Статья

Мамонова М. В. Правовое обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте

Опыт правового обеспечения транспортной безопасности (Москва, Юридический институт МИИТ, 6 декабря 2017 г.)

УДК 347.463:656.2

Аннотация. В данной статье отражены основные вопросы, стоящие перед транспортной системой в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, проанализированы основные источники правового регулирования безопасности на железнодорожном транспорте в Российской Федерации.

Ключевые слова: безопасность; железнодорожный транспорт; законодательные правовые акты; подзаконные правовые акты; транспортная система.

Legal security in railway transport

Abstract. This article describes the main issues facing transportation system in the area of traffic safety and operation of railway transport, the basic sources of legal regulation of security on railway transport in the Russian Federation.

Keywords: safety; rail transport; legislative and legal acts; subordinate legal acts; transport system.


Безопасность на железнодорожном транспорте — это комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, сохранности объектов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта, экологической безопасности окружающей среды [URL: https://wiki2.org/ru (дата обращения: 1 декабря 2017 г.)].

Внушительная часть нарушений безопасности движения происходит из-за несоблюдения Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утверждены приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286) — основного документа, который обязаны выполнять все без исключения железнодорожники. К тому же нередко недочеты в эксплуатационной работе происходят из-за халатности, недисциплинированности, небрежного отношения отдельных железнодорожников к выполнению своих должностных обязанностей.

Отрицательно на безопасности движения поездов сказывается и низкая надежность технических устройств, несоответствие технологических процессов и технических средств требованиям ремонта и восстановления работоспособности подвижного состава, устройств железнодорожного пути, автоматики, телемеханики, связи, систем энергообеспечения и других устройств.

Правовое регулирование безопасности движения, нормативных критериев системы эксплуатации железнодорожного транспорта, разработка и реализация государственной политики в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств возложено на Минтранс России. Именно этот федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта уполномочен утверждать правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, правила перевозок грузов и пассажиров и т.д.

В Российской Федерации основополагающим законодательным актом по вопросам обеспечения безопасности является Конституция РФ. В соответствии со ст. 71 Конституции вопросы обеспечения безопасности находятся в ведении государства. В случае создания угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде, обороноспособности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций из-за нарушения безопасности на железнодорожном транспорте могут вводиться режимы закрытия и ограничения свободного движения. В этом случае ч. 2 ст. 74 Конституции устанавливает жесткое требование — такие закрытия и ограничения могут вводиться только на основании соответствующего федерального закона.

Основным федеральным законом, который регулирует вопросы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, является Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 указанного Закона безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта определяется как «состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий».

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» одним из основных принципов осуществления деятельности на железнодорожном транспорте является обеспечение стабильной работы, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, включая железнодорожные перевозки в условиях военного и чрезвычайного положений.

Надежная и слаженная работа всех звеньев железнодорожного транспорта во многом базируется на соблюдении обязательных требований к техническим устройствам, оборудованию, сооружениям, иным железнодорожным объектам, процессам их производства, эксплуатации, грузо- и пассажироперевозкам. Основным нормативным правовым актом здесь является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно определению, приведенному в ст. 2 Закона, «технический регламент — это документ, утверждающий обязательные для применения требования к объектам технического регулирования».

Этот же Закон установил правовые положения о сертификации и стандартизации. Так, сертификация осуществляется с целью удостоверения соответствия технических устройств, оборудования, сооружений, процессов производства железнодорожных объектов, эксплуатации, перевозки требованиям технических регламентов, стандартам, условиям действующих договоров (ст. 18), а стандартизация совершается с целью повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст. 11).

Более того, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлена обязательная сертификация подвижного состава, контейнеров, специализированного оборудования, элементов инфраструктуры, специальных программных средств, используемых для организации процесса железнодорожных перевозок, услуг, оказываемых при перевозках грузов и пассажиров, а также организация стандартизации и обеспечения единства измерений на железнодорожном транспорте. В качестве объектов добровольной сертификации могут выступать технические средства железнодорожного транспорта, специализированные программные средства, системы управления, персонал железнодорожного транспорта, процессы предоставления услуг на железнодорожном транспорте при грузо- и пассажироперевозках.

Федеральным законом от 10 марта 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусматривается обязательное соблюдение установленных требований технических и технологических стандартов (государственных стандартов, санитарных норм и правил, строительных норм и правил, сертификационных требований, норм безопасности) всеми лицами, которые причастны к перевозочному процессу на железнодорожном транспорте. К тому же в Законе предусмотрена ответственность участников процесса перевозок за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных требований в сфере эксплуатации железнодорожного транспорта; за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, негативно отражающихся на безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; за отправление багажом или грузобагажом предметов, перевозка которых данным видом отправок не предусматривается; за превышение грузоподъемности вагона; за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира железнодорожного транспорта (ст. 19, 27, 102, 111, 113 и др.).

Отсюда следует, что законодательное обеспечение безопасности было и остается краеугольным камнем в государственном управлении. Отсюда же вытекает обязанность государства создать законодательную базу, способную четко сориентировать человека на определенное законопослушное поведение, а также обеспечить эффективное функционирование механизма предупреждения правонарушений.
Отдельные вопросы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте разрабатываются Правительством РФ и реализуются в подзаконных нормативных правовых актах. Среди них приказы Минтранса России:

1) от 11 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Реализация данного приказа подразумевает под собой целый ряд мероприятий организационного и технического характера, предпринимаемых с целью защиты объектов железнодорожной инфраструктуры от потенциальных и непосредственных угроз совершений актов незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций;

2) от 6 сентября 2010 г. № 194 «О Порядке получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Данный приказ устанавливает процедуру получения субъектами транспортной инфраструктуры от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности, в частности, по вопросам обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте;

3) от 29 декабря 2010 г. № 307 «О создании Совета по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте», утверждающий положение о Совете по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, в том числе железнодорожном, его основные задачи, состав, структуру и организацию деятельности и др.

Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 263, 266), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 11.1, 11.2, 11.14), Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта (утверждено постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621) (п. 18) предусмотрена ответственность за нарушение требований транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.

Таким образом, правовое регулирование вопросов контроля соблюдения и обеспечения безопасности перевозочного процесса в железнодорожной отрасли является довольно сложной системой, в которой прослеживается взаимная связь между нормативными правовыми актами законодательного и подзаконного уровней.

На современном этапе Минтранс России находит одной из главных задач принятие ведомственных нормативны правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов в области обеспечения государственной транспортной безопасности. С помощью разработки новых и пересмотра действующих законодательных и нормативных правовых актов РФ планируется усовершенствовать нормативно-правовую базу контроля соблюдения и обеспечения безопасности функционирования железнодорожного транспорта. Указанные меры должны способствовать значительному повышению безопасности движения, обеспечению эффективной работы аварийно-спасательных служб, достижению безопасного уровня функционирования инфраструктурных объектов и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Другие статьи автора или выпуска: ,