Статья

Багреева Е. Г. Социокультурные и правовые основы профилактики безопасности и правонарушений на транспорте

Опыт правового обеспечения транспортной безопасности (Москва, Юридический институт МИИТ, 6 декабря 2017 г.)

УДК 347.463

Аннотация. Приведенные в статье актуальные статистические данные свидетельствуют о существовании проблем на транспорте и с использованием транспорта. Улучшение ситуации с безопасностью на транспорте напрямую зависит от профилактики правонарушений. Автор рассматривает баланс социокультурных и правовых возможностей в транспортной сфере как основу профилактики правонарушений.

Ключевые слова: социокультурные основы профилактики безопасности; профилактика правонарушений на транспорте; безопасность; правовые основы; баланс социокультурных и силовых регуляторов; социокультурная среда.

Socio-cultural and legal foundations of prevention offences and safety in transport sphere

Abstract. The relevant statistical data given in the article indicates the existence of problems in the transport sphere and in using of transport. The improvement of transport security depends on the prevention of offences. The author examines the balance of socio-cultural and legal opportunities in the transport sector as a basis of the crime prevention.

Keywords: socio-cultural foundations prevention security; crime prevention in transport sphere; safety; legal basis; the balance of socio-cultural and power regulators; socio-cultural environment.


Пристальное внимание руководства страны в последнее время к широкому кругу проблем в транспортной сфере доказывает их важность и актуальность.

Большую тревогу вызывают инциденты на воздушном транспорте, характеризующиеся особой опасностью. А. А. Матвейко, анализируя последние статистические данные, утверждает, что «на воздушном транспорте сохраняется довольно неблагоприятная обстановка в части совершения правонарушений, подпадающих под действие административного законодательства. При этом это число неуклонно растет каждый год. Так, в 2016 г. Росавиацией зафиксировано 52 происшествия, что на 11 единиц больше, чем в предыдущем году [1].

Статистика дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) также не утешительна: только за 2017 г. на территории РФ зафиксировано порядка 126 тыс. ДТП [1gai.ru], причем только тех, в которых были зарегистрированы пострадавшие и погибшие.

При этом следует учесть, что в целом автомобильных аварий стало существенно меньше, чем было в прошлом году. Однако количество погибших возросло существенно — на 16.6 тыс. человек. Количество пострадавших, но оставшихся в живых и получивших серьезные травмы, несколько снизилось, но в сравнении с другими странами остается чрезмерно высоким — 160 тыс. человек.

Согласно официальной статистике основными причинами гибели людей в ДТП являются низкое качество дорожного полотна и вождение в состоянии опьянения — алкогольного или иного. Согласившись с тем, что некачественное дорожное полотно кладут люди, лишенные профессионализма и ответственности за свою работу, а «пьяное» вождение позволяют себе люди, не уважающие себя и окружающих, необходимо признать, что основными причинами гибели людей в ДТП являются социокультурные проблемы.

В этой ситуации очевидно, что людские потери на транспорте заставляют руководство страны принимать жесткие меры, закрепляя их в законодательстве.

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в части установления ответственности за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств)», предусматривает внесение изменений в ст. 151 УПК РФ и УК РФ.

Установление специальной нормы, которая предусматривает уголовную ответственность, но не отменяет гражданской ответственности за совершение хулиганских действий на борту самолета, является также оправданным. В данном случае хулиганские действия на указанном виде транспорта создают повышенную опасность для здоровья и жизни пассажиров и экипажа.

Статья 213 УК РФ «Хулиганство» расширяется — устанавливается ответственность за хулиганство на «железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном, а также любом ином транспорте общего пользования». В «иной» транспорт можно отнести и городской либо междугородний автобус и трамваи, несмотря на то что эти виды транспорта находятся в ведении муниципальных властей.

Кроме того, уточняется ответственность за «совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств». В ч. 1 ст. 213 УК РФ установлен максимальный срок лишения свободы — 5 лет за «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу», совершенное на любых видах транспорта: железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном, а также на «любом ином транспорте общего пользования», например метро, трамвая, троллейбуса или автобуса. Размер штрафа вырос до 500 тыс. руб. За совершение аналогичных действий группой лиц предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 7 лет. В случае, если такие действия совершены с использованием оружия или взрывчатых веществ, то установлено наказание до 8 лет лишения свободы. Одновременно в УК РФ появилась новая статья, которая предусматривает за любые действия, «угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств», штраф до 300 тыс. руб., а то и до двух лет колонии.

Проект указанного Закона был внесен в Госдуму группой депутатов-единороссов и принят в первом чтении еще в 2011 г. — тогда стимулом такого решения стали участившиеся попытки хулиганов лазерными указками ослеплять пилотов воздушных судов, что создавало катастрофическую ситуацию. И вновь мы констатируем социокультурную причину совершенного деяния — оно выросло из безобидной детской шалости и отсутствия ответственности за свои поступки.

Наряду с «традиционными» проблемами на транспорте таких, например, угоном автомашин, в последнее десятилетие появились «зацеперы», гонки «золотой молодежи» на дорогих иномарках по проезжей и непроезжей части городов, дебоширы на различных видах транспортных средств, включая воздушные суда, где некоторые пассажиры в состоянии опьянения создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, чем и вынудили законодателей ужесточить нормы права.

В связи с этим встает закономерный вопрос: следует ли продолжать вводить все новые ограничения в нормы законодательства, чтобы улучшить безопасность на транспорте? Или есть еще другие пути, средства и методы профилактики правонарушений?

В настоящее время мы наблюдаем ослабление социокультурного регулятора общественных отношений. Постепенный переход, начавшийся в начале 1990-х гг., из страны коллективистской культуры в индивидуалистическую обусловил ослабление устойчивых культурологических норм поведения наших граждан в целом.

В то же время в процессе развития человеческого общества исторически сложилось всего два способа социальной регуляции людей, которые определяют их поведение в различных сферах деятельности, в том числе и на транспорте.

Социокультурные регуляторы, сводимые в основном к существующим морально-нравственным ценностям и нормам, содержащим в себе стереотипы социально одобряемого поведения, систему запретов, образцы деятельности и форм взаимодействия и даже способы разрешения конфликтов. Все это в той или иной мере определяет отношения людей в транспортной сфере. Как известно, социокультурные нормы, традиции и правила жизни не носят общеобязательного характера. Однако, возникая, они становятся обязательной по внутреннему убеждению нормой поведения большинства граждан. Именно внутренне осознанное принятие культурологических норм общежития не позволяет детской шалости перерасти во взрослое умышленное хулиганство.

В основе силового регулятора лежит законодательство, реализующее политику государства по организации и управлению всеми его сферами, а в случае необходимости использующее силу принуждения. Транспортная сфера не является исключением. Более того, сегодняшняя ситуация с нарушением социокультурных норм на транспорте есть проявление дисбаланса социокультурных и силовых регуляторов и заставляет законодателей переводить социокультурные нормы в правовые.

Очень часто в научных работах юристов после описания проблем, сложившихся в обществе, формулируется предложение по совершенствованию законодательства с целью расширения, ужесточения наказания за то или иное деяние. Именно так случилось с «дебоширами» на транспорте. Казалось, что культурологическая причина этих ситуаций — низкий культурный уровень, безответственность (но отсутствие умысла) должны быть излечимы социокультурными регуляторами наших отношений. Однако, не справляясь с такими примерами человеческих деяний, в логике последних лет звучит вывод юриста о том, что «осознавая актуальность правонарушений на воздушном транспорте, особое внимание следует уделить разработке мероприятий, направленных на совершенствование существующей административно-правовой регламентации правонарушений» [2]. И вновь «распухает» гл. 11 КоАП РФ.

Встает вопрос: каково соотношение сегодня этих двух регуляторов в решении проблем на транспорте? Конечно, преобладает силовой регулятор, причем, все более наступая и завоевывая социокультурное пространство. Социокультурный регулятор утрачивает свою силу, какую он имел, например, в начале прошлого века.

В то же время отсутствие обязательного для всех правовых норм силового регулятора приведет к вседозволенности и безнаказанности, поскольку социокультурные регуляторы не носят общеобязательный характер.

И потому, чувствуя свою безнаказанность, а иногда даже восхищение своим «геройством», бьют окна уличные хулиганы — малолетние недоросли, которые бросают камни в стекла проходящих составов; «балуясь» пытаются ослепить пилотов заходящих на посадку самолетов лазерной указкой большой мощности, а так называемые «зацеперы» с жуткой бравадой не устают взбираться на ходу на крышу электричек и поездов метро, чтобы исполнить безумный, нередко последний в жизни танец.

Безусловно, такие ситуации уже следует регулировать нормами права, но все ли возможности социокультурных регуляторов мы используем в этой сфере? Может быть, имеющийся опыт иного подхода к решению проблем на транспорте других стран воодушевит нашу практику?

Само транспортное средство может выступать объектом, напоминающим о социокультурных ценностях и необходимости их использования в повседневной жизни во имя безопасности транспортного средства. Как прекрасен автобус, курсирующий по дорогам города Осло (Норвегия) с надписью на заднем стекле «Я уезжаю не от тебя, а к пассажиру на остановке»… Бегущий за уезжающим автобусом человек наверняка улыбнется и перестанет преследовать транспорт, отвлекая внимание водителя, создавая, возможно, аварийную ситуацию… Вот такая профилактика безопасности на транспорте! С 2011 г. трамвайная компания проводит акцию «Путешествуй с культурой», благодаря которой пассажиры бесплатно могут услышать известные арии и дуэты в исполнении профессиональных певцов. В акции «Поэзия по дороге…» в трамваях г. Осло звучали стихи 24 поэтов… Как можно бросить камень в такие трамваи? Чтобы воспитать гордость за свою малую родину, трамвайная компания предложила жителям на каждой остановке написать и отправить в компанию рассказ о том, чем они гордятся или о том, куда они рекомендуют сходить в своем микрорайоне. Лучшие отзывы в течение месяца вывешивали в каждом трамвае, а затем издали книгу, как путеводитель по столице, написанный самими жителями скандинавской столицы.

Интересно использование и социокультурного, и силового регулятора на транспорте в Норвегии: система штрафов предполагает два предупредительных замечания с занесением фамилии в «черный» список, тогда как третий факт безбилетного проезда, зафиксированный контролером, потребует уплаты штрафа на месте в размере 950 крон (около 7 тыс. руб.; одноразовый билет, купленный у водителя, стоит 55 крон — около 400 руб.). Норвежцы вообще не склонны сразу использовать наказание — человеку надо дать возможность исправиться. Более того, норвежцы делают акцент на позитивном в человеке: приглашая его к дальнейшему сотрудничеству, вызывая у пассажиров знакомое им чувство собственника, а, значит, рачительное, бережливое отношение к имуществу. Именно поэтому руководство компании не угрожает штрафом за безбилетный проезд, но на плакатах в вагонах информирует о том, что парк пополнился n-ным количеством вагонов — «Спасибо, что вы платите!».

Чтобы предупредить ссылки на оплаченный билет в телефоне и проблемы с разряженным его состоянием во время проверки билетов, компания установила в вагонах специальные розетки для зарядки устройств. Предвосхитить — значит не создавать условия для нарушения правил проезда в городском транспорте. А еще в выходные и праздничные дни родители могут приобрести билеты по «семейному» тарифу, когда один взрослый может провезти до четырех детей! А еще… не так часто поднимается рука вандала, чтобы испортить, порезать бархатную обшивку сидений городского транспорта с видами достопримечательностей любимой норвежской столицы!

В городе с 1875 г. функционирует Музей трамвая, и сегодня трамвай-ветеран выезжает на улицы г. Осло, а желающие провести в нем памятное торжество, могут арендовать его. В ежегодное празднование Дня трамвая пассажиров одаривают цветами, в вагонах проходят концерты певцов и чтецов, а на остановках предлагают различные угощенья.

Как видим, муниципальная трамвайная компания, работающая четко и слаженно (пунктуальность расписания — 84,2%), широко использует социокультурные возможности, чтобы именно они легли в основу взаимоотношений на транспорте, рассматривая их как превентивные меры. Конечно, руководство уделяет большое внимание культуре водителя — как лицу компании. Конечно, как и везде, одна из основных обязанностей водителя — культурное обслуживание пассажиров.

  1. Компания посчитала для себя целесообразным сформулировать шесть принципов успешной работы, являющейся залогом безопасности движения и профилактики правонарушений на транспорте: «Это наши шесть целей, которые лежат в основе нашей социальной ответственности» [www.sporveien.com] (см. рис.).
  2. «Умная поездка» — мы должны стать выбором для поездки.
  3. «Чистая поездка» — мы должны внести свой вклад в защиту окружающей среды в коммуне г. Осло.
  4. «Хорошая поездка» — мы должны создать приятные впечатления от поездки и безопасно доставить пассажиров до их цели.
  5. «Хорошие соседи» — мы будем открыты для всех интересующихся, вовлеченных в сотрудничество.
  6. «Заинтересованные люди» — мы должны быть хорошим работодателем, поддерживающим заинтересованность и повышение квалификации.
  7. «Надежные, справедливые люди» — мы будем работать на основе этического подхода ко всему, что мы делаем, с уважением друг другу.

Как видим, далеко не случайно, что 96% пассажиров трамваев коммуны Осло довольны этим транспортом. Руководству компании эффективно удается использовать социокультурные возможности в работе транспортной компании, что ощутимо сказывается на безопасности движения и воспитании у пассажиров культуры.

Приведенный пример — это всего лишь одна компания одной страны. Надо сказать, что в последнее десятилетие на городском транспорте города Москвы также стали рассматривать вагоны транспортных средств, станции метро и МЦК как места для организации арт-мероприятий. Так, например, послушать выступления музыкантов теперь можно в вестибюлях станций (МЦК) Деловой Центр, Кутузовская и Лужники. На 18 станциях метро и МЦК можно услышать живую музыку. Интересна культурная жизнь подземного метро Москвы: пользуются большой популярностью, как у обычных пассажиров, так и у ценителей фотоискусства, тематические поезда метро.

На сегодняшний день действует 12 «именных» поездов: поезда-музеи и галереи. Основная цель таких подвижных культпроектов — привнести ярких красок в поездку в метро, напомнить о вечной красоте, которая нередко соседствует с нами и остается почти незамеченной среди повседневной суеты. Итак:

  • в середине 2007 г. на Арбатско-Покровской линии был пущен поезд — картинная галерея «Акварель». В его вагонах можно увидеть репродукции картин выдающихся художников современности и прошлого. Экспозиция периодически обновляется;
  • с мая 2013 г. курсирует поезд с репродукциями картин Сурикова, Айвазовского, Кустодиева, Шишкина, Репина и других знаменитых художников;
  • в конце декабря 2015 г. по серой Серпуховско-Тимирязевской линии метро был запущен поезд «25 лет МЧС России»;
  • осенью 2015 г. по Люблинско-Дмитровской ветке пустили новый тематический состав, посвященный животному и растительному миру Дальнего Востока: все пространство вагонов, включая полы, — изображения редких животных и растений;
  • в августе 2015 г. на Филевскую линию Московского метрополитена вышел поезд «Поэзия в метро» из фрагментов стихотворений Сергея Есенина, а также иллюстраций и уникальных фрагментов рукописей его произведений, посвященный 120-летию со дня рождения поэта;
  • в декабре 2015 г. — состав «Читающая Москва», где пассажиры могут бесплатно скачивать электронные книги из личных библиотек участников проекта;
  • с апреля 2015 г. по Серпуховско-Тимирязевской линии курсирует именной поезд «70 лет Великой Победе». Пассажиры могут увидеть фотохронику, плакаты и газетные вырезки военных лет;
  • поезд «Курская дуга» впервые появился на Сокольнической линии 8 мая 2003 г. — к 60-летию знаменитого сражения. На каждом вагоне, кроме названия «Курская дуга» и георгиевской ленточки, появились красные звезды и знамена с именем поезда доблести;
  • 9 октября 2006 г. со станции «Воробьевы горы» отправился в путь уникальный поезд, посвященный «Российским железным дорогам», — музей на колесах «Красная стрела» (по самой первой линии — Сокольнической);
  • с мая 2015 г. на Арбатско-Покровской линии метро начал курсировать поезд, оформленный по эскизу победителя конкурса «Краски метро» — 17-летнего ученика кадетского училища Василия Потетюрина;
  • 15 мая 2010 г., в день 75-летия Московского метрополитена, на Сокольническую линию вышел фирменный состав «Ретропоезда»;
  • в мае 2015 г. поезд «Народный ополченец» был запущен на Замоскворецкой линии метро в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне с информацией о героях Отечественной войны 1812 г., а также о ныне здравствующих героях СССР — участниках Великой Отечественной войны, проживающих в Москве.

Поддерживая эти и другие арт-проекты Москвы, следует признать, что московские акции в подавляющем большинстве носят иллюстративный характер. Норвежские же примеры являются доказательством возможности в организации социокультурной среды на транспорте интерактивного участия пассажиров. Однако именно соучастие, содружество рождает чувство единения, идентификации с местом проживания, вызывает чувство ответственности за все, что окружает жителей и пассажиров. В этом случае социокультурные нормы поведения станут осознанными убеждениями и перерастут в потребность их соблюдения.

Сегодня расширение законодательства жесткими санкциями в отношении «зацеперов», «дебоширов», любителей попадания сильнейшим лучом света в глаза летчиков, а также других хулиганских действий, направленных в транспортное средство, будь то морское или речное судно, вагон поезда, борт самолета представляется более, чем оправданной. И введение уголовной ответственности за такие деяния позволит, с одной стороны, эту проблему локализовать, с другой — рассматривая норму, как превентивную меру, остановить. А пассажиры и те, кто управляет транспортным средством, смогут еще раз осознать, что это источник повышенной опасности и любые деяния, угрожающие безопасности на транспорте, повлекут серьезные и неотвратимые наказания для нарушителей.

Однако необходимо найти баланс социокультурных и правовых основ в профилактике правонарушений, что будет способствовать безопасности на транспорте.


Литература

  1. Матвейко, А. А. Отдельные виды правонарушений на воздушном транспорте // Молодой ученый. — 2017. — № 29. — С. 66—68 // URL https://moluch.ru/archive/163/45217/ (дата обращения: 9 декабря 2017 г.).
  2. Южин, В. И. Энциклопедия этикета. — М., 2007.

Literature

  1. Matveyko, A. A. Certain types of offences in air transport // Young scientist. -—2017. — № 29. — P. 66—68 // URL https://moluch.ru/archive/163/45217/ (accessed: December 9, 2017).
  2. Ugine, V. I. Encyclopedia of etiquette. — M., 2007.

Другие статьи автора или выпуска: ,