Статья

Мельникова Ю. В. Вопросы кодификации транспортного законодательства в контексте повышения эффективности государственного управления транспортом

Актуальные проблемы систематизации и кодификации транспортного законодательства Российской Федерации (Москва, Юридический институт МИИТ, 22 ноября 2017 г.)

УДК 347.463

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы оптимизации транспортного законодательства, в том числе посредством разработки и принятия транспортного кодекса Российской Федерации, призванного комплексно решать проблемы правового регулирования в сфере транспорта и обеспечения транспортной безопасности, с точки зрения необходимости повышения эффективности государственного управления транспортом в современных условиях.

Ключевые слова: транспортное законодательство; эффективность государственного управления транспортом; транспортный кодекс.

Codification of transport legislation in the context of improving the efficiency of public transport management

Abstract. The article deals with the problematic issues of transport legislation optimization, including through the development and adoption of the transport code of the Russian Federation, designed to comprehensively solve the problems of legal regulation in the field of transport and transport security, from the point of view of the need to improve the efficiency of public transport management in modern conditions.

Keywords: transport legislation; efficiency of public transport management; transport code.


Эффективность государственного управления является одной из актуальнейших задач, решению которой в современной России руководством страны и обществом уделяется самое серьезное внимание.

Вместе с тем остается неопределенность самого понятия эффективного государственного управления.

Е. В. Масленникова отмечает: «Анализ теоретико-методологических подходов к определению эффективности государственного управления позволяет сделать вывод о том, что, как правило, выделяют экономическую эффективность и социальную. Самостоятельность данных видов эффективности, конечно, относительна, так как они находятся в тесном единстве и взаимосвязи. При анализе эффективности государственного управления особое значение играет социальный эффект. Сущность социального эффекта заключается в том, что он должен быть устойчивым, воспроизводящимся, прогрессирующим, содержать в себе источник для последующего общественного развития» [1].

Разделяет такую позицию и М. В. Трегубов: «Эффективность деятельности государственного механизма включает в себя экономический, социальный, политический и правовой аспекты в их неразрывной взаимосвязи. Попытка игнорировать хотя бы один из них приводит к снижению эффективности государственно-правовой системы в целом, к дестабилизации общества» [2].

Таким образом, правовая составляющая занимает значительное место в общей системе обеспечения эффективности государственного управления.

Л. О. Мурашко полагает: «…большая роль отводится механизмам правового регулирования, поскольку трудно представить эффективное государство без эффективно работающих законов, без отлаженного четкого механизма их принятия и реализации, соответствия развитию общественных процессов. Именно право, правовые механизмы признаны на сегодняшний день наиболее совершенными для преобразований и достижения прогресса в государственном развитии» [3].

Вместе с тем полнота правового регулирования не является, так же как и эффективность государственного управления, понятием однозначным. По мнению Н. А. Власенко, «полнота нормативно-правового регулирования означает, что в нормативном правовом акте закреплены все необходимые признаки регулируемого правоотношения — каждая норма права имеет полную конструкцию (гипотезу, диспозицию и санкцию) либо содержит отсылки к иным нормативным правовым актам, в которых содержатся отсутствующие в ней элементы и механизм ее реализации в конкретных отношениях» [4].

С таким определением можно согласиться, однако оно характеризует лишь одну сторону явления. А у него есть и иные аспекты (стороны). Не менее важен охват правовым регулированием всех соответствующих общественных отношений и, несомненно, наличие подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию правовой нормы в практической деятельности субъектов правоотношений.

Д. В. Чухвичев, анализируя законотворческое познание, пишет: «…законодательная техника включает в себя не только приемы написания нормативных правовых актов, но также технику и методологию анализа характера подлежащих регулированию общественных отношений, выявление путей и направлений правового регулирования, определение варианта общественных отношений, подлежащего официальному выражению и закреплению в качестве общеобязательного» [5].

Указанный вывод в полной мере применим и для характеристики полноты правового регулирования государственного управления в области транспорта.

Эффективное государственное управление в области транспорта и обеспечение транспортной безопасности возможно только на основе системы законодательных актов, регулирующих указанные отношения, что обеспечивает предсказуемость и стабильность политики государства в сфере транспорта. Транспортные отношения сегодня регулируются на основе множества, часто слабо взаимосвязанных, федеральных законов, ориентированных, как правило, на достижение узких секторальных задач в сфере транспорта и транспортной безопасности.

Необходимо создание транспортного кодекса РФ, который будет призван комплексно решать проблемы правового регулирования в сфере транспорта и обеспечения транспортной безопасности.
Конечная цель кодификации — создание относительно компактного законодательного акта (транспортного кодекса), содержащего преимущественно нормы прямого действия, охватывающего весь комплекс отношений в сфере транспорта и отвечающего современным, экономическим условиям жизни общества.

Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2001 г. № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» установлено, что любой законопроект и проект технического задания на его разработку в случае необходимости разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и организациями, которыми федеральными законами предоставлено право вносить в установленном порядке в Правительство законопроекты.

Законопроект представляет собой документ, в котором должны быть определены:

  • основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;
  • место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции РФ, федеральных конституционных законов и системообразующих законов РФ, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы;
  • общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере нормативных правовых актов РФ, Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров РФ.

При этом указываются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования должна также содержать анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований; социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона; информация о соответствии законопроекта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров РФ.

Схематично рассмотренные выше понятия, их соотношение можно изобразить следующим образом:

  • законодательная идея;
  • концепция закона (куда входит идея закона);
  • законопроект;
  • реализация закона (зависит, в первую очередь, от воли правоприменителей).

Из характера реализации каждого компонента складывается эффективность закона и в целом правового регулирования.

Таким образом, не вызывает сомнений необходимость разработки законопроекта в виде транспортного кодекса Российской Федерации, который создаст правовые условия для обновления и развития российской системы транспорта в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, безопасности, международными обязательствами Российской Федерации в сфере транспорта, расширения транспортных возможностей.


Литература

  1. Масленникова, Е. В. Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций // URL: http://www.be5.biz/eko-nomika/u003/index.htm.
  2. Трегубов, М. В. Эффективность системы государственного управления: Теоретико-правовой аспект : автореф. дис. … канд. юрид. наук. — СПб., 2000. С. 6.
  3. Мурашко, Л. О. К проблеме понятия эффективного государства. Российское государство в переходный период (проблемы и перспективы) : доклады и материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 24—25 октября 2012 г. — Ч. 1 / под ред. Т. А. Сошниковой. — М. : Издательство Московского гуманитарного университета, 2012. — С. 84—85.
  4. Власенко, Н. А. Теория государства и права : учеб. пособие. — 2-е изд., перераб., доп. и испр. — М. : Проспект, 2011.
  5. Чухвичев, Д. В. Законотворческое познание и его роль в процессе законотворчества // Гражданин и право. — 2011. — № 7.

Literature

  1. Maslennikov, E. V. State and municipal management. Lectures // URL: http://www.be5.biz/eko-nomika/u003/index.htm.
  2. Tregubov, M. V. Efficiency of public administration system: Theoretical and legal aspect : author. dis. … kand. the faculty of law. sciences’. — SPb., 2000. C. 6.
  3. Murashko, L. O. To the problem of the concept of effective state. Russian state in transition (problems and prospects) : reports and materials of the international scientific and practical conference. Moscow, 24—25 October 2012 — Part 1 / ed. by T. A. Coulter. — M. : Publishing house of Moscow University for the Humanities, 2012. — P. 84 — 85.
  4. Vlasenko, N. A. Theory of state and law : textbook. benefit. — 2nd ed., Rev., EXT. and Rev. — M. : Prospekt, 2011.
  5. Chukhvichev, D. V. Legislative knowledge and its role in the process of lawmaking // Citizen and law. — 2011. — № 7.

Другие статьи автора или выпуска: ,