Малёшина Л. М., Хорошева А. В. Внедрение интеллектуальных транспортных технологий как инструмент повышения безопасности транспортной среды

УДК: 627.7/.8:656.08


Малёшина Людмила Михайловна - кандидат технических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)

Хорошева Анна Владимировна - кандидат физико-математических наук, Владимирский юридический институт ФСИН России


Аннотация. В статье представлены результаты исследований по определению уровня безопасности дорожного движения на российских автомобильных дорогах, а также доверия жителей к инновационным транспортным технологиям. В работе были поставлены задачи по определению: 1) уровня травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий и основных причин их возникновения; 2) особенностей отношения российских граждан к интеллектуальным транспортным технологиям, способным снизить роль человеческого фактора, и влияния ошибок, совершаемых водителями. Статистический анализ основывался на открытых данных государственных органов Российской Федерации. Определено, что на фоне снижения абсолютного числа происшествий тяжесть их последствий остается на высоком уровне. Выявлена основная причина совершения дорожно-транспортных происшествий: несоблюдение правил дорожного движения водителями транспортных средств. Автор приходит к выводу, что внедрение интеллектуальных технологий на транспорте, таких как беспилотные автомобили, необходимо для существенного снижения травматизма на дорогах. Но безопасное и эффективное применение беспилотных транспортных средств возможно лишь при высоком доверии к технологическим инновациям со стороны потребителей. В статье акцентируется внимание на том, что при активном внедрении цифровых технологий их использование невозможно без подготовки соответствующей нормативно-правовой базы.

Статья целиком →

Цечоев В. К., Чеботарева А. А. К вопросу о методах повышения эффективности реализации транспортных правоотношений в деятельности сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения

УДК: 342.951


Цечоев Валерий Кулиевич - доктор юридических наук, профессор, Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), cechvk53@mail.ru

Чеботарева Анна Александровна - доктор юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Авторами поднимается вопрос о методах повышения эффективности реализации транспортных правоотношений в деятельности сотрудников ГИБДД. Рассматриваются подходы к пониманию правовой психологии в советском и современном правоведении, а также исследуются эмоциональные переживания, традиции, настроения, иные психические процессы сотрудников ГИБДД, которые в совокупности отражают их субъективное оценочное отношение к праву, к субъектам права, к участникам транспортных отношений. Сформулирован вывод о необходимости дополнения норм действующего законодательства относительно усиления психологической составляющей в службе сотрудников ГИБДД.

Статья целиком →

Скрынник А. М. Обеспечение транспортной безопасности в контексте военно-морской подготовки экипажей гражданских судов: краткий правовой анализ

УДК: 359:656.08


Скрынник Анатолий Михайлович - кандидат экономических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; член Ассоциации международного морского права, lawer-SAM@mail.ru


Аннотация. Проведен краткий правовой анализ обеспечения транспортной безопасности в контексте военно-морской подготовки экипажей гражданских судов; показан генезис создания и деятельности института капитанов-наставников по военно-морской подготовке экипажей гражданских судов в системе государственного управления морской хозяйственной деятельностью в СССР и Российской Федерации. Определена роль и значение военно-морской подготовки экипажей гражданских судов для обеспечения безопасности судоходства в военное время и в условиях вооруженных конфликтов, в настоящее время. Обозначено место военно-морской подготовки экипажей гражданских судов в системе обеспечения транспортной безопасности. По итогам исследования сделан краткий вывод о включении военно-морской подготовки экипажей гражданских судов в общую систему обеспечения транспортной безопасности, а также о необходимости налаживания и тесного взаимодействия служб обеспечения транспортной безопасности служб капитанов морских портов с соответствующими силами и средствами: Военно-Морского флота; морской пограничной службы ФСБ России и морской службы Росгвардии.

Статья целиком →

Пестов Н. Н., Кирюхин В. В. Научное обеспечение деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации сфере транспортной безопасности

УДК: 342.95


Пестов Николай Николаевич - кандидат юридических наук, Академия управления МВД России, pestov-nn@yandex.ru

Кирюхин Владимир Викторович - кандидат юридических наук, доцент, Академия управления МВД России, vlad19730706@rambler.ru


Аннотация. В настоящее время исследования в области транспортной безопасности занимают видное место в образовательном ландшафте. Во многих образовательных организациях существует тенденция использовать результаты исследований для улучшения образования и расширения партнерских отношений между исследованиями и практикой. В статье раскрывается исследовательская деятельность сотрудников Академии управления МВД России, связанная с обеспечением транспортной безопасности, внедрением результатов этой деятельности в образовательный процесс и оперативно-служебную деятельность территориальных органов МВД России на транспорте. В первой части статьи представлена исследовательская проблематика и ее связь с учебным процессом. Во второй части — наиболее интересные исследовательские проекты и их влияние на результативность деятельности территориальных органов МВД России на транспорте. В заключительной части обсуждаются перспективы, рассматриваемые для этих исследовательских работ в области транспортной безопасности.

Статья целиком →

Матюхин О. И. Проблемные вопросы по определению объектов воздушного транспорта, обслуживаемых органами внутренних дел

УДК: 351.814


Матюхин Олег Игоревич - Академия управления МВД России, olegmat80@mail.ru


Аннотация. Статья посвящена характеристике объектов воздушного транспорта с точки зрения их обслуживания органами внутренних дел при реализации своих полномочий. Организационная деятельность полиции в условиях ограниченности ресурсов должна быть нацелена на оптимизацию процесса обеспечения общественной безопасности на объектах воздушного транспорта. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, а также методы дедукции и индукции, обобщения и описания. Проведен анализ нормативных правовых актов МВД России и Минтранса России в сфере авиационной и транспортной безопасности. Раскрыто содержание некоторых объектов воздушного транспортного комплекса с учетом их криминогенности и большей вероятности совершения на них противоправных деяний. Автором уточнены некоторые объекты, которые представляют интерес в части обеспечения на них общественной безопасности. Сформулированы выводы о том, что безопасность на объектах воздушного транспорта обеспечивается целевым подходом в организации деятельности полиции, служб авиационной безопасности (эксплуатантов) и ведомственной охраной Минтранса России.

Статья целиком →

Новиков В. А., Шиян В. И. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава как угроза транспортной безопасности

УДК: 343.346.56:656.08


Новиков Валерий Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), nva-2007@mail.ru

Шиян Валентина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), valentina-shiyan@yandex.ru


Аннотация. Все государства мира к числу приоритетных направлений своей деятельности относят обеспечение транспортной безопасности, поскольку эффективная работа всех видов транспорта обусловливает, прежде всего, состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз, поступательное развитие всех сфер общественной жизни. В связи с этим существенное значение имеет устранение угроз транспортной безопасности, одной из которых является посягательство на функционирование (движение и эксплуатацию) транспортных средств — их угон, а равно захват в целях угона. Особенно когда такие деяния сопряжены с насилием, применением оружия или совершением преступлений террористического характера. В статье содержатся итоги анализа научных трудов, материалов судебной практики и статистических показателей МВД России за период с 2017 по 2021 г. о преступлениях, предусмотренных ст. 211 УК РФ, что позволило определить их современное состояние, динамику и тенденции, юридическую природу, выявить дискуссионность ряда положений (в части видового объекта и предмета преступления), обратить внимание на актуальные вопросы квалификации, стадии совершения преступления, специфику субъективной стороны. Акцент сделан на характеристику квалифицирующих признаков, связанных с применением насилия, оружия или предметов, используемых в качестве оружия, сопряженных с осуществлением террористической деятельности. Изучение нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в соответствующих областях их применения, обусловили формулирование дефиниций, относящихся к предмету анализируемого преступления. По мнению авторов, зафиксированные официальной статистикой незначительные абсолютные значения анализируемого вида преступления, прежде всего, объясняются результативностью деятельности субъектов противодействия преступности на транспорте и ни в коем случае не снижают степень их общественной опасности.

Статья целиком →

Афанасьева О. Р. Состояние и тенденции развития отдельных видов преступлений на транспорте

УДК: 343.3/.7


Афанасьева Ольга Романовна - доктор юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), afanasevаor@yandex.ru


Аннотация. В целях разработки научно-обоснованной системы предупреждения транспортной преступности необходимо проведение исследований, посвященных отдельным видам преступности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. В связи с этим представляется важным, актуальным и своевременным проведение исследования по заявленной проблематике, поскольку в современных условиях транспорт приобретает еще большее стратегическое значение и рассматривается как одна из жизнеобеспечивающих отраслей экономики страны. На объектах транспорта и транспортной инфраструктуры совершаются различные виды преступлений как общеуголовные, экологические, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия, так и относящиеся к преступлениям экономической и коррупционной направленности. В статье на основании данных официальной статистики представлена структура транспортной преступности, фиксируемая в 2021 г., дана общая характеристика тенденций развития преступлений экономической и коррупционной направленности, а также связанных с незаконным оборотом наркотиков как в России в целом, так и ее федеральных округах. По каждому виду транспортной преступности была определена их территориальная распространенность посредством выделения федеральных округов, в которых отмечался значительный рост или снижение анализируемых видов преступлений. В статье авторы акцентировали внимание на динамике развития взяточничества, выявленного на транспорте, в том числе отдельных видов его составляющих, а также преступлениях, квалифицируемых по ст. 228 и 228.1 УК РФ, превалирующих в структуре преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков на транспорте. В заключении авторами были сделаны выводы, свидетельствующие о том, что в целях формирования эффективной уголовной политики в сфере противодействия транспортной преступности необходимо продолжить проведение дополнительных исследований по мониторингу состояния транспортной преступности и изучению криминогенных факторов, ее детерминирующих.

Статья целиком →

Афанасьев П. Б., Коимшиди Г. Ф. Современное состояние и тенденции развития транспортной преступности

УДК: 343.988


Афанасьев Павел Борисович - кандидат юридических наук, Российский университет транспорта (МИИТ), afanasevpb@mail.ru

Коимшиди Георгий Феофилактович - кандидат технических наук, доцент, ФГКУ «ВНИИ МВД России», koim@mail.ru


Аннотация. В статье обосновывается выделение транспортной преступности как одного из самостоятельных видов преступности в России, изучение которого представляет не только теоретический, но и практический интерес. В целях познания основных тенденций развития транспортной преступности авторами были исследованы официальные статистические данные за период с 2017 по 2021 гг. На основании изучения статистических данных авторами отмечается волнообразная динамика развития транспортной преступности и выделяются периоды ее роста и снижения с указанием показателя, отражающего среднее значение количества зарегистрированных преступлений. Также в статье отражается динамика числа лиц, выявленных за совершение транспортных преступлений, которая в 2021 г. не соответствует общероссийской и характеризуется небольшим ростом после четырехлетней тенденции снижения. На основании данных, характеризующих территориальное распределение транспортной преступности, авторами были выделены Северо-Кавказский федеральный округ и Центральный федеральный округ в качестве регионов, в которых отмечаются наивысшие темпы роста преступности. Кроме того, в статье представлены результаты анализа структуры преступности на транспорте по степени тяжести и индексу тяжести преступности, рассчитываемому на основании среднего максимально возможного срока наказания за преступление. На основании анализа отмеченных данных авторами был сделан вывод о негативных изменениях качественных характеристик транспортной преступности.

Статья целиком →

Попов В. Л. Экспертиза транспортных документов: проблемы и пути решений

УДК: 343.148.63


Попов Валерий Леонидович - Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Современное развитие транспорта немыслимо без его документационного обеспечения. И в случаях их несоответствия установленным требованиям перемещаемый груз и товар могут быть конфискованы, задержаны, а то и просто утеряны. К тому же транспортный документ — это не только логистика, это широкий спектр всей деятельности транспортной отрасли. Поэтому можно утверждать, что документ в транспортной инфраструктуре — это одна из важных составляющих обеспечения гарантированной и безопасной работы транспорта. Поэтому он нередко становится не только объектом, но и орудием совершаемого преступления, что подтверждается статистикой за 2020 г. Следовательно, одной из задач обеспечения гарантированной и безопасной работы транспорта являются меры, направленные на выявление и предотвращение подделок транспортных документов. Несмотря на то что большая часть документов переводится в электронный формат, что, несомненно, способствует решению данной задачи, полностью исключить из обращения бумажный вариант документа в ближайшем будущем не получится. Данная задача может быть достигнута только с привлечением экспертов по специальности «Техническая экспертиза документов». При этом в основном подделка транспортных документов связана с технической подделкой подписи, где есть ряд нерешенных вопросов, сводящий процесс экспертного исследования на нет. В данной статье предложены некоторые пути решения данного вопроса.

Статья целиком →

Корнукова М. С., Корякин В. М. Особенности обеспечения сохранности грузов при их перевозке в прямом смешанном сообщении

УДК: 347.463:656.025.4


Корнукова Мария Сергеевна - Российский университет транспорта (МИИТ)

Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы обеспечения сохранности грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, т.е. несколькими видами транспорта по единому транспортному документу. Выявлены пробелы в правовом регулировании вопросов охраны перевозимых грузов, особенно при их передаче для перевозки с одного вида транспорта на другой. Предложены некоторые меры по совершенствованию транспортного законодательства в данной сфере.

Статья целиком →