Правкин С. А., Смирнова В. В. Правовые основы реализации проектов по инвестированию в железнодорожную инфраструктуру

УДК: 347.463:656.2


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Смирнова Вера Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматривается механизм государственного управления инвестициями в транспортной сфере. Государственное управление инвестициями тесно связано с установлением правовых основ. Для транспортных проектов это, прежде всего, создание правовой базы для инвестиционной деятельности на транспорте. В настоящее время в России отмечается доминирование железнодорожного транспорта. Поэтому важность правового регулирования всей железнодорожной инфраструктуры существенно возрастает. Задача государства состоит в гармонизации законодательства, создании условий и гарантий для инвестирования в железнодорожную инфраструктуру, которая может стать в силу своей протяженности и значимости основой развития экономики всей страны.

Статья целиком →

Губин А. В. Проблемы выделения транспортных расходов в структуре таможенной стоимости товаров

УДК: 339.562.4


Губин Алексей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема учета транспортных расходов в таможенной стоимости товаров, которая используется для их обложения различными видами таможенных платежей и применения мер таможенного регулирования. Манипуляции участников внешнеторговой деятельности с транспортными расходами служат одним из способов занижения таможенной стоимости товаров. В то же время существуют трудности с вычленением суммы транспортных расходов из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в том случае, если их оплачивал не покупатель, а продавец. Как следствие, у первого отсутствуют документы по ним. В результате таможенные органы при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров отказывают в вычете транспортных расходов после места прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза в связи с тем, что декларант не может их обоснованно выделить из цены товаров и документально подтвердить. Одним из выходов из данной ситуации является реализация права декларанта обосновать отсутствие возможности представить запрошенные документы, представив при этом иные документы и (или) сведения, подтверждающие право на вычет расходов по перевозке, которые должны учитываться таможенным органом. Однако окончательное решение по обоснованности данных вычетов остается за таможенными органами, которые не всегда идут навстречу участникам внешнеторговой деятельности в этом вопросе.

Статья целиком →

Байрамов Б. А., Моргунов М. В., Романов А. В. Балластные воды: способы борьбы с загрязнением окружающей среды

УДК: 341.9:349.6


Байрамов Булат Азатович - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)*

Моргунов Михаил Валерьевич - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)*

Романов Александр Владимирович - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)*


Аннотация. Хозяйственная и экономическая деятельность человека приводит к тому, что под воздействием антропогенных факторов Мировой океан интенсивно истощается как в экологической, так и в экономической составляющей. Человечеству необходимо разрешить сложившуюся проблему растущих потребностей и ограниченности ресурсов. В представленной статье будут рассмотрены возможные способы борьбы с загрязнением окружающей среды, вызываемым сбросом судами балластных вод, а также особенности национального законодательства в сфере экологического права с оглядкой на зарубежный опыт, для определения возможных путей снижения негативного влияния на окружающий нас мир.

* Научный руководитель — преподаватель кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ) Д. И. Лычев.

Статья целиком →

Лычев Д. И. Правовая охрана атмосферного воздуха в деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

УДК: 349.6:656.13


Лычев Дмитрий Игоревич - преподаватель кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В российской правовой науке мало уделено внимания теме соотношения экологического и транспортного права, но Российские железные дороги в современной ситуации являются «локомотивом» по правовой охране атмосферного воздуха. Исходя из этого, мы видим, что железнодорожный вид транспорта в России одним из первых начал проводить долгосрочную эколого-правовую политику. При этом подвижной состав и стационарные источники продолжают выбрасывать загрязняющие вещества в объеме, с которым невозможно дальнейшее развитие. Существует проблема уничтожения лесных защитных насаждений. В связи с этим в современной правовой системе необходимо четко разграничить правовую ответственность между ОАО «РЖД», государственными и муниципальными органами власти в рамках контроля за лесозащитными насаждениями и состоянием атмосферного воздуха.

Статья целиком →

Эфендиев Т. С., Ивакин В. И. Административная ответственность за экологические правонарушения на транспорте

УДК: 342.9:656.13.502.3


Эфендиев Тахир Сейпуевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры административное право, экологическое право, информационное право Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), t.s.efendiev@mail.ru

Ивакин Виктор Иванович - кандидат юридических наук, доцент кафедры административное право, экологическое право, информационное право Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), list.interneta@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы применения административной ответственности за правонарушения в области окружающей среды; определены признаки, отличающие названную категорию от других разновидностей юридической ответственности, в частности, от эколого-правовой ответственности. Эколого-правовая ответственность есть самостоятельная форма ответственности, применяемая в том числе и за правонарушения на транспорте, которая в совокупности с другими образует такой институт права, как юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Исследователями сделана попытка классификации разновидностей административной ответственности за экологические правонарушения, определенное внимание уделено основаниям применения данной формы ответственности, которыми являются правонарушения в области охраны природной среды, так или иначе связанные с транспортом. Предложена систематизация таких оснований; выделены, например, правонарушения в области лесных отношений, горного законодательства, правил охраны водных объектов, правил охраны атмосферного воздуха и иные. В числе последних выделяются административные экологические правонарушения, совершенные на железнодорожном, воздушном, речном, морском, трубопроводном транспорте. Также в работе рассмотрены административные наказания, которые налагаются за правонарушения в данной сфере отношений. Ими являются предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административное приостановление деятельности.

Статья целиком →

Овечкин А. П. Валютно-правовой статус транспортных организаций как резидентов в системе валютных правоотношений

УДК: 347.752:656


Овечкин Александр Петрович - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта, aleksaovech@yandex.ru


Аннотация. Анализ развития современных международных связей убедительно свидетельствует, что транспортные организации становятся все более и более активными участниками этих связей, осуществляя перевозочный процесс пассажиров и грузов, а следовательно, все они активнее втягиваются в систему валютных правоотношений. В этом ракурсе актуальным становится исследование их валютно-правового статуса. В данной статье валютно-правовой статус транспортных организаций рассматривается как совокупность общих, особых и дополнительных прав и обязанностей, а также ответственности за нарушения валютного законодательства. При этом исследуется валютно-правовой статус только тех транспортных организаций, которые являются резидентами в соответствии с российским валютным законодательством. В статье рассматриваются как теоретические аспекты проблемы, так и проблемы правоприменительной практики, а также даются некоторые рекомендации. Методологической основой послужили работы ведущих специалистов в области валютного права. Нормативной основой являются акты валютного законодательства, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля. При написании статьи автор опирался на диалектический метод познания, и такие специальные методы научного познания, как системный и сравнительный анализ.

Статья целиком →

Мазур С. Ф., Карпычева Е. В. Применение профессиональных стандартов отдельными категориями работников как одно из средств обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

УДК: 34 (078)


Мазур Сергей Филиппович - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра Академии управления МВД России

Карпычева Елена Вячеславовна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В научной статье авторы изучают цели, задачи, порядок применения профессиональных стандартов, связанных с деятельностью работников железнодорожного транспорта и обеспечением безопасности этого вида транспорта. Проведен сравнительный анализ профессиональных стандартов: проводник пассажирского поезда; поездной электромеханик железнодорожного транспорта; ревизор по безопасности движения поездов. Рассмотрены обобщенные трудовые функции, трудовые навыки, трудовые действия, а также знания и умения, регламентированные названными профессиональными стандартами, принятыми с целью обеспечить безопасность перевозки пассажиров, грузов, багажа, экологическую безопасность. Анализируемые профессиональные стандарты призваны стимулировать работников к изучению и грамотному применению нормативных правовых и локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность по организации безопасности на железнодорожном транспорте. В работе также анализируется достаточность официального опубликования приказов Минтруда России, утвердивших данные профессиональные стандарты, только на официальном интернет-портале правовой информации и официальном сайте Минтруда России.

Статья целиком →

Землина О. М., Землин А. И. О некоторых организационно-правовых аспектах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в процессе расходования бюджетных средств в интересах решения общесистемных транспортных задач в условиях цифровизации экономики

УДК: 347.73:656


Землина Ольга Михайловна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), член Научно-консультационного совета Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук, почетный работник высшего профессионального образования, Zemlinа.О@yandex.ru

Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), член Научно-консультационной секции Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Zemlin.Aldr@yandex.ru


Аннотация. В статье исследованы правовые основы и практика организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в интересах обеспечения развития транспортной системы России, выявлено значение внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в условиях применения программно-целевого и проектного методов планирования бюджетных расходов в целях решения общесистемных транспортных задач. По результатам анализа теоретических основ и легализованных в законодательстве основ правового обеспечения и организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита выявлены противоречия и пробелы российского законодательства, проанализированы изменения бюджетного законодательства, вступающие в силу в 2020 г., предложены направления совершенствования правового регулирования в целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в условиях реализации программно-целевого метода и проектного подхода к развитию транспортной системы России в соответствии с целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, а также показателями и индикаторами государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

Статья целиком →

Землин А. И. Организационные и правовые проблемы подготовки кадров для системы обеспечения транспортной безопасности

УДК: 378.046.4:656.62.08


Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), член Научно-консультационной секции Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Zemlin.Aldr@yandex.ru


Аннотация. В статье с использованием инструментария формально-догматического анализа исследованы нормы правовых актов современного российского транспортного и образовательного законодательства, результаты которого показали необходимость повышения качества правового регулирования отношений в сфере подготовки специалистов для сил обеспечения транспортной безопасности и персонала, допускаемого к работам, связанным с обеспечением транспортной безопасности в процессе эксплуатации транспорта и использования объектов транспортной инфраструктуры. Результаты исследования показали необходимость повышения эффективности организационной составляющей и правовой основы системы подготовки квалифицированных кадров для сил обеспечения транспортной безопасности. Подготовка статьи была детерминирована потребностями выявления закономерностей развития системы подготовки квалифицированных кадров для сил обеспечения транспортной безопасности в условиях роста угроз транспортной безопасности, фиксации перспективных направлений, принципов и актуальных форм развития правовых и организационных основ системы подготовки квалифицированных кадров для сил обеспечения транспортной безопасности. Исследование осуществлено с использованием методики системно-правового анализа, применением формально-юридического подхода. Представленные научные результаты могут послужить отправной точкой для дальнейшей дискуссии о перспективах, тенденциях и направлениях развития российского законодательства в интересах обеспечения транспортной безопасности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-011-00658 «Транспортная безопасность: теоретико-правовые основы, административно-правовые и уголовно-правовые средства обеспечения в Российской Федерации».

Статья целиком →

Новикова О. В. Современное состояние преступности на железнодорожном транспорте

УДК: 343.346.8


Новикова Ольга Валентиновна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Транспорт — важнейшая отрасль российской экономики, от уровня его работы зависит успешное осуществление экономической стратегии государства и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства и торговли. Количество преступлений на транспорте в целом по стране с 2013 г. сократилось, однако можно отметить их рост в 2017 г. Как показывают прогнозы, в конце 2019 г. количество преступлений вполне может превысить уровень 2013 г. Судебно-следственная практика на железной дороге показывает, что наибольшую общественную опасность и материальный вред наносят именно кражи грузов, совершенные непосредственно из подвижного состава. Показатели количества преступлений в сфере грузовых перевозок на железной дороге и в настоящее время остаются высокими. Рассматриваемые преступления имеют своеобразную специфику, обусловленную работой самого железнодорожного транспорта, что существенно затрудняет их оперативное выявление, раскрытие и предотвращение. В данной статье приводятся статистические данные о тех видах преступлений, которые совершаются на железнодорожном транспорте. Отмечается, что преступления на транспорте латентны. При выработке мер по предупреждению и профилактике преступлений на железной дороге особенно необходимо учесть причины латентности и специфические особенности путей сообщения.

Статья целиком →