Чеботарев В. Е., Ракова И. О. Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией

УДК: 341.9


Чеботарев Владимир Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), v.tchebotarev@mail.ru

Ракова Ирина Олеговна - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), irinarakova21@mail.ru


Аннотация. В статье рассматриваются действующие нормативные правовые акты, регулирующие международные полеты над государственной территорией. К их числу относятся национальные нормативные правовые акты и международные. Международные договоры и национальное законодательство государств делят международные полеты на две категории: регулярные и нерегулярные. Главным источником правового регулирования международных воздушных полетов является Чикагская конвенция 1944 г. В статье предлагается внести в данный международный документ изменения, касающиеся нерегулярных полетов. Актуальным в настоящее время событием является выход России из Договора по открытому небу.

Статья целиком →

Хотько О. А., Чеботарева А. А. Правовые вопросы международного сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности

УДК: 349.6


Хотько Ольга Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экологического и аграрного права Белорусского государственного университета, o.a.khatsko@gmail.com

Чеботарева Анна Александровна - доктор юридических наук доцент, заведующая кафедрой «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта, a.tchebotareva@mail.ru


Аннотация. В статье анализируется регулирование обеспечения экологической безопасности в сфере транспортной деятельности в различных странах, межгосударственных интеграционных образованиях и рассматриваются перспективы совершенствования правовых международных подходов с целью повышения сотрудничества стран. Среди существенных факторов, препятствующих решению данной актуальной проблемы, называется несовершенство институциональной среды обеспечения экологической безопасности. Отмечается, что в Европейском Союзе имеется механизм взаимодействия государств, в странах ― участницах Евразийского экономического союза он недостаточно развит. Предлагается активизировать международное сотрудничество в эколого-правовой сфере, что является необходимым элементом в транспортном секторе в свете решения вопросов снижения воздействия транспорта на окружающую среду и глобальной проблемы, связанной с изменением климата. Сделаны выводы о необходимости формулирования принципов международного сотрудничества в области обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности.

Статья целиком →

Лобачев С. Л. Состояние и перспективы развития функционала личного кабинета студента в электронной информационно-образовательной среде вуза на примере Российского университета транспорта

УДК: 378.1


Лобачев Сергей Львович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Вопросами построения информационно-образовательной среды вуза и системы образования России в целом специалисты занимаются уже около 25 лет. За этот период актуальность данного вопроса сильно менялась, и только с появлением соответствующей нормативной базы электронные информационно-образовательные среды (ЭИОС) вузов стали реальностью. Однако создание ЭИОС до 2020 г. велось, в основном, с целью обеспечения соответствия нормативным документам. Реализация учебного процесса проводилась с помощью систем дистанционного обучения (СДО), многие из которых были созданы и внедрены задолго до появления в вузах ЭИОС. Ситуация резко изменилась в 2020 г., и это привело к переосмыслению многих сложившихся положений, причем в условиях дефицита времени. ЭИОС оказались не в состоянии оказать существенную помощь вузам в условиях эпидемии, поскольку в реальности они являлись не инструментом учебного процесса, а информационными витринами для контролирующих органов. Опыт, полученный в 2020 г., позволил провести анализ того, насколько удачно ЭИОС справляются с задачами поддержки учебного процесса, и наметить пути их совершенствования. В данной работе предпринята попытка обобщения предложений по совершенствованию ЭИОС Российского университета транспорта (РУТ), разработанных студентами Юридического института РУТ. Представленные в работе данные являются результатами обработки курсовых работ, выполненных ими осенью 2020 г. Каждый студент мог вносить любое количество предложений. Проведенный анализ позволил разбить все предложения на три категории: техническая доработка, дополнение ЭИОС функциями, реализуемыми сегодня в СДО, и информационное наполнение. Проведенный анализ позволил наметить два пути дальнейшего развития ЭИОС РУТ и выделить один из них, который может обеспечить развитие ЭИОС без риска нарушения учебного процесса и дальнейшую интеграцию вуза в перспективную отраслевую информационную среду.

Статья целиком →

Духно Н. А., Чеботарева А. А. Транспортно-правовой форум: ежегодное международное и ведущее научное мероприятие Юридического института Российского университета транспорта

УДК: 347.463


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Чеботарева Анна Александровна - доктор юридических наук доцент, заведующая кафедрой «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье дан экскурс, освещающий историю проведения Международного транспортно-правового форума, организатором которого стала кафедра «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ). Инициатором создания форума стала заведующая кафедрой, доктор юридических наук Анна Александровна Чеботарева, осознавшая важность растущих актуальных проблем внедрения в транспортную отрасль новых технологий цифровизации, искусственного интеллекта. В 2019 г. состоялся первый Международный транспортно-правовой форум, на котором было принято решение проводить его ежегодно в целях обсуждения правовых проблем, увеличивающихся в результате внедрения технологий цифровизации в транспортные системы разных стран, связанных между собой процессами перевозок. Представлен краткий обзор научных сообщений, прозвучавших на третьем Международном транспортно-правовом форуме, состоявшемся 10 февраля 2021 г. в Юридическом институте МИИТ, где также обсуждались актуальные правовые проблемы, связанные с внедрением технологий искусственного интеллекта в сферу транспортной деятельности. Полученные на форуме научные результаты привлекли внимание ученых практиков и студентов транспортных вузов.

Статья целиком →

Шуваева М. С. Задачи предварительного следствия по делам о крушениях и авариях на железнодорожном транспорте

УДК: 343.132:628.5:656.2(075.8)


Шуваева Мария Сергеевна - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя


Аннотация. Крушения и аварии, происходящие на железнодорожном транспорте, как правило, относятся к числу резонансных преступлений. Они мгновенно становятся достоянием общественности, активно освещаются и обсуждаются средствами массовой информации. Поэтому они относятся к таким событиям, которые требуют срочного вмешательства не только правоохранительных органов, но и органов государственной власти с целью выяснения причин, выявления и наказания виновных и принятия мер к предупреждению подобных происшествий в дальнейшем. В статье рассматриваются вопросы расследования преступлений, связанных с крушениями и авариями на железнодорожном транспорте на первоначальном этапе их расследования.

Статья целиком →

Суденко В. Е. Специалист в уголовном судопроизводстве по транспортным преступлениям

УДК: 343.346


Суденко Владимир Егорович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник сферы образования


Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при использовании навыков, знаний и умений специалиста в процессе расследования преступлений вообще и транспортных, в частности. Важность использования знаний специалиста при расследовании преступлений, совершаемых на объектах транспортной инфраструктуры, определяется высокой сложностью структуры этой отрасли народного хозяйства, довольно многими специфическими особенностями функционирования различных отраслей транспорта, в том числе железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного и метрополитена. Не меньшую сложность представляют расследования транспортных преступлений и иных правонарушений на автомобильном транспорте. Все это определяет особую важность и нередко крайнюю необходимость в использовании специальных познаний самого различного характера, относящихся к указанным видам транспорта: к примеру, в железнодорожном транспорте — это сфера энергоснабжения, электрических цепей, сигнализации и связи, локомотивного и вагонного хозяйства, путевого хозяйства, в том числе стрелочных переводов и тупиков, мостов и тоннелей, станционных сооружений, пассажирских платформ и многих других. Указанные особенности и определяют не только важность применения специальных знаний, но и их особую важность для установления объективной истины в совершенном транспортном преступлении.

Статья целиком →

Примаченок А. А., Ковальчук А. В. Пределы ответственности за принуждение, понуждение и подстрекательство к нарушению правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности тяжкие последствия

УДК: 343.7


Примаченок Анатолий Андреевич - кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», a.primachonok@tut.by

Ковальчук Алексей Васильевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», kovalchusha@mail.ru


Аннотация. В статье анализируется проблема применения норм об уголовной ответственности за принуждение, понуждение или подстрекательство лица, управляющего транспортным средством, к нарушению правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Аргументируется необходимость введения уголовной ответственности за указанные деяния в самостоятельной норме УК РФ.

Статья целиком →

Попов В. Л. Транспортные экспертизы: проблемы теории и практики

УДК: 343.148.6


Попов Валерий Леонидович - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Судебная практика показывает, что успешное расследование большинства уголовных дел сегодня невозможно без использования судебной экспертизы, которая с использованием современных достижений научно-технических средств и методов является наиболее эффективной формой применения специальных знаний, имеющих доказательственное значение в уголовном судопроизводстве. Есть преступления, где невозможно обойтись без экспертного исследования. К такого рода уголовным делам относятся преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, предусмотренные гл. 27 УК РФ. При этом наблюдается странная особенность, при современном развитии судебной экспертизы в государственных экспертных учреждениях не было и нет экспертных специальностей по сопровождению расследования железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта. Вместе с тем подобные экспертизы производятся на платной основе негосударственными некоммерческими экспертными организациями, без соответствующей экспертной квалификации и без четко установленных методик и методов их производства. Вследствие этого не обеспечивается принцип объективности, полноты и достоверности проведенных исследований, так как вступает в противоречие с теоретическими и методологическими основами судебной экспертизы. Чтобы разобраться в этом, были изучены причины сложившейся экспертной практики в транспортном блоке и предложены в рамках Юридического института Российского университета транспорта мероприятия, которые могут и должны сдвинуть решение этого вопроса в положительную сторону.

Статья целиком →

Киселевич И. В. Особенности осмотра и фиксации повреждений транспортных средств при использовании европротокола

УДК: 343.98 (347.948.2)


Киселевич Игорь Валентинович - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), riss2862@mail.ru


Аннотация. На дорогах нашей страны происходит много дорожно-транспортных происшествий. По степени воздействия на автотранспортные средства и людей они бывают как незначительные, так и с тяжелыми последствиями. И во всех случаях необходим осмотр и фиксация повреждений автомобилей, с целью дальнейшего их исследования. Анализ материалов гражданских дел по дорожно-транспортным происшествиям показывает, что многие водители в целях экономии времени, договариваясь друг с другом, не вызывая сотрудников ГИБДД, оформляют и отправляют в свои страховые компании так называемый «европротокол» для выплаты компенсаций или восстановления автомобилей в специализированных автомастерских. В статье раскрываются особенности осмотра и фиксации повреждений транспортных средств автовладельцами без вызова сотрудников ГИБДД на место происшествия, а также анализируется ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Статья целиком →

Жаворонков В. А. Меры, направленные на предупреждение преступлений, связанных с неправомерным изменением идентификационной маркироки транспортных средств

УДК: 343.3/.7


Жаворонков Владимир Алексеевич - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), telec121.57@mail.ru


Аннотация. В статье исследуются особенности противоправного деяния, предусмотренного ст. 326 УК РФ (подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства), рассматриваемого как одно из звеньев преступной схемы, связанной с неправомерным завладением транспортным средством с целью его хищения и последующей перепродажи. Раскрываются некоторые проблемы правового характера, возникающие при регистрации автотранспорта с измененной идентификационной маркировкой. В заключении автором предлагаются конкретные меры, касающиеся технологии нанесения идентификационной маркировки на новые транспортные средства на заводах-изготовителях, которые позволили бы снизить количество преступлений этого вида. Также указываются и другие возможности устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с неправомерным изменением идентификационной маркировки транспортных средств.

Статья целиком →