Васильев А. В. Договор перевозки грузов (в том числе с использованием вагонов третьих лиц) по дореволюционному законодательству России

УДК: 656(091)(470+571)


Васильев Алексей Викторович - аспирант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению исторических аспектов становления и развития института договора перевозки грузов в отечественном законодательстве. Автор анализирует нормы Общего устава российских железных дорог 1885 г., определявшие права и обязанности договора перевозки грузов. Отдельно анализируются отношения сторон по данному договору в том случае, когда перевозчик использует подвижной состав (вагоны), принадлежащий третьим лицам. Ретроспективный анализ железнодорожного законодательства позволил автору сформулировать некоторые предложения по совершенствованию современного гражданского законодательства в части, касающейся договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Пути сообщения как фактор возникновения и развития пошлинного обложения и транспортного законодательства в доимператорской России

УДК: 656(091)(470+571)


Петров Юрий Иванович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), petrov52@ro.ru


Аннотация. В статье рассматриваются пути сообщения, сложившиеся в Древней Руси в силу объективных исторических условий в результате размещения племенных союзов на территории русской равнины. Использование этих транспортных линий для торговли вело к ее расширению и развитию, и формированию пошлинных обрядностей, перераставших с годами в пошлинное обложение. В статье показано, как в Московском государстве пошлинное обложение получило значительное развитие, при этом отдельные пошлины использовались по целевому назначению, для сооружения и содержания транспортных путей. Такой ход развития государственных отраслей и институтов потребовал совершенствования правового регулирования, которое в XVII столетии начинает активно развиваться. В статье приводятся отдельные правовые источники, которыми регулировалось пошлинное обложение и эксплуатация транспортных линий. Большое внимание уделено анализу Соборного Уложения 1649 г., в ст. IX которого содержались правовые нормы по сбору проезжих пошлин и обеспечению сохранности и благоустройству дорог. Уделяя главное внимание проезжим пошлинам, глава регламентировала и порядок содержания дорог, мостов и перевозов, тем самым подчеркивая прямую связь благоустройства дорог с пошлинным обложением.

Статья целиком →

Сарсембаев М. А. Феномен международных транспортных коридоров Казахстана: их функционирование на основе международных договоров

УДК: 339.92:327


Сарсембаев Марат Алдангорович - доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева (г. Нур-Султан, Казахстан), daneker@mail.ru


Аннотация. Данная статья посвящена анализу статуса и направлений деятельности международных транспортных коридоров евразийского континента, к которым прямое отношение имеет Республика Казахстан. В критическом формате рассмотрены многосторонние международные договоры и конвенции, которые регулируют общие аспекты международных коридоров и международный транспортный договор в отдельности. Аналитическая проработка дана на примере соглашений о международных транспортных коридорах «Север—Юг» и «ТРАСЕКА». Приведены статистические данные, характеризующие результаты деятельности, имеющей отношение к международным транспортным коридорам. В статье сформулировано определение понятия международного транспортного коридора, цель которого заключается в обеспечении качественного обслуживания клиента, в доставке его груза точно в срок и сохраненном виде. Большое значение придано цифровизации, автоматизации, роботизации процессов транспортировки грузов по международным транспортным коридорам. Отмечено, что в транспортных законах Республики Казахстан отсутствуют нормы, имеющие отношение к управлению и функционированию международных транспортных коридоров. В результате критического рассмотрения статей международных договоров и соглашений, а также казахстанских законодательных актов, имеющих отношение к дорожному движению и путям сообщения, автором сформулированы предложения, рекомендации по совершенствованию как международных правовых, так и внутригосударственных правовых актов. Правовые проблемы транспортных коридоров в статье анализируются посредством методов контент-анализа, критического анализа, проработки взаимных связей внутренних и внешних вопросов темы. Предложения по совершенствованию текстов международных договоров и законов Республики Казахстан с их обоснованиями в общем виде сводятся к следующим: формулирование прав и обязанностей Координационного совета при международном транспортном коридоре «Север—Юг»; обоснование гражданско-правовой ответственности оператора по мультимодальным перевозкам; дополнительные средства разрешения споров между государствами-участниками; необходимость принятия нового казахстанского закона о логистических объектах вдоль транспортных коридоров.

Статья целиком →

Духно Н. А. Школа транспортного права

УДК: 347.463


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации


Аннотация. В статье обосновывается, что в транспортной практике давно назрела потребность в создании структуры, способной сосредоточить усилия на плодотворном использовании и применении транспортного права в формировании транспортных отношений. Автор обосновывает необходимость создания школы транспортного права, ставит цель, задачи, которые предстоит решать этому новому образованию. Функционирование школы не требует бюджетного финансирования. Богатый опыт создания и развития Юридического института МИИТ подтверждает возможность образования такой школы, которая обеспечит разработку предложений по систематизации транспортного законодательства и сделает его более доступным для воплощения в транспортную практику. Объединив силы и средства, школа станет тем подразделением, которое сможет разрабатывать и внедрять уникальные программы дополнительного профессионального образования. Функционирование школы обеспечит рост уровня правовой культуры работников транспорта.

Статья целиком →

Павлова А. В. Правовые аспекты цифровой трансформации железнодорожного транспорта и логистики

УДК: 347.463:656.2


Павлова Алла Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта, alpav71@mail.ru


Аннотация. Современные информационные технологии и технические средства совместно с развитием научно-технического прогресса упраздняют границы между технологиями и наукой и способствуют проникновению инноваций во все сферы и отрасли экономики и социума. Формирование цифровой экономики является задачей стратегического развития Российской Федерации. Различные сферы и отрасли экономики России проходят через цифровую трансформацию на основе цифровых технологий. Железнодорожный транспорт и логистика, относящиеся к транспортно-логистической отрасли, не являются исключением. В статье рассмотрены актуальные правовые и нормативные аспекты, регулирующие транспортно-логистическую отрасль России на примере железнодорожной транспортной логистики и регламентацию ее цифровизации. Данные законодательные документы создают возможность осуществлять цифровое государственное регулирование и управление с целью достижения поставленных целей и максимального эффекта.

Статья целиком →

Рудакова Е. Н., Дмитриева О. А., Морковкин Д. Е. Направления совершенствования организации экспортных перевозок сырьевых грузов через железнодорожные пограничные переходы с учетом таможенных аспектов деятельности

УДК: 339.562.4


Рудакова Елена Николаевна - доктор политических, доцент, заведующая кафедрой «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), elena_nikolaevna_rf@mail.ru

Дмитриева Ольга Александровна - кандидат экономических наук, заместитель директора Юридического института по стратегическому развитию, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), davis6589@mail.ru

Морковкин Дмитрий Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта, MorkovkinDE@mail.ru


Аннотация. В настоящее время Россия является важным участником внешнеэкономической деятельности, так как поставляет множество сырьевых продуктов: нефть, газ, металлы, минералы, уголь и лесные грузы. Помимо реализации процедур экспорта и импорта в России осуществляются транзитные перевозки из-за удобного расположения нашей страны, связывающей Европу и Азию. Ключевым импортером российского сырья является Китайская Народная Республика, ежегодно увеличивающая объемы экспортных железнодорожных перевозок. В условиях общей либерализации транспортных процессов, сохранения регулирующей роли государства для координации транспортных отраслей и звеньев транспортной цепочки, международного транспортного сотрудничества и развития международных транспортных коридоров необходимо учитывать, что при организации экспортных перевозок сырьевых грузов одной из проблем остается объективная оценка их стоимости и на ее основе расчет платы за перевозку с подтверждением разрешения вывоза товара с таможенной территории РФ, которую авторы стараются разрешить.

Статья целиком →

Правкин С. А., Смирнова В. В. Правовые основы реализации проектов по инвестированию в железнодорожную инфраструктуру

УДК: 347.463:656.2


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Смирнова Вера Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматривается механизм государственного управления инвестициями в транспортной сфере. Государственное управление инвестициями тесно связано с установлением правовых основ. Для транспортных проектов это, прежде всего, создание правовой базы для инвестиционной деятельности на транспорте. В настоящее время в России отмечается доминирование железнодорожного транспорта. Поэтому важность правового регулирования всей железнодорожной инфраструктуры существенно возрастает. Задача государства состоит в гармонизации законодательства, создании условий и гарантий для инвестирования в железнодорожную инфраструктуру, которая может стать в силу своей протяженности и значимости основой развития экономики всей страны.

Статья целиком →

Губин А. В. Проблемы выделения транспортных расходов в структуре таможенной стоимости товаров

УДК: 339.562.4


Губин Алексей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема учета транспортных расходов в таможенной стоимости товаров, которая используется для их обложения различными видами таможенных платежей и применения мер таможенного регулирования. Манипуляции участников внешнеторговой деятельности с транспортными расходами служат одним из способов занижения таможенной стоимости товаров. В то же время существуют трудности с вычленением суммы транспортных расходов из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в том случае, если их оплачивал не покупатель, а продавец. Как следствие, у первого отсутствуют документы по ним. В результате таможенные органы при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров отказывают в вычете транспортных расходов после места прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза в связи с тем, что декларант не может их обоснованно выделить из цены товаров и документально подтвердить. Одним из выходов из данной ситуации является реализация права декларанта обосновать отсутствие возможности представить запрошенные документы, представив при этом иные документы и (или) сведения, подтверждающие право на вычет расходов по перевозке, которые должны учитываться таможенным органом. Однако окончательное решение по обоснованности данных вычетов остается за таможенными органами, которые не всегда идут навстречу участникам внешнеторговой деятельности в этом вопросе.

Статья целиком →

Байрамов Б. А., Моргунов М. В., Романов А. В. Балластные воды: способы борьбы с загрязнением окружающей среды

УДК: 341.9:349.6


Байрамов Булат Азатович - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)*

Моргунов Михаил Валерьевич - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)*

Романов Александр Владимирович - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)*


Аннотация. Хозяйственная и экономическая деятельность человека приводит к тому, что под воздействием антропогенных факторов Мировой океан интенсивно истощается как в экологической, так и в экономической составляющей. Человечеству необходимо разрешить сложившуюся проблему растущих потребностей и ограниченности ресурсов. В представленной статье будут рассмотрены возможные способы борьбы с загрязнением окружающей среды, вызываемым сбросом судами балластных вод, а также особенности национального законодательства в сфере экологического права с оглядкой на зарубежный опыт, для определения возможных путей снижения негативного влияния на окружающий нас мир.

* Научный руководитель — преподаватель кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ) Д. И. Лычев.

Статья целиком →

Лычев Д. И. Правовая охрана атмосферного воздуха в деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

УДК: 349.6:656.13


Лычев Дмитрий Игоревич - преподаватель кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В российской правовой науке мало уделено внимания теме соотношения экологического и транспортного права, но Российские железные дороги в современной ситуации являются «локомотивом» по правовой охране атмосферного воздуха. Исходя из этого, мы видим, что железнодорожный вид транспорта в России одним из первых начал проводить долгосрочную эколого-правовую политику. При этом подвижной состав и стационарные источники продолжают выбрасывать загрязняющие вещества в объеме, с которым невозможно дальнейшее развитие. Существует проблема уничтожения лесных защитных насаждений. В связи с этим в современной правовой системе необходимо четко разграничить правовую ответственность между ОАО «РЖД», государственными и муниципальными органами власти в рамках контроля за лесозащитными насаждениями и состоянием атмосферного воздуха.

Статья целиком →