Дроздова Е. А., Кочкина О. В. Организационно-правовые аспекты деятельности по обеспечению транспортной безопасности

УДК: 351.81


Дроздова Елена Анатольевна - кандидат юридических наук, Российский университет транспорта (МИИТ), Gorbunovala@ya.ru

Кочкина Оксана Владимировна - старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт ФСИН России, oks2790@list.ru


Аннотация. В настоящей статье рассмотрены организационно-правовые аспекты деятельности по обеспечению транспортной безопасности. Авторы проанализировали основную нормативную правовую базу, регулирующую транспортную безопасность в Российской Федерации. В работе было акцентировано внимание на организационных аспектах деятельности, а именно выделение субъектов и объектов этой деятельности, распределение возможной ответственности и существующих подходах к указанной проблематике. В результате анализа был выработан подход, классификация субъектов транспортной безопасности в зависимости от вида заинтересованности. Предложенный подход помогает увидеть некоторые проблемы, а предложенная классификация отражает эффективность деятельности обозначенных субъектов и дает возможность совершенствования деятельности по обеспечению транспортной безопасности.

Статья целиком →

Корнукова М. С. Правовое регулирование прямых смешанных (мультимодальных) перевозок в Европейском Союзе

УДК: 341:347.463


Корнукова Мария Сергеевна - Российский университет транспорта (МИИТ), mariya.kornukova@minjust.gov.ru


Аннотация. Предметом изучения статьи является система конвенционного регулирования перевозки грузов в прямом смешанном (мультимодальном) сообщении, действующая на территории Европейского Союза, в том числе порядок выбора применимого права к транспортным правоотношениям, а также способы распределения ответственности. Автором анализируются нормативные и теоретические основы и факторы, определяющие выбор соответствующего конвенционного регулирования, а также на основе судебной практики исследуется механизм системного применения к единому договору прямой смешанной (мультимодальной) перевозки международных транспортных конвенций. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что система конвенционного регулирования предоставляет сторонам договора прямой смешанной перевозки как широкий выбор средств защиты своих прав, в том числе наиболее экономически целесообразных, так и создает коллизионные споры о применении конкретной конвенции. Автором также исследуются перспективы развития регулирования прямой смешанной (мультимодальной) перевозки с учетом полномочий органов Европейского Союза. По результатам проведенного анализа автором предлагается использовать систему конвенционного регулирования с учетом ее адаптации и кодификации под актуальные условия перевозки грузов в прямом смешанном (мультимодальном) сообщении в Российской Федерации.

Статья целиком →

Шатская И. И., Малёшина Л. М. Компании транспортного сектора российской экономики: анализ инвестиционной привлекательности

УДК: 338.47


Шатская Ирина Ивановна - кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)

Малёшина Людмила Михайловна - кандидат технических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Актуальность анализа инвестиционной привлекательности компаний транспортного сектора продиктована наличием проектов, направленных на развитие, создание и цифровизацию объектов транспортной инфраструктуры, сопряженных с большими затратами в высококонкурентной среде. В статье приведены результаты оценки инвестиционной привлекательности российских лидеров по рыночной капитализации в секторе «Транспорт», акции которых торгуются на фондовом рынке Московской биржи (MOEX). Авторы предлагают потенциальным инвесторам набор инструментов аналитика, который поможет с выбором перспективных для инвестирования компаний транспортного сектора, являющегося одним из наиболее широко диверсифицированных, и избежать неоправданных рисков с вложением денежных средств. Сделан вывод, что для оценки инвестиционной привлекательности компаний нет единой методологии, что позволило авторам предложить свой подход к решению данной проблемы.

Статья целиком →

Евстифеев И. В., Матвеева М. А. Правовое регулирование и перспективы использования криптовалют на транспорте

УДК: 336.7:347.7


Евстифеев Игорь Владимирович - ООО «ЭнергоГрупп Девелопмент»

Матвеева Мария Андреевна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В настоящей статье рассматриваются возможные перспективы использования криптовалюты как альтернативного средства платежа в международном товарообмене, транспортной отрасли, а также перспективы использования криптовалюты взамен традиционных международных валют (доллар и евро), которые в последние годы утратили свои лидирующие позиции, прежде всего, по политическим мотивам. Затрагиваются проблемные вопросы правового регулирования криптовалют на международном уровне, в российском законодательстве. Показаны подходы разных государств к регулированию криптовалютных отношений. Основной целью данной статьи является исследование пробелов и противоречий в российском и международном законодательстве в области регулирования криптовалютных отношений. Достижение целей осуществляется с помощью решения таких задач, как изучение предпосылок развития криптовалюты как средства платежа, изучение теоретико-правовых аспектов правового регулирования криптовалютных отношений в России и за рубежом.

Статья целиком →

Воронов А. М. Угрозы и вызовы национальной безопасности современной России в условиях социальной напряженности

УДК: 342.3:323


Воронов Алексей Михайлович - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИЦ 4, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Alex_voronoff@mail.ru


Аннотация. В статье автор отмечает, что угрозы и вызовы национальной безопасности Российской Федерации являются следствием сложившейся негативной геополитической обстановки в современном социуме и вызваны, прежде всего, проводимой Российской Федерацией специальной военной операцией по денацификации и демилитаризации Украины. Также существенную угрозу национальной безопасности России в современных условиях социальной напряженности представляет когнитивная угроза, основанная на использовании «уязвимостей человеческого мозга» и имеющая в купе с рукотворной пандемией коронавируса COVID-19 синергетический эффект. Не менее существенную угрозу безопасности современной России представляет этническая составляющая, которая в настоящее время трансформировалась из вызова безопасности в более емкое понятие — миграционная безопасность.

Статья целиком →

Корякин В. М. Обеспечение живучести транспортных систем в условиях специальной военной операции: правовой аспект

УДК: 69.059.4


Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы обеспечения живучести транспортной инфраструктуры России в условиях проведения специальной военной операции. Показано, что большинство публикаций по проблемам живучести транспортных систем посвящены исследованию устойчивости их функционирования в условиях чрезвычайных обстоятельств технологического и природно-техногенного характера (аварии, катастрофы, стихийные бедствия и т.п.). Однако в последний год в связи с активным вооруженным противоборством России и Украины, поддерживаемой коллективным Западом, существенно актуализировалась проблема обеспечения живучести транспортной системы в условиях чрезвычайных обстоятельств социально-политического и военного происхождения (война, вооруженный конфликт, терроризм, диверсионная деятельность и др.). Представлен анализ и научно-практический комментарий законодательных и подзаконных актов, регулирующих вопросы функционирования транспортной системы в указанных условиях, высказаны некоторые предложения по совершенствованию законодательства в данной области общественных отношений.

Статья целиком →

Кобзева Е. И., Хрущев Р. С. К вопросу о развитии сотрудничества стран БРИКС в области транспортно-логистической инфраструктуры

УДК: 343.702


Кобзева Екатерина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)

Хрущев Роман Сергеевич - Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского


Аннотация. В статье рассмотрены вопросы взаимодействия стран БРИКС в области транспортно-логистической инфраструктуры. Отмечена недостаточность теоретического исследования развития сотрудничества стран БРИКС в области транспортной инфраструктуры. Проведен анализ принятых совместных международных документов в данной сфере, рассмотрены перспективы развития стран БРИКС, сформулированы предложения по дальнейшему взаимодействию государств в рамках данного объединения. По мнению авторов, выработка единой концепции построения транспортной политики является одним из важных направлений деятельности как Российской Федерации, так и ее международных партнеров.

Статья целиком →

Филиппов Д. А. Музыкальные произведения, используемые на железнодорожных вокзалах, как объекты правовой охраны

УДК: 78


Филиппов Дмитрий Алексеевич - Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются правовые аспекты использования музыкальных произведений, транслируемых на железнодорожных вокзалах. Исследуется правовой статус музыкального произведения как объекта авторского права. Дается характеристика правовой охраны самых известных музыкальных композиций, звучащих в разное время на вокзалах Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула и Оренбурга.

Статья целиком →

Попов В. Л. Транспортная судебная экспертиза, парадигма и реальность

УДК: 343.148.63


Попов Валерий Леонидович - Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Современная судебная экспертиза по воздушному, железнодорожному и водному транспорту сегодня рассматривается как один из наиболее важных источников получения достоверных и объективных доказательств в суде. При этом, несмотря на современное развитие экспертной деятельности в России отсутствует государственное экспертное сопровождение по техническому исследованию железнодорожного, воздушного и водного транспорта, что явилось следствием советского и постсоветского периода расследований аварий и происшествий на транспорте, находящегося в ведении государства. Исходя из этого, нынешнее экспертное сопровождение данного вида исследований осуществляется только на платной основе негосударственными экспертными организациями, которые, как показала судебная практика, с 2001 г. развивались не на общепринятых принципах государственной судебной экспертизы, в основу которой положены знания теоретических и методических основ судебно-экспертной деятельности, определяющих степень научности и объективности применяемых методов и методик. И как не странно, во многом этому способствовала ст. 41 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», которая, с одной стороны, закрепила на законодательном уровне функционирование негосударственной экспертизы, а с другой ― ограничила действие на негосударственную экспертизу ряда статей этого же Закона, определяющих квалификационные требования к эксперту, а также единству профессиональной подготовки и научно-методического подхода к исследованию. Чтобы разобраться в этом, были изучены причины сложившейся экспертной практики в транспортном блоке и предложены мероприятия, которые должны качественно сказаться на устранении имеющихся проблем в экспертной деятельности по обеспечению экспертиз по воздушному, железнодорожному и водному транспорту.

Статья целиком →

Паршаков А. С. Юридическая ответственность за транспортные правонарушения и другие преступления, связанные с техникой: военно-правовые аспекты

УДК: 342.9


Паршаков Александр Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент, Российского университета транспорта (МИИТ); Военный университет Минобороны России, полковник юстиции запаса, alexandrparshakov@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматриваются особенности привлечения к юридической ответственности военных водителей и воинских должностных лиц за совершенные происшествия с участием автомобилей, боевых, специальных и транспортных машин. Автор рассматривает виды юридической ответственности, к которым могут привлекаться военнослужащие, — административную, дисциплинарную, материальную и уголовную. Им подчеркивается, что в зависимости от тяжести последствий к военнослужащим может быть применен тот или иной вид юридической ответственности, к примеру, за нарушение правил вождения и эксплуатации машин, не повлекшее несчастных случаев с людьми или других тяжких последствий, военнослужащие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности, а к уголовной ответственности за нарушение правил вождения или эксплуатации машин могут быть привлечены командиры, старшие машин и другие воинские должностные лица. Применительно к военнослужащему, как субъекту транспортных и других правонарушений, связанных с транспортом, автор комплексно рассматривает возможность привлечения его к уголовной ответственности и за другие преступления, связанные с автомобильной и другой военной техникой, в частности, умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение военного имущества, утрату военного имущества, неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства. Рассматривая практику привлечения военнослужащих к различным видам юридической ответственности за правонарушения, связанные с транспортом, в том числе военным, автор опирается на практику деятельности органов военной прокуратуры и военных следственных органов.

Статья целиком →