Статья

Юсупов М. Р. К вопросу о взаимосвязи коррупции и транспортной безопасности

Опыт правового обеспечения транспортной безопасности (Москва, Юридический институт МИИТ, 6 декабря 2017 г.)

УДК 629.039.58

Аннотация. В статье на основе анализа нормативных правовых актов и практики правоприменения рассматриваются вопросы негативного влияния коррупции на транспортную безопасность.

Ключевые слова: коррупции; угрозы; безопасность на транспорте; транспортная безопасность.

On the relationship between corruption and transport security

Abstract. The article considers the negative impact of corruption on transport security based on the analysis of regulatory legal acts and law enforcement practice.

Keywords: corruption; threats; transport security; transport security.


Противодействие коррупции как одной из системных угроз национальной безопасности Российской Федерации предполагает комплексную систему действий со стороны государства, обеспечивающую согласованность деятельности, объединение усилий всех государственных органов, общественных организаций и бизнес сообщества, и в первую очередь, путем осуществления эффективного взаимодействия различных субъектов антикоррупционной деятельности на прочной законодательной и организационной основе.

Именно в этих целях и в соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Президентом РФ утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции в России.

В настоящее время ни одна организация не застрахована от различного вида противоправных опасностей и угроз, тем более от коррупционных проявлений, которые способны не только нанести существенный урон, но и привести к прекращению ее деятельности.

Как показывает комплексный анализ обеспечения безопасности и организации пассажирских перевозок на всех видах транспортных средств в России, вопросы обеспечения безопасности зависят от множества контролируемых и неконтролируемых факторов, в том числе и коррупционного характера.

Что касается контролируемых факторов, то прежде всего имеется в виду так называемый «человеческий фактор» — профессионализм и надежность машиниста, пилота и водителя; затем следует выделить техническое состояние транспортного средства и регулярность его обслуживания. Кроме того, в обязательном порядке нужно учитывать погодные условия и состояние путей, взлетно-посадочных полос и автомобильных дорог. Помимо этого, немаловажное значение имеют:

  • законодательная и нормативная база;
  • обеспечение досмотра пассажиров и багажа при осуществлении пассажирских перевозок;
  • осуществление контроля техническими средствами.

Безусловно, существенную роль играет соблюдение собственником и организатором перевозок всех требуемых стандартов и нормативов при взаимодействии первых с контрольно-надзорными органами власти.

В разряд неконтролируемых факторов входят различные коррупционные проявления (коммерческие подкупы, взятки и злоупотребления полномочиями) при осуществлении выдачи квот, разрешений и лицензий на право занятия пассажирскими перевозками, при нарушениях правил движения, при обеспечении обязательных мер безопасности собственниками транспортных компаний и лицами, эксплуатирующими транспортные средства.

К примеру, в настоящее время несут ответственность руководители аэропорта «Домодедово», которые не приняли нужных мер безопасности и допустили теракт, гибель, и увечья большого количества пассажиров в 2011 г. В 2004 г. капитан милиции за взятку помог пройти на два самолета, минуя контроль безопасности, двум женщинам-террористкам, в результате с интервалом в полчаса были взорваны вылетевшие из аэропорта «Домодедово» два самолета и погибли пассажиры с пилотами.

Если затронуть коррупционный теневой доход в отрасли перевозок пассажиров на частных такси и микроавтобусах, то можно увидеть целый «букет» криминальных проявлений. Речь идет об уклонении от выплаты налогов, а также о нарушениях требований безопасности перевозок с последующими фактами гибели и увечий пассажиров при совершении дорожно-транспортных происшествий из-за неисправности техники либо отсутствия соответствующих профессиональных качеств у водительского состава.

Для обеспечения комплексной безопасности на транспорте важно заблаговременное прогнозирование и планирование пассажирских перевозок и потоков.

Известно, что практика планирования и прогнозирования пассажирских перевозок систематически совершенствуется. В планировании пассажирских перевозок применяется научное экономико-математическое прогнозирование по многофакторным данным с использованием математических методов и вычислительной техники. Разрабатываются многовариантные прогнозы на разный прогнозируемый период с учетом элементов обеспечения безопасности на транспорте.

Профилактическими и предупредительными мерами для недопущения возможных угроз при пассажирских перевозках является широкое применение вычислительной техники в пассажирском комплексе, которая позволяет эффективно использовать при текущем планировании оперативную отчетность, составляемую автоматизированной системой «Экспресс», и необходимые для этого мероприятия по обеспечению безопасности. Она учитывает также число проданных билетов и вагоны разной категории по направлениям перевозок, что имеет существенное значение для определения густоты пассажиропотоков на линиях, ведет учет пассажиров, перевозимых бесплатно, выдает и другую информацию, необходимую для выявления спроса на разные условия перевозки и принятия мер безопасности.

Информационная вычислительная техника также дает возможность структурам МВД России на транспорте выявлять лиц, находящихся в розыске либо подозреваемых за различные преступления, в том числе за подготовку и совершение терактов. Все эти технические возможности направлены на предотвращение различных криминальных угроз при перевозке пассажиров на транспорте.

Существенным потенциалом в противодействии коррупции и обеспечении транспортной безопасности обладает институт общественного контроля. Во всех нормативных актах четко предопределяется участие институтов гражданского общества как независимого органа общественного контроля.

Безусловно, без реальной поддержки государственных органов власти, невозможно развернуть в полной меру деятельность институтов гражданского общества, особенно по противодействию коррупции. В настоящее время аккредитованные через Минюст России независимые эксперты (физические и юридические лица) за счет собственных средств и времени участвуют в антикоррупционной экспертизе проектов нормативно правовых актов.

Таким образом, одной из важнейших задач государственной антикоррупционной политики должен стать коренной перелом общественного сознания, являющийся тем мощным ментальным фундаментом, на котором будет формироваться атмосфера тотального и весьма жесткого неприятия коррупции. Добиться этого можно при помощи планомерного совершенствования антикоррупционного законодательства, повышения правовой культуры населения, а также перманентной и кропотливой профилактической и предупредительной работой в данной сфере всех государственных органов и институтов гражданского общества.

Другие статьи автора или выпуска: ,