Янелис А. В. Формирование системы управления качеством транспортного обслуживания

УДК: 656.6/8


Янелис Алиса Владиславовна - Российский университет транспорта (МИИТ), alisayanelis@gmail.com


Аннотация. Для улучшения сервиса, предоставляемого пассажирам, были изучены конкурентные позиции организации, текущие и потенциальные возможности конкурирующих предприятий. Опираясь на полученные выводы, просчитаны возможные пути рыночного развития деятельности транспортных организаций. В статье приведена система управления качеством транспортного обслуживания, охватывающая главные стадии, части, механизмы его исследования и улучшения. Для этого рассмотрены основные этапы управления качеством обслуживания транспортной компании. Автор обозначает составляющие качества обслуживания пассажиров и их влияние на конкурентоспособность компании. Также автором обозначены приоритетные направления повышения качества обслуживания пассажирской железнодорожной транспортной компании. В статье продемонстрирована причинно-следственная диаграмма Исикавы при анализе качества обслуживания пассажиров, для которой были проанализированы аспекты, воздействующие на уровень обслуживания. Определяя приоритетные ориентиры улучшения качества, управляющее звено железнодорожной организации оказывает избирательное влияние на конкретные элементы и формирует стратегию, направленную на достижение ожидаемого уровня конкурентоспособности предприятия.

Статья целиком →

Лещов С. Г. Направления совершенствования законодательства в области перевозок опасных грузов по железным дорогам

УДК: 347.463:656.2.073(075.8)


Лещов Сергей Геннадьевич - Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России


Аннотация. Автором поднимаются и обосновываются актуальные вопросы о специфике перевозки железнодорожным транспортом опасных грузов. Особенности таких грузов (в силу физических свойств, опасных свойств, требующих при перевозке особой осторожности, способных нанести вред как человеку, так и окружающей человека среде), а также специфика перевозки одним из самых распространенных видов транспорта предопределяют необходимость выработки определенных нормативных подходов к такой перевозке. При этом основное целеполагание при организации такой перевозки — предотвращение отрицательного воздействия на окружающую среду. В статье акцентируется внимание на основных приоритетных направлениях в области обеспечения экологической безопасности при перевозках опасных грузов по железным дорогам, поднимаются вопросы ответственности за причинение экологического вреда. В результате проведенного исследования предложены возможные дополнения в правила перевозок опасных грузов и правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозок нефтебитума, направленные на исключение негативного влияния на экологию опасных грузов, перевозимых в вагонах, контейнерах, а также вагонах-цистернах, и создание для грузоотправителей равных конкурентных условий.

Статья целиком →

Семичева А. С. Вопросы передачи части полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения субъектам Российской Федерации

УДК: 342.9:351.811


Семичева Анастасия Сергеевна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Статья подготовлена на основе поручения Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного Совета РФ, состоявшегося 19 октября 2021 г., о передаче субъектам РФ отдельных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. В связи с этим в статье была обобщена статистика по дорожно-транспортным происшествиям в Российской Федерации, дана характеристика правонарушениям в области дорожного движения, а также предложены изменения для внесения в нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Статья целиком →

Киселевич И. В. Возможности использования графических редакторов для реконструкции дорожно-транспортных происшествий

УДК: 343.98 (347.948.2)


Киселевич Игорь Валентинович - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), riss2862@mail.ru


Аннотация. Реконструкция дорожно-транспортного происшествия ― один из этапов транспортно-трасологического исследования. В соответствии с действующими методиками исследования проверка взаимосвязанности повреждений на транспортном средстве потерпевшего и на транспортном средстве виновника дорожно-транспортного происшествия проводится с использованием методов транспортной трасологии, основывающейся на анализе характера деформаций и направления действия сил, вызвавших повреждения частей, узлов, агрегатов и деталей транспортного средства, а также следов, имеющихся на транспортном средстве, проезжей части и объектах (предметах), с которыми транспортное средство взаимодействовало при дорожно-транспортном происшествии. В тех случаях, когда не представляется возможным исследовать сами транспортные средства и реконструкции дорожно-транспортных происшествия на местности, строится графическая модель столкновения транспортных средств на основании данных из документов о происшествии, фотографий и т.п., в том числе с применением графических редакторов. В статье описываются возможности современных графических редакторов для реконструкции дорожно-транспортных происшествий (на примере графического редактора CorelDRAW).

Статья целиком →

Довгань К. Е., Коваленко Н. Е. Конкретизация норм об ответственности за опасное вождение в законодательстве Российской Федерации

УДК: 340.11


Довгань Ксения Евгеньевна - кандидат юридических наук, доцент, Алтайский государственный университет, jusconsul77@gmail.com

Коваленко Наталья Евгеньевна - Алтайский государственный университет, kovalenkorub5@gmail.com


Аннотация. Обеспечение безопасности дорожного движения — это первостепенная задача государства для создания условий здоровой и благополучной жизни населения. Статья посвящена анализу проблем введения законодательной конструкции «опасное вождение» в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. К сожалению, юридический состав опасного вождения еще до конца не проработан ни на законодательном уровне, ни на доктринальном, что может создать трудности в правоприменительной практике. В статье рассмотрен вопрос о признаках объективной стороны опасного вождения в рамках юридического состава административного правонарушения, проведен анализ понятия «опасное вождение», сделан вывод о возможных проблемах при его толковании.

Статья целиком →

Корякин В. М. Система безопасности на железнодорожном транспорте и место ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта в ее обеспечении

УДК: 347.463:656.2


Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), Korjakinmiit@rambler.ru


Аннотация. В статье представлен правовой анализ системы безопасности на железнодорожном транспорте, дана характеристика основных элементов данной системы. Раскрыта роль субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Особое внимание уделено раскрытию места данной системы и задачам, решаемым ведомственной охраной Росжелдора. Сформулировано авторское определение понятия «безопасность на железнодорожном транспорте», обоснована необходимость координации деятельности всех субъектов, задействованных в обеспечении безопасности.

Статья целиком →

Груздева Л. М. Преступность на транспорте в России на фоне пандемии COVID-19

УДК: 343.346.8


Груздева Людмила Михайловна - кандидат технических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье представлена оценка влияния пандемии COVID-19 на цифровые характеристики транспортной преступности на основе анализа данных портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ и МВД России. Проведенные исследования позволили заключить, что ограничительные меры на передвижения, способствовавшие улучшению криминалистической обстановки на транспорте, имели краткосрочный положительный эффект, и в 2021 г. вырос не только уровень преступности, но и их опасность. Автор отмечает, что в 2020 г. произошел взрывной рост числа киберпреступлений на объектах транспортной отрасли. Представлен анализ завершенных уголовных дел по ст. 274.1 УК РФ за 2019―2021 гг., записи по которым содержаться в ГАС «Правосудие».

Статья целиком →

Крылов И. С. Проблемы противодействия хулиганству на различных видах транспорта

УДК: 343.343.3


Крылов Илья Сергеевич - Главное управление на транспорте МВД России, ikrylov7@yandex.ru


Аннотация. В последние годы отмечается тенденция динамичного роста в секторе пассажирских перевозок, за исключением сложившейся в 2020 г. экстраординарной ситуации, связанной с применением ограничительных мер. В этих условиях организация работы по обеспечению правопорядка на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и противодействию так называемым «деструктивным пассажирам» приобретает особую актуальность и является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами внутренних дел на транспорте. В представленной статье изложены проблемные вопросы противодействия хулиганским проявлениям пассажиров на транспорте, требующие дополнительного законодательного урегулирования. Изложены конкретные предложения по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов и транспортного комплекса, направленные на минимизацию фактов хулиганства на транспорте.

Статья целиком →

Паршаков А. С. Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте: исторические аспекты прокурорского надзора

УДК: 347.963:656.2


Паршаков Александр Сергеевич - кандидат юридических наук, полковник юстиции запаса, Российский университет транспорта (МИИТ), Военный университет Минобороны России, alexandrparshakov@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматриваются особенности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при обеспечении безопасности на железнодорожном транспорте. Автор исследует исторические и современные подходы к обеспечению правопорядка на объектах транспортной системы страны. Им подчеркивается, что применительно к надзору за исполнением законов на железнодорожном транспорте с момента образования сто лет назад советской прокуратуры содержались требования о специализации надзора за данным видом транспорта. Весь советский период функции деятельности транспортных прокуратур тесно связаны с вопросами транспортной безопасности. При этом в различные периоды истории страны надзор в данной сфере то активизировался, в том числе благодаря созданию специализированных прокуратур, то осуществлялся в общем порядке территориальными прокуратурами. Говоря о современном периоде обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, им подчеркивается специфика прокурорского надзора в современных условиях, которая заключается в комплексном, системном характере этой деятельности. Автор, рассматривая практику прокурорского надзора за исполнением законов при обеспечении безопасности на железнодорожном транспорте, активно опирается на анализ нормативной правовой базы, регулирующей указанное направление надзора на каждом историческом отрезке времени.

Статья целиком →

Жаворонков В. А. Трансформация судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств и ее методов на рубеже XX―XXI столетий

УДК: 347.3/7


Жаворонков Владимир Алексеевич - кандидат юридических наук, Российский университет транспорта (МИИТ), telec121.57@mail.ru


Аннотация. Статья посвящена становлению и развитию в России судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств в период со второй половины ХХ в. по начало текущего столетия. Автором исследуются истоки экспертизы, развитие и совершенствование ее методов. Наряду с традиционными, успешно применяемыми до настоящего времени, в статье освещаются и методы восстановления маркировочных обозначений, появившиеся благодаря последним научным разработкам как в нашей стране, так и за рубежом, включая методы, связанные с информационными и цифровыми технологиями. В статье перечислены видные российские ученые, сделавшие существенный вклад в развитие экспертизы, в том числе осуществляющие свою научную деятельность в стенах Юридического института Российского университета транспорта в настоящее время. Определенное внимание уделено и нормативно-правовой базе судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств, а также развитию структуры подразделений экспертно-криминалистической службы ГУВД г. Москвы в указанный период.

Статья целиком →