Малыгин О. А. О состоянии дистанционного обучения в транспортных вузах России

УДК: 378.018.43


Малыгин Олег Анатольевич - преподаватель кафедры «Информационные технологии в юриспруденции» Юридического института, Российский университет транспорта


Аннотация. Дистанционное обучение — это способ получения образования практически всех уровней, при котором преподаватель и ученик находятся на расстоянии друг от друга и лишены возможности общаться без специальных вспомогательных средств. Эту методику изучения самых разных дисциплин также называют удаленной. Сегодня распространено не только почтовое общение между преподавателем и студентом, но и электронное — компьютер позволяет получить полноценное образование в режиме онлайн. В статье рассматривается текущее состояние использования дистанционного обучения в вузах транспортной отрасли России и особенности его востребованности и практической реализации.

Статья целиком →

Суденко В. Е. Подготовка специалистов в сфере безопасности на транспорте

УДК: 372.8:378


Суденко Владимир Егорович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института, Российский университет транспорта, почетный работник сферы образования Российской Федерации


Аннотация. В статье рассматриваются отдельные проблемные вопросы в сфере высшего образования применительно к подготовке специалистов, организующих работу по соблюдению правил безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и отвечающих за ее результаты. Указывается, что в этом вопросе со стороны ведомств, ответственных за образовательную и научную деятельность, имеются весьма существенные пробелы, в том числе в многочисленных документах и указаниях с их стороны, что влечет бессмысленное увеличение бумаготворческой, но никак не научной творческой работы преподавателей вузов. Подобная политика в сфере образования и науки вряд ли способствует подготовке специалистов, обладающих глубокими твердыми знаниями, необходимыми для их практической и научной деятельности, в том числе и в сфере транспортной безопасности. Придается важное значение делу привития студентам желания получать глубокие знания, необходимые в последующем на работе и в жизни, исключая погоню только за высокими оценками, нередко не подкрепленными соответствующими знаниями. Рекомендуется изменить «валовую» подготовку специалистов равно по всем направлениям в сторону привития им знаний, и соответственно, умений применять полученные знания не только в конкретной транспортной отрасли, но и по отдельным сторонам данной отрасли, что будет отвечать требованиям по обеспечению безопасности на всех объектах транспортной инфраструктуры.

Статья целиком →

Гришанова О. А., Алексеева С. А. Особенности финансовой поддержки автомобильного транспорта общего пользования в муниципальных образованиях

УДК: 656:352(1 21)


Гришанова Ольга Алексеевна - доктор экономических наук, профессор, директор Учебно-делового центра при Торгово-промышленной палате Ивановской области

Алексеева Светлана Андреевна - кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела науки и инноваций, Департамент научно-технологической политики и образования Минсельхоза России


Аннотация. Для обеспечения реализации вопроса местного значения, связанного с организацией транспортного обслуживания населения как внутри сельских поселений, так и между поселениями в границах муниципального района, необходима финансовая поддержка государственными и муниципальными органами власти перевозчика. Автотранспортные пассажирские предприятия несут убытки в связи с низким уровнем пассажиропотоков в поселениях и государственным регулированием цен. Объединение финансовых ресурсов возможно посредством межмуниципальных соглашений. Основанием для финансовой поддержки автомобильного транспорта общего пользования в муниципальных образованиях является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в котором к вопросам местного значения как поселений, так и муниципальных районов, отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения и между поселениями в границах муниципального района.

Статья целиком →

Дмитриева О. А. Рекомендации по совершенствованию применения таможенной процедуры таможенного транзита в Российской Федерации при перевозках товаров автомобильным транспортом

УДК: 339.5


Дмитриева Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела», Российский университет транспорта, davis6589@mail.ru


Аннотация. Транспортное обеспечение представляет собой систему технических, технологических, экономических, правовых и организационных элементов, находящихся во взаимосвязи. Технические элементы характеризуются учетом физико-химических свойств товаров, а также эксплуатационными параметрами транспортных средств. Технологические элементы транспортного обеспечения направлены на повышение качества транспортного обслуживания с минимизацией затрат. Экономические элементы заключаются в методах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Правовые элементы представляют собой международные договоры и соглашения в сфере использования транспортных средств. Организационные элементы транспортного обеспечения состоят в информационном обеспечении транспортных процессов внешнеэкономической деятельности. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством использования определенных видов транспорта. Стоит отметить, что конкретный вид транспорта влияет на характер транспортного обеспечения, который определяется целесообразностью и эффективностью. Особенность автомобильного транспорта состоит в том, что он является одним из широко используемых и позволяет доставить товар по схеме «от двери до двери», т.е. от начального до конечного пункта без осуществления перегрузок.

В данной статье автор предпринял попытку отразить проблемы и рекомендации по совершенствованию применения таможенной процедуры таможенного транзита в Российской Федерации при перевозках товаров автомобильным транспортом. А также описал предпосылки внедрения единой компьютеризированной транзитной системы (ЕКТС), принимая во внимание международный опыт и опыт такого интеграционного объединения, как Евразийский экономический союз. Автор проанализировал зарубежный опыт применения процедуры таможенного транзита с учетом автоматизированных систем.

Статья целиком →

Правкин С. А. Реализация механизма государственно-частного партнерства в транспортной сфере

УДК: 658.115.33


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института, Российский университет транспорта


Аннотация. В статье рассматриваются проблемы финансирования и софинансирования при реализации инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в транспортном комплексе. Считая одним из важных инструментов инфраструктурных преобразований государственно-частное партнерство, автор исследует механизм согласования публичных и частных интересов для реализации социально значимых проектов. Проводится сравнительно-правовой анализ транспортного и инвестиционного законодательства применительно к соглашениям о государственно-частном партнерстве. Соответственно, прослеживается реализация механизма государственно-частного партнерства в транспортной сфере. В статье рассмотрены средства реализации инвестиционной политики, модели распределения рисков между государством и частным бизнесом. Обоснование важности организационно-правовых гарантий для частного партнера является основным методологическим и процессуальным средством и концептуальным подходом исследования для защиты инвестора от неблагоприятных изменений национального законодательства. Структурное развитие транспортной системы при реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года связывается с необходимостью развития различных форм в рамках заключаемых соглашений о государственно-частном партнерстве. Автор предлагает меры и формы взаимодействия органов государственной власти и инвесторов при реализации транспортных проектов с большими сроками окупаемости. Обращается внимание, что реализация государственно-частного партнерства в транспортной сфере и проведение структурных реформ на всех видах транспорта ведет к децентрализации управления и увеличению доли частного капитала. Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с учетом влияния друг на друга программ на отдельных видах транспорта с применением механизма государственно-частного партнерства может привести к снижению бюджетной нагрузки методом привлечения частных инвестиций в социально значимые сферы экономики. Данный подход при реализации в полной мере является фактором демонополизации рынка и обеспечения конкурсных процедур в транспортных проектах. Механизм государственно-частного партнерства при реализации на транспорте дает возможность привлечения реальных инвестиций, защищая внутренний рынок, так как в отличие от концессионных соглашений частным партнером может быть только российское юридическое лицо. Совершенствование механизма государственно-частного партнерства в транспортной отрасли расширяет возможности участия транспортных кампаний в инвестиционной деятельности. На основе анализа действующего транспортного и инвестиционного законодательства, практики его применения и обобщения выводов по данной проблематике в научной литературе в статье делается заключение об определенном несовершенстве реализации механизма государственно-частного партнерства на транспорте, в том числе с учетом недостаточного использования мер бюджетной политики. Бюджетные ассигнования в соответствии с бюджетной классификацией под данные проекты должны быть синхронизированы по срокам с планами реализации инвестиционных соглашений с учетом действия лимитов бюджетных обязательств. Основными проблемами при реализации данного механизма являются не вполне согласованные между собой его материально-правовые и процессуально-правовые аспекты. В связи с этим предлагается активнее использовать методологическую основу финансово-бюджетного регулирования для качественного согласования и исполнения проектов с обеих сторон.

Статья целиком →

Рудакова Е. Н., Скрынченко Б. Л., Дмитриева О. А., Мороз В. Д. Роль Всемирной таможенной организации в совершенствовании международного законодательства с целью улучшения таможенного сотрудничества

УДК: 339.543:061.1(100)


Рудакова Елена Николаевна - доктор политических наук, доцент, заведующий кафедрой «Таможенного права и организации таможенного дела» Юридического института, Российский университет транспорта, alena_dr@rambler.ru

Скрынченко Борис Леонидович - кандидат экономических наук, профессор кафедры «Таможенного права и организации таможенного дела» Юридического института, Российский университет транспорта, sbl-66@mail.ru

Дмитриева Ольга Александровна - кандидат экономических наук, кафедрой «Таможенного права и организации таможенного дела» Юридического института, Российский университет транспорта, davis6589@mail.ru

Мороз Владимир Дмитриевич - кандидат исторических наук, доцент, старший преподаватель кафедры экономических теорий и военной экономики, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Минобороны России, +79037895981@yandex.ru


Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, объединения таможенных органов, учреждений и организаций — это непростой и многосторонний механизм, обеспечивающий решение многопрофильных и объединенных функциональной общностью единых и целостных задач. В связи с тем что система таможенных органов и ее отдельные составляющие играют главную и очень важную роль в процессе таможенной деятельности, на них возлагается задача обеспечения соблюдения определенных в процессе таможенного регулирования порядка и правил при помощи проведения таможенного администрирования и функциональной составляющей процесса таможенного регулирования. Путем согласования нормативно-правовой базы появляется возможность вхождения государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в мировую экономику. Основными результатами работы является анализ современного состояния отношений между Всемирной таможенной организацией и странами — участниками ЕАЭС и определения возможной скорейшей интеграции ЕАЭС во Всемирную таможенную организацию.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в условиях постоянного увеличения объема внешней торговли и увеличивающейся нагрузки на таможенные органы наибольшую значимость для таможенного дела приобретает применение информационных систем и технологий. Применение информационных систем увеличивает контроль над участниками внешнеэкономической деятельности, ускоряет процесс таможенного оформления и таможенных процедур.

В результате авторы пришли к выводу, что внедрение более рентабельных механизмов продвижения позиции России в ЕАЭС и инновации в отечественный производительный комплекс позволят более эффективно применять меры таможенно-тарифного регулирования.

Статья целиком →

Мотасова Д. Д. Международно-правовое регулирование использования беспилотных летательных аппаратов

УДК: 341.9


Мотасова Дарья Даниловна - заместитель генерального директора ООО «Спецсетистрой»


Аннотация. В Мировом сообществе в настоящее время наблюдается «бум» развития беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) предполагает, что объем рынка дронов к 2020 г. достигнет 7 млн FAA, и предсказывает рост рынка в 2,8 раза. Власти разных стран уверены, что резкое увеличение числа запусков БПЛА требует особого контроля контроля [1]. По прогнозу SESAR, подготовленному при поддержке Boston Consulting Group, полеты дронов над плотнонаселенной городской территорией в странах Европейского Союза будут происходить к 2050 г. в течение 250 млн часов ежегодно. В случае коммерческого применения «беспилотников» не в мегаполисах масштабы другие, но и в этом случае перемещаться в воздухе будут сотни и тысячи «беспилотников». А ограничение высоты полетов и запреты полетов над какими-либо объектами или территориями увеличивают «плотность» трафика [2]. Опасность заключается в том, что в один момент в результате целевой террористической атаки или «небольшой» кибервойны может, например, быть остановлена подача электричества, работа больниц, аэропортов, промышленных объектов. Поэтому вопрос, может ли это случиться и когда, — не праздный, а реальный и актуальный.

Статья целиком →

Джабиев А. П. Перспективы качественного перехода на единую систему транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Евразийского экономического союза

УДК: 339.9


Джабиев Александр Петрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института, Российский университет транспорта


Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования и совершенствования единой системы контроля автомобильных транспортных средств на внешней границе ЕАЭС при въезде на территорию государств-членов или выезде с этой территории. Дана обобщенная характеристика формированию единой информационной базы для получения сведений об итогах транспортного контроля. Обосновывается мысль о том, что одним из главных стратегических направлений формирования единой системы контроля автомобильных транспортных средств является обустройство автодорожной инфраструктуры, содействующей активизации участия ЕАЭС в глобальном развитии мирохозяйственных связей. Автором аргументирован вывод о том, что в развитии внешнеэкономических связей между государствами — членами ЕАЭС автомобильный транспорт занимает особое место в цепочке доставки грузов в целях налаживания тесных внешнеэкономических связей между географически отдаленными странами и регионами, обслуживая практически все отрасли экономики.

Статья целиком →

Хотько О. А. Юридическая ответственность за несоблюдение экологических требований при осуществлении транспортной деятельности

УДК: 349.6


Хотько Ольга Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экологического и аграрного права, Белорусский государственный университет


Аннотация. В настоящее время в связи с активным стремлением государств участвовать во взаимовыгодных проектах в рамках инициатив по установлению процессов общего развития стран — участниц ЕАЭС, направленных на формирование единого рынка и создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, вопросы экологической безопасности транспортной деятельности приобретают особую актуальность. Правовое обеспечение экологической безопасности в современных условиях хозяйствования является приоритетной задачей государственной экологической политики. Как внутренние (в рамках одного государства), так и глобальные тенденции развития экономики непосредственно оказывают воздействие на состояние защищенности окружающей среды и благополучие населения. Экологическая безопасность включает в себя комплекс мер, осуществляемых системно и постоянно при соответствующем правовом регулировании. Поддержание окружающей среды при осуществлении транспортной деятельности на должном уровне в целях сохранения ее благоприятной для будущих поколений зависит от применяемых установленных на законодательном уровне мер экономического стимулирования охраны окружающей среды и мер юридической ответственности за нарушение правовых норм. В статье показаны проблемы экологической безопасности транспортной деятельности, актуальность правового обеспечения экологической безопасности данной сферы. Акцентируется внимание на объектах транспортной деятельности, причиняющих вред окружающей среде. Отмечены меры юридической ответственности субъектов транспортной деятельности за нарушение эколого-правовых требований. Указывается на необходимость совершенствования санкций к причинителям вреда при осуществлении транспортной деятельности с целью обеспечения экологической безопасности.

Статья целиком →

Корякин В. М., Талыбов Р. А. Правовые проблемы изъятия земельных участков для обустройства пунктов пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации

УДК: 349.41:656


Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института, Российский университет транспорта

Талыбов Руфат Акифович - юрист, сотрудник центра правовой помощи «Эквитас»


Аннотация. Распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 159-р к ведению Минтранса России отнесено федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ «Росгранстрой»). До вступления в силу указанного распоряжения ФГКУ «Росгранстрой» являлось подведомственной организацией Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации (Росграницы). Одной из важнейших функций данного учреждения является подготовка документов для проведения мероприятий по изъятию, в том числе путем выкупа, закреплению и резервированию земельных участков для федеральных нужд. Подобного рода мероприятия, связанные с изъятием земельных участков, необходимы для расширения и реконструкции действующих пунктов пропуска и создания новых в связи с постоянным ростом транспортных потоков через Государственную границу РФ. Данное обстоятельство актуализирует вопрос об осуществлении анализа правовых проблем изъятия земель.

В статье рассматриваются проблемные вопросы правового характера, возникающие при осуществлении мероприятий по созданию новых и обустройству существующих пунктов пропуска через Государственную границу РФ. Делается вывод о неполноте правового регулирования процедуры изъятия земель для этих целей, анализируется судебная практика высших судов по таким вопросам, формулируются некоторые предложения по совершенствованию правового регулирования изъятия земельных участков для государственных нужд.

Статья целиком →