Духно Н. А. Регуляторы транспортного образования в начале 1941 года. Оценка опыта работы профессора МИИТ Георгия Константиновича Евграфова
УДК: 656:94(47)
Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), naduhno@ui-miit.ru
Аннотация. В довоенные годы ученые Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) не размышляли, нужно ли транспортное образование или нет. Они стремились развивать транспортное образование, продолжая традиции своих предшественников, открывающих транспортные школы на основе классической науки. На протяжении более трех веков шел процесс выработки способов преобразования теории в инженерное знание, устремляя его в развитие транспортных способностей. Ярким сторонником развития транспортного образования в 1930―1940-е гг. был профессор МИИТ Георгий Константинович Евграфов. В фундаментальных научных трудах ученый выявлял сердцевину теоретических мыслей, становившихся прочным фундаментом развития прикладных транспортных наук. Требовался профессиональный коллектив, способный к исследовательской работе, к формированию транспортной науки и воплощению ее в умы нового поколения специалистов транспорта. Таким коллективом, по убеждению Евграфова, должна была быть кафедра. В своих ежегодных докладах педагогическому и студенческому составу Г. К. Евграфов с вершин научных ценностей и мастерства опытного профессора давал оценку работы каждой кафедры за истекший год и ставил задачи по развитию транспортного образования, в результате которого и свершался процесс воспитания инженеров-транспортников нового поколения. Г. К. Будучи заместителем начальника МИИТ по учебной и научной работе, профессор умел аргументированно убеждать оппонента доказательствами, полученными из научных источников. Его опыт доказывает факты положительной организационной и научной работы вуза под влиянием личности с высоким научным мировоззрением, с богатым морально-нравственным мышлением, пронизанным правовыми идеями. Целью нашего исследования является установление способов сочетания права с иными видами регуляторов транспортного образования и определение их влияния на качество подготовки специалистов, востребованных транспортом в предвоенный период времени. Методологией исследования явились научно-познавательные методы оценки большого объема материалов, отразивших становление транспортного образования в России и в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, истоки которого идут от основанного в 1896 г. Московского инженерного училища. Анализ сведений о транспортном образовании сочетался со сравнительным методом и оценочными приемами автора, приобретенными 40-летним опытом и навыками автора научной и преподавательской деятельности в вузах.
Ключевые слова: регуляторы транспортного образования; наука; право; морально-нравственные ценности; фундаментальная наука; прикладные транспортные науки; основные задачи кафедр; инженерное знание.
Литература:
- Духно, Н. А. Вехи науки Российского университета транспорта: концепция проекта / Н. А. Духно // Транспортное право и безопасность. ― 2021. ― № 4(40). ― С. 74―78.
- Программа курса «Экономика транспорта» для инженерно-технических специальностей втузов железнодорожного транспорта. ― Москва, 1941.