Примаченок А. А., Ковальчук А. В. Пределы ответственности за принуждение, понуждение и подстрекательство к нарушению правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности тяжкие последствия

УДК: 343.7


Примаченок Анатолий Андреевич - кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», a.primachonok@tut.by

Ковальчук Алексей Васильевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», kovalchusha@mail.ru


Аннотация. В статье анализируется проблема применения норм об уголовной ответственности за принуждение, понуждение или подстрекательство лица, управляющего транспортным средством, к нарушению правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Аргументируется необходимость введения уголовной ответственности за указанные деяния в самостоятельной норме УК РФ.

Статья целиком →

Попов В. Л. Транспортные экспертизы: проблемы теории и практики

УДК: 343.148.6


Попов Валерий Леонидович - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Судебная практика показывает, что успешное расследование большинства уголовных дел сегодня невозможно без использования судебной экспертизы, которая с использованием современных достижений научно-технических средств и методов является наиболее эффективной формой применения специальных знаний, имеющих доказательственное значение в уголовном судопроизводстве. Есть преступления, где невозможно обойтись без экспертного исследования. К такого рода уголовным делам относятся преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, предусмотренные гл. 27 УК РФ. При этом наблюдается странная особенность, при современном развитии судебной экспертизы в государственных экспертных учреждениях не было и нет экспертных специальностей по сопровождению расследования железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта. Вместе с тем подобные экспертизы производятся на платной основе негосударственными некоммерческими экспертными организациями, без соответствующей экспертной квалификации и без четко установленных методик и методов их производства. Вследствие этого не обеспечивается принцип объективности, полноты и достоверности проведенных исследований, так как вступает в противоречие с теоретическими и методологическими основами судебной экспертизы. Чтобы разобраться в этом, были изучены причины сложившейся экспертной практики в транспортном блоке и предложены в рамках Юридического института Российского университета транспорта мероприятия, которые могут и должны сдвинуть решение этого вопроса в положительную сторону.

Статья целиком →

Киселевич И. В. Особенности осмотра и фиксации повреждений транспортных средств при использовании европротокола

УДК: 343.98 (347.948.2)


Киселевич Игорь Валентинович - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), riss2862@mail.ru


Аннотация. На дорогах нашей страны происходит много дорожно-транспортных происшествий. По степени воздействия на автотранспортные средства и людей они бывают как незначительные, так и с тяжелыми последствиями. И во всех случаях необходим осмотр и фиксация повреждений автомобилей, с целью дальнейшего их исследования. Анализ материалов гражданских дел по дорожно-транспортным происшествиям показывает, что многие водители в целях экономии времени, договариваясь друг с другом, не вызывая сотрудников ГИБДД, оформляют и отправляют в свои страховые компании так называемый «европротокол» для выплаты компенсаций или восстановления автомобилей в специализированных автомастерских. В статье раскрываются особенности осмотра и фиксации повреждений транспортных средств автовладельцами без вызова сотрудников ГИБДД на место происшествия, а также анализируется ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Статья целиком →

Жаворонков В. А. Меры, направленные на предупреждение преступлений, связанных с неправомерным изменением идентификационной маркироки транспортных средств

УДК: 343.3/.7


Жаворонков Владимир Алексеевич - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), telec121.57@mail.ru


Аннотация. В статье исследуются особенности противоправного деяния, предусмотренного ст. 326 УК РФ (подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства), рассматриваемого как одно из звеньев преступной схемы, связанной с неправомерным завладением транспортным средством с целью его хищения и последующей перепродажи. Раскрываются некоторые проблемы правового характера, возникающие при регистрации автотранспорта с измененной идентификационной маркировкой. В заключении автором предлагаются конкретные меры, касающиеся технологии нанесения идентификационной маркировки на новые транспортные средства на заводах-изготовителях, которые позволили бы снизить количество преступлений этого вида. Также указываются и другие возможности устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с неправомерным изменением идентификационной маркировки транспортных средств.

Статья целиком →

Дроздова Е. А., Кочкина О. В. Британская транспортная полиция

УДК: 351.81


Дроздова Елена Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), Gorbunovala@ya.ru

Кочкина Оксана Владимировна - научный сотрудник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, ФКУ НИИ ФСИН России, oksana-budjaeava@rambler.ru


Аннотация. В статье рассматриваются исторические этапы становления британской транспортной полиции. Акцентируется внимание на особенностях формирования органов управления полиции, а также некоторых вопросах правовой регламентации деятельности британской полиции. Анализируются причины и условия, побудившие к созданию данного органа, и некоторая нормативная правовая база, регламентирующая деятельность британской транспортной полиции. Для Российской Федерации представленный опыт будет весьма полезным, так как область обеспечения безопасности транспортных сообщений является сложным направлением и многоаспектным, требующим дополнительных исследований с применением эффективного, многолетнего опыта в исследуемой сфере, который получен в зарубежных странах.

Статья целиком →

Горовой Виктор В., Горовой Владислав В. Некоторые направления по обеспечению безопасности транспортного комплекса Российской Федерации

УДК: 347.822:351.814


Горовой Виктор Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Горовой Владислав Викторович - старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России


Аннотация. В статье на основании статистических данных и научных источников раскрыты возможные внутренние угрозы транспортному комплексу Российской Федерации и его инфраструктуре. С учетом практической необходимости в условиях отдельных ограничений в профильном законодательстве необходимо сосредоточить усилия на вопросе оптимизации подходов к реализации требований транспортной безопасности. В частности, обосновывается необходимость применения новейших средств и методов обеспечения досмотровых мероприятий. Полученная информация позволит выделить приоритетные направления деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Статья целиком →

Бобовкин М. В., Ручкин В. А., Диденко О. А. Транспортные документы — объекты судебно-почерковедческой экспертизы

УДК: 343


Бобовкин Михаил Викторович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Ручкин Виталий Анатольевич - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры основ экспертно-криминалистической деятельности учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России, заслуженный деятель науки Российской Федерации

Диденко Ольга Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы судебно-почерковедческой экспертизы транспортных документов. На основе анализа общенаучных и криминалистических данных авторы формулируют собственный взгляд на систему транспортных документов, возможности их идентификационного и диагностического исследования при решении задач судебно-почерковедческой экспертизы. Высказывается мнение о доказательственном и ориентирующем значении судебно-почерковедческой экспертизы транспортных документов, рассматриваются вопросы использования ее результатов в правоохранительной деятельности.

Статья целиком →

Беляев М. В. К вопросу о диагностических транспортно-трасологических исследованиях по страховым делам

УДК: 343.98.065


Беляев Михаил Вячеславович - кандидат юридических наук, доцент кафедры оружиеведения и трасологии Московского университета МВД России имения В. Я. Кикотя, belyaev1975@mail.ru


Аннотация. В статье рассматриваются возможности диагностических транспортно-трасологических экспертиз при установлении вопросов, связанных с контактным взаимодействием транспортных средств. Изложены вопросы, решаемые данным исследованием, методические аспекты их решения, одним из которых является метод моделирования механизма столкновения. В качестве примера подробно представлены возможности масштабно-схематического моделирования столкновения и сопоставления повреждений. Данный способ положительно себя зарекомендовал по страховым делам.

Статья целиком →

Белавин А. В., Савина Л. А. Некоторые особенности применения методов фиксации доказательственной информации в ходе ремонтно-восстановительных и аварийно-спасательных мероприятий при осмотре места чрезвычайного происшествия на железнодорожном транспорте

УДК: 343.346+343.132.1


Белавин Андрей Вениаминович - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института

Савина Любовь Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института


Аннотация. В статье рассматривается вопрос о современных возможностях использования алгоритма применения графического метода и метода фотофиксации обстановки места чрезвычайного происшествия на железнодорожном транспорте с первых минут проведения ремонтно-восстановительных и аварийно-спасательных мероприятий.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Частное или казенное управление на железных дорогах: выбор России во второй половине XIX века

УДК: 625.1(09)


Петров Юрий Иванович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), petrov52@ro.ru


Аннотация. Активное развитие железнодорожного транспорта в середине XIX в. в России сформировало у общественности и правительства твердую убежденность в необходимости пересмотра подходов к управлению в отрасли. В статье показано, как на протяжении многих лет строительство железных дорог фактически осуществлялось на государственные средства, но при этом управление всем железнодорожным делом находилось у частных предпринимателей практически в бесконтрольном ведении. В статье анализируются шаги, направленные на поиск рационального соотношения в управлении железными дорогами между частными лицами и государством во второй половине XIX в. Приведена позиция как наиболее видных зарубежных представителей науки финансового права: К. Рау, А. Вагнера, П. Леруа-Болье, категорически высказывавшихся за принадлежность железных дорог казне, так и ученых и специалистов железнодорожного дела России. Сравнительный анализ подходов к строительству и управлению железными дорогами в таких странах, как Англия, Бельгия и Франция, а также накопленный, хотя и небольшой, опыт в России позволили сделать вывод, что мудрой политикой в железнодорожном деле необходимо признать ту, в которой соединяется казенное управление с частным, но в меру необходимости и полезности в данное время.

Статья целиком →