Леонов С. И. Правовые основы применения технических средств и информационных технологий в целях обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте

УДК: 342.924


Леонов Сергей Иванович - ООО «РЖД-Технологии», mailto.leonov@gmail.com


Аннотация. В статье проводится анализ основных источников права, субъектов административного регулирования вопросов применения технических средств и информационных технологий для обеспечения общественной безопасности объектов железнодорожного транспорта. Определяются отрасли и институты права, нормы которых регулируют исследуемые общественные отношения. Предлагается авторская систематизация нормативных правовых актов, регулирующих схожие и смежные области общественных отношений, связанных с обеспечением общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

Статья целиком →

Лаврухин М. В. Использование искусственного интеллекта в противодействии терроризму и оптимизация требований обеспечения транспортной безопасности к объектам дорожного хозяйства

УДК: 323.28


Лаврухин Максим Витальевич - Акционерное общество «Арктикморнефтегазразведка», lawruhin.maxim@yandex.ru


Аннотация. Искусственный интеллект может оказать и уже оказывает влияние на наше общество — от здравоохранения, сельского хозяйства и промышленности до финансовых услуг и образования. Но также эти технологии не лишены риска, а некоторые вызывают беспокойство и даже страх. Они могут быть использованы в злонамеренных целях или иметь непредвиденные негативные последствия. Искусственный интеллект воплощает эту двойственность, возможно, больше, чем любая другая развивающаяся технология сегодня. Хотя он может улучшить многие секторы, он также может препятствовать осуществлению прав человека и основных свобод, в частности прав на неприкосновенность частной жизни, свободу мысли и выражения. Таким образом, любое использование технологий на базе искусственного интеллекта всегда должно сопровождаться мерами по предотвращению потенциального нарушения прав человека. В работе рассмотрены актуальные проблемы по внедрению искусственного интеллекта для противодействия терроризму на транспорте и большой потенциал при их решении.

Статья целиком →

Максуров А. А. Расследование происшествий на водном транспорте: история и современность

УДК: 656.62.052


Максуров Алексей Анатольевич - кандидат юридических наук, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова


Аннотация. В статье рассказывается об особенностях расследования происшествий на водном транспорте. Примененный автором историко-правовой подход позволяет оценить возможность возврата к ранее существовавшим формам расследования водных происшествий. История регламентации расследования показана здесь во взаимосвязи с современным пониманием данной разновидности юридической деятельности. По результатам исследования делается вывод о комплексности категории «расследование происшествий на водном транспорте» и ее несводимости к единым порядку и процедуре, поскольку специфичными остаются виды самих транспортных происшествий на воде, размер вреда и тип нарушенных общественных отношений. Автор описывает деятельность координирующего органа в этой сфере — комиссий по расследованию происшествий (несчастных случаев) на водном транспорте. Также в статье обращено внимание на возможности экспертного исследования обстоятельств происшествия в целях получения объективного знания о его причинах и механизме.

Статья целиком →

Корякин В. М., Нестеров Е. А. Правовые и теоретико-методологические основы применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) на транспорте

УДК: 342.951:656


Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ)

Нестеров Евгений Александрович - кандидат юридических наук, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье раскрывается сущность и содержание риск-ориентированного метода осуществления контрольно-надзорной деятельности на транспорте. Представлены различные точки зрения на данный способ государственного контроля (надзора), его достоинства и недостатки, дан научно-практический комментарий законодательных и подзаконных актов, регулирующих контрольно-надзорную деятельность на транспорте. Обосновано, что повсеместное внедрение риск-ориентированного метода позволит существенно повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта.

Статья целиком →

Байлиева А. С. Исследование законодательных и институциональных препятствий в развитии контрактов жизненного цикла в сфере дорожного хозяйства

УДК: 351.811


Байлиева Айгозель Сейитгельдыевна - Российский дорожный научно-исследовательский институт (ФАУ «РОСДОРНИИ»)


Аннотация. Вопросы создания в результате выполнения работы объекта и последующего его содержания с последующей утилизацией (при необходимости) всегда являлось важным направлением в транспортной отрасли. Высшие органы государственной власти Российской Федерации постоянно находятся в поиске новых инструментов повышения качества и снижения совокупной стоимости работ, способных обеспечить достижение целей и задач по самым важным направлениям развития государства. Одним из путей решения данной задачи является внедрение контракта жизненного цикла. Практика внедрения контрактов жизненного цикла становится все более актуальной с учетом специфики развития транспортной отрасли в Российской Федерации и возникающих проблем в процессе эксплуатации автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, вызванных недостатками при строительстве и реконструкции данных объектов. Принимая на себя ответственность за все элементы расходов на создание объекта и его дальнейшее содержание, единый исполнитель снижает операционные риски и уменьшает объем работ. Долгосрочный контракт с фиксированными платежами упрощает планирование заказчиком бюджета на эксплуатацию, а у исполнителя инвестиционные вложения и постоянные затраты заменяются на переменные затраты, что снижает его риски. Вместе с тем анализ правоприменительной практики, имеющейся в доступных источниках, показывает низкий уровень готовности субъектов к заключению таких контрактов в связи с недостаточным уровнем законодательного развития, требующего комплексного и рационального подхода к данному вопросу. В статье исследуются основные институциональные и законодательные препятствия, преграды, препятствующие заключению и исполнению контрактов жизненного цикла в транспортной отрасли. Вносятся предложения, направленные на устранение пробелов в праве.

Статья целиком →

Коткин П. Н., Задорожный А. А. Отдельные аспекты повышения антитеррористической защищенности на объектах транспортной инфраструктуры

УДК: 343.341.1/342.3:656


Коткин Петр Николаевич - кандидат юридических наук, профессор, Институт международной торговли и права, kotkinpn1923@mail.ru

Задорожный Артем Анатольевич - Московский государственный университет имени Ломоносова, arzadorognij@gmail.com


Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты использования технико-криминалистических средств применительно к объектам транспортной инфраструктуры, проанализирована практика закупки таких средств, в том числе и с целью повышения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, авторами предлагаются конкретные изменения действующего законодательства и доработка технико-криминалистического средства (запатентовано авторами) с целью повышения антитеррористической защищенности таких объектов. Авторы полагают, что с учетом совершенных недавно диверсионно-террористических актов на объектах транспортной инфраструктуры предложения как никогда актуальны.

Статья целиком →

Бажанов С. В., Малахов А. А. Роль линейных органов внутренних дел (полиции) в обеспечении безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Российской Федерации

УДК: 351.749


Бажанов Станислав Васильевич - доктор юридических наук, профессор

Малахов Андрей Аркадьевич - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы, касающиеся особенностей юридического статуса линейных управлений, отделов, отделений и пунктов органов внутренних (полиции), равно трактуемых Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации в качестве органов дознания, что, по мнению авторов, вызывает неприятие. Они подробно анализируют нормы федерального законодательства, а также иных (подзаконных) нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих порядок выявления и расследования дознавателями линейных органов внутренних дел (полиции) преступлений, совершаемых, главным образом, на железнодорожных вокзалах.

Статья целиком →

Афанасьева О. Р. Состояние и тенденции развития рецидивной преступности на транспорте

УДК: 343.85


Афанасьева Ольга Романовна - доктор юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), afanasevаor@yandex.ru


Аннотация. Транспортная преступность лиц, ранее совершавших преступления, образует самостоятельный объект криминологического познания. Необходимость установления специфических свойств, характеристик и тенденций развития рецидивной преступности обусловливают актуальность проведения криминологического исследования, посвященного установлению состояния и тенденций развития рецидивной преступности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, имеющей повышенную степень общественной опасности и влекущей более масштабные социальные последствия. Подобные научно-практические разработки способствуют координации деятельности всех субъектов предупреждения рецидивной преступности, научно-обоснованной выработке управленческих решений, реализации эффективных мер профилактики и формирования федеральных и региональных программ борьбы с преступностью. В статье на основании данных официальной статистики ФКУ «ГИАЦ МВД России» представлена динамика транспортных преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, в 2017—2022 гг. Охарактеризован показатель удельного веса транспортной рецидивной преступности в структуре расследованных преступлений на транспорте. На основании анализа показателей, отражающих помесячную динамику рецидивной преступности, посредством метода скользящего года автор представил модель развития транспортной рецидивной преступности. Также в статье представлено территориальное распределение рецидивной преступности на объектах транспортной инфраструктуры, в результате чего было установлено, что практически половина рецидивной транспортной преступности (47,1%) расследуется тремя из десяти Управлений на транспорте МВД России по федеральным округам. Автором отмечаются положительные преобразования в структуре транспортной рецидивной преступности. Особое внимание в статье уделяется показателям, отражающим: динамику числа выявленных лиц, ранее совершавших преступления, их половозрастную структуру и имеющийся преступный опыт. Также на основании анализа показателей, отражающих помесячную динамику числа выявленных лиц, ранее совершавших преступления, посредством метода скользящего года автор представил модель проявления криминальной активности рецидивистов.

Статья целиком →

Афанасьев П. Б., Коимшиди Г. Ф. Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних на транспорте

УДК: 343.851.5:351.749.6


Афанасьев Павел Борисович - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), afanasevpb@mail.ru

Коимшиди Георгий Феофилактович - кандидат технических наук, доцент, ВНИИ МВД России, koim@mail.ru


Аннотация. В качестве самостоятельного объекта криминологического изучения угроз транспортной безопасности выделяется состояние и тенденции преступности несовершеннолетних на объектах транспортной инфраструктуры. Невозможно прогнозирование и планирование стратегии борьбы с преступностью несовершеннолетних на объектах транспорта в отсутствие представления о масштабах и тенденциях развития криминального явления. В статье представлен анализ официальных статистических данных ФКУ «ГИАЦ МВД России», отражающих количество преступлений, совершенных несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры, и число лиц, выявленных за совершение анализируемых преступлений, в период с 2017 г. по 1 октября 2022 г. Криминологический анализ официальных статистических данных основывался на методах нарастающего года и скользящего года, позволивших учесть сезонные вариации преступности несовершеннолетних. На основании помесячного анализа статистических данных за период с 2017 г. по 2022 г. авторы графически представляют волнообразную динамику преступности несовершеннолетних на объектах транспортной инфраструктуры с трендом роста и числа выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, с трендом снижения. Данные, отражающие географию преступности несовершеннолетних на транспорте, свидетельствуют, что большинство анализируемых преступлений расследуются управлениями на транспорте МВД России по Центральному и по Приволжскому федеральным округам, что предопределяется особенностями разветвленности и протяженности транспортных магистралей и инфраструктуры России. Характеристика степени общественной опасности преступности несовершеннолетних на объектах транспортной инфраструктуры представлена посредством анализа показателей структуры преступности по категориям совершаемых несовершеннолетними преступлений и индекса тяжести преступности несовершеннолетних.

Статья целиком →

Землин А. И. Правовые проблемы инновационного развития транспортной отрасли

УДК: 347.4 (075.32)


Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Российский университет транспорта (МИИТ), zemlin.aldr@yandex.ru


Аннотация. В статье отражаются основные положения доклада, прочитанного автором на Международном научно-практическом круглом столе «Теоретико-прикладные перспективы правового обеспечения развития экономики», организованном юридическим факультетом Белорусского государственного университета и Институтом управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь и состоявшемся 21 октября 2022 г. в Белорусском государственном университете. В связи с особым значением транспорта для экономики любой страны, достижения геополитического единства и суверенитета современного государства необходимость четкого и полного правового обеспечения и системного организационного упорядочивания деятельности в указанной сфере с использованием средств публично-правового регулирования очевидна. В современных условиях российской действительности степень ригористичности правового регулирования транспортных отношений закономерно возрастает. Развитие инновационных технологий и повышение автономности транспорта за счет использования автоматизированной системы вождения влекут за собой смену парадигмы правового регулирования отношений в области организации дорожного движения. Все более широкое использование высокоавтоматизированных транспортных средств детерминирует отход от ранее незыблемых постулатов о необходимости обеспечения постоянного контроля водителя за управлением транспортным средством и презумпции ответственности (в том числе и безвиновной) владельца источника повышенной опасности за вред, причиненный автомобилем. Целями работы являются исследование современного состояния и перспектив правового регулирования отношений, связанных с использованием высокоавтоматизированных автомобилей, на предмет наличия недостатков; поиск путей устранения коллизий и пробелов правового регулирования. Для уяснения смысла норм действующего законодательства и верификации их на предмет основательности и соответствия потребностям практики в качестве основных поисковых методов, используемых в работе, избраны формально-догматический и системный методы специального правового исследования. По результатам исследования сделан вывод о том, что ряд пробелов в правовом регулировании отношений, связанных с внедрением и использованием высокоавтоматизированных автомобилей, создает существенные препятствия для эффективного развития транспортного комплекса с использованием инновационных технологий. Сформулированные предложения по устранению указанных пробелов могут послужить целям определения направлений дальнейшей научной проработки проблем, имеющих существенное значение для инновационного развития экономики и транспорта.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта №22-28-20334 «Правовые средства обеспечения безопасности использования беспилотных автомобилей в мегаполисе».

Статья целиком →