Леонов С. И. Актуальные вопросы совершенствования системы правовых мер по защите объектов железнодорожного транспорта от противоправных посягательств

УДК: 342


Леонов Сергей Иванович - Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье обосновывается актуальность развития системы нормативных и иных организационных мер в области обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте. Доводы автора подкрепляются актуальной статистикой о правонарушениях и аварийности на транспорте. Отмечается множественность случаев совершения преступлений на транспорте, выделяется количество преступлений, совершенных на транспорте с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации. Автор определяет Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации как необходимое организационное основание для практического воплощения административных и правовых мер по совершенствованию системы защиты железнодорожного транспорта.

Статья целиком →

Жаворонков В. А. Актуальные проблемы судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств

УДК: 343.3/.7


Жаворонков Владимир Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье исследуются проблемы производства судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств, возникшие в результате ухода с российского рынка производителей автотранспортных средств Европы, Северной Америки, а также ряда стран Азии: Южной Кореи и Японии. Создавшееся непростое положение с обеспечением информацией процесса производства судебной экспертизы этого вида связано с тем, что деятельность официальных представительств зарубежных заводов ― изготовителей транспортных средств вышеуказанных государств на территории нашей страны была свернута. В результате информационные массивы этих предприятий, активно используемые в последнее время при установлении первичной (заводской) идентификационной маркировки, стали недоступны. Это значительно затруднило производство экспертиз и исследований маркировочных обозначений транспортных средств и снизило показатели экспертно-криминалистических подразделений (далее — ЭКП) органов внутренних дел. Разнообразие транспортных средств китайских производителей, появившихся на российском рынке, и налаживание информационных связей с ними позволяет с умеренным оптимизмом оценивать ситуацию на ближайшее будущее как положительную. Но пока основной задачей является восстановление информационных связей с производителями транспортных средств государств, прекративших свою деятельность на территории России. По результатам анализа создавшейся ситуации в данном направлении судебно-экспертной деятельности автором обозначены направления работы, которые позволили бы устранить возникшие проблемы и обеспечили бы информационное сопровождение процесса производства экспертиз и исследований маркировочных обозначений транспортных средств в будущем.

Статья целиком →

Горовой В. В., Дубовиченко С. В., Юшенкова С. Ю. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения

УДК: 343.346


Горовой Виктор Владимирович - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)

Дубовиченко Сергей Викторович - кандидат юридических наук, доцент, Московский финансово-юридический университет (МФЮА)

Юшенкова Светлана Юрьевна - Московский финансово-юридический университет (МФЮА)


Аннотация. Приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения ― одно из самых опасных транспортных преступлений, поскольку может привести к крупным авариям, гибели большого количества людей и причинению значительного имущественного вреда, наступлению иных общественно опасных последствий. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 526-ФЗ ст. 267 УК РФ изложена в новой редакции. Принципиальным стало изменение конструкции данного состава преступления с материального на состав конкретной опасности. Изучив данную норму с ретроспективной и сравнительно-правовой точки зрения, авторы пришли к выводу об обоснованности и необходимости для обеспечения транспортной безопасности использования состава конкретной опасности. Однако предложенные изменения несвободны от целого ряда недостатков как юридико-технического, так и сущностного характера. Критически оценивается введение весьма неопределенного понятия «угроза безопасности» для характеристики одного из возможных последствий данного состава преступления. Не соответствует критериям дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности за транспортные преступление и включение в качестве квалифицирующих признаков неосторожного причинения легкого и средней тяжести вреда здоровью. Авторами также изучены критерии оценки угрозы наступления общественно опасных последствий и затронута проблема содержания субъективной стороны составов конкретной опасности.

Статья целиком →

Шахназарян Э. Ф. Транспортное средство должника, находящееся за рубежом, как имущественный интерес для взыскателя в исполнительном производстве: реализация принципа разумности

УДК: 347.2/.3


Шахназарян Эдуард Флоберович - Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)


Аннотация. В настоящей статье рассматривается законодательно урегулированный механизм поиска транспортного средства должника, находящегося за пределами Российской Федерации, причем, как на стадии рассмотрения дела в суде, так и после вынесения судебного решения через призму принципа разумности. Одновременно рассмотрен механизм обращения взыскания на такое имущество. Предложены варианты по совершенствованию действующего законодательства в части поиска имущества должника на территории иностранного государства и обращения взыскания на него.

Статья целиком →

Туболев С. М. Социальная поддержка семьи и детства на примере деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

УДК: 349.3


Туболев Сергей Максимович - Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Статья посвящена анализу социальной поддержки семьи и детства на примере деятельности ОАО «РЖД». В данной статье детально анализируются программы и мероприятия, проводимые компанией в рамках социальной ответственности, направленные на улучшение условий жизни семей и детей. Автор отмечает социальную эффективность ОАО «РЖД» и позитивные результаты таких инициатив, повлиявшие на социальное благополучие детей и их родителей; обращает внимание на то, что данная компания в своих локальных актах устанавливает разветвленную систему мер социальной поддержки семьям своих работников, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Раскрываются отдельные виды мер социальной поддержки семьи и детства, которые реализуются ОАО «РЖД». Данная статья также анализирует коллективный трудовой договор на период с 2023 по 2025 г.: основные положения договора, включая условия труда, социальные гарантии, компенсации и льготы для работников. Автор исследуют влияние коллективного трудового договора на рабочие отношения, уровень удовлетворенности сотрудников социальным характером политики ОАО «РЖД» и эффективность работы организации в данной сфере. Исследование представляет практическую значимость для разработки и практической оптимизации программ социальной поддержки семей и детства в корпоративной среде. Повышение правовой регламентации данной сферы позволит повесить тренд на социальную ответственность и других системообразующих компаний.

Статья целиком →

Секушин С. В. О направлениях развития института ограничения в обороте объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования

УДК: 347


Секушин Сергей Владимирович - заместитель генерального директора АО «Институт экономики и развития транспорта»


Аннотация. В статье проведен краткий анализ принадлежности железных дорог (как имущества) в России и некоторых зарубежных странах (Франция, Китай, Германия) по видам прав и субъектам. Выявлено, что в России объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования принадлежат ряду субъектов (в том числе АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», ФГУП «Крымская железная дорога», ФГУП «Железные дороги Новороссии», ООО «Рубикон»), а ограничены в обороте только объекты ОАО «РЖД». Такое регулирование носит индивидуальный, а не объективный характер, что является явным недостатком и требует совершенствования законодательства. В условиях постановки задачи формирования Единой опорной транспортной сети Российской Федерации предложены направления развития института ограничения в обороте имущества железных дорог. Данное развитие должно учитывать возможности восстановления лицензирования владельцев объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и вовлечения существующих объектов ОАО «РЖД» в концессионные проекты, несмотря на их ограничение в обороте.

Статья целиком →

Полионская Л. Л., Трушин М. В. Актуальные вопросы совершенствования правовых механизмов предупреждения и противодействия коррупции, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации

УДК: 342.9


Полионская Лариса Леонидовна - ведущий эксперт отдела координации, методологического и правового обеспечения Центра по организации противодействия коррупции ОАО «РЖД»

Трушин Максим Валерьевич - заместитель начальника Центра по организации противодействия коррупции ОАО «РЖД»; начальник отдела координации, методологического и правового обеспечения


Аннотация. В статье на основе анализа применения антикоррупционного законодательства, правовых механизмов противодействия коррупции, предотвращения и урегулирования конфликта интересов, практик и процедур организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ, сделан вывод о влиянии эффективности данных процедур на минимизацию коррупции. Рассмотрен опыт ОАО «РЖД» по принятию системных антикоррупционных мер, развитию деловой этики, осуществлен анализ эффективности и их применимости. Полученный в ходе исследования с использованием методики формально-юридического анализа и системно-правового подхода результат может способствовать распространению опыта ОАО «РЖД» и принести положительный эффект в совершенствовании мер по профилактике коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ.

Статья целиком →

Мелконян Д. А. Аккредитация как форма разрешительной деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности

УДК: 340


Мелконян Давид Араикович - Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к сущности и содержанию аккредитации как одной из форм разрешительной деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности, показано значение аккредитации для обеспечения качества и эффективности деятельности подразделений транспортной безопасности. Выявлены основные принципы и функции аккредитации юридических лиц, привлекаемых к обеспечению транспортной безопасности, дано описание основных разновидностей аккредитации, проанализирована судебная практика по данному вопросу, сформулированы некоторые предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования аккредитации в области обеспечения транспортной безопасности.

Статья целиком →

Корякин В. М. Правовое обеспечение деятельности подразделений транспортной безопасности по пресечению функционирования беспилотных комплексов: проблемные вопросы

УДК: 342.9


Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Публикация посвящена анализу норм законодательства о транспортной безопасности, регулирующих вопросы пресечения актов незаконного вмешательства в транспортную деятельность с использованием беспилотных средств различных классов и различного назначения. Рассмотрены новации законодательства, наделяющие подразделения транспортной безопасности полномочиями по пресечению функционирования воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов. Обосновывается вывод о наличии в транспортном законодательстве правовых пробелов, связанных с недостаточной урегулированностью порядка принятия решений о применении специальных средств и огнестрельного оружия в целях пресечения актов незаконного вмешательства с использованием беспилотных средств. Предложены некоторые меры нормотворческого характера, направленные на преодоление указанных правовых пробелов.

Статья целиком →

Воронкова С. В. Детерминанты здоровья в системе транспортной безопасности: административно-правовые аспекты

УДК: 342


Воронкова Светлана Владимировна - кандидат юридических наук, Научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины Федерального медико-биологического агентства


Аннотация. Статья посвящена административно-правовым аспектам охраны здоровья работников транспорта и ее месту в системе обеспечения транспортной безопасности. Отмечается, что устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса предполагает урегулированный государством процесс целенаправленного воздействия на общественные отношения, направленные на предотвращение аварий и инцидентов, сохранение жизни и здоровья работников, пассажиров, транспортного средства, грузов, окружающей среды. При этом эффективность государственного управления в области транспортной безопасности основывается на комплексном подходе при реализации публичных и частных интересов, взаимодействии органов исполнительной власти, общественных организаций, работодателей и работников. Приводятся сведения правоприменительной практики контрольно-надзорных органов об авариях и инцидентах на водном транспорте, указывающие на необходимость повышенного внимания к состоянию здоровья работников. Рассмотрены основные национальные и международные нормативные правовые акты, регламентирующие обязательные медицинские обследования и противопоказания для работы на морских и речных судах. На примере деятельности ФМБА России представлены методические и организационные подходы к охране здоровья моряков, направленные на безопасность мореплавания и влияющие на обеспечение транспортной безопасности.

Статья целиком →