Кузаков Д. В. Типичные следы преступлений, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров водным и воздушным транспортом (ст. 238 УК РФ)

УДК: 343.9:656.7.025


Кузаков Дмитрий Вадимович - преподаватель кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности, Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, d_kuzakov@inbox.ru


Аннотация. В статье отмечается значительное количество происшествий на воздушном и водном транспорте, а также сложность расследования преступлений, совершенных на данных видах транспорта, в связи с их спецификой. Автором предлагается классификация следов преступлений, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров на водном и воздушном транспорте, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан. Основанием классификации выступают факты, на которые указывают следы данного вида преступления.

Статья целиком →

Лобачев С. Л. Проект сетевого транспортного университета в контексте процессов в образовании в 2020 году

УДК: 378.1


Лобачев Сергей Львович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы готовности образовательных организаций транспортной отрасли к формированию отраслевой информационно-образовательной среды и ее практической реализации — сетевого отраслевого транспортного университета. Отмечается, что нормативная база обеспечивает возможность сетевой формы учебного процесса, а возможность интеграции транспортных вузов на программно-технологическом уровне до недавнего времени была не понятна. На ситуацию существенно повлияли процессы 2020 г., когда вузам поневоле пришлось организовывать учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, что привело к формированию набора платформ дистанционного обучения для их анализа на предмет взаимной интеграции. Кроме того, подавляющее большинство преподавателей получили опыт практического использования дистанционных технологий в учебном процессе, что позволяет говорить о формировании компетенций, необходимых для обеспечения проекта сетевого отраслевого транспортного университета преподавательским составом. В работе выделены причины, по которым практическая реализация такого университета становится вполне реальной именно в контексте событий 2020 г. Отмечается, что виртуальными представительствами учебных заведений в структуре сетевого университета являются системы дистанционного обучения вузов-участников, а очевидное преобладание платформы Moodle у транспортных вузов обеспечивает возможность реализации практически любых протоколов и регламентов, необходимых для практической реализации проекта. Утверждается, что в 2020 г. сформировались необходимые условия для реализации сетевого отраслевого университета, хотя требуется еще решить экономические и методические задачи, стоящие перед данным проектом, но такие вопросы выходят за рамки статьи.

Статья целиком →

Духно Н. А. Качество транспортного образования

УДК: 656(082)


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации


Аннотация. В статье рассматриваются проблемы определения качества образования. Оно измеряется уровнем просвещенности выпускников транспортных вузов. Недостатки в способах оценки образованности специалистов, получивших высшее образование, стало причиной формального подхода к критериям, определяющим качество транспортного образования. Уровень качества транспортного образования станет повышаться, когда появится возможность внедрить в процесс развития систему, способствующую реальному продвижению просвещенности. Система предполагает не ограничение изменений одним или двумя способами, а их совокупность и тесную связь, что обеспечит комплексный, системный подход к реальному достижению высокой подготовки востребованных транспортом специалистов. Предложенная система требует своего развития, глубокого изучения специалистами, которым будет поручено укреплять транспортное образование. Высокое нравственное мировоззрение, достойная материальная поддержка, надежные правовые регуляторы будут способствовать воплощению новых способов в практику развития транспортного образования.

Статья целиком →

Холиков И. В. Рецензия на учебник под общей редакцией профессора А. И. Землина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности (для студентов транспортных вузов)»

Холиков Иван Владимирович - доктор юридических наук, профессор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, iv_kholik@mail.ru


Аннотация. В статье дается рецензия на учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности (для студентов транспортных вузов)», подготовленный авторским коллективом кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта под общей редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации А. И. Землина.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Железнодорожные концессии в 1860-1870 годы в России

УДК: 656.2:902


Петров Юрий Иванович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта(МИИТ), petrov52@ro.ru


Аннотация. В статье рассматривается новый курс правительства на развитие частного предпринимательства в железнодорожном деле, взятый в 1860-е гг., посредством предоставления концессий железнодорожным обществам. Показано, что способствовало быстрому обогащению и появлению олигархов в России в XIX в. и что вызвало «железнодорожную лихорадку». Рассматривается роль правительственного железнодорожного фонда: цели его создания, источники формирования и направления использования. Показаны роль первого министра путей сообщения П. П. Мельникова в борьбе с злоупотреблениями в железнодорожном деле, осознание правительством основных промахов в концессионной политике и выход его на конкретные решения этой проблемы.

Статья целиком →

Кобзева О. В., Скуйбедина О. Н. Социолингвистические и культурно-семиотические особенности развития французской правовой системы

УДК: 811


Кобзева Ольга Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Методология права и юридическая коммуникация» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), fleurka2008@yandex.ru

Скуйбедина Ольга Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры «Методология права и юридическая коммуникация» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), skujbedina@mail.ru


Аннотация. Проведен анализ французской правовой системы с позиций континентального права. Данная статья представляет сравнительный анализ основных компонентов правовой общности. В ходе анализы были выявлены социолингвистические и культурно-семиотические особенности истории французского и русского права, а также определены этапы формирования языка права в обеих культурах. В статье показано своеобразие правового понятийного аппарата национального французского права. Авторы рассматривали роль и значение данной правовой системы сквозь призму «нормативного полюса» романо-германского права.

Статья целиком →

Овечкин А. П. Валютные операции между транспортными организациями-резидентами и иными резидентами и нерезидентами

УДК: 336.71:339.74:656


Овечкин Александр Петрович - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Современная внешнеэкономическая, внешнеполитическая, туристическая деятельность, организация международного культурного обмена невозможны без соответствующего транспортного обеспечения. В ходе перевозочного процесса транспортным организациям приходится не только решать различного рода проблемы, связанные с перемещением во времени и пространстве, но исполнять свои расчетные обязательства с резидентами и нерезидентами. Следовательно, активное вовлечение российских транспортных организаций в различные сферы современного международного процесса включают их не только в область перевозочного процесса, но и делает их активными участниками валютных отношений. Поэтому одним из актуальнейших аспектов исследования международных перевозок является правовое регулирование валютных операций, совершаемых транспортными организациям — резидентами с другими резидентами и нерезидентами. Между тем проблема включения транспортных организаций в орбиту валютно-правовых отношений не получила в научных источниках должного освещения. В данной статье автор обращается лишь к некоторым ее аспектам. В частности, в статье дается определение понятию транспортной организации — резидента, рассматриваются валютные отношения транспортных организаций — резидентов с посредниками-резидентами, некоторые проблемы, возникающие в сфере валютных правоотношений при перевозке грузов и пассажиров, а также связанные с функционированием транспортной инфраструктуры.

Статья целиком →

Губин А. В. Влияние показателей результативности и эффективности функционирования таможенных органов Российской Федерации на сферу транспортных услуг в международной торговле

УДК: 339.5


Губин Алексей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Эффективность и результативность функционирования ФТС России оказывает существенное влияние на многие отрасли экономики страны, в том числе на развитие транспорта. Развитие международной торговли невозможно без предоставления услуг по международным перевозкам товаров. В свою очередь, на результаты оказания этих услуг влияет исполнение контролирующих и надзорных полномочий таможенных органов. Предметом данной статьи является зависимость сферы транспортных услуг по международной перевозке грузов от показателей результативности и эффективности функционирования таможенных органов РФ. В настоящее время существует многоаспектная система оценки эффективности и результативности функционирования таможенных органов, которая состоит из нескольких уровней, включает большое количество различных показателей. Целью данной статьи является рассмотрение показателей, оказывающих воздействие на сферу транспортных услуг в части международных перевозок грузов. Существует значительное количество научных работ, посвященных проблемам оценки результативности и эффективности функционирования таможенных органов. Однако воздействие данных показателей на сферу транспорта, как правило, не рассматривается. Тем не менее очевидно, что область таможенного дела и транспортная отрасль неразрывно связаны и оказывают взаимное влияние. Поэтому рассмотрение показателей результативности и эффективности таможенных органов в аспекте международной перевозки товаров представляется весьма актуальным. В данной статье рассмотрены показатели результативности и эффективности функционирования таможенных органов в разрезе автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, что обусловлено особенностями совершения таможенных операций в отношении отдельных видов транспорта. Также интерес в плане транспорта представляют индикативные показатели работы таможенных органов. Данные категории показателей представляют интерес как внешние факторы, оказывающие влияние на эффективность транспортных услуг. Таким образом, при повышении результативности и эффективности функционирования таможенных органов будут улучшаться показатели транспортных услуг в сфере международных перевозок. При создании транспортных коридоров, при расчете параметров международной перевозки данные показатели должны приниматься в расчет в качестве показателей внешней среды.

Статья целиком →

Опенышев О. С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства на транспорте в условиях распространении новой коронавирусной инфекции (опыт Московской межрегиональной транспортной прокуратуры)

УДК: 347.963


Опенышев Олег Сергеевич - кандидат юридических наук, заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора, государственный советник юстиции 3 класса


Аннотация. В статье на основе применения методик системно-правового анализа законодательства о прокурорском надзоре и транспортного законодательства, критического осмысления опыта деятельности аппарата Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, транспортных прокуроров представлены результаты исследования принципиальных подходов к организации прокурорского надзора за исполнением законодательства на транспорте в условиях распространении новой коронавирусной инфекции. В ходе проведенного анализа вскрыты некоторые противоречия и пробелы законодательства, имеющие существенное теоретическое и практическое значение для обеспечения законности на транспорте в условиях угрозы завоза и распространения коронавирусной инфекции. Анализируются основные нарушения, выявляемые в ходе прокурорских проверок в транспортной сфере в условиях распространении новой коронавирусной инфекции. Особое внимание уделяется анализу деятельности контролирующих органов как средства обеспечения законности и дисциплины участников транспортных правоотношений. Сформулированы и обоснованы отдельные выводы о необходимости совершенствования нормативной правовой основы, а также организации прокурорского надзора за исполнением законодательства на транспорте в условиях распространении новой коронавирусной инфекции, которое должно быть основано на выработке единых методологических подходов к разработке понятийно-категориального аппарата в интересах гармонизации и приведения правовых терминов в соответствие с потребностями повышения эффективности и законности транспортной деятельности, устранения коллизий и пробелов правового регулирования.

Статья целиком →

Мазаева М. В. Актуальные организационно-правовые вопросы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности

УДК: 351.81


Мазаева Марина Владимировна - консультант одела Управления транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта, mmv_06@mail.ru


Аннотация. Статья содержит результаты системно-правового анализа одного из актуальных вопросов нормативного правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности, имеющего проблемный характер и непосредственно связанного с процедурами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. На основе анализа нормативных правовых актов, учебной и научной литературы автором статьи сделан вывод, что в настоящее время законодательством не в полной мере урегулирован вопрос однозначного и полного определения круга заявителей на аттестацию, что на практике приводит к конфликту интересов между работником и работодателем при изменении места работы сотрудника подразделения, имеющего соответствующую аттестацию, в частности, при переходе его на другое место работы. Автор особо подчеркивает тот факт, что на сегодняшний день полноправным владельцем выданных свидетельств об аттестации работника в качестве сил обеспечения транспортной безопасности является исключительно работодатель. Указанный вывод подтверждается тем обстоятельством, что согласно действующему законодательству только он является стороной договорных отношений, возникающих при проведении мероприятий в целях аттестации, с органом аттестации и (или) аттестующей организацией. По результатам формально-догматического анализа правовых актов отмечается, что работодатель в возникающих правоотношениях является владельцем объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, предназначенных для грузопассажирских перевозок, или юридическим лицом, являющимся подразделением транспортной безопасности, или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве такого подразделения. Соответственно, именно работодатель осуществляет финансирование мероприятий, связанных с аккредитацией и аттестацией. В связи с тем что финансирование всех мероприятий по аттестации осуществляется работодателем, передача выданного органом аттестации свидетельства об аттестации работодателем работнику, которым пройдена аттестация, в случае его перехода на работу в другую организацию может быть произведена только на добровольной основе при отсутствии конфликта интересов. При наличии же различного рода конфликтов интересов свидетельство об аттестации работодателем работнику не передается. Представляется вполне логичным и обоснованным вывод о том, что указанное обстоятельство существенно снижает возможность реализации владельцем объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, предназначенных для грузопассажирских перевозок, установленных требований в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Статья целиком →