Клюев В. В. Правовой статус автономного надводного судна в зависимости от степени автономности

УДК: 347.79


Клюев Виталий Владимирович - директор Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России


Аннотация. Статья исследует правовой статус автономных надводных судов в зависимости от степени их автономности, а также рассматривает проблему их определения в российском праве с учетом международных стандартов. Автор анализирует различные аспекты нормативного регулирования, такие как гражданская ответственность, безопасность на море, и разработку соответствующего законодательства, обеспечивающего безопасную эксплуатацию автономных судов в морских портах и в открытом море.

Статья целиком →

Величко А. В. Правовые проблемы снижения негативного воздействия зерновой пыли на человека на судах морского транспорта

УДК: 656.61


Величко Андрей Владимирович - Дальневосточное морское агентство «Фесконтракт Интернешнл»


Аннотация. Согласно представленным данным за 2022 г. доля морских перевозок зерновых грузов составляет порядка 11% от общего числа перевозимых грузов морским транспортом (данные статистического отдела ООН, United Nations Statistics Division). В соответствии с Международным кодексом по управлению безопасностью судовладельцы обязаны обеспечивать безопасность жизни и здоровья экипажей судов. Международная морская организация разработала международные руководящие принципы и требования в отношении перевозки навалочных грузов по всему миру. Исходя из данных о характере хронических заболеваний у моряков, связанных с негативным влиянием зерновой пыли на здоровье моряков, следует, что со стороны судовладельцев и портовых служб зачастую проявляется пренебрежение представляемой угрозой от зернового груза для жизни и здоровья моряков, что в свою очередь усугубляет текущее состояние исследуемого вопроса.

Статья целиком →

Андрианова В. В., Кобзева Е. И., Ушакова Е. В. Гражданско-правовая и административная регламентация применения транспортной среды для инвалидов

УДК: 347.44


Андрианова Валерия Валерьевна - кандидат юридических наук, доцент, Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Кобзева Екатерина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)

Ушакова Екатерина Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, Российская таможенная академия, вице-президент Московской коллегии адвокатов «Виктория»


Аннотация. В статье обоснована важность обеспечения доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Представлены результаты анализа соответствия параметров объектов транспортной инфраструктуры рекомендуемым значениям по критерию доступности. Рассмотрен порядок, процедура и условия обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи. Дается обоснование того, как федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, такие условия, как беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры и предоставляемым услугам, безограниченное пользование железнодорожным, автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры, вход в такие объекты и выход из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, сопровождение инвалидов со стойкими расстройствами функции зрения и самостоятельного передвижения и оказание им помощи на объектах транспортной инфраструктуры. Дается анализ норм об административной ответственности (ст. 9.13 КоАП РФ) за неисполнение требований по обеспечению доступности для инвалидов зданий, строений и прилегающей к ней территории.

Статья целиком →

Паршаков А. С., Паршаков А. А. К вопросу о квалификации преступлений в современных условиях: военно-транспортный аспект

УДК: 342.9


Паршаков Александр Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ); Военный университет Минобороны России, полковник юстиции запаса

Паршаков Алексей Александрович - военная прокуратура Западного военного округа, подполковник юстиции


Аннотация. В статье рассматривается вопрос изменения подхода государства к уголовной политике, положивший начало созданию уголовного законодательства военного времени. При этом автор подчеркивает, что законодатель избирательно подошел к изменению указанного уголовного законодательства, сосредоточившись на квалификации лишь части преступлений, необоснованно оставив в прежней редакции ряд статей, в том числе и военно-транспортные преступления, такие как оставление погибающего военного корабля, нарушение правил вождения или эксплуатации машин, нарушение правил полетов или подготовки к ним и нарушение правил кораблевождения. При этом большинство указанных преступлений являются бланкетными, поскольку связаны с нарушением правил, которые устанавливаются нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, причем, как в мирное время, так и в боевой обстановке. Кроме того, автором в обоснование необходимости квалифицировать указанные военно-транспортные преступления в периоды мобилизации или военного положения, военного времени либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий приведены примеры и другие аргументированные доводы. Помимо предложений о внесении рассматриваемой квалификации в указанные преступления главы о преступлениях против военной службы автором предлагается внести дополнение в главу о преступлениях против порядка управления Уголовного кодекса Российской Федерации, при этом предлагается криминализировать деяния, направленные против порядка мобилизации и обеспечения режима военного положения или военного времени, в связи с неисполнением военно-транспортной обязанности. Предлагаемые изменения в уголовное законодательство, связанные с необходимостью квалификации военно-транспортных преступлений и криминализации деяний о неисполнении военно-транспортной обязанности, в периоды мобилизации или военного положения, военного времени либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, автор опирается на практику деятельности органов военной прокуратуры и военных следственных органов.

Статья целиком →

Максуров А. А. Заключение и показания эксперта и специалиста: общее и различия

УДК: 343.1


Максуров Алексей Анатольевич - кандидат юридических наук, Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова


Аннотация. В статье на основе анализа действующего уголовно-процессуального законодательства исследуются наиболее популярные на практике «объективные» источники и формы получения специальных знаний: заключение и показания эксперта и специалиста. Автором показаны сходства и различия указанных видов доказательств, а также обращено внимание на особенности их оценки органом предварительного расследования и судом. Исследователь приходит к выводу о необходимости изменения уголовно-процессуального закона в том смысле, что базовой процессуальной фигурой среди них должен стать именно специалист.

Статья целиком →

Хомик В. В. Противоречия между транспортной и пожарной безопасностью: какой выбор сделать?

УДК: 656.2.08; 614.842


Хомик Владимир Викторович - АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1» (Владивосток)


Аннотация. Транспортная безопасность представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Угрозы совершения актов незаконного вмешательства требуют от субъектов транспортной инфраструктуры беспрекословного исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности. За исполнением требований по обеспечению транспортной безопасности следят надзорные органы в лице транспортной прокуратуры и Ространснадзора. Но что делать судовладельцу, если исполнение законодательства о транспортной безопасности повлечет за собой нарушение правил пожарной безопасности? Нужно ли устанавливать систему контроля доступа к критическим элементам судна, понимая, что в случае возникновения пожара на нем могут погибнуть люди, а неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности влечет уголовное наказание? В статье рассматриваются противоречия в требованиях транспортной и пожарной безопасности в части установки на судах системы контроля доступа к критическим элементам. Исследуются существующие нормативные документы, формулируются предложения по решению выявленных противоречий в законодательстве.

Статья целиком →

Жаворонков В. А. Использование возможностей современных технологий при установлении обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

УДК: 343.3/.7


Жаворонков Владимир Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с применением современных технических средств, использование которых позволяет повысить эффективность осмотра места дорожно-транспортного происшествия, исключив выполнение малопродуктивных и объемных операций при проведении следственных действий и, в конечном счете, расследования по делам данной категории. Авторами исследуется возможность применения для этих целей камер наружного наблюдения и видеорегистраторов, как средств быстрого и объективного установления всех обстоятельств произошедшего события, определения роли каждого участка в происшествии и технических величин, необходимых для решения вопросов, поставленных перед экспертом, в частности, такой технической величины, как скорость движения транспортного средства, являющейся одной из основных величин, используемых при проведении расчетов в процессе производства судебных автотехнических экспертиз.

Статья целиком →

Духно Н. А. Транспортное право и его научная основа

УДК: 343.346(07)


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), naduhno@ui-miit.ru


Аннотация. В статье обосновывается необходимость развития транспортного права на основе научных исследований факторов, побуждающих к созданию новых правовых норм. Они разрабатываются под влиянием особенностей транспортных отношений, выявленных юриспруденцией, как наукой. Всестороннее и полное научное изучение транспортных отношений образует теоретическую основу для выработки новых правовых норм. Такие нормы могут обеспечивать правовой порядок в сфере транспорта при решении всех его задач. Транспортное право является составной частью юриспруденции. Расширение использования научного потенциала юриспруденции открывает пути к новым направлениям исследования транспортного права.

Статья целиком →

Филиппова М. Ю. Международное морское трудовое право: становление. Предпосылки «хозяйской власти» капитана

УДК: 341.225


Филиппова Марианна Юрьевна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)


Аннотация. Международное морское право заслуженно считается одним из самых интересных правовых образований. Окруженное ореолом романтики, во многом основанное на правовых обычаях, идущих из глубины веков, с древности несущее в себе дух вольницы и моряцкого братства, морское право, как и само бескрайнее море, всегда оставляет простор для новых открытий. В статье рассматриваются вопросы возникновения правового регулирования труда моряков в ранних источниках морских обычаев. Исследуется эволюция отношений капитана и судовой команды. Формулируется содержание «хозяйской власти» капитана по отношению к экипажу и ее основные особенности.

Статья целиком →

Посадская А. В. Обоснование императивных условий российско-шведского сотрудничества по обследованию и подъему подводной лодки «Сом»

УДК: 347.799.62


Посадская Анастасия Валерьевна - Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова


Аннотация. В настоящее время на дне Мирового океана находится тысячи затонувших рукотворных объектов, представляющих научно-техническую, историко-культурную или археологическую ценность. В списках объектов, затонувших в море, большое количество отечественных кораблей и судов, затонувших при различных обстоятельствах. В их числе и подводная лодка «Сом», погибшая в 1916 г. В статье обоснованы императивные условия российско-шведского сотрудничества по обследованию и подъему подводной лодки «Сом» на основе анализа положений Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 г.

Статья целиком →