Овечкин А. П. Валютные операции между транспортными организациями-резидентами и иными резидентами и нерезидентами

УДК: 336.71:339.74:656


Овечкин Александр Петрович - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Современная внешнеэкономическая, внешнеполитическая, туристическая деятельность, организация международного культурного обмена невозможны без соответствующего транспортного обеспечения. В ходе перевозочного процесса транспортным организациям приходится не только решать различного рода проблемы, связанные с перемещением во времени и пространстве, но исполнять свои расчетные обязательства с резидентами и нерезидентами. Следовательно, активное вовлечение российских транспортных организаций в различные сферы современного международного процесса включают их не только в область перевозочного процесса, но и делает их активными участниками валютных отношений. Поэтому одним из актуальнейших аспектов исследования международных перевозок является правовое регулирование валютных операций, совершаемых транспортными организациям — резидентами с другими резидентами и нерезидентами. Между тем проблема включения транспортных организаций в орбиту валютно-правовых отношений не получила в научных источниках должного освещения. В данной статье автор обращается лишь к некоторым ее аспектам. В частности, в статье дается определение понятию транспортной организации — резидента, рассматриваются валютные отношения транспортных организаций — резидентов с посредниками-резидентами, некоторые проблемы, возникающие в сфере валютных правоотношений при перевозке грузов и пассажиров, а также связанные с функционированием транспортной инфраструктуры.

Статья целиком →

Губин А. В. Влияние показателей результативности и эффективности функционирования таможенных органов Российской Федерации на сферу транспортных услуг в международной торговле

УДК: 339.5


Губин Алексей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Эффективность и результативность функционирования ФТС России оказывает существенное влияние на многие отрасли экономики страны, в том числе на развитие транспорта. Развитие международной торговли невозможно без предоставления услуг по международным перевозкам товаров. В свою очередь, на результаты оказания этих услуг влияет исполнение контролирующих и надзорных полномочий таможенных органов. Предметом данной статьи является зависимость сферы транспортных услуг по международной перевозке грузов от показателей результативности и эффективности функционирования таможенных органов РФ. В настоящее время существует многоаспектная система оценки эффективности и результативности функционирования таможенных органов, которая состоит из нескольких уровней, включает большое количество различных показателей. Целью данной статьи является рассмотрение показателей, оказывающих воздействие на сферу транспортных услуг в части международных перевозок грузов. Существует значительное количество научных работ, посвященных проблемам оценки результативности и эффективности функционирования таможенных органов. Однако воздействие данных показателей на сферу транспорта, как правило, не рассматривается. Тем не менее очевидно, что область таможенного дела и транспортная отрасль неразрывно связаны и оказывают взаимное влияние. Поэтому рассмотрение показателей результативности и эффективности таможенных органов в аспекте международной перевозки товаров представляется весьма актуальным. В данной статье рассмотрены показатели результативности и эффективности функционирования таможенных органов в разрезе автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, что обусловлено особенностями совершения таможенных операций в отношении отдельных видов транспорта. Также интерес в плане транспорта представляют индикативные показатели работы таможенных органов. Данные категории показателей представляют интерес как внешние факторы, оказывающие влияние на эффективность транспортных услуг. Таким образом, при повышении результативности и эффективности функционирования таможенных органов будут улучшаться показатели транспортных услуг в сфере международных перевозок. При создании транспортных коридоров, при расчете параметров международной перевозки данные показатели должны приниматься в расчет в качестве показателей внешней среды.

Статья целиком →

Опенышев О. С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства на транспорте в условиях распространении новой коронавирусной инфекции (опыт Московской межрегиональной транспортной прокуратуры)

УДК: 347.963


Опенышев Олег Сергеевич - кандидат юридических наук, заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора, государственный советник юстиции 3 класса


Аннотация. В статье на основе применения методик системно-правового анализа законодательства о прокурорском надзоре и транспортного законодательства, критического осмысления опыта деятельности аппарата Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, транспортных прокуроров представлены результаты исследования принципиальных подходов к организации прокурорского надзора за исполнением законодательства на транспорте в условиях распространении новой коронавирусной инфекции. В ходе проведенного анализа вскрыты некоторые противоречия и пробелы законодательства, имеющие существенное теоретическое и практическое значение для обеспечения законности на транспорте в условиях угрозы завоза и распространения коронавирусной инфекции. Анализируются основные нарушения, выявляемые в ходе прокурорских проверок в транспортной сфере в условиях распространении новой коронавирусной инфекции. Особое внимание уделяется анализу деятельности контролирующих органов как средства обеспечения законности и дисциплины участников транспортных правоотношений. Сформулированы и обоснованы отдельные выводы о необходимости совершенствования нормативной правовой основы, а также организации прокурорского надзора за исполнением законодательства на транспорте в условиях распространении новой коронавирусной инфекции, которое должно быть основано на выработке единых методологических подходов к разработке понятийно-категориального аппарата в интересах гармонизации и приведения правовых терминов в соответствие с потребностями повышения эффективности и законности транспортной деятельности, устранения коллизий и пробелов правового регулирования.

Статья целиком →

Мазаева М. В. Актуальные организационно-правовые вопросы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности

УДК: 351.81


Мазаева Марина Владимировна - консультант одела Управления транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта, mmv_06@mail.ru


Аннотация. Статья содержит результаты системно-правового анализа одного из актуальных вопросов нормативного правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности, имеющего проблемный характер и непосредственно связанного с процедурами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. На основе анализа нормативных правовых актов, учебной и научной литературы автором статьи сделан вывод, что в настоящее время законодательством не в полной мере урегулирован вопрос однозначного и полного определения круга заявителей на аттестацию, что на практике приводит к конфликту интересов между работником и работодателем при изменении места работы сотрудника подразделения, имеющего соответствующую аттестацию, в частности, при переходе его на другое место работы. Автор особо подчеркивает тот факт, что на сегодняшний день полноправным владельцем выданных свидетельств об аттестации работника в качестве сил обеспечения транспортной безопасности является исключительно работодатель. Указанный вывод подтверждается тем обстоятельством, что согласно действующему законодательству только он является стороной договорных отношений, возникающих при проведении мероприятий в целях аттестации, с органом аттестации и (или) аттестующей организацией. По результатам формально-догматического анализа правовых актов отмечается, что работодатель в возникающих правоотношениях является владельцем объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, предназначенных для грузопассажирских перевозок, или юридическим лицом, являющимся подразделением транспортной безопасности, или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве такого подразделения. Соответственно, именно работодатель осуществляет финансирование мероприятий, связанных с аккредитацией и аттестацией. В связи с тем что финансирование всех мероприятий по аттестации осуществляется работодателем, передача выданного органом аттестации свидетельства об аттестации работодателем работнику, которым пройдена аттестация, в случае его перехода на работу в другую организацию может быть произведена только на добровольной основе при отсутствии конфликта интересов. При наличии же различного рода конфликтов интересов свидетельство об аттестации работодателем работнику не передается. Представляется вполне логичным и обоснованным вывод о том, что указанное обстоятельство существенно снижает возможность реализации владельцем объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, предназначенных для грузопассажирских перевозок, установленных требований в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Статья целиком →

Лисеенко В. И., Романенков В. Д. Право управления транспортными средствами, осуществляющими перевозку пассажиров: проблемы выявления и контроля российских и иностранных водителей, лишенных такого права

УДК: 347.463:656.072.5


Лисеенко Виктор Иванович - исполняющий обязанности заместителя начальника — заместителя главного государственного инспектора госавтодорнадзора Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора; советник государственной гражданской службы 2 класса; старший преподаватель кафедры эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского индустриального университета; соискатель ученой степени кандидата юридических наук

Романенков Владислав Дмитриевич - генеральный директор ООО «Транспортный контроль»; студент Института государства и права Тюменского государственного университета


Аннотация. В соответствии с поручением Евразийского межправительственного совета «О взаимном признании национальных и международных водительских удостоверений, выданных в одном государстве ― члене Евразийского экономического союза, для осуществления предпринимательской деятельности на территории другой страны Евразийского экономического союза» управление транспортными средствами, осуществляющими пассажирские перевозки на территории РФ, разрешено гражданам государств ― членов ЕАЭС. В настоящее время практика показывает, что сотрудники ГИБДД (Госавтодорнадзора) при проведении контроля на линии, а также должностные лица автотранспортных предприятий, осуществляющих выпуск транспорта на линию, сталкиваются с проблемой выявления водителей-иностранцев на предмет действительности их национального водительского удостоверения (факт лишения права управления транспортным средством). По мнению авторов, проблема заключается в отсутствии возможности получения данных о действительности национальных водительских удостоверений водителей-иностранцев, например путем информационного обмена с зарубежными (российскими) базами данных национальных водительских удостоверений. Отсутствие технической и правовой основы проведения таких сверок не позволяет своевременно выявлять потенциальных «лишенцев». В связи с чем недобросовестные граждане ближнего зарубежья зачастую пользуются этим, оставаясь незамеченными, и благополучно работают водителями автобусов в различных регионах России. Кроме того авторы затронули проблему нормативно-правового регулирования взаимодействия хозяйствующих субъектов и органов ГИБДД УМВД России на предмет получения перевозчиком оперативной информации о лишении водителей ― граждан России права управления транспортным средством.

Статья целиком →

Агапов П. В., Борисов С. В. Антитеррористическая защищенность российского транспортного комплекса в сфере надзорной деятельности прокуроров

УДК: 343.341.1/342.3:656


Агапов Павел Валерьевич - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений, противодействия экстремизму НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции

Борисов Сергей Вячеславович - кандидат юридических наук, доцент, научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции


Аннотация. В статье на основе действующего законодательства и правоприменительной практики рассмотрены проблемы антитеррористической защищенности российского транспортного комплекса в сфере надзорной деятельности прокуратуры. Делается вывод о том, что прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии терроризму на транспорте, антитеррористической защищенности объектов транспортного комплекса по-прежнему остается актуальным в связи с такими современными вызовами и угрозами, как деятельность международных террористических организаций, кибертерроризм, дальнейшее старение и износ российского транспорта, проблемы с персоналом и его обучением, нарушение порядка использования воздушного пространства авиацией общего назначения и беспилотниками, массовые случаи заведомо ложных сообщений об актах терроризма, отсутствие должного контроля за использованием иностранной рабочей силы на объектах транспорта и др.

Статья целиком →

Губернаторова Э. В., Коваленко Н. Е., Вальков В. А., Тимофеев Е. И. Трансграничное страхование ответственности владельцев транспортных средств

УДК: 341.96


Губернаторова Элина Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков экономического и юридического профилей Алтайского государственного университета

Коваленко Наталья Евгеньевна - магистрант юридического института Алтайского государственного университета

Вальков Владимир Алексеевич - магистрант Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Тимофеев Евгений Игоревич - преподаватель Колледжа Алтайского государственного университета


Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы нормативного регулирования института трансграничного страхования ответственности владельцев транспортных средств. В большинстве экономически развитых государств предусмотрено обязательное страхование ответственности владельцев автотранспортных средств. В правоприменительной практике часто возникали вопросы, связанные с проблемой возмещения вреда, причиненного потерпевшим иностранным владельцем автотранспортных средств. Проанализированы особенности правового механизма страхования ответственности в зарубежных странах. Выявлена и обоснована необходимость использования универсальных инструментов страхования ответственности владельцев транспортных средств из Российской Федерации и соседних государств. В связи с пробелами в правовом регулировании видится целесообразным разработка института универсального страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств коммерческих организаций, используемых для пересечения границы СНГ, в рамка стран, входящих в Содружество Независимых Государств. Это предполагает возможность заключения коммерческими организациями любой из стран пребывания (СНГ) универсального договора страхования транспортных средств, используемых для перемещения через границы стран Содружества в любом из указанных государств. Для реализации данных положений необходимо создание единого нормативного акта, регулирующего вопросы взаимодействия в данной сфере, на уровне совместного соглашения стран СНГ. На основе проведенного исследования авторами предлагается использовать механизм, аналогичный «Зеленой карте», с доработанными усовершенствованиями. В рамках предлагаемого соглашения должны быть также урегулированы вопросы информационного обмена путем электронного взаимодействия. Предполагается, что при информационном взаимодействии в данной сфере должны учитываться принципы открытости ведения баз данных и свободного доступа к составляющей их информации. Обозначенное позволит проводить эффективный контроль над соблюдением законодательства в данной сфере.

Статья целиком →

Бажина М. А., Щекочихина Е. П. Правовое регулирование прямых смешанных перевозок в Российской Федерации

УДК: 347.463


Бажина Мария Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральского государственного юридического университета, mashsol@mail.ru

Щекочихина Елена Петровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральского государственного юридического университета, helena271@yandex.ru


Аннотация. Авторы статьи исследуют проблемные вопросы правового регулирования прямых смешанных перевозок в Российской Федерации. Прежде всего, авторы анализируют понятийный аппарат, используемый на национальном и международном уровнях, пытаются установить соотношение данных понятий. В рамках этого вопроса делается вывод о необходимости внесения изменений в действующее российское законодательство с целью преодоления противоречий в национально правовом регулировании и его унификации с международным законодательством. Кроме того, в работе подробно проанализировано содержание законопроектов, разработанных в течение последних лет в отношении правового регулирования смешанных перевозок в России. На основе системного анализа выделяются основные признаки таких перевозок, а именно: 1) участие в перевозках двух и более видов транспорта; 2) осуществление перевозки по единому документу, составленному на весь путь следования; 3) наличие оператора смешанной перевозки; 4) наличие передачи груза с использованием перевалки или с перемещением «единой перевозочной единицы». Каждый из данных признаков рассматривается детально. Особое внимание уделено вопросу о применении единого перевозочного документа в рамках осуществления смешанных перевозок. В качестве выводов предлагается четко регламентировать содержание единого транспортного документа на легальном уровне, установить его соотношение с транспортной накладной, а также закрепить за ним роль ценной бумаги, что будет способствовать упрощению перевозочного процесса. Подробно рассматривается такой признак, как наличие фигуры оператора. Его статус не определен в национальном законодательстве. Кроме того, введение данной фигуры потребует установить на легальном уровне соотношение с иными участниками транспортного процесса.

Статья целиком →

Тарасенко В. В. К вопросу о депенализации состояния опьянения как квалифицирующего признака состава преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации

УДК: 343.1


Тарасенко Виталий Викторович - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права юридического факультета Воронежского государственного университета


Аннотация. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, провозглашая Россию демократическим правовым государством, в котором высшей ценностью являются человек, его права и свободы и обязанность которого составляют признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, обеспечение их правосудием на основе равенства перед законом и судом, а потому к качеству законов, опосредующих взаимоотношения граждан с публичной властью, в частности устанавливающих меры юридической ответственности за правонарушения, предъявляются особые требования. В случаях, когда предусматриваемые законом меры публично-правовой ответственности перестают отвечать социальным реалиям, приводя к избыточному применению государственного принуждения, федеральный законодатель должен обеспечить их приведение в соответствие с новыми социальными реалиями, соблюдая при этом конституционные принципы равенства, справедливости и гуманизма. В данном аспекте, по мнению автора, в настоящее время назрела проблема депенализации состояния опьянения, выступающего квалифицирующим признаком нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ). В статье рассматривается правотворческий аспект депенализации с позиции юридико-криминологической, социально-экономической и социально-психологической обусловленности. На основе критического анализа систематического ужесточения уголовной ответственности за криминальные нарушения требований безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, совершенные лицом в состоянии опьянения, изучения статистических данных и судебной практики по данной категории преступлений автор формулирует выводы и предложения по совершенствованию соответствующих положений уголовного закона в части депенализации состояния опьянения как квалифицирующего признака состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

Статья целиком →

Суденко В. Е., Далгатова А. М., Курашева А. Г. Специалисты — консультанты по уголовным делам о транспортных преступлениях

УДК: 343.346


Суденко Владимир Егорович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник сферы образования

Далгатова Аминат Магомедгаджиевна - аспирант кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Курашева Айганым Галымбаевна - аспирант кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье раскрываются особенности применения специальных знаний в области транспортной безопасности, необходимых при раскрытии и расследовании транспортных преступлений. Отдельно обращается внимание на отграничение эксперта от специалиста, которое можно провести по характеру деятельности, осуществляемой ими. Привлечение специалиста к расследованию происходит в связи с тем, что его знания и практический опыт могут помочь следователю обнаружить, зафиксировать и изъять некоторые источники доказательств по уголовному делу. Относительно эксперта отмечается, что он в процессе производства назначенной экспертизы дает ответы на поставленные следователем вопросы, по которым готовит свое заключение. Помимо этого основаниями деятельности специалиста по обнаружению и изъятию источников доказательств являются указания следователя, и она реализуется под его контролем, результатом чего становятся выводы, вытекающие из установленных им фактов. В то же время выводы, сделанные на основе использованных знаний специалиста, несут характер консультации, чем они и отличаются от выводов, подготовленных экспертом. Указанное качество позволяет не только предусматривать участие специалистов в уголовном судопроизводстве в рамках уголовно-процессуального закона, но и эффективно его использовать. На стадии предварительного следствия потребность в использовании специальных знаний может проявиться либо в форме консультирования, либо в форме непосредственного участия в следственных действиях, что подтверждает исключение консультирования из перечня следственных действий. Практически консультирование проявляется в использовании специальных знаний специалиста, обладающего узконаправленным характером тех специфических знаний, в которых следователь не обладает должным уровнем компетенции, для прояснения определенных вопросов, встающих перед следствием.

Статья целиком →