Сидоренко В. Г., Логинова Л. Н. Современные аспекты образовательной деятельности для обеспечения информационной безопасности транспортной отрасли

УДК: 372.8:378:656


Сидоренко Валентина Геннадьевна - доктор технических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), valenfalk@mail.ru

Логинова Людмила Николаевна - кандидат технических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), ludmilanv@mail.ru


Аннотация. В современных условиях специалисты в области компьютерной безопасности и защиты информации востребованы особенно для обеспечения бесперебойной работы транспортной отрасли. Статья посвящена анализу аспектов образовательной деятельности кафедры «Управление и защита информации» РУТ (МИИТ), которая готовит специалистов по специальности «Компьютерная безопасность». Дан обзор образовательной программы, сформулированы принципы, положенные в основу подготовки специалистов по защите информации в РУТ (МИИТ). Продемонстрированы темы, которые студенты изучают в рамках образовательной программы.

Статья целиком →

Землин А. И., Скаридов А. С. Проблемные вопросы публично-правового регулирования подготовки работников сил обеспечения транспортной безопасности к их профессиональной деятельности

УДК: 372.8:656


Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), Zemlin.Aldr@yandex.ru

Скаридов Александр Станиславович - Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, alexskar94@hotmail.com


Аннотация. Актуальность и практическая значимость исследования вопросов публично-правового регулирования подготовки работников сил обеспечения транспортной безопасности к их профессиональной деятельности предопределена особой значимой транспортной безопасности для функционирования экономики России, обеспечения национальной безопасности государства, имеющего уникальное геополитическое положение, территорию и протяженность транспортных путей. В статье в соответствии с логикой восхождения от абстрактного к конкретному рассматриваются проблемные вопросы публично-правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе и по поводу подготовки работников сил обеспечения транспортной безопасности к их профессиональной деятельности. Исходя из поставленной перед собой цели, заключающейся в выработке на основе системного правового анализа коллизий и пробелов законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности научно обоснованных предложений по совершенствованию системы административно-правовых актов, регламентирующих вопросы подготовки работников сил обеспечения транспортной безопасности к их профессиональной деятельности, решен ряд исследовательских задач. В частности, сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию ряда представляющихся немаловажными аспектов правового закрепления направлений, форм и порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности. Осуществлен критический анализ содержания активно применяемых в транспортном законодательстве правовых категорий, что позволило зафиксировать некоторые существенные коллизии и пробелы административного законодательства, регулирующего отношения в сфере подготовки работников сил обеспечения транспортной безопасности к их профессиональной деятельности. По результатам исследования сформулированы отдельные предложения по совершенствованию действующего транспортного законодательства, которые могут быть использованы для разработки и последующего применения профессионального стандарта для работников сил обеспечения транспортной безопасности, что, в свою очередь, может способствовать обеспечению безопасности в процессе функционирования элементов транспортной системы России в современных условиях

Статья целиком →

Рыжова Ю. В. История создания и деятельности транспортной полиции в Российской империи

УДК: 342.51


Рыжова Юлия Валерьевна - кандидат юридических наук, доцент, Академия управления МВД России, julia1806@yandex.ru


Аннотация. Определенный интерес в наши дни представляет исторический опыт функционирования железных дорог в Российской империи и их охраны. Вместе с тем малоизученным до сих пор остается опыт функционирования транспортной полиции, созданной в 1867 г. и просуществовавшей до 1917 гг. В статье прослеживается эволюция деятельности транспортной полиции Российской империи на примере самых крупных формирований Отдельного корпуса жандармов — жандармских полицейских управлений железных дорог, образованных во второй половине XIX в. Формируясь в сложных внутриполитических условиях, жандармские полицейские управления железных дорог играли значимую роль в полицейской системе обеспечения внутренней безопасности Российской империи. Создание специализированных жандармских формирований позволило обеспечивать в государстве все необходимые виды охраны на железных дорогах. В статье акцентируется внимание на том, что являясь, по сути, политической полицией, жандармские полицейские управления железных дорог выполняли также и ряд возложенных на них специальных функций. В качестве общих принципов деятельности данных управлений обозначались: строгая централизация, четкая организация и взаимодействие с рядом центральных государственных учреждений Российской империи. В статье раскрываются основные направления деятельности жандармских полицейских управлений железных дорог, связанные с обеспечением транспортной безопасности в Российской империи.

Статья целиком →

Духно Н. А. Законоведение и инженерные знания

УДК: 347.463:62


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), naduhno@ui-miit.ru


Аннотация. В конце XIX столетия, первые годы становления Московского инженерного училища (ныне Российский университет транспорта) в структуру инженерного знания при участии Министерства путей сообщения в процесс обучения инженеров было включено законоведение. Сложившееся на основе теоретической юридической науки законоведение стало предметом внимания Министерства путей сообщения. В 1899 г. для Московского инженерного училища ведомство разработало и утвердило специальную программу для преподавания законоведения студентам. Программа и подготовленный по ней курс законоведения оказались уникальны своим содержанием и структурой. Мыслящие работники транспорта ощущали потребность инженера в правовых знаниях как юридического источника информации. Инженеру, кроме специальных знаний и умений, предписывалось быть высококультурной личностью, знать и понимать правовые механизмы устройства и деятельности всех структур путей сообщения, твердо стоять на правовых принципах в своей профессиональной деятельности. Оценка программы и преподаваемого по ней курса законоведения, сопоставленная с изучением права в наши дни, дала возможность для построения выводов о направлениях формирования правового знания инженеров, подготовка которых осуществляется в Российском университете транспорта. Целью данного исследования является получение сведений о месте правового знания в структуре инженерного знания, формируемого на начальном этапе становления Московского инженерного училища. Содержание правового знания может стать источником сведений для разработки концепций правового влияния на становление инженерного знания в Российском университете транспорта на современном этапе его деятельности. Методологией исследования стали научные методы познания источников и содержащихся в них сведений о способах создания нового транспортного вуза; о методах формирования структуры инженерного знания; о приемах определения содержания правового знания в структуре инженерного знания. Методы выявления, оценки, анализа, сопоставления, проверки сведений, отражающих факты обучения инженеров в XIX столетии сопутствовали накоплению знаний и формулировке выводов, изложенных в данной научной работе. Метод сопоставления полученных данных со знаниями, подтверждаемыми богатым научным опытом автора, создал условия для обоснованных выводов по данному научному исследованию.

Статья целиком →

Овечкин А. П. Сущность и содержание понятия «акты незаконного вмешательства» на транспорте

УДК: 654.1:006.354


Овечкин Александр Петрович - доктор философских наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), aleksaovech@yandex.ru


Аннотация. После принятия Федерального закона «О транспортной безопасности» в юридическую транспортную терминологию прочно вошел и закрепился термин «акты незаконного вмешательства». Однако его законодательное закрепление вызвало большую полемику о сущности и содержание этого понятия. Между тем от терминологической определенности и точности во многом зависит их применение в теории и практической деятельности. Не случайно лозунгом древнеримских юристов было «absoluta sententia expositore non indigent», что означает «ясное значение не требует объяснений». Юридические термины эффективно работают только тогда, когда они четко сформулированы и понятны. Поэтому в этой статье автор, включаясь в развернувшуюся дискуссию по термину «акты незаконного вмешательства», предпринимает попытку дать его собственную интерпретацию, проанализировать плюсы и минусы законодательно установленной дефиниции этого понятия.

Статья целиком →

Семенов С. А. О понятии «силы обеспечения транспортной безопасности»

УДК: 342.951:351.82


Семенов Сергей Александровичv - начальник федерального бюджетного учреждения «Служба морской безопасности», Semenov@msecurity.ru


Аннотация. Одним из ключевых для Федерального закона «О транспортной безопасности» является понятие «силы обеспечения транспортной безопасности». Значимость указанного понятия заключается в том, что им очерчивается круг лиц, обеспечивающих защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Однако системный анализ дефиниции позволяет говорить о том, что в настоящее время понятие «силы обеспечения транспортной безопасности» точности, недвусмысленности и определенности в регулирование правоотношений не вносит и не помогает раскрыть суть и смысл нормативных правых актов в области обеспечения транспортной безопасности. Так, одни лексически одинаковые словосочетания, используемые в понятии, законом раскрываются по-разному, другие не соответствуют толкованию, предлагаемому самим законом. Законом не раскрывается состав сил обеспечения транспортной безопасности, не определяется правовой статус лиц, к ним относящимся, за исключением отдельных элементов правого статуса работников ведомственной охраны. Перечень категорий работников сил обеспечения транспортной безопасности можно определить только через анализ типовых дополнительных профессиональных программ в области их подготовки, что с правовой точки зрения выглядит неестественно. Требованиями по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта права и обязанности лиц, входящих в состав сил обеспечения транспортной безопасности, практически не раскрываются. В законе и требованиях по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта отсутствуют нормы, возлагающие или определяющие порядок возложения ответственности за их исполнение на лицо, ответственное за транспортную безопасность. Вместе с тем точное и недвусмысленное употребление юридических понятий играет важную роль и в недопущении деформации правовых норм. В статье предлагается критический анализ понятия «силы обеспечения транспортной безопасности» и предложения по совершенствованию, включающие его новую дефиницию и понятие «лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве».

Статья целиком →

Янелис А. В. Формирование системы управления качеством транспортного обслуживания

УДК: 656.6/8


Янелис Алиса Владиславовна - Российский университет транспорта (МИИТ), alisayanelis@gmail.com


Аннотация. Для улучшения сервиса, предоставляемого пассажирам, были изучены конкурентные позиции организации, текущие и потенциальные возможности конкурирующих предприятий. Опираясь на полученные выводы, просчитаны возможные пути рыночного развития деятельности транспортных организаций. В статье приведена система управления качеством транспортного обслуживания, охватывающая главные стадии, части, механизмы его исследования и улучшения. Для этого рассмотрены основные этапы управления качеством обслуживания транспортной компании. Автор обозначает составляющие качества обслуживания пассажиров и их влияние на конкурентоспособность компании. Также автором обозначены приоритетные направления повышения качества обслуживания пассажирской железнодорожной транспортной компании. В статье продемонстрирована причинно-следственная диаграмма Исикавы при анализе качества обслуживания пассажиров, для которой были проанализированы аспекты, воздействующие на уровень обслуживания. Определяя приоритетные ориентиры улучшения качества, управляющее звено железнодорожной организации оказывает избирательное влияние на конкретные элементы и формирует стратегию, направленную на достижение ожидаемого уровня конкурентоспособности предприятия.

Статья целиком →

Лещов С. Г. Направления совершенствования законодательства в области перевозок опасных грузов по железным дорогам

УДК: 347.463:656.2.073(075.8)


Лещов Сергей Геннадьевич - Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России


Аннотация. Автором поднимаются и обосновываются актуальные вопросы о специфике перевозки железнодорожным транспортом опасных грузов. Особенности таких грузов (в силу физических свойств, опасных свойств, требующих при перевозке особой осторожности, способных нанести вред как человеку, так и окружающей человека среде), а также специфика перевозки одним из самых распространенных видов транспорта предопределяют необходимость выработки определенных нормативных подходов к такой перевозке. При этом основное целеполагание при организации такой перевозки — предотвращение отрицательного воздействия на окружающую среду. В статье акцентируется внимание на основных приоритетных направлениях в области обеспечения экологической безопасности при перевозках опасных грузов по железным дорогам, поднимаются вопросы ответственности за причинение экологического вреда. В результате проведенного исследования предложены возможные дополнения в правила перевозок опасных грузов и правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозок нефтебитума, направленные на исключение негативного влияния на экологию опасных грузов, перевозимых в вагонах, контейнерах, а также вагонах-цистернах, и создание для грузоотправителей равных конкурентных условий.

Статья целиком →

Семичева А. С. Вопросы передачи части полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения субъектам Российской Федерации

УДК: 342.9:351.811


Семичева Анастасия Сергеевна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Статья подготовлена на основе поручения Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного Совета РФ, состоявшегося 19 октября 2021 г., о передаче субъектам РФ отдельных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. В связи с этим в статье была обобщена статистика по дорожно-транспортным происшествиям в Российской Федерации, дана характеристика правонарушениям в области дорожного движения, а также предложены изменения для внесения в нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Статья целиком →

Киселевич И. В. Возможности использования графических редакторов для реконструкции дорожно-транспортных происшествий

УДК: 343.98 (347.948.2)


Киселевич Игорь Валентинович - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), riss2862@mail.ru


Аннотация. Реконструкция дорожно-транспортного происшествия ― один из этапов транспортно-трасологического исследования. В соответствии с действующими методиками исследования проверка взаимосвязанности повреждений на транспортном средстве потерпевшего и на транспортном средстве виновника дорожно-транспортного происшествия проводится с использованием методов транспортной трасологии, основывающейся на анализе характера деформаций и направления действия сил, вызвавших повреждения частей, узлов, агрегатов и деталей транспортного средства, а также следов, имеющихся на транспортном средстве, проезжей части и объектах (предметах), с которыми транспортное средство взаимодействовало при дорожно-транспортном происшествии. В тех случаях, когда не представляется возможным исследовать сами транспортные средства и реконструкции дорожно-транспортных происшествия на местности, строится графическая модель столкновения транспортных средств на основании данных из документов о происшествии, фотографий и т.п., в том числе с применением графических редакторов. В статье описываются возможности современных графических редакторов для реконструкции дорожно-транспортных происшествий (на примере графического редактора CorelDRAW).

Статья целиком →