции выпускной системы отдельных марок транспортных средств. В частности, многими автопроизводителями на грузовых и пассажирских транспортных средствах выхлопная труба (глушитель) конструктивно размещается с левой стороны транспортного средства. Зимой при движении по дорогам общего пользования температура выхлопных газов и окружающей среды разная, вследствие чего из выхлопной системы автомобиля выделяется большое количество белого дыма, который существенно ограничивает видимость водителям, движущимся сзади в потоке. Следовательно, опасность маневра обгона при задымлении и как следствие ограниченной видимости полосы движения встречного направления повышает риск совершения одного из наиболее опасных видов дорожно-транспортных происшествий ― лобового столкновения транспортных средств. Авторами предлагается внести поправки в Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Статья целиком →

Харланов Р. Л. Роль государства в обеспечении безопасности критической информационной инфраструктуры на транспорте

УДК: 656.078.12


Харланов Роман Львович - аспирант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В связи с возросшей ролью обеспечения информационной безопасности в целом, а также на фоне действующего уже почти четыре года Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» актуализируется вопрос обеспечения информационной безопасности на транспорте и роли государственных органов, уполномоченных на решение соответствующих задач. При исследовании применялись формально-логический и исторический методы. В результате исследования автором формулируются выводы о приоритетных задачах государственных органов, уполномоченных на решение задач по обеспечению информационной безопасности с учетом новых вызовов и угроз, которые, прежде всего, обусловлены мощнейшим развитием сквозных цифровых технологий.

Статья целиком →

Пименов А. Н., Эфендиев Т. С. Актуальные проблемы биометрической идентификации на транспорте

УДК: 621.9.048.7


Пименов Александр Николаевич - аспирант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Эфендиев Тахир Сейпуевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Целью проведенного исследования является комплексный анализ правовой природы биометрической идентификации и ее значения в условиях трансформации транспортного комплекса. Основными используемыми в исследовании методами являются формально-логический и сравнительно-правовой в целях всестороннего анализа действующего законодательства России, а также зарубежных стран в области защиты персональных биометрических данных. Как результат исследования обоснованы выводы о положительном значении применения биометрической идентификации на транспорте, прежде всего, в целях обеспечения безопасности, а также о необходимости повышенного внимания законодателя к вопросу защиты в целом персональных данных, включая и биометрические.

Статья целиком →