Статья

Тарасенко Ю. А. Правовая конструкция перевозки по Уставу купеческого водоходства 1781 года

УДК: 656(09)


Тарасенко Юрий Александрович - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры «Гражданское право, международное частное право, гражданский процесс» Юридического института, Российский университета транспорта


Аннотация. Договор морской (речной) перевозки грузов тесно связан с развитием торговли. Россия (Русь) изначально формировалась как сухопутная держава, имевшая весьма ограниченные выходы к морю. Как результат, такой важный инструмент торговли, как морская перевозка, законодательно оформился довольно поздно — только в конце XVIII в. и был связан с принятием Устава купеческого водоходства в 1781 г. Морская перевозка осуществлялась на основании заключаемого договора. Однако правовое регулирование данного договора в Уставе было крайне непоследовательным и нечетким. В России этого периода отсутствовали многие правовые институты, необходимые для практического осуществления деятельности по коммерческому перемещению грузов морским путем. Морская перевозка представляет собой сложный комплекс юридических и фактических действий, требующих нормативной регламентации. В статье предпринята попытка проанализировать возникающие при заключении договора морской перевозки правовые отношения и выяснить его особенности.


Ключевые слова: договор; перевозка грузов; Устав купеческого водоходства; торговое право; ответственность перевозчика; деликт; неустойка; наем судна; экипаж; форс-мажор.


Литература:

  1. Кейлин, А. Д. Морское право / А. Д. Кейлин и П. П. Виноградов ; под ред. А. П. Солодилова. — М. : Водный транспорт, 1939.
  2. Тюпа, В. В. Договор перевозки в дореволюционной России // Закон. — 2008. — № 7.
  3. Гольдмерштейн, Л. М. Морское право России, Германии, Франции, Англии и Швеции. — СПб., 1903.

Загрузить статью в формате PDF


Другие статьи автора или выпуска: ,