Холиков И. В., Куприянович М. С. Национальные интересы Российской Федерации по поддержанию безопасности в Арктическом регионе

УДК: 332.021:356/359


Холиков Иван Владимирович - главный научный сотрудник, профессор, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, iv_kholik@mail.ru

Куприянович Мария Сергеевна - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, fran-masha@yandex.ru


Аннотация. Статья посвящена проблемным вопросам, связанным с углублением противоречий между членами мирового сообщества в Арктическом регионе, обусловленных обострением международной обстановки в результате происходящих мировых процессов. Формирующиеся в Арктике угрозы национальной безопасности Российской Федерации обусловливают необходимость поддержания оборонного потенциала и стратегической стабильности Российской Федерации в Арктике, а также важность обеспечения благоприятных условий для справедливого разграничения морских пространств в интересах социально-экономического развития страны. На этом фоне актуализируется значимость Северного морского пути как одного из наиболее эффективных инструментов обеспечения интересов России в Арктике, использование которого сопряжено с целым рядом факторов, неизменно содержащих международно-политическую составляющую. Авторы подробно рассматривают вопросы становления, развития и функционирования Северного морского пути и обосновывают выводы о его стратегической значимости в обеспечении государственных интересов России в Арктике, которые сфокусированы на экономическом и социальном развитии Арктической зоны Российской Федерации.

Статья целиком →

Семенов С. А. Нюансы транспортной безопасности. Зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений: правовые коллизии

УДК: 342.951:351.82


Семенов Сергей Александрович - ФБУ «Служба морской безопасности», Semenov@msecurity.ru


Аннотация. Установление зон безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений, эксплуатируемых и используемых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, представляет собой один из элементов их безопасности. Оно предусмотрено как морским правом, так и законодательством о транспортной безопасности. Однако между их нормами имеются коллизии, которые пока решаются не в пользу специальных норм. Как следствие, Правительством РФ до настоящего времени не определены искусственные острова, установки и сооружения, расположенные на континентальном шельфе РФ, являющиеся объектами транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности. В результате у субъектов транспортной инфраструктуры отсутствуют правовые основания для реализации в зонах безопасности мер, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности. Имеется неопределенность в компетенции ФСБ России, МВД России и Минобороны России, которая негативно влияет на планирование и реализацию мер по обеспечению безопасности установок и сооружений. На основании проведенного анализа делается вывод, что любые нарушения посторонними судами, плавучими средствами или лицами границ зон безопасности и предусмотренных для них мер безопасности не влекут за собой уголовной или административной ответственности, предусмотренной УК РФ или КоАП РФ за нарушение требований транспортной безопасности. В статье предлагаются решения выявленных коллизий.

Статья целиком →

Духно Н. А. Вклад Владимира Николаевича Образцова в развитие технического образования в России

УДК: 378:656


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), naduhno@ui-miit.ru


Аннотация. В данной статье рассмотрено научное наследие, оставленное В. Н. Образцовым, ставшим результатом оценки научных трудов видного ученого-транспортника, постоянно проявлявшего заботу о развитии Московского института инженеров путей сообщения, известного в наше время как Российский университет транспорта. Ученый понимал сущность обучения в транспортном вузе, видел значимость науки в подготовке инженеров путей сообщения, стремился к тому, чтобы учебный процесс всегда наполнялся новыми знаниями, тесно связанными с теорией и транспортной практикой. Удаление науки от учебного процесса разрушало обучение, превращая его в пустую формальность, где нет нового знания, нет новых навыков, остро необходимых для развития транспорта. В статье раскрывается опыт обучения студентов, построенный на идеях развития транспортного образования, направленного на подготовку инженеров путей сообщения. Обращено внимание на принимаемые ученым меры по становлению аспирантуры в транспортном вузе. Целью настоящего исследования является познание методологии В. Н. Образцова в изучении транспортного образования, выработка предложений по совершенствованию подготовки специалистов транспорта.

Статья целиком →

Выпханова Г. В. Актуальные направления и проблемы реализации документов стратегического планирования в области экологического развития

УДК: 574(075.8)


Выпханова Галина Викторовна - доктор юридических наук, профессор, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)


Статья подготовлена в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс.


Аннотация. В условиях современного цивилизационного кризиса возрастает роль стратегического планирования для обеспечения экологической, климатической, биологической и других видов национальной безопасности, охраны окружающей среды, рационального природопользования. В статье дана оценка документов стратегического планирования в экологической сфере, рассмотрены приоритетные направления стратегирования как составной части научного направления экоправа, важнейшей основы государственной экологической политики и управления. В качестве методологической основы разработки и реализации документов стратегического планирования экологической направленности необходимо выделять принцип экосистемности (экосистемный подход), а также концепцию устойчивого развития. Их применение будет способствовать решению проблем стратегического планирования, в том числе согласованности, корреляции целевых ориентиров, задач и показателей стратегий и программ в экологической сфере с документами стратегирования в других областях и направлениях. Даны предложения по адаптации стратегического планирования в экологической сфере и смежных областях к внешним и внутренним вызовам и угрозам, повышению его эффективности.

Статья целиком →

Мальцев В. А. Особенности правового регулирования транспортного страхования в Индии

УДК: 341.9:368


Мальцев Виталий Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент, Академия труда и социальных отношений


Аннотация. В статье рассмотрена специфика страхования транспортных средств и гражданской ответственности их владельцев по законодательству Индии. Освещены этапы становления и развития страхового законодательства, а также перечислены нормативные правовые акты в указанной сфере, действующие в настоящее время. Основное внимание уделяется анализу индийских законов о транспортных средствах и страховании, а также положениям правительственных центральных правил. Раскрываются особенности терминов, применяемых в индийских законах. Исследуются положения, касающиеся обязательного и добровольного страхования транспортных средств. Выделены условия и порядок выдачи страховых полисов. Дается характеристика видов страховых полисов, таких как страховой полис «третьей стороны» и комплексный страховой полис, а также сроков их действия. Отмечаются особенности страхования транспортного средства, используемого в коммерческих целях. Указаны основные виды страховых случаев, а также риски, которые не подпадают под обязательное страхование. Анализируются факторы, влияющие на установление размеров страхового тарифа и страховой премии, в том числе при внесении в договор дополнительных условий. Отмечена система бонусов, применяемая при расчетах страховой премии. Проведен анализ положений поправок, внесенных в 2019 г. в Закон о транспортных средствах, которые касались повышенных тарифов при наступлении страховых случаев, а также компенсационных выплат потерпевшим. Раскрываются требования законодательства в отношении обязательных действий водителя транспортного средства в случае аварии или нанесения травм человеку. Освещены действия страховой компании (должностного лица) при получении информации о страховом случае. Анализируются решения Верховного суда Индии, связанные с нарушениями условий договора страхования со стороны страховщика и его обязательствами по страховым выплатам в особых случаях. Указаны некоторые проблемные аспекты, имеющие место в отдельных видах транспортного страхования. Кратко анализируется современное состояние индийского рынка страхования в сфере транспорта.

Статья целиком →

Лаврухин М. В. Партнерская программа скрининга или частные подразделения транспортной безопасности Соединенных Штатов Америки

УДК: 347.82


Лаврухин Максим Витальевич - Государственное областное казенное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области, lawruhin.maxim@yandex.ru


Аннотация. В статье предлагается рассмотреть партнерскую программу скрининга (досмотра), утвержденную в 2004 г. Администрацией транспортной безопасности Соединенных Штатов Америки, с помощью которой федеральные международные аэропорты вправе привлекать аккредитованные частные компании для проведения процедур досмотра и внутриобъектовой безопасности аэропорта, вместо офицеров Администрации транспортной безопасности. В статье мы также рассмотрим проблемные вопросы, возникшие при применении такой программы.

Статья целиком →

Федорова Е. Л., Скуйбедина О. Н., Семаева О. В., Тоцкая И. В. Коммуникативные особенности текстов, размещенных в транспорте (на примере метро) и их влияние на безопасность передвижения пассажиров

УДК: 81.276.6(078)


Федорова Елена Леонидовна - кандидат филологических наук, Российский университет транспорта (МИИТ), fedorel2016@yandex.ru

Скуйбедина Ольга Николаевна - кандидат философских наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ); Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», skujbedina@mail.ru

Семаева Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», semaewa.olga@yandex.ru

Тоцкая Ирина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Ростовский государственный транспортный университет (РГУПС), irina.totzkaja@yandex.ru


Аннотация. В статье анализируется проблема дискурсивности и перлокутивности текстов, размещенных в транспорте (на примере текста на экранах вагонов метро). Целью данного исследования является оценка информационного, визуального и эмоционального воздействия на состояние адресатов; выявление помех в восприятии информации; установление влияния текстовой информации на безопасное передвижение пассажиров. В результате проведенного исследования выявлено особое внимание адресатов к текстам, содержащим полезную информацию, создающую атмосферу комфорта и безопасности на транспорте. Отмечены проблемы, возникающие у пассажиров с усвоением информации, учитывая их внутреннее состояние на данный момент времени, а также определены технические особенности текста, мешающие восприятию информации, что снижает степень безопасности в метро. Выдвинуты предложения по совершенствованию текстов, размещенных на экранах метро, с целью обеспечения безопасного передвижения пассажиров.

Статья целиком →

Семенов С. А. Транспортная безопасность и транспортные правоотношения

УДК: 342.951:351.82


Семенов Сергей Александрович - ФБУ «Служба морской безопасности», Semenov@msecurity.ru


Аннотация. Общественные отношения в области обеспечения транспортной безопасности учеными рассматриваются как часть транспортных отношений. Вместе с тем изученные научные работы по этому вопросу не уделяют большого внимания аргументации такой точки зрения. В статье выделены основные признаки, позволяющие отнести общественные отношения в области транспортной безопасности к транспортным правоотношениям в целом и к транспортным правоотношениям административно-правового характера в частности. Например, по мнению автора, такими признаками являются возникновение общественных отношений, связанных с обеспечением транспортной безопасности, только в процессе и по поводу деятельности транспорта, их неоднородность. Общественные отношения административно-правого характера, связанные с обеспечением транспортной безопасности, обладают теми же признаками, что и транспортные отношения административно-правого характера. Для области обеспечения транспортной безопасности характерно и применение диспозитивного метода, который применяется в комплексе с императивным методом. Источником права в области обеспечения транспортной безопасности также выступают международные договоры РФ.

Статья целиком →

Волков Р. В., Данилина Е. И. Ключевые области управления цифровой трансформацией транспортного предприятия

УДК: 338.24:656


Волков Роман Вячеславович - кандидат экономических наук, Российская открытая академия транспорта; Российский университет транспорта (МИИТ)

Данилина Елена Ивановна - доктор экономических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Транспортная отрасль страны объективно может стать драйвером цифровизации и экономического роста, увеличивая рост ВВП за счет снижения логистических издержек и повышения конкурентоспособности продукции. То есть экономический эффект от цифровизации транспорта имеет государственный масштаб. Одним из ведущих факторов процесса цифровизации транспорта выступает эффективное цифровое управление как на уровне отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Процесс цифровой трансформации отрасли фактически является механизмом формирования новой трансформационной модели управления. Логика трансформационной модели управления определена ее главной задачей — ускорить процесс и снизить затраты на цифровую трансформацию предприятия. В статье выделены новые ключевые области управления цифровой трансформацией транспортного предприятия: трансформация бизнес-модели и переход к платформенной модели производства; трансформация корпоративной культуры; трансформация маркетинга и сервиса, переход на клиенториентированный сервис. В текущей ситуации новая трансформационная модель управления транспортным предприятием должна принципиально отвечать следующим требованиям: обеспечивать рост скорости принятия решений за счет новых интеллектуальных технологий; поддерживать большую вариативность процессов, в том числе и в ключевых областях трансформации; постоянно сокращать число вовлеченных в процесс работников (цепочек принятия решений и увеличения стоимости); обеспечить изменение форм взаимодействия с клиентами; использовать все возможности современных аналитических систем; поддерживать процесс изменения самой системы управления на принципах самоорганизации. Реализация стратегии ускоренной и экономически эффективной цифровизации для транспортного предприятия должна начинаться с изменения ключевых областей и приоритетов управления.

Статья целиком →

Дубовицкий В. А., Окороков Н. С., Яппаров Е. Р. Концепция когнитивных модулей для обоснования возможности применения общего искусственного интеллекта в транспортной отрасли

УДК: 004.81


Дубовицкий Виктор Алексеевич - Российский университет транспорта (МИИТ)

Окороков Николай Сергеевич - Российский университет транспорта (МИИТ)

Яппаров Евгений Романович - кандидат технических наук, Российский университет транспорта (МИИТ), evroppa67@mail.ru


Аннотация. В настоящее время крупнейшие IT-компании мира активно разрабатывают элементы искусственного интеллекта нового поколения. Подобные системы теоретически способны выполнять основные виды умственной и когнитивной деятельности, свойственной человеку. Все эти разработки постепенно становятся неотъемлемой частью грядущих изменений в области интеллектуальных вычислений. Транспортная отрасль также не может оставаться в стороне от этих мировых трендов, что приводит к осознанию необходимости дальнейшей разработки и внедрения в производство не только отдельных элементов искусственного интеллекта, но и создания универсальных интеллектуальных систем. В статье излагается ограниченность существующих систем искусственного интеллекта и обосновывается необходимость создания системы общего искусственного интеллекта на основе модели когнитивных модулей, использующих в своей структуре как «традиционные» алгоритмы, так и алгоритмы машинного обучения.

Статья целиком →